Портфолио воспитателя детского дома
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Меньщикова Лариса Николаевна

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

“Детский дом №4” г. Усинска

Составитель:

Меньщикова Л.Н.

педагог 1 квалификационной категории

ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206

Возраст участников:

7-14 лет

2010

Усинск

1 день

Ведущий 1: Добрый день дорогие участники и гости нашего летнего отдыха!                                        

Ведущий 2: На протяжении всего месяца мы будем с вами гостить в деревне у дедушки и бабушки.

(Вбегает дедушка)

Дедушка: Ой, мои дорогие, здравствуйте! Помогите, посадил репку, она выросла, пришел репку тянуть, а она письмо мне представляете, написала! Ничего не пойму, что она хочет от меня?

Ведущий 1: Давай дедушка посмотрю! Дедушка да это не репка тебе письмо написала, а медведь лесной. Он тебя проверить дедушка хочет. Такой же ты как раньше сильный, ловкий, смекалистый и такая же у тебя дружная семья как раньше или нет? Если пройдешь все его испытания репка твоя.

Дедушка: Ой, горе мне горе. Руки у меня не такие сильные, ноги не такие быстрые, а детки с внуками далеко-далеко… Что же делать? Помогите!

Ведущий 2: Хорошо, мы поможем дедушка. Что нужно делать говори.

Дедушка: Да я и незнаю, задания наверно у репки лежат. Но идти туда я буду долго, может ваши ребятки сбегают и принесут задания? Так будет быстрей.

Ведущий 1: Ребята, вот вам маршрутные листы. Вы сейчас по ним пойдете. Внимание – задание. Вы должны идти четко по карте, на пути вам попадутся: бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, вы должны будите выполнить их задания, а они покажут вам путь, как пройти к репке. Кто первый дойдет до репки и возьмет следующие задание, тот сегодня будет победителем.

(раздаются маршрутные листы, дети стартуют).

Станция «Лекарственная» (бабка)

  1. Эти черные ягоды растут в лесу. Они помогают регулировать работу желудка, лечат ангину, улучшают зрение?
  2. Эти красные ягоды растут гроздьями. Они нормализуют работу сердца, понижают кровяное давление.
  3. Этот цветок необычайно красив. Растет он в лесу, его небольшие беленькие цветочки похожи на маленькие колокольчики, растущие на тонкой цветочной стрелке. Из его листьев, цветков и семян делают лекарства, которые улучшают работу сердца
  4. Этот ярко-желтый цветок раскрывается в середине лета. Он растет во влажных местах, у берегов рек, в песках, на каменистых россыпях, в зарослях кустарников, у дорог. Многие люди используют это растения для заваривания чая.
  5. Это растение растет вдоль дорог. Его листья используют для заживления ран. Настой из этого растения помогает вылечить кашель.
  6. Это растение растет около домов, под заборами, вдоль лесных тропинок. Поэтому все мы знаем, как неприятны ее ожоги: нам больно, потом появляется небольшой волдырь, который начинает чесаться. Это растение останавливает кровотечение. Весной его пускают в суп, так как в нем  много витаминов.
  7. Это дерево зацветает в июле месяце. Его цветки имеют душистый аромат и лечебные свойства. Они полезны при простудных  заболеваниях. Из нектара цветков пчелы делают вкусный мед.
  8. Этот цветок растет в поле. Ярко-синие цветы можно увидеть издалека. Красивые цветочки используют для лечения печени и почек.

Станция «Спортивная»(внучка)

Звучит свисток – забили гол,

Игра зовется как?  (Футбол)

        Да, был вопрос довольно прост,

        Теперь задам сложнее:

        В игре есть шайба, клюшка, лед,

        Играем мы в …(хоккей)

Им даже старик заниматься готов

В наш быстрый, стремительный век.

Но этот вид спорта проставил Борзов

И он называется …(бег)

                Лепили меня  из костей и из кожи,

        Каяком меня называли.

        Бываю один я, бываю двойной

        И даже четверкой бываю.

        На мне нет держателей и уключин,

        Двуполостным веслам здесь жарко,

        И нос у меня, ребята, колючий,

        Как я называюсь?  (Байдарка)  

Индейцы меня из ствола выжигали,

Похожа я чуть на пирогу,

Брезентовым фартуком обмотали

И в спорт проложили дорогу.

Спортсмен-одиночка стоит на колене,

Бывает, становятся двое,

Тут нужно особенное уменье,

Как называюсь я?  (Каноэ)

        Натянуты мускулы, словно стрела,

        Идут состязанья особого ранга.

        И сила здесь больше, чем ловкость нужна,

        В руках у спортсмена тяжелая … (штанга)      

Станция «Здорового питания»(Жучка)

  1. Для чего человек кушает?
  2. Сколько времени человек может быть без еды?  (20-30 дней)
  3. Сколько времени человек может прожить без воды?  (3-7 дней)
  4. Расскажите, как надо правильно питаться.

Выберите из данного списка продуктов полезные: творог, конфеты, шоколад, сметана, мясо, рыба, чупа-чупс, кириешки, орехи, пироженое, пирожки, яблоки, молоко.

        ИГРА «Съедобное-несъедобное»

Станция «Культурная»(кошка)

За стол нужно садиться:

  1. В шапке
  2. В пальто и варежках
  3. Сняв верхнюю одежду и вымыв руки

Во время еды:

  1. Сначала нужно прожевать и проглотить пищу, а потом говорить
  2. Можно разговаривать с набитым ртом
  3. Важно откусывать самые большие куски

За столом некрасиво:

  1. Сидеть прямо
  2. Класть локти на стол
  3. Сидеть, поджав ноги на стуле

Тебе необходимо что-то достать с другого конца   стола. Ты:

  1. Встанешь на стул и сам достанешь
  2. Вежливо попросишь передать

Торт красиво есть:

  1. Руками, облизывая их от крема и крошек
  2. Руками, не облизывая их от крема и крошек
  3. Большой ложкой
  4. Маленькой ложкой

Из общего блюда вежливо брать:

  1. Самый большой кусок
  2. Крайний кусок
  3. Кусок, который лежит в центре

За едой люди:

  1. Читают книги
  2. Пишут письма
  3. Только едят и ни чем другим не занимаются

Косточки от компота и фруктов:

  1. Выплевывают на ложечку и кладут в блюдце
  2. Выплевывают на стол
  3. Выплевывают в руку и кладут в карман

Когда пьешь чай:

  1. Ложечку не оставляют в стакане
  2. Все время перемешивают чай
  3. Пьют из ложки

После еды ложки и вилки:

  1. Положи на скатерть
  2. Положи на тарелку
  3. Отдай хозяину

После еды губы и руки вытирай:

  1. О скатерть
  2. О рукав своей одежды
  3. Салфеткой

После еды:

  1. Молча и тихо выйди из-за стола
  2. Поблагодари
  3. Скажи, какое блюдо тебе не понравилось

Станция «Народная»(мышка)

Загадки (человек)

За стеной костяной

Соловейко спой!  (язык)

Между двух светил

Я в середине один.  (нос)

Полон хлевец

Белых овец.  (зубы)

У двух матерей

По пяти сыновей,

Одно имя всем.  (пальцы)

Маленький, кругленький,

А до неба докинешь.  (глаз)

Стоят два кола,

На кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес.  (человек)

Скороговорки

Добры бобры идут в боры.

В печурке – три чурки, три гуся, три утки.

На горе, на пригорке, стояли двадцать два Егорки.

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка … (и так до 22-х)

(когда все дети выполнили задание и прибежали на исходный пункт)

Дедушка: Ой, мои молодцы, умницы. Спасибо за помощь. Команда…. Была первой, вы - победители!!!

Ведущий 2: Давайте посмотрим, что там написано на листочке. Дедушка, да тут непонятно что написано.

(Берет часть листа и ничего прочесть не может)

Ведущий 1: Ребята, а остальные нашли листики возле репки?

(дети отвечают: да. Ведущие складывают разорванное письмо)

Ведущий 2: Ребята, медведь хочет, чтобы мы его рассмешили. Вам нужно будет приготовить к следующей субботе сказку на новый лад «Ребку». Раз сегодня все ребята помогли собрать письмо, то все являются победителями. А следующая суббота покажет кто лучше.

Ведущий 1: До свидания!

2 день

Ведущий 1: Мы вновь рады вас приветствовать на нашей игре «Репка»!

Ведущий 2: И сегодня наши команды покажут нам свои сказки! Итак, начинаем!

(команды показывают сказки)

Ведущий 1: Ну, как дедушка, справились команды?

Дедушка: Я-то думаю да, а вот как медведь думает незнаю. Надо у него спросить.

(вбегает бабка)

Бабка: Ой, люди дорогие, да что же это творится то, а? Иду я к вам, пирожки несу, а навстречу мне медведь идет, да ржет ирод то как лошадь, на весь лес. И говорит мне: «Бабка там про вас ребята сказку показывали, хохма полная. Мне понравились все! Так и передай им». Да вот листик дал. А я читать то не умею. Прочтите сами»

Ведущий 2: «Все ваши сказки хороши, рассмешили вы меня. Теперь накормите». Да, ребята, у нас снова нет победителей, но есть задание к следующей субботе.

Ведущий 1: Вы должны будите накрыть стол, а к какому событию вы сейчас выберите сами.

(дети выбирают: День рождение, Новый год, масленица)

Ведущий 2: До скорых встреч!

3 день

Внучка: Здравствуйте дорогие участники. Медведь с самого утра в дом стучался. Говорит, чтобы я пришла к вам в гости и распробовала ваши угощения, да ему не забыла принести. Угостите?

Ведущий 1: Конечно, проходи внучка Машенька наши ребята тебя угостят и о празднике расскажут.

(дети принимают гостей, угощают, рассказывают о празднике, к которому они готовились, да отдают торбочку медведю).

Ведущий 2: Молодцы, ребята, накормили, напоили и развеселили. Интересно кто из вас медведю больше понравился?

Внучка: Сейчас пойду, спрошу.

(Уходит. Вбегают кошка, а за ней Жучка. У кошки письмо).

Ведущий 1: Смотрите, ребята, кошка с Жучкой письмо нам принесли. Что интересно здесь написано? «Напоили, накормили, развеселили, теперь напугайте меня».

Ведущий 2: Да, интересный у нас отдых в деревне у дедушки и бабушки получается. Так с медведем мы и не отдохнем и репу из земли не вытянем. Ну, ребята, еще раз помогите. Помогите напугать и выгнать медведя из нашего леса, как в старину с помощью леших, домовых, русалок и другой нечисти. Это и будет ваше задание к следующей субботе. До свидания!

4 день

Ведущий 1: Ой, дедуля, бабуля как страшно! Где наши ребята? Посмотрите у кошки от ужаса лесного шерсть дыбом встала. Жучка да перестань ты лаять и так страшно в лесу.

Ведущий 2: Дедуль, а верно ли мы идем? Бабуль, точно это самая короткая дорога? Смотрите сколько нечисти в лесу. У них сегодня шабаш?

Бабушка: Да вы же сами просили своих ребят помочь напугать медведя и переодеться пострашней, вот они красавцы и выполнили задание. По-моему очень хорошо выполнили!

Внучка: Ой, как страшно! А где моя мышка-норушка?

Дедушка: От страха в норке сидит.

Внучка: Наверное. Жаль, без нее мы не сможем вытянуть репку. Зря идем!

Ведущий 1: Давай дойдем, а там посмотрим.

(подходят к репке, а возле нее сидит мышка и мишка. Мышка увидела кто идет и быстро спряталась)

Ведущий 2: Здравствуй медведюшка! Мы пришли репку тянуть, можно?

Медведь: Не-а! Вы меня накормили, напоили, развеселили, а еще не напугали. Напугайте, а потом я и сам помогу репку вытянуть и до дома донесу.

(Страшные сценки детей. На  последней медведь с криком ужаса убегает и слышно как мышка-норушка плачет за репкой)

Ведущий 1: Кто это интересно здесь плачет и почему? А это ты мышка, выходи, иди к нам.

Мышка: Простите меня ребята, дедушка, бабушка, внучка, Жучка и Кошка это я во всем виновата, это мне скучно стало и я попросила медведя вас запугать…. Мне самой сейчас очень страшно… Я так больше не буду-у-у-у.

Ведущий 2: Не плачь мышка, конечно же, мы тебя простим, правда, ребята? Только теперь ты нас развесили, накорми и напои, напугать ты нас уже напугала. Да наградить ребят за их  труды нужно!

Мышка: С радостью!

(мини-концерт и награждение ребят)



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

“Детский дом №4” г. Усинска

2010г.

Пояснительная записка

        Экономическая игра – это игра, которая способствует стремлению детей к  экономическим познаниям. Знакомит воспитанников с экономическими азами, с профессией предприниматель. Игра предполагает участие ребят в возрасте 13-14 лет.

        Данная тема выбрана не случайно. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. А для этого надо производить продукцию и оказывать услуги населению. Всем этим и занят сложный механизм, который изучает экономические науки.

Оформление:

Высказывания:

- Просыпаясь утром, спроси себя «Что я должен сделать?»; вечером, прежде, чем заснуть: «Что я сделал?».            Пифагор

- Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками:                                                                          А.П.Чехов

Заповеди бизнесмена: (на доске и раздаются на памятках для каждого участника)

- Всё зависит только от меня самого.

- Хочешь преуспеть – рискуй.

- Держи слово.

- Богатство любит здоровых.

- Удача сопутствует образованным.

Участники игры делятся на две команды по 6 человек, они зарабатывают деньги для открытия школьного кафе. Команда, заработавшая больше денег, становится победителем.

Ход игры

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы приветствуем вас на экономической игре «Кафе для школы».

Ведущий: Запомните: " Умелое ведение хозяйства - залог к успеху и богатству!"

А сейчас мы поиграем,
Кто во что горазд узнаем.
Попрошу любителей драхмы и лиры
Объявить свои команды-фирмы.

(Команды приветствуют друг друга.)

Ведущий: Внимание, внимание, друзья !!!
Первый конкурс объявляю я.
На вопросы мои смелей отвечайте
И лицензию фирмы своей получайте.

(После ответов вручается лицензия и заработанные командой деньги: за каждый правильный ответ конкурсов игры "присуждается" 5 рублей, ответ со второй попытки или с помощью болельщиков - 4 рубля.)

 Вопросы: 1.  Что такое лицензия? (Лицензия - это разрешение на право организовать свою фирму).                                                                                                                    2. Крупное учреждение, где хранятся финансовые средства (банк).
3. Как называются иностранные деньги (валюта).
4. То, что взято взаймы с последующей отдачей (долг).
5. Денежная единица США (доллар).
6. Ввоз в страну иностранных товаров (импорт).
7. Соперничество, состязание на рынке (конкуренция).
8. Объявление, извещение о товаре, услуге (реклама).
9. Несгораемый металлический ящик для хранения денег (сейф).
10. Розыгрыш по билетам (лотерея).
11. Самый дорогой металл (золото).

Ведущий: Итоги конкурса объявляю,
С двойной удачей поздравляю:
Во-первых - лицензию вы получили,
А во-вторых - счёт в банке открыли.
Следующий конкурс -
Очень важный, помните всегда,
Представьте свою фирму, господа.

(Команды представляют название и рекламу, распределение должностей своего кафе. Подготовка 2 минуты.)

Ведущий: Третий конкурс для директоров кафе. Директора отвечают на вопросы по карточкам.

Вопросы капитанам:

Требование на товары со стороны покупателя (спрос).
Деньги, выдаваемые вперед за счет заработка (аванс).
Потеря, ущерб фирмы в результате неэффективной рекламной компании (убыток).
Денежная единица многих европейских стран (евро).
Крупный шантажист, вымогатель (рэкетёр).
Его все платят (налог).
Стоимость товара, услуг, выраженная в деньгах (цена).
Товарная сделка, натуральный обмен (бартер).
Место в магазине для показа товара (витрина).

Ведущий: Четвёртый конкурс будет для главных бухгалтеров, посмотрим, как они знают экономические термины (пишут на листочках, потом зачитывают).
        Кто больше знает экономических терминов на букву «Д», (например: доход, дефицит, дотация, дебет, и т.д). На букву «П» (прибыль, платёж и т.д.). На букву «Б» (бизнес, банкнота и т.д.).

Ведущий: Конкурс пятый не менее важный,
Вам предстоит за 1 минуту  из слова БАНКНОТА  составить как можно больше других слов.

Ведущий: Элемент маркетинга – реклама
Кто с рекламой быстро управиться,
У того финансы поправятся.

(команды представляют приготовленную заранее рекламу фирменных блюд своего кафе. Оценивается оригинальность, краткость, неповторимость.)

Ведущий:Пора подводить итоги, друзья.
Играли на славу вы и не зря.
В дальнейшей жизни, частной компании
Всегда пригодятся ваши знания.
Ум и находчивость вы проявляйте,
И на весь мир о себе заявляйте.

Слово предоставляется председателю жюри.

Награждение.



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

“Детский дом №4” г. Усинска

РАССМОТРЕНА

на совещании (при директоре)

педагогического коллектива

Протокол №

От «»                         г.

                  УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГОУ «Детский дом №4»          

                      г.Усинска

__________Лунгу С.В.

                                г.

 

Направленность:

?

Составитель:

Меньщикова Лариса Николаевна

педагог 1 квалификационной категории

ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206

2009 г

Усинск

Пояснительная записка

Актуальность. Повышение интереса к экономическому воспитанию детей 5-7 лет проживающих в стенах детского дома и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Не все детские дома имеют возможность систематически заниматься экономическим образованием детей. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по экономическому образованию и воспитанию.

Новизна. Предлагаемые занятия с детьми 5-7 лет носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

Экономическое образование детей 5-7 лет предусматривает также наличие тесного контакта между детьми и воспитателями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.

Программа составлена на основе авторской программы Щербининой С.М., Литвиновой Л.К. «Копейка – рубль бережет», воспитателей МБДОУ «Д/С ОВ №1» г. Усолье – Сибирское.

Цель: развить у детей 5-7 лет интерес к экономическим знаниям, используя для этого различные виды деятельности.

Задачи:

1. Ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);

2. Трудовое воспитание (работа, её результат, индивидуальный и коллективный труд и др.);

3. Развитие игровой деятельности;

4. Воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, природе и т. п.);

5. Формирование навыков разумного поведения и потребностей.

Принципы построения программы:

1. Принцип научности

2. Принцип комплексности

3. Принцип активности и сознательности

4. Принцип адресованности и преемственности

5. Принцип результативности

6. Принцип пересечения

Возраст участников программы: 5-7 лет

Срок реализации программы: 2 года

1год обучения – дети 5-6 лет

2 год обучения – дети 6-7 лет

Предполагаемые результаты:

Применение разработанной методики будет способствовать:

  1. Приобретению детьми 5-7 лет экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях;
  2. Положительному влиянию занятий на воспитание таких качеств личности как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость и т. п;
  3. Развитию трудолюбия и самостоятельности, формированию навыков разумного поведения в социальной жизни;
  4. Обогащению игровой деятельности.

Содержание программы

Программа рассчитана на два года целенаправленной, систематичной и последовательной работы по экономическому воспитанию детей 5-7 лет, проживающих в детском доме.

Осуществлять ознакомление детей с экономикой наиболее эффективно в экспериментально-поисковой, художественной, театрализованной и игровой деятельности и возможно уже с 5 лет, причем речь идёт не о самостоятельно выделенных занятиях, а о включении экономического содержания в разные виды детской деятельности. Возрасте 6-7 лет, когда познавательные интересы детей носят более определённый характер, возможна организация кружковой работы.

В возрасте 5-6 лет – происходит изучение 4-х экономических категорий:

- потребности;

- труд;

- товар;

- деньги.

В возрасте 6-7 лет – идёт процесс усвоения 8-ми экономических категорий:

- экономика;

- потребности;

- труд (профессии);

- бартер;

- выгода и убыток;

- деньги;

- реклама;

- бизнес и капитал.

Программа реализуется по следующим направлениям:

1. Ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);

2. Трудовое воспитание (работа, её результат, индивидуальный и коллективный труд и др.);

3. Игровая деятельность;

4. Воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, природе и т. п.);

5. Формирование навыков разумного поведения и потребностей.

Максимальная эффективность работы по программе будет достигнута, если будут созданы следующие условия:

1. Организован центр экономики в группе, который может включать в себя: макет банка, биржи, рекламного агенства и т. д., коллекцию денежных знаков различных стран, морфологические таблицы, схемы, мнемотаблицы по экономике и т. п.;

2. Изготовлены разнообразные атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Супермаркет», «Сберкасса» и т. д.

3. Подобрана художественная литература для детей экономического содержания;

4. Современный театрализованный уголок, организованный с учетом выполнения принципов доступности и активности детей;

5. Различные дидактически пособия, призванные вызвать интерес у детей, пособия и оборудование для трудовой деятельности и т. п.

В программе предусмотрено взаимодействие с воспитателями и педагогами детского дома по следующим направлениям сотрудничества:

1. Информационно-просветительское;

2. Консультационное;

3. Интеграционное – объединение усилий по экономическому воспитанию детей (организация экономических ярмарок, праздников, конкурсов и т.п.).

Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с воспитателями семьи. В этой связи программа предлагает организовать в начале работы педагогическое собрание и подробно обсудить учебную программу, условия её реализации. При организации учебного процесса необходимо учитывать условия жизни, интересы, увлечения детей и воспитателей. Основное условие продолжительного и эффективного сотрудничества педагогов и детей – уважительно–доверительные и искренние отношения. Программа предусматривает совместные занятия с воспитателями и педагогами, организацию выставок, ярмарок, КВНов, экономических праздников.

Тематическое планирование

1 группа 5-6 лет

1 год обучения

Месяц

Экономическая категория

Цель

Виды и содержание деятельности

Сентябрь

Потребности

  1. Дать понятие экономической категории «Потребности»;
  2. Различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные);
  3. учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;
  4. воспитывать честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности;

развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения





  1. Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К.И.Чуковский
  2. Показ сказки «Как коза избушку построила» (фланелеграф);
  3. Дидактическая игра «Кому что нужно?»
  4. Игра «Заветные желания»
  5. Игровая ситуация «Подарок ко дню рождения»

Ноябрь

Декабрь

Январь

Труд

  1. Дать представление о труде, его виды (сельскохозяйственный, домашний и т.д.);
  2. Учить выделять последовательность трудовых действий;
  3. Воспитывать уважение к труду, трудолюбие, отрицательное отношение к лени;
  4. Реализовать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;
  5. развивать речь, логическое мышление творчество
  1. Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов;
  2. Игры-занятия: Кто производит товар»; Петушек и бобовое зернышко»; «Я рисую свою мечту»
  3. Дидактические игры: « Угадай, какая это профессия»; «Кому что нужно для работы»; «Кто лучше знает инструменты»
  4. Сюжетно-ролевые игры: «магазин», «Больница», «Аптека»;
  5. Экскурсии в магазин, парикмахерскую;
  6. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, с воспитателями детского дома.
  7. Все виды трудовой деятельности детей (хозяйственно-бытовая, в уголке природы, дежурство, труд в природе)

Февраль

Март

Товар

  1. Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону предмета – товар, как результат труда;
  2. показать детям производственный цикл изготовления товаров, зависимость цены товара от его качества и количества;
  3. Познакомить с разными формами сбыта продукции: продовольственные и промтоварные магазины, супермаркеты, универсамы, рынки, ярмарки, аукционы;
  4. воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, материалам, орудиям труда, которыми мы пользуемся;
  5. воспитывать трудолюбие, бережливость.




  1. Показ кукольного спектакля по сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»
  2. Игры-занятия «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему»;
  3. Сюжетно-дидактические игры: «Магазин «Ткани», «Промтовары», «Супермакет», «Рынок»;
  4. Дидактические игры «В какое время года»
  5. Проблемные ситуации: «Какие бывают товары», «Где продается товар», «Как поступить»

Апрель

Май

Деньги.

Бюджет семьи.

Доход.

Расход

  1. Познакомить детей с понятием деньги;
  2. учить различать достоинство купюр, умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег;
  3. Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (Зарплата, пенсия, стипендия).
  4. Дать представление о доходах, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие;
  5. Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность
  1. Показ спектакля К.И.Чуковского Муха-цокотуха»;
  2. Чтение и обсуждение детской литературы: И. Токмакова «Купите лук», К.Ушинский «Лекарство», И.Туричик «Человек заболел»;
  3. Беседы: Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»;
  4. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»;
  5. Спектакль-ярмарка «Вкусный хлеб»,
  6. Сюжетно-дидактическая игра «Маленькие покупки»
  7. Экскурсия в «Супермаркет»
  8. Проблемная ситуация «Кто купит больше?»
  9. Работа с воспитателями. Создание морфологической таблицы «Расходы семьи»
  10. Изготовление атрибутов для игр

Тематическое планирование

2 группа 6-7 лет

2 год обучения

Месяц

Экономические категории

Цель

Виды и содержание деятельности

Сентябрь

Экономика

  1. Дать понятие категории экономика (наука о домашнем хозяйстве);
  2. научить выделять в окружающем мире экономические характеристики;
  3. развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;
  4. воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности;
  5. развивать речь детей.
  6. Открытое занятие по теме «Экономика в пословицах и поговорках»

  1. Игра-беседа «Экономика и человек»
  2. Занятие «Что такое экономика? 12 золотых правил экономики»
  3. Ярмарка-развлечение «Осенняя фантазия»
  4. Игры-занятия: «В гостях у семьи», «Путешествие в сказку», «Какие бывают расходы?»

Октябрь

Потребности

  1. Продолжить знакомить детей с экономической категорией «Потребности», на примере растений, животных, человека;
  2. закрепить знания о видах потребностей (духовные, материальные, социальные);
  3. Формирование умений устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей
  4. развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;
  5. воспитывать настойчивость, честность, отрицательное отношение к жадности;
  6. развивать отрицательное отношение к жадности
  7. Развивать логическое мышление
  1. Обыгрывание сказки «Цветик-семицветик»
  2. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  3. Составление морфологических таблиц «Потребности растений», «Потребности животных», «Потребности человека»
  4. Опыты и эксперименты с растениями
  5. Дидактическая игра «Что мне нужно?»
  6. Игра-занятие «Животные и их потребности»
  7. Развлечение «Путешествие» (потребности человека)
  8. Работа с воспитателями: «Изготовление Дерева потребностей»

Ноябрь

Декабрь

Труд

Профессии

  1. Продолжить знакомить детей с экономической категорией – труд.
  2. расширить знакомство с видами труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний);
  3. Продолжить знакомство с орудиями труда, их использование, бережное отношение к ним;
  4. развивать умение выделять цепочку трудовых действий,  устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда;
  5. осознавать взаимосвязь понятий «Труд – продукт – деньги» , и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  6. формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономичность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость
  1. Показ сказки «Хаврошечка» (настольный театр);
  2. Чтение и обсуждение сказок: «Дикие лебеди», «Мужик и медведь» с использованием проблемный ситуаций;
  3. Чтение стихов Д.Родари «Чем пахнут ремесла»; С.Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть»;
  4. Игра-занятие «Заводы»;
  5. Занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты»;
  6. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская». Изготовление и обновление атрибутов к сюжетным играм с привлечением воспитателей семьи;
  7. Работа с педагогами. Изготовление альбома «Семьсот семьдесят семь мастеров (рисуем и даем названия разным профессиям);
  8. Дидактическая игра «Кто что делает?», «Назови профессии?»;
  9. Экскурсия в прачечную;
  10. Вечер досуга «Теремок на новый лад» (экономическая сказка)



Январь

Бартер

  1. Дать понятие экономической категории – бартер;
  2. учить детей определять выгодность бартера;
  3. учить детей  самостоятельно совершать обменные операции;
  4. развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;
  5. воспитывать негативное отношение к лени; чувство справедливости;
  6. развивать речь детей.
  1. Показ плосткосного театра по сказке «Выгодное дело»
  2. Чтение и обсуждение сказок о бартере: «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшин»;
  3. Представление детьми коллекций своих фишек, открыток, наклеек… и выгодный обмен;
  4. Просмотр мультфильмов «Волшебное кольцо» (обсуждение);
  5. Игра-занятие «Путешествие товаров;
  6. Игровая ситуация и дидактическая игра «Бартер»;
  7. Аукцион  - кукольный театр «Буратино»



Февраль

Выгода и убыток

  1. Дать понятие экономической категории – выгода и убыток;
  2. учить самостоятельно выполнять простейшие операции для получения выгоды; определять выгодность сделки;
  3. развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;
  4. воспитывать чувство справедливости, умения определять такие качество личности как хитрость и расчетливость;
  5. развивать речь детей, логическое мышление, творчество.
  1. Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» Даль;
  2. Игра-занятие «Как торговали баран и свинья»
  3. Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке «Новое платье короля» Г.Х.Андерсен,  «Продавец и лось» Хопер, «Как мужик гусей делил»;
  4. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Банк», «Биржа»;
  5. Сюжетно-дидактическая игра «Рынок»;
  6. Проблемная ситуация «Удачная покупка»;
  7. Работа с педагогами: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Рынок».

Март

Деньги

  1. Продолжить знакомство с экономической категорией – деньги, достоинство денег (купюр). Банк как место их хранения; производство денежных знаков;
  2. Продолжать учить считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег;
  3. развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;
  4. Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие
  1. Кукольный театр. Показ сказки детьми :Выгодное дело» Бр.Гримм.
  2. Игра-занятие «Какими деньгами пользуются люди в других странах»
  3. Выставка: «денежных купюр» разных стран
  4. Интегрированное занятие «Домик – копилка»
  5. Чтение и обсуждение сказок о деньгах: «Огниво» Г.Х.Андерсен, «Заработанный рубль»;
  6. Сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Сберкасса», «Магазин»;
  7. Дидактическая игра «Интересные покупки»
  8. Игра-занятие «Дом, в котором живут деньги».





Апрель

Реклама

  1. Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда (товары, услуги);
  2. познакомить с новой профессией «Рекламный агент», «Рекламодатель», «Художник-оформитель».
  3. научить осуществлять процесс рекламирования (создание рекламы)
  4. развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;
  5. воспитывать предприимчивость, смекалку, негативное отношение к лживости;
  6. развивать речь детей, логическое мышление, творчество
  1. Показ настольного театра: «Как старик корову продавал».
  2. Игра-занятие «Мир рекламы»
  3. Чтение и обсуждение сказок о рекламе: «Кот в сапогах» Ш.Перро, «Три счастливца» С.Михалков
  4. Проблемная ситуация «Как можно узнать о товаре»
  5. Дидактическая игра «Узнай, какая это профессия?»
  6. Сюжетно-дидактическая игра «Реклама»
  7. Работа с педагогами: «Создание рекламы», «Реклама - друг», «Реклама - Враг» (домашнее задание)





Май

Бизнес и капитал

  1. дать понятие экономической категории «купля-продажа», как вид бизнеса;
  2. выделять составные части капитала,
  3. выделять деловые качества героев сказок
  4. воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти, деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой;
  5. развивать речь детей;
  6. логическое мышление, творчество, внимание, сообразительность и самостоятельность.
  1. Показ сказки детьми «Как звери решили открыть свой бизнес»
  2. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже и капитале «Как барин овцу купил», «Чудесная рубашка»
  3. Игра-занятие «Экономическая рыбалка»
  4. Экономическая игра «КВН»,
  5. Вечер досуга: «Школьный аукцион» (участники педагоги и воспитанники)









Диагностика уровня знаний детей по теме

«Экономическое образование и воспитание детей»

1группа 5-6 лет

1 год обучения

Потребности

Владеет понятием «потребности»

Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные)

Труд

Имеет представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т.д.)

Умеет выделять последовательность трудовых действий

Имеет представление о роли труда взрослых в жизни людей

Имеет представление об орудиях труда, о роли машин и механизмов в труде человека

Товар

Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров

Может объяснить зависимость цены товара от его качества и количества

Имеет представление о формах сбыта продукции

Деньги

Различает достоинства купюр, умеет считать в пределах 10

Может объяснить понятие слов «бюджет» и его составляющие (зарплата, пенсия, стипендия)

Имеет представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии

Диагностические задания

Экономические категории

Цель

Дидактические игры

Материал

1. Потребности

выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи.

«Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь! », таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных, человека, потребностей в свете, воде, пищи.

карточки с изображением материальных потребностей (игрушки) духовных (книги, муз. инструменты и т. д.), социальных.

выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях

«Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Заветное желание»

2. Труд

выявить знания детей о труде и его видах.

«Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гнома Эконома», «Кто лучше знает инструменты», «Чудесный мешочек»

набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и различных профессий, орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д. труда.

выявить знания детей о последовательности трудовых действий

«Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».

: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.

выявить знания детей о роли труда в жизни людей

«Труд в жизни людей»

иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия труда, изделия, товары, вещи.

3. Товар

выявить знания детей о производственном цикле товаров

 «Путешествие в страну товаров», «угадай товар».

народные игрушки, подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые игрушки.

выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и количества

игра и беседа «Как сделать лучше и быстрее»

Материал для изготовления книжек – малюток разными способами

Вопросы к детям: Какой способ лучше, почему? Оцените свой товар в зависимости от его качества.

выявить знания детей о сбыте товара

«Где продается товар», «Путешествие товара», «Где продают и покупают? »

карточки – картинки с изображением разных вещей, продуктов питания и схемы его доставки до покупателей, план района, где продают и покупают (рынок, супермаркет, магазин)

4. Деньги

выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать.

«Магазин», «сберкасса»

деньги различного достоинства.

выявить знания детей о семейном бюджете и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)

Модель «семейный бюджет»

карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги.

выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии

«Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Федора из Простоквашино»

модель семейного бюджета, картинки с изображением сказочных героев и их деятельности, карточки-схемы с изображением доходов и расходов.

Методика оценивания:

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл

Протокол диагностики уровня знаний детей

Фамилия, имя ребенка

Потребности

Труд

Товар

Деньги

1

2

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

Всего детей с высоким уровнем -

Всего детей с низким уровнем -

Диагностика уровня знаний детей по теме

«Экономическое образование и воспитание детей»

2 группа 6-7 лет

2 год обучения

Экономика

Владеет понятием «экономика»

Умеет выделять экономическое содержание из художественных произведений

Потребности

Умеет устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей

Труд

Профессия

Умеет выделять цепочку трудовых действий

Осознает взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»

Бартер

Владеет понятием «бартер»

Умеет определять выгодность бартера

Самостоятельно совершает обменные операции

Выгода и убыток

Владеет понятиями «выгода» и «убыток»

Определяет выгодность сделки

Деньги

Владеет понятиями «купюра», «банк»

Умеет совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу

Реклама

Владеет понятием «реклама»

Осознает взаимосвязь «реклама-продажа»

Бизнес и капитал

Владеет понятием «капитал», «бизнес», «купля», «продажа»

Умеет выделять деловые качества у героев художественных произведений

Методика оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием

Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога

Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется

Диагностические задания

Экономические категории

Цель

Дидактические игры

Материал

1. Экономика

выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги)

1. «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос»

2. Беседа по сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха»

рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки.

2. Потребности

выявить знания детей о потребностях и возможностях человека

«Потребности и возможности моей семьи», «Магазин»

схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки с возможностями.

3. Труд, профессии

выявить знания детей о последовательности трудовых действий

1. «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».

2. Беседа по произведению «Петушок и бобовое зернышко»

алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.

выявить знания детей о взаимосвязи «Труд-продукт-деньги»

«Необычайное путешествие».

алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий, продуктов, товаров, денег различного достоинства.

4. Бартер

выявить знания детей о бартере

Игра – ситуация «Бартер»

схема, раскрывающая сущность данной экономической категории.

выявить знания детей о выгодности бартера

«Интересный обмен»

комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов.

выявить знания детей о выгодности бартера

«В стране Обмении»

карточки, фломастеры, карандаши.

5. Выгода и убыток

выявить знания детей о выгоде и убытке

1. «Удачная покупка», «рынок»

2. Беседа по худ. произведению «Как мужик гусей делил»

товары, деньги

6. Деньги

выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке.

«Путешествие рубля», «Банк»

купюры, монеты разного достоинства, игровые деньги

«Магазин «Катюша»

разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т. п.

7. Реклама

выявить знания детей о рекламе

«Мир рекламы»

различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т. п.

выявить знания детей о взаимосвязи рекламы и продажи

«Реклама для енота», «Как можно прорекламировать товар»

письмо от енота, рисунок кафе и его оборудование.

8. Бизнес и капитал

выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже

1. «Маленький бизнесмен», «Монополия»,

2. Беседа по сказкам с экономическим содержанием («Как барин овцу купил», «Как звери решили открыть свой бизнес»)

различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания.

Протокол диагностики уровня знаний детей

        

Ф.И. ребенка

Экономика

Потреб-ности

Труд

Профессии

Бартер

Выгода

Убыток

Деньги

Реклама

Банк

Капитал

1

2

1

1

2

3

1

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

Всего детей с высоким уровнем  -

Всего детей со средним уровнем -

Всего детей с низким уровнем -

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл

Заключение.

Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. Между тем в нашей стране исторически сложилось так, что:

— о понятиях бизнеса, выгоде и невыгодности, о купле-продаже, возможности заработать деньги в народе не принято говорить;

— при обсуждении этих вопросов действует общественный стереотип «неловкости»;

— россияне в основном являются «пассивными» потребителями.

Поэтому-то экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.

Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Открытое занятие

Для детей 6-7 лет

По теме «Экономика в пословицах и поговорках»

Задачи: развивать экономический кругозор детей; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Подготовительная работа. Воспитатель проводит с детьми стартовую беседу, цель которой — скоординировать действия микрогрупп в поиске пословиц и поговорок о труде, бережливости, смекалке и т. д.
В день проведения КТД группу украшают плакатами с пословицами и поговорками, рисунками, выставляют книги и т. п.

Этапы КТД

Первый этап. «В пословице — народная мудрость». Детям предлагается послушать и обсудить рассказ Е. Пермяка «Две пословицы».
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.

        Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть.

        Шел Костя на ярмарку лесом, шел да заблудился. Вдруг видит — Голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

-Покажи мне, Голубь, дорогу! — просит Костя.— Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

-Зачем мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

— А я Федин товарищ,— отвечает Костя.

— Тогда другое дело, — говорит Голубь. — Покажу. Показал Голубь Косте дорогу, и тот пошел. Идет и видит: мост через реку снесло, а как брод найти — не знает. Вдруг смотрит, Плотвичка к нему подплывает и говорит:
- Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ, иди, я тебе брод покажу.
И показала.

        Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей: и хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Сколько времени копил!

        Вдруг подбегает к нему Кудлатая Собака. Совсем чужая, незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:

-Не горюй! Жди меня тут.

        А у собак известно — нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

        Вынюхала Собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему шепнула.

        Накупил Костя разных разностей, орехов, сладостей, семиголосую гармошку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, в собак.

        Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку:
— Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек! Тот глазам не верит:
— Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал!
— Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что Собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

  1. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
  2. «Бережливым быть хорошо, а добрым — лучше».

        Организуется обсуждение рассказа. Делается вывод о том, что у доброго человека много друзей; настоящие друзья всегда помогают друг другу; дружбу нельзя измерить деньгами. Доброта — это забота о благе других. Быть добрым — значит заботиться о людях и обо всех окружающих не меньше (а может, даже и больше), чем о себе самом.

Второй этап. «Один за всех — все за одного». Организуется деятельность микрогрупп. В конверты из цветной бумаги вкладываются задания. Представитель от каждой микрогруппы называет цвет и получает соответствующий конверт с заданием.
Задание группе 1 — «Пословица — всем делам помощница».

Дети называют пословицы и объясняют их смысл: «Бережливость в малом — экономия в большом»; и т.д.

Задание группе 2 — «Знания никому не в тягость».
Участникам предлагается начало пословицы или поговорки и дается задание закончить ее. Подбираются хорошо известные детям пословицы или поговорки.
Задание группе 3 — «Грамоте учиться — всегда пригодится».
Учитель называет пословицы и поговорки. За 5 — 6 минут ребята должны сочинить по ним рассказ (сказку, житейскую историю).

Задание группе 4 — «Мы—художники».

Участники показывают свои рисунки, остальные отгадывают, какие пословицы они иллюстрируют.

        Подводится итог дела. Воспитатель обращает внимание детей на мудрость народа, отраженную в устном народном творчестве — сказках, загадках, песнях, потешках, пословицах, поговорках,— во всем, что создано народом и устно передается от человека к человеку. В устном народном творчестве всегда прославляются труд, трудолюбивые люди.

Пословицы и поговорки.

О ТРУДЕ

В страду одна забота: не стояла бы работа. Господской работы не переделаешь. Кончил дело — гуляй смело. По работе и плата. Терпенье и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит. Ремесло — золотой кормилец. Ремесло пить, есть не просит, а хлеб приносит. Уменье везде найдет примеиепье. Не работа дорога — умение. Всякая работа мастера хвалит. Дело мастера боится.

На час опоздаешь — годом не наверстаешь. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Без работы день годом станет. Без труда и отдых не сладок. Маленькое дело лучше большого безделья. Лучше быть здоровым и бедным, чем богатым и больным. Хорошо живет jot, кто много работает и учится. Горька работа, да сладок хлеб. Без клещей кузнец — что без рук. Без охоты нет работы. Без работы и печь холодна. Без ремесла, как без рук. Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь. Без труда нет плода. Берись за то, к чему ты годен.

Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

Была бы охота, а работа найдется. Волка ноги кормят.

Все скоро сказывается, да не все скоро делается.

Всяк на себя свой хлеб добывает.

Всяк своим разумом кормится.

Всякое ремесло честно, кроме воровства.

Всякий человек в деле познается.

Всякое уменье трудом дается.

Где хотенье, там и уменье.

Глину не мять — горшков не видать.

Дело словом не заменишь.

Дело заделано, надо доделывать.

Делом спеши, да людей не смеши.

Делу — время, потехе — час.

Дерево смотри в плодах, человека — в делах.

Для добра трудиться — есть чем похвалиться.

Если идет работа, спать неохота.

Ешь досыта, а работай до пота.

Живи всяк своим умом, да своим горбом.

За все браться — ничего не сделать.

Золото познается в огне, человек в труде.

Кто ест скоро, тот и работает споро.

Кто мало говорит, тот больше сделает.

Кто не работает, тот не ест.

Куй железо, пока горячо.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Мед есть — в улей лезь.

Не бывать скуки, коли заняты руки.

Не печь кормит, а руки.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Не привыкай к безделью, учись рукоделью.

Каков работник, такова ему и плата.

Портной без порток, сапожник без сапог.

Рыбак рыбака видит издалека.

Трудолюбив, как муравей.

О ДЕНЬГАХ, ЦЕНЕ

Деньги — не голова: наживное дело.

Деньги не люди, лишними не будут.

Деньги — что вода: пришли и ушли, только и видели.

Доход не живет! без хлопот.

Каждый час простоя — река убытку.

От прибыли голова не болит.

Получишь доход — явится и расход.

Прибылью хвались, а убыли стерегись.

Чужие деньги считать — не разбогатеть.

Денежка без ног, весь свет обойдет.

Деньги — гости: то нет, то горсти.

Деньги счетом крепки.

Копейка копейку родит.

Горе деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Деньги — что пух: только дунь на них и нет.

Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.

Не деньги нас наживают, а мы их.

Через золото слезы льют.

Копеечка к копеечке — рубль набегает.

Копейка рубль бережет.

Копейка обоз гонит

У него деньги куры не клюют.

Не подмажешь — не поедешь.

Дешевле пареной репы.

И дешево, и сердито.

Щиплет Федосья чужие колосья, а прибыли нет.

Лишняя денежка карману не в тягость.

У денег глаз нет.

Хлебу — мера, слову — вера, деньгам — счет.

Денежки счет любят.

Лежащий товар не кормит.

Злато не говорит, зато много творит.

Кто копейку не щадит, тому рубль ни почем.

Деньги — дело наживное.

Здоров буду и денег добуду.

Не доходом разживаются, а расходом.

Денежки круглые — весь век катятся.

Деньги не в деньгах, а в делах.

Копейку сберег — рубль получил, рубль сберег — капитал нажил.

Время — деньги.

Не в деньгах счастье.

О КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ, ТОВАРЕ

Купишь — платишь, продашь — плачешь. Наследство — ни дар, ни купля.

На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого просит.

Не купля учит — продажа.

Куплей да продажей торг стоит.

Торгуешь — хаешь, купишь — похвалишь.

Хороший товар не залежится.

Лежачий товар не кормит.

Цена хороша, а не будет барыша.

На что спрос, на то и цена.

Торговля — кого выручит, а кого выучит.

Дешево покупается — недолго носится.

Кота в мешке покупать нельзя.

Товар лицом продается.

Чего мало, то дорого, чего много, то дешево.

Товарами лавка красится.

Базар цену скажет.

Мало в привозе — много в запросе.

Прибыль с убытками на одних санях едут.

Без хозяина товар плачет.

Что продается и покупается — товаром называется.

Имеешь товар — будут деньги.

Лишний рубль на рекламу отдашь — товар выгодно продашь.

О БЕРЕЖЛИВОСТИ

Бережливость лучше богатства.

Запасливый нужды не терпит.

Из грошей рубли вырастают.

Не деньги богатство — бережливость да разум.

Собирай монеты медные — пригодятся в дни бедные.

Бережливая вещь два века живет.

Без копейки рубля нет.

Бережливость лучше прибытка.

Запас человека не портит.

И медведь из запасу лапу сосет.

Кто не бережет копейки, тот сам рубля не стоит.

Список литературы

1. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1986.

2. Детский экономический словарь / Сост. Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова; Науч. ред. Т.Л. Попова. М., 1997.

3. Джугенхаймер Д. У., Гордон И. Основы рекламного дела: Пер. с англ. М., 1996.

4. Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989.

5. Сасова И.А., Аменд А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. В.К. Розова. М., 1986.

6. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.

7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

8. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. М.,1992.

9. Раизберг Б. А., Прутченко А. С. Учебная программа по экономике (для 1 — 11-го классов). М., 1994.

10.Сборник материалов по рекламной деятельности. М., 1995.

11. Сендж Ч., Фрайбургер В., Рот- цол К. Реклама: теория и практика: Пер. с англ. М.,1989.

12. Смолнцева А.А. Введение в мир экономики , или как мы играем в экономику: Учебно- методическое пособие. — С.П.б.: « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002.

13.Хесс К. Так устроен мир: Экономика для юношества: Пер. с англ. М., 1992.

14. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики. М., 1997.

15.Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. 1989. № 8.

16.Шатова А.Д- Дошкольник и... экономика // Обруч. 1999. № 1.

17.Шатова А.Д- Дошкольник и... экономика: Программа. М., 1996.

18. Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио воспитателя детского сада Паливоды Т. М.

Портфолио воспитателя детского сада Паливоды Т. М....

Портфолио воспитателя детского сада

презентация моего портфолио в двух частях......

Портфолио воспитателя детского сада

Данный материал раскрывает значимость и структуру портфолио воспитателя ДОУ. Данный материал предназначается воспитателям ДОУ, старшим воспитателям....

Портфолио воспитателя детского сада

В  портфолио отражены результаты моей работы, основные достижения и личные победы...

Семинар – практикум "Портфолио воспитателя детского сада"

ГБДОУ  Детский сад № 14 Приморского районаСанкт – Петербург 2014Семинар – практикум "Портфолио воспитателядетского сада"  Сост. воспитатель Кшаловская Елена Алексеевна(высшая...

Портфолио воспитателя детского сада

Педагогическая деятельность воспитателя детского сада...

Портфолио воспитателя детского сада Нелепа Л.Л.

Портфолио воспитателя детского сада Нелепа Л.Л....