Методическая разработка по предупреждению развития ПТСР,снижению тревожности после кризисной ситуации - "Победи свой страх"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Новикова Светлана Анатольевна

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида №14

 города Крымска муниципального образования

 Крымский район

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 «Победи  свой  страх»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Выполнила :

педагог – психолог

 второй квалификационной  категории

 МБДОУ детского сада №14

Новикова Светлана Анатольевна

Методическая  разработка

Проект – «Победи  свой  страх»

- предупреждение  развития  ПТСР  после кризисной ситуации

 

Причины возникновения проблемы:

        Независимо от того, находились  ли мы во время стихийного бедствия   в этой зоне или были просто свидетелями  последствий, у всех  возникла сильная эмоциональная реакция на эту трагедию. И травматический опыт нанес психологический вред или вызвал сильную эмоциональную боль, как  у взрослых, так и  у  детей.. Больше всего пострадали от травматического стресса люди, ставшие очевидцами или   участниками этой катастрофы.

      Подобная  ситуация характеризуется, прежде всего, своим экстремальным воздействием на психику потерпевшего, вызывая у него психотравмирующий стресс, психологические последствия которого часто проявляются как отсроченная во времени, затяжная реакция на ситуацию, связанную с угрозой для жизни, благополучия или здоровья. В результате  у большинства  людей  ухудшилось психоэмоциональное самочувствие и состояние. Наблюдается пониженный эмоциональный фон и подавлено-депрессивные тенденции.

     Со временем, травмирующие психику факторы, связанные с острым стрессовым происшествием, могут становиться  хроническими  и приобретать характер стойких психогенных расстройств. И их особенностью является наличие выраженного беспокойно-тревожного напряжения, страха, телесных неприятных ощущений, самостоятельных, пугающих, неконтролируемых представлений, воспоминаний или ощущений, связанных с произошедшим событием. Всё это часто впоследствии порождает различные психосоматические расстройства и заболевания, список которых весьма широк.

    Анализируя  особенности  эмоционально-личностной сферы  детей, детские игры -  стало очевидно, что заметно вырос  уровень тревожности  как у детей, бывших в зоне затопления, так и у детей, являющихся невольными свидетелями последствий  июльского наводнения. Проведенная диагностика тревожности и страха подтвердила у детей наличие страха воды, темноты  и страха  одиночества. Отмечаются родителями и педагогами нарушения сна, наблюдается пониженный эмоциональный фон, либо, наоборот, у некоторых детей отмечается  повышенная возбудимость. 

И, поэтому, с целью предупреждения возникновения посттравматического расстройства  как у дошкольников, их родителей, так и у сотрудников  ДОУ  был разработан проект « Победи свой страх».

 

Проблема проекта:

Ухудшение психоэмоционального самочувствия и состояния детей.

Цель проекта:

Предупреждение возникновения посттравматического  стрессового расстройства.

Длительность проекта: При работе с психологическими травмами и ПТСР предполагается срок психокоррекционной работы –  август - март

Основная  форма  коррекционной  работы  –  индивидуальная, групповая работа.

 Задачи проекта:

 - Психологическая  поддержка, включающая:

  • установление терапевтического  контакта;
  • раскрытие переживаний;
  • мобилизацию психологических механизмов защиты;
  • коррекцию неадаптивных установок;
  • развитие способности  к осознанию себя и своих возможностей;
  • осуществление контроля над объектом страха;
  • выработка навыков самоконтроля ;
  • повышение уровня самооценки и уверенности в себе

       Акцент в работе с детьми делался на принятии травматического опыта, на изменении отношения к себе, на актуализации осознания  способов взаимодействия  и восстановлении  доверия к миру.

 

   Основные методы, которые использовались  в психокоррекционной   работе:

  • -метод индивидуальной работы;
  • -метод группового психологического тренинга;
  • -методы арт-терапии;
  •  -игротерапия;
  • -групповые дискуссии, беседа;
  • -психогимнастика,
  • -элементы тренинга поведения и релаксации;
  • -элементы телесно-ориентированной терапии;
  • -сказкотерапия.

 

Психокоррекционная работа по строится на базе использования техник   арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, релаксации , элементов телесно-ориентированной терапии.

                             

                                                                                                 План работы

 

         Этапы работы

 

Работа

с педагогами

 

Работа

с детьми

 

Работа

с родителями

 

 

Диагностический

          блок

 

Наблюдения

Беседы

Анкетирование

тестирование

 

Наблюдения

Беседы

тестирование

 

Анкетирование

Встреча с родителями, определение запроса на работу, согласование рамок работы, дача рекомендаций по поддержке ребенка в сложный кризисный период

 

 

 

Коррекционный блок

 

 

-Рекомендации по созданию условий для успешной  постокризисной адаптации ребенка;

 

Терапевтическая беседа

( с использованием средств ИКТ)

 

-Релаксационные тренинги

(с использованием средств ИКТ)

 

-Тренинг снижения психоэмоционального напряжения

 

 

-Снятие психологического напряжения;

 

-Коррекционно-аналитическая  работа по символизму рисунков;

 

-Коррекционные мероприятия для снижения психоэмоциональ

ного напряжения;

 

-Релаксационные тренинги

(с использованием средств ИКТ)

 

  -Использование

  арт-терапевтических техник

(“9 маленьких мандал” );

 

-практические занятия с использованием телесно-ориентированной терапии;

 

коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков (проработка эмоций);

- Использование  сказкотерапии (с элементами пескотерапии (на прогулке));

 

-Терапевтическая беседа

 

 

Беседы

Индивидуальное консультирование

 

 

Встреча с родителями-дача рекомендаций по эмоциональному состоянию ребенка в процессе коррекционной работы.

 

 

Родительское собрание с элементами тренинга

 

 

Блок оценки коррекционных воздействий

 

Анкетирование;

 

Рекомендации

Диагностическая методика -“Человек-Человек под дождём ” (мониторинг адаптационных ресурсов и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние, ресурсная способность противостоять негативным влияниям стрессовой ситуации)

 

-Диагностические методики: «Паровозик»

(оценка

эмоционального негативного состояния),

«Несуществующее животное»;

 

-Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков;

-наблюдения

 

 

-Консультативная беседа с родителями,

-рекомендаций

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка закаливания детей младшего возраста после сна на основе разработанной системы закаливания В.Г. Алямовской

В.Г. Алямовская о закаливании в дошкольном учреждении: «Любое дошкольное учреждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей раннего возраста, поскольку для ...

Методическая разработка по комплексу оздоровительных мероприятий после сна.

Очень важно чтобы ребенок просыпался в бодром и хорошем расположении духа. Ведь от того, как он проснется, будет зависеть его настроение и то как он проведет свой день.(комплекс оздоровительных ...

Методическая разработка на тему "Оздоровительная гимнастика после дневного сна у детей раннего возраста".

Тип проекта : спортивно-оздоровительный. Участники : дети раннего возраста группы "Крохотули", воспитатели. Цель проекта : целостное оздоровление детей. Формирование у детей дошкольного возр...

Методическая разработка по теме: " Проблема тревожности у детей дошкольного возраста"

Методическая разработка посвященная  феномену эмоционального нарушения, а именно, возрастающей тревожности и, связанной с ней агрессивности.Цель коррекционной программы - снятие напряжения, корре...

Методическая разработка «Метод моделирования, как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6-7 лет»

Цель работы: обоснование роли методов моделирования, как способ создания проблемной ситуации на развития восприятия музыки детей 6-7 лет....

Методическая разработка «Подвижные игры с тревожными детьми»

Методическая разработка «Подвижные игры с тревожными детьми»...

Методическая разработка на тему "Тактика педагогической помощи в ситуациях растерянности во время образовательного процесса"

Материал, излогаемый в методической разработке, направленн на изучение способов утранения растерянности детей во время образовательного процесса....