Стандартизированное наблюдение, как метод психолого - педагогической оценки результативности.
методическая разработка по теме

 Побединская Ирина Викторовна

Наблюдение, как основной метод в работе педагога- психолога имеет один недостаток- трудоёмкость  протоколирования. Особенно много усилий приходится приложить, чтобы отразить результаты наблюдения, проеведённого на групповом занятии. Однако, данная форма работы совершенно необходима. Выход я вижу в испльзовании протокола стандартизированного наблюдения. Предлагаемый мною протокол может быть изменён под цели и задачи Вашего курса. Оценка параметров поведения проводится по системе от 0 до 10. Протокол желательно заполнять на каждом занятии по каждому ребёнку, тогда в конце кураса будет возможен анализ индивидуальной результативности и написание аналитической справки ( с построением графиков, таблиц, диаграмм). Также возможно использование полученных данных при анализе групповых тенденций, оценки сравнительной оценки эффективности занятий. При сравнении эффективности занятий можно сделать вывод о наиболее эффективных методах и формах групповой работы, динамике группового и личностного роста.Протоколирование возможно как по группам личностного роста, психотерапевтическим группам, таки по уменческим группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл standartizirovannoe_nablyudenie.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено на заседании методического

объединения ГБОУ ЦПМСС Выборгского р-на

г. Санкт- Петербурга

Протокол № _________« _____» мая 2013 года

Директор ______________ Кургинова А.Н.

Диагностическая методика «Стандартизированное наблюдение» ( авторская разработка педагога- психолога ГБОУ ЦПМСС Побединской Ирины Викторовны)

  1. Актуальность предложенной формы инструментария: Наблюдение, как основной метод в работе педагога- психолога имеет один недостаток - трудоёмкость  протоколирования. Особенно много усилий приходится приложить, чтобы отразить результаты наблюдения, проведённого на групповом занятии. Однако, данная форма работы совершенно необходима. Выход я вижу в испльзовании протокола стандартизированного наблюдения. Предлагаемый мною протокол может быть изменён под цели и задачи Вашего курса. Оценка параметров поведения проводится по системе от 0 до 10. Протокол желательно заполнять на каждом занятии по каждому ребёнку, тогда в конце кураса будет возможен анализ индивидуальной результативности и написание аналитической справки ( с построением графиков, таблиц, диаграмм). Также возможно использование полученных данных при анализе групповых тенденций, оценки сравнительной оценки эффективности занятий. При сравнении эффективности занятий можно сделать вывод о наиболее эффективных методах и формах групповой работы, динамике группового и личностного роста. Протоколирование возможно как по группам личностного роста, психотерапевтическим группам, таки по уменческим группам. Возможно также использование формализированного наблюдения  в ходе индивидуальных занятий и консультирования.

  1. Цель использования:  дать количественную оценку поведенческим проявлениям ребёнка.
  2. Параметры, выбранные мною для наблюдения :

Закрытость - открытость

Способность ребёнка откровенно говорить о себе, проявлять свои чувства, проявлять естественность и непосредственность поведения

пассивность  - активность

Степень активности ребёнка- количество высказываний, внесение предложений по ходу занятий, экспрессивность проявлений.

агрессивность – доброжелательность

Наблюдаемые проявления вербальной и невербальной агрессии, склонность к поддержке, помощи другим участникам группы

критичность – терпимость

Выраженность склонности к оцениванию действий , поведения, результатов деятельности других членов группы ( и себя) в соответствии со своими представлениями и установками «правильности- неправильности». Гибкость в поведении и установках. Терпимость к «инакомыслию».

пессимизм – оптимизм

Проявляющиеся в поведении и высказывании ребёнка установки на успешность процесса, достижении желаемого результата, оценке своих способностей.

расторможенность – нормативность

Способность действовать в соответствии с правилами и нормами группы ( специально оговариваются и принимаются общим решением в начале занятий).

уровень креативности

Способность проявлять в результатах труда нешаблонное мышление, воплощать свой замысел в действия, давать интерпретации происходящему ( интеллектуальное и прикладное творчество)

Уровень включённости

Интерес к занятиям, выражение позитивной установки на посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительной причины.

Прим.: Высокий уровень включённости может сочетаться со средним уровнем вербальной и поведенческой активности на занятиях.

Я планировала проводить оценку поведенческих параметров каждое занятие. С моей точки зрения, это могло бы позволить оценить влияние содержания конкретных занятий на результативность проявления тех или иных качеств ( например, выяснить, какое именно качество личности более всего развивается на том или ином занятии цикла). Но из-за дефицита времени и отсутствия опыта ведения такого рода системных наблюдений , данная диагностика использовалась мною трижды - в начале, в середине и конце цикла. Это позволило выявить групповые  тенденции в развитии отдельных качеств и получить общую картину по группе.

  1. Форма протокола:

Протокол оценки наблюдения за поведением ребёнка в ходе проведения групповых занятий.

ФИО ребёнка_____________________________________ Дата________________________

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Закрытость

Открытость

Пассивность

Активность

Агрессивность

Доброжелательность

Критичность

Терпимость

Пессимизм

Оптимизм

Расторможенность

Нормативность

Трудности в творческом самовыражении

Креативность

Низкий уровень включённости

Высокий уровень включённости

ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ _______________________ ( подпись)

  1. Обработка результатов:

Производится прямой перевод оценок в баллы.

Пример.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Закрытость

*

Открытость

Пассивность

*

Активность

Агрессивность

*

Доброжелательность

Критичность

*

Терпимость

Пессимизм

*

Оптимизм

Расторможенность

*

Нормативность

Трудности в творческом самовыражении

*

Креативность

Низкий уровень включённости

*

Высокий уровень включённости

Присвоение баллов:

Закрытость- открытость- 3 балла

Пассивность- Активность- 5 баллов

Агрессивность- доброжелательность – 5 баллов

Критичность- терпимость- 0 баллов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатовНаталья СЕМАГО,кандидат психологических наук,Михаил СЕМАГО, кандидат психологических наукВВЕДЕНИЕТема готовно...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКАГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ...

СТАТЬЯ «Наблюдение как метод психолого-педагогической диагностики»

В данной статье Вы более подробно познакомитесь с  один из основных методов педагогической диагностики – наблюдение.  Метод  наблюдения – главный и наиболее доступный для пе...

Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения Н.Семаго М.Семаго

Психолого-педагогичская оценка готовности к началу школьного обучения.1.Введение2.Методтческие основы предлагаемой программы скрининговой оценки3.Описание программы4.Общие требования к проведению фрон...

Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения Н.Я. Семаго, М.М. Семаго

Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по...

Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения (Семаго Н. Я., Семаго М. М.)

Методика позволяет оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения....