Игра – как средство профилактики агрессии у детей раннего возраста.
статья по теме

Крылова Надежда Савельевна

В этом небольшом докладе описаны некоторые методы, приемы  и средства, которые я использую в своей работе для профилактики детского агрессивного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Истоки детской агрессивности

Начнем с небольшого эпизода из жизни детей. Песочница. Малыши увлечены игрой, пересыпают, копают, пытаются что-то мастерить. Один малыш берет игрушку другого. Хозяин незамедлительно реагирует и пытается отнять. Дело заканчивается дракой и истошными криками обоих.

Откуда в малышах столько агрессии?! Почему нет даже попытки договориться? Ответов много, и каждый из них заслуживает внимания.

Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети жестоких родителей подвержены более частым и ярким вспышкам агрессии. Наличие агрессии можно объяснить и с точки зрения влияния на поведение окружающей действительности. Если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом — это самый первый и значимый образец для ребенка. Признайтесь, ведь зачастую в гневе ваш малыш отвечает вам вашими же словами и действиями.

Плохо, что, попробовав данный вид выхода из сложной, конфликтной ситуации и получив положительный результат, ребенок укрепляется во мнении, что этот способ наиболее эффективен. И вот тогда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера, что очень мешает восприятию и усвоению конструктивных форм поведения. Зачем учиться договариваться, идти на компромисс, уступать, если можно отнять, сломать, укусить, ударить...

Агрессия и ее причины

Агрессия — стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей средствами насилия, а порой и просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим1.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

  1. скандалы в семье,
  2. применение физической силы во время семейных ссор (Драки),
  3. грубое, жестокое обращение с ребенком,
  4. привлечение ребенка к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний; бокса, боев без правил и т. п.,
  5. просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах,
  6. одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

Причины вспышек детской агрессивности

Прежде чем делать вывод о поведении ребенка и, в частности, его агрессивных формах, давайте посмотрим на себя со стороны, а может, мы сами даем к тому повод?!

Речь пойдет об ответных реакциях ребенка на наши ошибки в общении с ним. Всегда ли мы внимательны к особенностям развития малыша? Не слишком ли мы требовательны к нему?

Думаю, многим знакома такая ситуация:

М а м а. Надевай брюки.

С ы н. Не могу.

М а м а. Я сколько раз буду повторять, быстро одевайся!

С ы н. Не могу.

М а м а. Я сказала — немедленно оделся!

Сын (устрашающим голосом, топая ногами). Я сейчас тебя убью!

Вариаций у этой ситуации много, а ошибка одна. Не стоит переоценивать возможности ребенка, возлагать на него непосильный груз. Ведь и сами мы становимся раздражительны и агрессивны, если перед нами поставить слишком сложную задачу.

Мы хотим, чтобы 2-3-годовалый ребенок находил конструктивные способы выхода из конфликта. Мы в 10 раз старше него, но всегда ли мы правы, конфликтуя с малышом? Давайте посмотрим...

Отец с дочкой опаздывают в детский сад. Малышка бежит, огибая лужи.

- Дай руку, иди рядом, — говорит отец.

- Я бабочка, мне надо летать, у меня крылья и нет рук, — отвечает девочка.

- Быстро дай руку и идем!

- Ну, папа...

Отец хватает дочь за руку. Девочка, с силой наступая в лужу: «Тогда я буду всех брызгать!»

Разве нельзя было в данной ситуации уступить ребенку, его желаниям и фантазиям? Ведь девочка не ущемляла ни чьих интересов, передвигалась быстро, бежала, аккуратно огибая лужи. Да, ее траектория движения не совпадала с отцовской, но так ли это важно?! Уметь уступить, когда поведение ребенка не несет угрозы ему, вам, окружающим — это один из способов избежать агрессии в ваших взаимоотношениях.

Зачастую агрессивное поведение малыша — реакция на недостаток внимания, а точнее, способ его привлечь. Если малыш тихо играет, занят сам собой, родители в это время с удовольствием смотрят телевизор, занимаются домашними делами. На просьбу: «мама, почитай; папа, давай поиграем», слышен ответ: «попозже». А вот если ребенок начал раскидывать, ломать игрушки, визжать, щипаться, родители реагируют мгновенно — нравоучительными беседами, окриками и, нередко, шлепками. А это реакция на поведение, а не на его причину. Попробуйте найти 20-30 минут в день для занятий с ребенком — и вспышек гнева будет меньше.

Большой вред формированию произвольного (осознанного и контролируемого) поведения наносит непоследовательность в воспитании чада. Сегодня вы счастливы, довольны жизнью, и малышу можно все, любой его поступок вызывает у вас умиление и восхищение. А назавтра — усталость, конфликты на работе, и детские забавы начинают вас раздражать, ребенку все нельзя. Тут и взрослому впору запутаться, а малышу и подавно. Его ответ — агрессивные реакции: «нельзя, а я все равно буду!»

Кроме того, вспышки гнева и агрессии у ребенка провоцирует несогласованность в вопросах воспитания. Если один взрослый разрешает ребенку что-то делать, а другой запрещает, закономерно, что малыш устраивает истерику в момент запрета. Помните об этом и согласовывайте свои действия.

Это основные, но далеко не все формы поведения взрослых, вызывающие агрессивные реакции у ребенка, реакции защиты, самоутверждения, страха перед непонятной ситуацией. Подробно закономерности общения с ребенком любого возраста великолепно описала Ю. Б. Гиппенрейтр в своей книге «Общаться с ребенком. Как?»

Правила поведения, способствующие снижению детской агрессивности

  1. Будьте внимательны к чувствам и желаниям малыша.
  2. Адекватно оценивайте возможности ребенка.
  3. Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних наставлений оказывать малышу необходимую помощь.
  4. Предоставляйте малышу самостоятельность в делах, которые ему по силам.
  5. Умейте идти на компромисс.
  6. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе воспитания малыша не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка.
  7. Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны все, кто участвует в воспитательном процессе.
  8. И самое главное правило: любите малыша просто за то, что он есть, без каких-либо других условий!

Игра, без преувеличения, средство социализации ребенка. Как же в игре научить ребенка общаться со сверстниками?

Один из способов — это разыгрывание сложных ситуаций с игрушками. Один медвежонок ударил другого, кукла отняла у зайчика игрушку и т. д.

Разыгрывайте те ситуации, которые чаще всего вызывают вспышки агрессии у вашего ребенка. Сначала берите на себя все роли, пусть это будет спектакль, за которым ребенок будет просто наблюдать. Затем предложите ему самому стать активным участником действа. Но осторожно! Не заглушите инициативу ребенка излишней требовательностью и назидательностью. Понаблюдайте за поведением ребенка, за тем, как он играет роль, а затем, в следующий раз, взяв роль на себя, больше внимания уделите тем моментам, где ребенок ошибся, не смог усвоить каких-то правил.

Еще один замечательный прием — предоставить детям возможность научить игрушки правильно себя вести. Пусть ребенок подскажет двум котикам, как быть, если игрушка всего одна, а поиграть хотят оба. Расскажет собачкам, можно ли кусать друг друга, и т. д. Малыш в этой ситуации чувствует себя взрослым, авторитетным, компетентным. Повышается его самооценка, лучше усваиваются нормы и правила поведения. Этот прием будет более эффективен, если перед этим в играх-драматизациях вы продемонстрируете ребенку правила взаимодействия с окружающими.

Игра как средство профилактики агрессии у детей раннего возраста

Прежде чем прививать детям навыки конструктивного общения, необходимо, чтобы ребенок начал идентифицировать себя с детским коллективом. Когда он увидит, что вокруг такие же, как и он, малыши, у которых тоже есть рот, нос, глазки и ушки, они могут делать то же, что и он, ему проще будет понять чувства и переживания другого. А воспитатель может с большим эффектом проводить нравственно-этические беседы. Предлагая вам познакомиться с рядом игр, направленных на осознание раннего возраста своей причастности к детскому коллективу.

БОЖЬИ КОРОВКИ

Дети располагаются произвольно. Воспитатель читает стихотворение и сопровождает его показом движений, дети повторяют движения, при желании и возможности, и слова.

Воспитатель

Мы вокруг себя покружились.

Дети вместе с воспитателем кружатся.

И в божьих коровок превратились

Божьи коровки,

Покажите мне ваши головки,

Носики, ротики,

Ручки-крылышки,

Ножки, животики.

Дети вместе с воспитателем показывают названные части тела.

Божьи коровки,

Полетим на небо.

Дети вместе с воспитателем машут руками, согнутыми в локтях.

Принесем всем хлеба.

Дети вместе с воспитателем хлопают в ладоши.

Черного и белого,

Только не горелого.

Дети вместе с воспитателем грозят пальцем.

ЛАДОШКИ

Воспитатель стоит лицом к детям и поет на мотив «Во поле береза стояла», сопровождая пение движениями, описанными в словах песни. Дети подражают движениям взрослого.

Воспитатель

Тихо мы в ладошки ударим,

Тихо мы в ладошки ударим.

Дети вместе с воспитателем тихо хлопают в ладоши.

Громко мы в ладошки ударим.

Громко мы в ладошки ударим.

Дети вместе с воспитателем громко хлопают в ладоши.

Вот как все мы ударим,

Люли-люли, ударим.

Рученьки мы вверх поднимаем.

Дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх.

Ручки на колени опускаем.

Дети вместе с воспитателем опускают руки на колени.

Вот как все мы опускаем,

Люли-люли, опускаем.

Рученьки за спину мы спрячем.

Дети вместе с воспитателем прячут руки за спину.

Рученьки друг другу покажем.

Дети вместе с воспитателем протягивают руки вперед.

Вот как мы друг другу покажем,

Люли-люли, покажем.

Ножки мы друг другу покажем.

Дети вместе с воспитателем выставляют поочередно ноги на пятку.

Вот как наши ножки попляшут.

Дети вместе с воспитателем притопывают ногами.

Вот как у всех нас попляшут,

Люли-люли, попляшут.

Дружно все ребятки плясали,

Ноженьки у всех у нас устали.

Дети вместе с воспитателем садятся на коврик.

Сядем детки все на дорожку,

Отдохнем все вместе немножко.

Дети вместе с воспитателем имитируют сон.

Люли-люли, немножко,

Люли-люли, немножко.

ПЕС БАРБОС

Воспитатель с собакой (игрушка бибабо) шагает по группе, рассказывает стихотворение и демонстрирует движения. Дети идут за ним, повторяя движения.

Воспитатель

Я веселый пес Барбос.

У меня холодный нос.

Дружно вместе зашагали.

Дети шагают за воспитателем.

Стоп. На месте детки встали.

Дети останавливаются.

Нос друг другу показали.

Дети касаются пальчиком кончика носа.

Я веселый пес Барбос.

У меня холодный нос.

Дружно вместе зашагали.

Дети шагают за воспитателем.

Стоп. На месте детки встали.

Дети останавливаются.

Рот друг другу показали.

Дети показывают пальчиком рот.

Я веселый пес Барбос.

У меня холодный нос.

Дружно вместе зашагали.

Дети шагают за воспитателем.

Стоп. На месте детки встали.

Дети останавливаются.

Ушки все нам показали.

Дети показывают ушки.

Я веселый пес Барбос.

У меня холодный нос.

Надоело нам шагать.

Дети шагают за воспитателем.

Будем весело бежать.

И друг друга догонять.

Дети бегут за воспитателем.

Я веселый пес Барбос.

У меня холодный нос.

Бегать все уже устали —

Снова вместе зашагали.

Дети шагают за воспитателем.

Стоп. На месте детки встали.

Дети останавливаются. Игра заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"

Данный проект направлен на развитие сенсорных  способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...

Игра как средство воспитания и обучения детей раннего возраста

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения....

"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)

Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...

Упражнения и игры, как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Упражнения и игры, как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста....

Консультация на тему «Игра как средство профилактики агрессии у детей раннего возраста»

Консультация о средствах профилактики агрессивного поведения у детей раннего возраста- игре....

Игры для профилактики агрессии у детей раннего возраста.

Игры для профилактики агрессии у детей раннего возраста....