«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Петрова Светлана Анатольевна

 

В статье представлен материал  для работы с  детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму. Цель: развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-мышечной координации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»

«От пятилетнего ребёнка до меня – один шаг,

а от новорождённого до пятилетнего – страшное расстояние».

Л.Н. Толстой

 Развитие ребёнка начинается в наиболее благоприятный период – период дошкольного детства. В это время формируются необходимые психические функции и социально значимые качества личности. Именно в дошкольном детстве идёт активное развитие познавательных возможностей ребёнка и закладываются предпосылки будущеё учебной деятельности.

Одна из основных задач детского сада – подготовить ребёнка к обучению в школе: создать соответствующие условия, направленные на формирование у дошкольника необходимых навыков, которые позволят ему легко войти в школьную жизнь, адаптироваться к новой роли ученика, создадут основу для накопления новых знаний и умений.

 Под руководством воспитателя дети приобретают самые необходимые знания и умения  в различных видах детской деятельности. Они усваивают простейшие знания почти всей дисциплины школы:

- рисуют и лепят;                                

- учат стихи;

- наблюдают изменения в природе;    

- знакомятся со счётом и буквами;

- поют;                                                      

- выполняют физические упражнения.                                

              Практика показывает, что несмотря на большую работу, проводимую в детских садах, у многих дошкольников плохо развита моторика мелкой мускулатуры рук, мал опыт выполнения                                                                                                                                                                                                                                                                      графических заданий, нет необходимых моторных навыков, не сформировано зрительное восприятие, недостаточно развита зрительная память и зрительно-моторная координация. Вследствие этого, дети испытывают затруднения в учёбе, у них происходит резкое изменение поведенческих реакций, снижается оценка своих способностей и возможностей, появляется отрицательное отношение к учёбе, наблюдаются отклонения в психоневрологической сфере, происходит сдвиг в иммунной системе, что негативно отражается на физическом и психическом здоровье детей.

  Современные исследования показали, что 70% детей поступивших в школу с 7 лет, предметом, вызвавшим наибольшее затруднение, назвали письмо.

Таким образом, владение навыками письма является одним из важнейших и наиболее проблемных из видов учебной деятельности.

Данная проблема заинтересовала меня, поэтому основной целью моей работы с детьми стала создание условий  подготовка руки к письму в старшем дошкольном возрасте.

               Игра является основной деятельностью ребёнка–дошкольника, потому систематизированные мною графические упражнения носят игровой характер. Выполняя их, дети становятся участниками увлекательной игры и тренировка руки происходит для них незаметно, интересно и весело.

Работа с детьми проводится во вторую половину дня с подгруппой детей и индивидуально в форме игровых упражнений.                                                                              

                   Структура игры:

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Ввод детей в игровой сюжет.
  3. Игровое задание.
  4. Выполнение задания детьми.
  5. Пальчиковая гимнастика.                                                                                                 

 

ЗАДАЧИ

Развивать мелкую мускулатуру рук, зрительно-мышечную координацию движений, чувство ритма

Формировать графические навыки

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги

Развивать познавательные процессы: речь, мышление, память, внимание, восприятие, воображение

Формировать произвольное поведение

Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода

        Постепенное усложнение

Системность и                       образовательного

последовательность                                  материала

построения учебного процесса

Концентричность – возврат к ранее пройденному на более высоком уровне

                                                                                                                                                 

                         

           

                                   

Работа с детьми делиться на 3 этапа:

  Цель I этапа:

        Развивать зрительно-ручную координацию, формировать умение, не отрывая карандаша от листа бумаги, вести линию по образцу.

        Используются игры:

  1. «Дорожка до домика» (приложение № 1);
  2. «Узор на платочке» (приложение № 2);
  3. «Тематические картинки» (приложение № 3).

   Цель II этапа:

  Развивать зрительно-ручную координацию, формировать умения не отрывая карандаша от листа бумаги, вести линию без образца, учить ориентироваться на листе бумаги. В игровой форме, ребёнку предлагается заштриховать фигуру, дорисовать вторую половину предложенной картинки.

         Используются игры:

  1. «Помоги зайчонку спрятаться» (приложение № 4);
  2. «Дорисуй шарфик для гномика» (приложение № 5);
  3.  «Дорисуй картинку» (приложение № 6).

    Цель III этапа:

            Развивать зрительную ручную координацию, ритмическую организацию движений, уметь ориентироваться на листе бумаги в клетку.

    Используются игры:

-  «Весёлые картинки» (приложение № 7),

-  «Нарисуй картинку по клеточкам» (приложение № 8),

-  «Продолжи узор в полоске» (приложение № 9).  

                                                                                                                                                                                                                   

     Результатом систематического использования игровых упражнений является хорошо развитая средняя и мелкая моторика руки, зрительно-ручная координация, сформированность пространственного представления, мышления, речи, памяти, произвольного поведения.

      Для выявления уровня подготовки руки к письму проводиться диагностика сформированности мелкой мускулатуры рук и зрительно-ручной координации 2 раза в год (приложение № 10).

      Результаты диагностики позволяют сделать вывод об уровне сформированности моторных навыков у каждого ребенка и наметить дальнейшую работу (приложение №11).

     В настоящее время я разрабатываю систему игр и игровых упражнений по развитию моторных умений и  навыков у детей среднего дошкольного возраста.

                                                                                           

        

  ПРИНЦИПЫ

Дидактические игры

Игровые упражнения

     ФОРМЫ

     РАБОТЫ

Пальчиковая гимнастика

Индивидуальная работа

Работа с подгруппой детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлен отчет о работе по методической  теме...

презентация "Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлены практические и теоретические материалы по данной теме, а также работы детей....

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

Подготовка руки дошкольника к письму через занятия изо деятельностью

Подготовка руки дошкольника к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению. Подготовка руки ребёнка начинается с самого раннего детства и продолжается в течение...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по подготовке руки дошкольника к письму с детьми 5 – 6 лет «Широка страна моя родная»

Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют...

Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»

В современном образовании приоритетным является создание условий для всесторонней подготовки ребенка к школе, в частности, формирования его руки к письму. Уровень подготовки руки н...

Подготовка руки дошкольника к письму через нетрадиционные техники рисования

Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной к...


 

Комментарии

Петрова Светлана Анатольевна

«От пятилетнего ребёнка до меня – один шаг,
а от новорождённого до пятилетнего – страшное расстояние».
Л.Н. Толстой