Консультация для воспитателей "Развитие речи детей на занятиях и в повседневной жизни"
материал (старшая группа) на тему

Исаева Оксана Анатольевна

Приёмы развития речи детей на занятиях и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_u_detey.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

« Развитие речи детей на занятиях и в повседневной жизни»

Консультация для воспитателей.

Подготовила:

                                                                                      воспитатель

                                                                                      Исаева О.А.

        

2011 год.

Развитие речи детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни.

    Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

    Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Речь большинства детей этого возраста характеризуется недостаточно отчетливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. У некоторых детей наблюдается явная задержка речевого развития, а некоторые дети вообще практически не говорят.

    Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.

    Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

     На занятиях конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения.

     Каждое занятие необходимо сделать игровым, максимально приблизив тему к знакомой ребенку обстановке. Например, на занятии по теме: "У кого какая мама", предложить малышам построить детский сад для маленьких животных, спеть песенку "Строим дом". Мамы-животные (коза, кошка и т. п.) приводят в детский сад своих детенышей, а затем, после выполнения нескольких заданий, забирают их домой. На таком занятии ребята не только учатся узнавать и называть детенышей животных, но и еще раз

убеждаются в том, что всех детей мамы заберут вечером домой. Это создает им дополнительно психологический комфорт.

    Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

    Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

    Поэтому, решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть:

 во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д.

    Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

    Поэтому в работе по развитию речи детей раннего возраста необходимо использовать следующие формы совместной деятельности:

  1. наблюдение и элементарный труд в природе;
  2. сценарии активизирующего общения;
  3. провокация или искусственная непонимание ребенка;
  4. игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
  5. слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
  6. инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
  7. игры на развитие мелкой моторики рук;
  8. дидактические игры и упражнения;
  9. бытовые и игровые ситуации;
  10. элементарное экспериментирование.

      Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают - ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это и игры с пальчиками ("Сорока-сорока”), и прибаутки ("Ладушки-ладушки"). В игре "Ладушки" можно использовать имена всех детей: "...маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два". При этом касаясь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического "поглаживания", когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

    Для развития словаря также хорошо использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спросить: "Что ты принёс? Где взял? Куда положил?" С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

    Один из приёмов активизации речи ребёнка - мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями. "Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!", "Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!".

    Для достижения хороших результатов по развитию речи детей важно создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Для этого использовать совместные с детьми игры, рассматривание вместе сними книг, ежедневное чтение сказок и потешек.

    В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи на занятиях и в повседневной жизни дети будут легко понимать речь, отвечать на вопросы воспитателя, охотно вступать в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми, охотно играть вместе, развертывать небольшие пока сюжеты, активно включаться в игру и договаривать текст игры, потешки, сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Приобщение детей к классической музыке в повседневной жизни"

Консультация для родителей "Приобщение детей к классической музыке в повседневной жизни"...

Консультация "Развитие связной речи детей на занятиях по изобразительной деятельности "

Консультация "Развитие связной речи детей на занятиях по изобразительной деятельности"....

Аттестационная работа. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни.

Развитие реччи детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни....

Консультация для воспитателей на тему "Развития речи дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни в повседневной жизни"

В этой консультации вы познакомились с речевыми проблемами детей а также со способами их поддержания в игровой форме. Потому что в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и ре...