Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на улицах и дорогах города
статья на тему

Брусенцева Валентина Николаевна

   Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями на улицах города. Поэтому, появилось желание и необходимость играя, изучать с детьми правила дорожного движения, формировать навык осознанного безопасного поведения на улицах большого города, обеспечивая тем самым здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pdd.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на улицах и дорогах города

  Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность. Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила дорожного движения (перебегать дорогу с близко идущим транспортом, на меняющийся сигнал светофора и т.д.) Именно поэтому детский травматизм остается приоритетной проблемой общества. С каждым годом все интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порожденных числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание.

   Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями на улицах города. Поэтому, появилось желание и необходимость играя, изучать с детьми правила дорожного движения, формировать навык осознанного безопасного поведения на улицах большого города, обеспечивая тем самым здоровый образ жизни.

   В процессе работы над этой темой, я поставила перед собой цель: формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

  1. Создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, посредством изготовления нетрадиционного оборудования.
  2. Научить детей своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения.
  3. Привлекать родителей к совместной деятельности по формированию устойчивого интереса по обучению детей безопасному поведению на дороге.
  4. Формировать у дошкольников соответствующие знания, умения и навыки к успешному овладению азбукой дорожного движения.
  5. Воспитывать дисциплинированность, культуру поведения, сознательное выполнение правил дорожного движения.

Решение данных задач возможно в процессе реализации образовательной области «Безопасность», а так же в процессе интеграции образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» (детям дается представление о различных видах транспорта через рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов), «Труд» (дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, флажки и т.д.), «Познание» (в организованной образовательной деятельности детям дается понятие «левая, правая сторона», т.е. ориентировку в пространстве; привлечение детей к составлению планов, схем участка, дороги), «Здоровье», «Физическая культура» (у детей развивается координация движений и ориентировка в пространстве), «Художественное творчество» (ребята учатся рисовать, лепить, изображать в аппликации различные виды транспорта), «Музыка» (дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука»).

   Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды. В детском саду имеются: «Автогородок», асфальтированная площадка, обозначенная, дорожной разметкой и оборудована, с целью ознакомления детей с правилами безопасного и культурного поведения на дорогах. В «Автогородке» дети получают представления о правилах дорожного движения и закрепляют свои знания в игровых ситуациях. Развивающая среда для обучения основ  безопасности дорожного движения в нашей группе включают в себя: видеотеку, в которой собраны учебные фильмы для детей «Торопыжка на дороге»,  «Как появился светофор» и др., фонотеку, макет улицы города, наборы транспорта (спецслужб), дорожные знаки, светофор, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры.

    В процессе интеграции образовательной области «Безопасность» я использую разнообразные формы работы - это беседы, викторины,  развлечения, семейные просмотры фильмов. Конкурсы, викторины и развлечения с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении дошкольниками  знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса. Так же использую персонажей кукольного театра, проигрываем сценки, создаем игровые ситуации по правилам дорожного движения с участием лесных зверей.

   Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению передо мной стоит задача: сделать деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания. Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждый вид деятельности нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении. В своей практике использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения - доступный материал, различные анимации легко усваиваются дошкольниками. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения.  

   Знания детей о правилах дорожного движения находят отражение в художественно-творческой деятельности: конструктивная деятельность, ручной труд, изобразительная деятельность. Регулярно в моей группе проводятся конкурсы, викторины «Внимание, дорога!», «По дороге в детский сад…». На конкурсы представляются не только детские рисунки, но и совместные работы детей,  родителей, педагогов.

   Полученные  знания  закрепляются в процессе реализации образовательной области «Социализация» в  сюжетно – ролевых  играх: «ГИБДД», «Пешеходы», а  так же в игровых тренингах: «Если ты потерялся на улице», «Ты с мамой вошёл в автобус», «Свободное место было только одно. Как ты поступишь?» и т.д.

   Значительное место я отвожу практическим формам обучения: наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания. Во время экскурсий по улицам города обращаю внимание на правильные и не правильные действия других пешеходов, при этом, слежу за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.

   С целью привлечения внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма мы провели акцию под названием «Водитель, сохрани мне жизнь!». Суть акции заключалась в следующем: мы с  малышами изготавливали самодельные листовки. На ее лицевой стороне были напечатаны советы детишек водителям о том, как избежать аварий на дорогах. Причем эти советы не были просто списаны из правил дорожного движения, а собраны путем опроса дошколят. После того как ценные высказывания малышей были собраны и отражены на листовке, на ее обратной стороне был сделан рисунок по теме безопасности на дорогах. Когда  изготовление листовок было завершено, мы с ребятами вышли в места, где паркуются автомобили. Они дарили листовки водителям и давали им советы. Большинство водителей охотно шли на контакт и с благодарностью выслушивали речи юного поколения. Акция прошла ярко, интересно и поучительно.

   Эффективность работы по обучению детей дорожной грамоте во многом зависит от положительного примера взрослых. Поэтому особое внимание уделяется работе с родителями наших воспитанников. Оформлены стенды по обучению детей правилам дорожного движения, проводятся индивидуальные беседы: «Правила дорожного движения нужны и важны», «Дорога в детский сад. Опасна ли она?», а так же используются анкеты с целью определения уровня знаний, умений по обучению детей правилам дорожного движения, буклеты, памятки, плакаты. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и положительный отклик у родителей.

   Воспитанники нашей группы стали участниками городского конкурса по правилам дорожного движения «Марафон безопасности». Дети показали хорошие знания, преодолевая различные станции: «Дорожные знаки», «Весёлые и находчивые», «Конкурс капитанов».

   Анализ мониторинга показал хорошие результаты, а это плоды нашей  творческой и целенаправленной работы. Дошкольники знают правила поведения на дороге, умеют правильно вести себя в общественном транспорте, знают и называют знаки дорожного движения; четко определяют нарушения правил дорожного движения на картинках и иллюстрациях, делают выводы и умозаключения. Хорошо ориентируются на участке детского сада, составляют маршрут движения от дома до детского сада.

   Пусть наши дети будут живы, здоровы и счастливы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на улицах и дорогах в разных возрастных группах.

Формирование у дошкольников правил  безопасного поведения на улицах и дорогах в разных возрастных группах....

Методические рекомендации для педагогов по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

В методических рекомендациях освещены вопросы организации в ДОУ профилактики детского тдорожно -транспортного травматизма, организация и содержания воспитания и дидактические занятия по формированию у...

"Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города через кружковую деятельность”

То, чему, и, главное, как хорошо мы совместно научим ребёнка, какие навыки безопасного поведения на улице привьём ему, и будет оберегать его всю жизнь....

Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»

- Консультация для педагогов  «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.

В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить: - без взрослых на дорогу выходить нельзя, когда идешь со взрослым за руку, то не вырывайся, один не сходи с тротуара; - ходить по улице следует спокойным ...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города....

Памятка для родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города

Памятка для родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города...