Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников
статья (старшая группа) по теме

Короткова Елена Дмитриевна

Консультация для воспитатлей с примерами работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_form.dobr_.otnosheniy.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников»

Подготовила и провела

воспитатель 1-ой  группы

Короткова Е.Д.

                                                     Москва

                          ГОУ д/с комбинированного вида № 696

                                                 Март, 2013 г.

Доброжелательность - желание добра,

готовность содействовать благополучию других.

 (Толковый словарь. С.И. Ожегов).

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости. Недостатки семейного воспитания (особенно конфликтная, аморальная, асоциальная  семья); упущения в работе педагога-воспитателя содействуют появлению в характере  дошкольника  таких  качеств  как  грубость, жестокость, равнодушие, эгоизм по отношению к окружающим. Как правило, во вновь образующихся детских коллективах очень много конфликтных ситуаций, обид, драк, жалоб между детьми.

На протяжении всей работы по формированию доброжелательных отношений среди дошкольников нужно постоянно держать в поле зрения конфликтующих детей из-за неумения управлять своим поведением и недостаточного владения игровыми навыками. Их нужно чаще включать в общественно-полезную деятельность: привлекать к изготовлению игрового оборудования и, таким образом, привлекать к жизни детского коллектива; предлагать такие роли, которые требуют аккуратности, дисциплинированности (начальник строительства, директор магазина, зав. библиотекой).

Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом. Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением.

Важно познакомить детей с правилами поведения и научить  использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, воспитания доброжелательных взаимоотношений, например:

- хочешь играть, попроси разрешения;

- если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;

- играя, думай, чем помочь товарищам;

- если предложение товарища интереснее, поддержи его;

- будь доброжелателен при выборе партнера на роль, которая нравится тебе;

- относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;

- не ссорься, если приходится отстаивать свои права, свою позицию, то делай это  

  вежливо;

- внимательно выслушивай всех участников;

- не требуй для себя все время главных ролей;

- будь справедливым в игре;

- если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.

Зная эти правила, дети сами научатся оценивать отрицательные поступки сверстников, а, впоследствии, и свои.

Как обучать детей правилам?

Сначала важно выяснить характер понимания ребенком правил детских взаимоотношений и того, почему эти правила необходимо выполнять, а затем помочь детям увидеть взаимосвязь представлений о правилах с реальным поведением ребенка в детском коллективе. Не лишнее ввести в словарь детей не только всем привычные «спасибо», «пожалуйста», но и «будьте добры», «благодарю», «разрешите».

У детей необходимо  сформировать внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитать желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними.

Необходимо создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:

- создание эмоционально-положительного климата в группе;

- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям

проявлять добрые чувства к окружающим.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому педагогами в первую очередь используются естественно возникающие ситуации, например, связанные с приходом в группу сотрудников детского сада и их общением. Обращают внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждают их так же общаться между собой.

Необходимо систематически вести работу по формированию доброжелательных отношений в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:

• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;

• непосредственно образовательная деятельность;

• моделирование и анализ заданных ситуаций;

• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;

• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

• рассматривание картин и иллюстраций;

• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;

• организация выставок детского творчества;

• метод проектов   и др.

Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. По мнению Нечаевой В.Г., Котырло В.К., Марковой Т.А. и др. игра выполняет функцию воспитания и формирования гуманных отношений.

Основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми.

Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания, организовать еще легче, чем просто в обычной жизни.

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. Примером может служить игра «Автобус». Здесь дети выступают и в роли членов семьи, и в роли пассажиров. Количество мест в автобусе ограничено поэтому возникает необходимость уступить место нуждающимся пассажирам. На первом этапе этой игры, как правило, выясняется, что дети плохо знакомы с правилами вежливости, не умеют считаться с другими людьми, не знают, в какую дверь лучше войти или выйти и почему так надо поступать. Здесь важно дать совет родителям организовать поездки с детьми в общественном транспорте, познакомить с общепринятыми нормами поведения, обращая особое внимание на поступки, в которых проявлялись чуткость, внимательность, вежливость. Одновременно в группе воспитатель может читать книги соответствующего содержания, вести беседы. При использовании допустимых способов руководства все это будет иметь положительный эффект: дети будут стараться быть вежливыми не только в игре, но и в жизни.

На пробуждение гуманных чувств можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре.  Правила культурного поведения педагогически направленной игровой деятельности вводятся в ролевые требования как обязательный атрибут игры. Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно ввести в игру как обязательный элемент. Ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуманным, владеть определенным набором средств для выражения доброжелательности, иметь внутреннюю готовность, стремление к этому.

Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: "Семья", "Больница", «Скорая помощь», а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций: "Капитаны", "Строители" и др.

Перед организацией сюжетно-ролевых игр для решения задач по формированию дружеских взаимоотношений нужно проводить предварительную работу Это:

1)   чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;

2)   рассматривание картин, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду.

3)   Игры - упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.

Подбор картин, художественных произведений и ситуаций осуществляется, опираясь на сюжеты игр, в которые будут играть дети. В игры внедряются специальные игровые ситуации, позволяющие внести в сюжет такие изменения, которые потребовали бы от детей проявления гуманных чувств и отношений к сверстникам.

Например,  в сюжетно-ролевой игре  «Семья» воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам, желание помочь, внимательное отношение к неудачам других. Ситуации для обогащения сюжета:

- Раздается телефонный звонок. Мама сообщает, что сегодня задержится на работе, у нее проверка. Дочка понимает, что мама придет очень усталая, она решает убраться в квартире, чтобы порадовать маму. Ваши действия?

- Мама привела сына в детский сад. Мальчик плачет, так как по дороге мама не купила ему Чупа-Чупс. Действия ребят в группе и воспитателя.

- У бабушки юбилей. Все родные желают много счастья, улыбок, здоровья…

Воспитатель обращает внимание детей на состояние пострадавших, что они нуждаются в заботе, помощи, уходе. Поощряет детей, которые сочувствуют, сопереживают, проявляют заботу.

В сюжетно-ролевой игре «Больница» воспитывается отзывчивость, доброже-лательность к сверстникам, чувство взаимопомощи и взаимовыручки,  формируются способы содействия,   умение предложить свою помощь другим людям. В работе с детьми по формированию внимательного отношения к другому человеку, оказанию ему помощи, воспитатель может использовать все средства в комплексе, но начинать следует с накопления знаний в конкретных ситуациях, в которых ребенок может испытывать эмоциональное неблагополучие и тех способов, которые используют дети с целью изменения этого состояния.

Создаются ситуации:

- Срочно требуется помощь ребенку, у него высокая температура и болит горло…

Воспитатель обращает внимание детей на состояние больного, он нуждается в ласке, утешении, в немедленной медицинской помощи.

- В поликлинике большая очередь. Входит мама с дочкой, у девочки рана на голове и сочится кровь. Как быть?

Воспитатель дает возможность детям самостоятельно найти выход из ситуации. Обращает внимание на то, как необходимо обращаться с больной. Поощряет и отмечает тех, кто сочувствует на только больной, но и ее маме.

- В больнице тихо, все ждут своей очереди к врачу и вдруг входят молодые люди и начинают громко смеяться, нарушают тишину. Ваши действия…

 Следует предварительно прочитать "Навестила" В. Осеевой, "Человек заболел" И. Туригина, "Обвал" Б. Житкова. На примере героев данных рассказов показать детям, какая сложная и порой опасная профессия врача. Затем провести беседу о профессии врача, о том, как важно, чтобы у врача было доброе сердце.

В сюжетно-ролевой игре «Капитаны» воспитывается доброжелательность, умение ориентироваться на состояние сверстников, умение сообща находить выход из сложной ситуации, взаимопонимание, взаимовыручку. Предварительно рассматриваются картины, сопровождающих развертывание сюжета: дети, которые увлеченно мастерят из бумаги матросские бескозырки и воротнички. Воспитатель обращает внимание детей на то, как дружно работают ребята на картине. Один мальчик быстрее справился с заданием и помогает остальным.

В процессе игры можно создать проблемные ситуации:

- На борту корабля чрезвычайное происшествие, паника. Человек за бортом! Что же делать, как быть?,

- Ребята, наш капитан получил сообщение о помощи: на одном из кораблей, который находится в нескольких милях от нашего корабля, команда заболела гриппом и им срочно нужна помощь. Какие действия предпримет капитан и команда нашего корабля? …

- Люди за бортом!

- Касатка поранилась о винт корабля, ей срочно нужна помощь.

Воспитатель предлагает детям разные роли (врача, матроса, капитана…). Внимательно выслушивает предложения детей, обращает внимание на то, как они относятся к "потерпевшему", поощряет тех, кто предложил свой выход из ситуации.

Игра «Путешествие». В пути заболела дочка-кукла. Воспитатель обращается к детям за помощью и дает возможность проявить чуткость и внимание к больному. Дети могут оказать помощь раненному товарищу в сюжетно-ролевой игре «Армия», спасти от огня ребенка в игре-драматизации по произведению С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», помочь пассажирам покинуть тонущее судно, спасти человека, смытого за борт волной. Большую возможность для формирования гуманизма, доброты, заботливости содержат игры на бытовые темы – в семью, детский сад, больницу. В играх типа «Праздники» («День рождения», «8 Марта» и т.д.) эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности, общительности. Игры на бытовую тему, особенно в семью, дают возможность глубже познакомиться с домашней обстановкой детей. Если вы заметили негативные проявления дошкольников по отношению к своим куклам, то обязательно обратите на это внимание родителей. Специфика бытовой игры требует единства воспитательной работы в детском саду и семье. Процесс руководства бытовыми играми предполагает опору на положительные образцы поведения взрослых в семье.

Уместно использовать  конкретные реплики: «Что нам надо сделать?», «Мы сделаем это вместе...», «По одному ничего не получится...», «Будем делать вместе, дружно, не ссориться...»; «Давай вместе подумаем, что нам нужно для выполнения задания...», «Давай решим, что сделаем сначала, что потом...», «Давай распределим работу между собой...», «Кто начнет выполнять задание, кто продолжит...»; «Покажи, пожалуйста, как ты делаешь...», «Попробуй сделать, по-другому, может быть, так получится лучше (быстрее, красивее, легче)»; «Давай сравним (посмотрим), как у нас вместе получается...»; «Все правильно получилось...», «Как интересно (необычно, гмрово) сделано», «Молодец, как здорово придумал!»; «Посмотрим, как у нас вместе получилось...», «Нужно было сделать... мы выполнили... и сделали...», «Можно было (делать по-другому...», «Лучше было выполнить иначе...», «Сейчас быстро исправим...», «В следующий раз обязательно постараемся...»

В процессе внесения нового содержания в сюжетно-ролевую игру детей, воспитатель не навязывает свои решения, а дает возможность детям самостоятельно найти выход из ситуации. Воспитатель только помогает, если возникают затруднения, обращает внимание детей на результаты их совместных действий, предупреждает отрицательное проявление в поведении детей, привлекая мнения самих детей.

 

Обязательным компонентом в развитии доброжелательности у дошкольников является художественная литература. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Это произведения В.В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; цикл стихов А.Барто "Вовка добрая душа",  ненецкие сказки «Айога», «Три сына», А.В.Осеевой «Добрые слова», «Волшебное слово», «Печенье»; стихи А. Кузнецовой «Подружки»; Е.Серовой «Нехорошая история», Е.Благининой «Подарок», С.Погореловского «Подружимся -  подружимся», «Ссора»; Г.П. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей», сказка «Как светлячок друга искал» и др.).  

Очень нравятся детям цикл мультфильмов по сказкам В.Сутеева и  про Кота Леопольда,  про Фунтика, про Смешариков, а также «Ёжик в тумане», «Крошка Енот» и др..

Для приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, воспитателями широко используются все виды фольклора.

Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста является сказка. В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. Сказка помогает ребёнку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребёнка определённые моральные установки.

Для детей младшей группы можно использовать следующие сказки, направленные на формирование доброжелательных отношений:

Название  сказки

Цель

Репка

Теремок

Заюшкина избушка

Формирование дружеских взаимоотношений между

детьми, забота друг о друге, помощь друг другу

Колобок

Кот, петух и лиса

Волк и семеро козлят

Воспитание послушания и ответственности у детей

дошкольного возраста

Маша и медведь

Формирование умения у детей находить выход из

сложной ситуации

Лисичка со скалочкой

Воспитание у детей честности и правдивости

Для детей средней группы можно использовать такие сказки:

Название сказки

Цель

Гуси - лебеди

Формирование у дошкольников желание слушаться взрослых, быть вежливыми и находить выход из сложной ситуации

Сестрица Аленушка и

братец Иванушка

Воспитание любви к своим близким, брату и сестре,

послушания старших.

Жихарка

Зимовье зверей

Три поросенка

Формирование умение у детей быть дружным и трудолюбивым.

У страха глаза велики

Воспитание храбрости, смелости, доброго отношения к другим

Бобовое зёрнышко

Формирование заботливого отношения к взрослым

В старших группах детского сада детей знакомят с более длинными сказками (Иван-царевич и Серый волк, Хаврошечка, Морозко и множество других), и в них тоже дети черпают подсказки правильного поведения в обществе.

Тематическое распределение произведений для чтения детям на организованных видах деятельности позволяет педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом используем повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей.

Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время ее и после нее

способствует появлению отклика - сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.

Содержание бесед:

- можно предложить детям назвать известные им правила поведения, а также объяснить, как они понимают смысл этих правил;

- можно предложить вспомнить конкретные случаи проявления взаимоотношений в группе и дать оценку поведению детей;

- можно прочитать неоконченный рассказ, в котором изображаются различные ситуации, напоминающие реальные события, происходящие в группе; предложить закончить рассказ по своему усмотрению, а затем мотивировать поступки героев;

- можно прочесть рассказ, где описываются различные проблемные ситуации, в которые попадал герой; дети должны поставить себя на место участника описанных событий, аргументировать его действия и поступки.

В беседах с детьми воспитатели часто используют пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающие в духе доброты и милосердия, например:

- Конечно, путник плох незрячий, но бессердечный плох тем паче.

- Доброе слово лучше мягкого пирога.

- Любить друга - любить себя, и др.

Освоенные детьми правила сотрудничества можно закреплять и уточнять при обсуждении пословиц о дружбе в ходе бесед «Как правильно дружить?», «Что такое дружба?»,  «Что мы знаем о вежливости?», «Мир спасет доброта» и др.

Эффективными являются беседы с рассматриванием картин.

Например:

  1. "Нечаянная оплошность".  На картинке изображен мальчик, который разбил чашку. Вся его внешность (фигура, лицо) отражает большой испуг. На полу разбитая чашка. К этой картине прилагается еще несколько картинок, отражающих положительное и отрицательное отношение ребят к оплошности мальчика.

- Девочка собирает осколки в совок, как бы обращается со словами утешения к мальчику;

- Мальчик сочувственно смотрит на пострадавшего;

- Девочка ведет к месту происшествия воспитателя, у обеих на лицах сочувствие к герою;

- Два мальчика смеются.

Задача воспитателя разобраться в ситуации, добиться того, чтобы дети осознали суть ситуации и эмоциональное состояние "героя". Обязательно следует обратить внимание детей на способы помощи ребенку в трудной ситуации.

  1. «Отправляемся в плавание». На картине: в группе построен морской корабль из стульев, все матросы (дети в матросских бескозырках и воротничках) заняли свои места (сидят на стульях), но оказалось, что одному из мальчиков не хватило бескозырки и он не может отправиться в плавание, и стоит очень грустный. Дети в полной растерянности. Воспитатель обращает внимание детей на состояние мальчика, что он огорчен и расстроен и предлагает детям найти выход из ситуации. Воспитатель выслушивает ответы детей, поощряет тех, кто предложил совместно изготовить для мальчика атрибуты и взять его с собой в "плавание". Воспитатель делает детям намек на то, что если взяться за дело всем вместе, дружно, его можно завершить быстро и легко.

Также используются беседы по серии картин, сопровождающих развитие сюжета.

Например: Воспитатель показывает 1 картинку: "Наступила весна. Подсохли участки земли. Воспитатель предлагает детям скакалки. Она знает, что все дети обрадуются, будут прыгать". Дети рассматривают картину. Воспитатель обращает внимание на радостное состояние детей, которые очень хотят видеть прыгалки.

Показывает 2 картинку.

Воспитатель: "Девочки прыгают, улыбаются, веселятся. Но у одной из них ничего не получается. Она "запуталась" в скакалке. Заметят ли это подружки? Помогут ли они девочке?"

Показывает 3 картинку.

Воспитатель: "Да, заметили! Посмотрите, что думает одна девочка? (Учит подружку прыгать!), а другая? (Предлагает свои скакалки, думая, что у нее не сломанная скакалка)".

Воспитатель поддерживает высказывания детей, радость их от того, что подружки помогают девочке.

Показывает 4 картинку. Посмотрите, что происходит?

Воспитатель: "Оказывается, не все дети поступили так, как ее подружки! Смотрите, две девочки стоят в стороне и смеются над бедой! Ребята, вам понравились все подружки? А почему?".

Воспитатель выслушивает детей, подчеркивает, что в поступках проявляется внимание к сверстнику, желание помочь. Выражает сожаление по поводу поступка девочек, которые посмеялись над бедой сверстницы. Предлагает подумать, в каких ситуациях и как необходимо оказать помощь?

Полезны практические тренинги для разрешения ситуаций:

- помоги другу,

- как нужно обращаться с просьбой,

- как поступить, если хочется поиграть именно с этой игрушкой, которая  у другого ребенка,

- как нужно здороваться (прощаться),

- как надо просить прощение.

Для усвоения вежливых форм общения проводятся разные игровые задания, среди которых: 

- «Помоги зайчишке придумать вежливое слово»,

- «Колобок» – детям предлагают перекатывать мяч друг другу, здороваться с колобком и говорить ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький».

- «Назови ласково героев сказки «Теремок». Формируется умение детей обращаться друг к другу ласково, вежливо и культурно.

После таких игр дети понимают, что после вежливого обращения людям становиться радостнее.

В старшем дошкольном возрасте используются игры и упражнения с пиктограммами и графическими, схематическими изображениями основных эмоций.

 Важным подспорьем в развитии доброжелательности является репродуктивная деятельность детей – решение проблемных ситуаций. 

Задачи:

1)   воспитывать отзывчивое отношение к окружающим;

2)   активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;

3)   формировать умение находить разные способы решения.

  1. Воспитатель: "Мама пришла с работы поздно, очень усталая, расстроенная. В доме не убрано. Ребята, как нам поступить?". Воспитатель обращается к детям, предлагая им разные роли (мамы, папы, дочки, сына…), помогает наладить диалог с уставшей мамой, обратиться к ней со словами утешения.

- Ребята, а как еще можно порадовать маму?

- Кто предложит что-то новое?

Воспитатель поощряет различные предложения детей, выделяя интонацию голоса, мимику ребенка, который смог своими словами передать заботу и ласку. Отмечает детей, которые придумали различные способы, чтобы порадовать маму.

  1. Воспитатель разыгрывает сценку, поясняя: "Ребята, девочка очень печальная, ее дочка (кукла) заболела, (девочка качает куклу на руках). "Что же мне делать? Как мне быть?" - спрашивает девочка.

Воспитатель обращается к детям, предлагает им разные роли (врача, медсестры, шофера скорой помощи и др.), помогает наладить диалог с больной, обратиться к ней со словами утешения. Воспитатель поощряет инициативу детей.

  1. Дети катаются с горки. Они веселые, смеются. Один мальчик упал. Он трет ногу, плачет. Воспитатель спрашивает у детей: "Что случилось?". Просит детей описать состояние мальчика. Предлагает ему помочь, но не говорить как. Дети предлагают свои варианты. Если они затрудняются, то воспитатель помогает: "Мальчику больно, он ушиб ногу, испугался и заплакал. Ему обидно, что над ним смеются. Разве не надо ему помочь? Можно поднять его, посадить на скамейку, улыбнуться ему, сказать ласковые слова. Он очень обрадуется, что у него есть друзья!" Такие рассуждения помогают детям задуматься над поведением "героев", оценить его с позиции проявления сочувствия, дружелюбия к сверстнику.
  2. Дети строят из крупного конструктора "Лего" пароход. Все увлечены этой постройкой: одни подвозят на машине кубики, другие делают крышу, ставят трубы, натягивают флажки. Вдруг Дима споткнулся на кубик и упал прямо на построенный корабль. Дима испугался и заплакал, он ушиб себе коленку.  Как вы думаете, что же было дальше? Воспитатель подводит детей к тому, что Дима это сделал "нечаянно", он сам от этого пострадал - ушиб коленку, такое может произойти с каждым. Обращает внимание на то, что Диме больно, и он плачет. Воспитатель поощряет инициативные предложения детей, особенно с гуманистической направленностью.

Еще несколько вариантов таких ситуаций:

  1. Ситуация «Настоящая помощь». Цель: формировать умение понимать состояние сверстника или взрослого, оказавшегося в затруднительном положении, и путей справедливого выхода из трудной ситуации.
  2. Ситуация поможем малышам. Цель: формировать отзывчивость и умение детей объединяться со сверстниками для выполнения социально значимой задачи:

- нарисуем театр,

- поможем построить снежную горку,

- поможем убрать листву…

  1. Ситуации в продуктивной деятельности. Цель: формировать воспитывать у детей внимательное отношение к состоянию других людей, развивать отзывчивость и умение детей объединяться со сверстниками для выполнения социально значимой задачи:

- рисунки на Дни рождения друзьям,

- подарки близким к праздникам (День мамы, 23 февраля, 8 Марта),

- рисунки  веселых и радостных человечков (+ с опорой на схемы эмоций),

- разные портреты людей.

Немаловажное условие развитие доброжелательности и других нравственных качеств – это пример взрослых. Внимательное, доброе отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, содействует развитию нравственных начал.

Зададим себе вопрос: А сами то мы всегда поступаем нравственно? Не подглядел ли ребенок наши поступки, не взял ли для себя модель неадекватного поведения.

Необходима высокая требовательность к себе как образцу проявления гуманистического стиля отношений.   

Список литературы:

 

  1. Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи.  - М., ТЦ «Сфера», 2013.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Педагогика, 1987.
  3. Антонова Т.В. Особенности  общения старших  дошкольников  со сверстниками // Дошкольное воспитание, 1989. №10.
  4. Бабаева Т.и., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. - С.-Пб., Детство-Пресс, 2012.
  5. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 10. - С. 26-36.
  6. Запорожец А.В., Лисина  М.И. Развитие общения у   дошкольников . - М.: Просвещение, 1974.
  7. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986.
  8. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. // Дошкольное воспитание. - 1990, № 7.
  9. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М., «Владос», 2001.
  10. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. - С. 73-77.
  11. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
  12. Усова А.П. Роль игры  в воспитании детей / Под ред.  А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. 
  13. Фесюкова Л.Б. Учусь управлять собой. - М., «Сфера», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.

"Жизнь в лесу"Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей  ситуацию:"Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между соб...

презентация "Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников"

консультация для воспитателей "Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников" (презентация)...

" Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников"

Основные условия воспитания доброжелательных отношений; формы и методы....

Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников»

В данном материале рассматривается проблема формирования детских взаимоотношений путем организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом. ...

Консультация для педагогов. «Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников 4-5 лет»

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго тре...