«Планирование и организация учебного исследования с учащимися Творческий проект»
методическая разработка по теме

Камынина Ирина Геннадьевна

Методические рекомендации к разработке творческих проектов (из личного опыта)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества г.Знаменск Астраханская область»

Методические рекомендации

«Планирование и организация учебного исследования с учащимися

Творческий проект»

(из личного опыта работы в творческом объединении «Золотая игла»)

Подготовила

педагог дополнительного образования,

председатель М/О

И.Г.Камынина

2011г

Введение

  Работа по исследовательской деятельности с детьми необычная, увлекательная. Сколько интересного содержится вокруг нас? Мир полон чудес, надо их только уметь их открывать.  Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир.

  Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем, знания добытые таким образом самые прочные, чем полученные зубрешкой.

  Чтобы получить такие знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Я использовала метод творческого проекта в своей практике, в работе с воспитанницами творческого объединения «Золотая игла».

  Хочу предложить методические рекомендации педагогам по этой теме, надеюсь, что они многим пригодятся в педагогической деятельности.

Как выбрать тему?

   Для того, чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы решить. Она- то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит – найти проблему?

  «PROBLEMA» - переводиться как «задача», «трудность». Главная задача любого исследования - найти что –то  необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным  и простым.


Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют!


   Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

  1. Что мне интересно больше всего?
  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

Какими могут быть темы исследования?

  1. Фантастические – темы о несуществующих объектах и явлениях;
  2. Экспериментальные – темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  3. Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений. Фактов, материалов, содержащихся в  разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Цель исследования

 Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим? Например, приведу пример одного из проектов, мы сформулировали тему «Как рубашка старая в руках умелых  модной блузкой стала?» Желательно, чтобы в названии темы звучал вопрос.

  Цель исследования: провести эксперимент с перешиванием старой, ненужной вещи. «Превращение» старой ненужной вещи в новую, модную. То есть нас интересует проблема «как старой вещи продлить жизнь».

Идея

   Наша идея заключалась в следующем: «Немного фантазии, умения и старые вещи смогут еще послужить вам. Как быстро сшить модную блузу для лета, сэкономив при этом время и деньги?»

Гипотеза

(- это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка).

  Наша гипотеза такова: «Все в хозяйстве пригодиться, не надо торопиться выбрасывать старые вещи, возможно, они нам еще послужат.  Шить самой – удобно, экономно, интересно».  

  Гипотез может быть несколько, в результате гипотеза подтверждается или опровергается.

Задачи исследования

  Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.

  Выполняя данный проект, мы ставили следующие задачи:

  1. Разобрать гардероб ненужных вещей, найти необходимую одежду для переделки
  2. Подготовить эту вещь к шитью (стирка, распарывание на отдельные детали, чистка деталей, утюжка)
  3. Продумывание фасона (зарисовка эскизов, выбор лучшего  варианта)
  4. Продумывание дизайна
  5. Выполнение проекта
  6. Защита

Организация и методика исследования

  Как составить план исследовательской работы? Но надо помнить, что в результате исследования план может изменяться, совершенствоваться, потому что исследование представляет собой творческий процесс,  в ходе которого  постоянно приходиться что – то дополнять, а от чего – то отказываться.

  Для того, чтобы составить план, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что- то новое о том, что исследуем?»

  Предлагаю несколько доступных методов исследования:

  1. Продумать самостоятельно;
  2. Прочитать книги, энциклопедии о том, что исследуете;
  3. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, в интернете;
  4. Спросить других людей;
  5. Понаблюдать;
  6. Провести эксперимент.

Наш план исследования состояли из следующих пунктов:

  1. Провести эксперимент со строй мужской рубашкой (как из мужской рубашки быстро сшить романтическую блузу?) Эксперимент – это проба, опыт, метод познания в большинстве наук.
  2. Разработать оптимальные варианты переделки.
  3. Определить технологию выполнения.
  4. Выполнить сметывание, примерку и стачивание деталей.
  5. Оформление, дизайн.

Каждый проект имеет свой результат.

Наши результаты

  1. В гардеробе каждого человека всегда накапливаются вещи, в которых он не ходит в течение нескольких лет.
  2. Необходимо пополнять свой гардероб новыми вещами.
  3. Если нет возможности купить новую вещь, необходимо продумать, что можно перешить.
  4. От старых вещей, которые лежат долгое время без надобности необходимо избавляться несколькими путями, либо выбрасывать, либо перешивать.
  5. Шить одежду для себя всегда очень экономно, а перешивать еще выгодней, можно создать «шедевр»
  6. Перешитая одежда может выглядеть не хуже новой, если ее сшить с любовью и старанием

Приложить к проекту – макеты, схемы, чертежи, рисунки.

Подготовка к защите

  Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Лучше это сделать в форме презентации на электронном носителе.

Защитить проект можно на нашем ежегодном городском конкурсе- конференции проектных и учебно – исследовательских работ школьников «Ярмарка идей»

От чего зависит успех?

  1.  Не ограничивайте собственных исследований, давайте себе волю понять реальность, которая вас окружает.
  2. Внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов.
  3. Будьте достаточно смелы. Чтобы принять решение.
  4. Приняв решение, действуйте уверенно и без сомнений.
  5. Сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу.
  6. Действуя, не бойтесь совершить ошибку.

Автор –

Возраст-

Руководитель – педагог  

     

     МОУ ДОД «Центр детского творчества г. Знаменск »

   Название.

Место фотографии проекта

 Краткое описание.

   

 План реализации.

                                                           

                                              Как решались проблемы?

     

                         Назначение. Применение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебных исследований с детьми старшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаСтремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения. Исследовательское поведение – естественное состо...

Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе по методике проведения учебных исследований в детском саду А.И.Савенкова. Тема: « Приспособленность животных к среде обитания »

Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в  старшей  группе по методике проведения учебных исследований в детском саду А.И.Савенкова.Тема: « ...

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена обобщению практики  дошкольных образовательных организаций по применению учебных исследований как метода формирования природоведческих знаний у детей среднего дошкольного возраст...