Формирование у дошкольника потребности здорового образа жизни средствами семейного театра
учебно-методический материал по теме

Сазонова Елена Сергеевна

 

Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ  не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Формирование у дошкольника потребности  здорового образа жизни средствами семейного театра»

Актуальность.

        Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

        В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

        Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

        На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Более 15% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья.

        Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.

        Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ  не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

        Важным  условием  изменения  сложившейся ситуации  является  развитие  взаимодействия  детского сада и семьи адекватными поставленной  цели  средствами. Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации  и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают  в последние годы серьёзные  изменения. Педагоги и психологи  отмечают  снижение  воспитательного потенциала  семьи в современном  социуме и, соответственно, изменение её роли в процессе  первичной  социализации  детей, но в тоже время современные родители не против получения дополнительных навыков по воспитанию своих детей по месту посещения детьми образовательного учреждения, если рекомендации будут конкретными и результативными.

        Совместной деятельностью принято считать  деятельность, возникшую  при объединении  людей для достижения  общих целей. Одной  из форм  такой  деятельности, на мой взгляд,  является семейный  театр в детском саду.

         Анализ деятельности воспитателей в дошкольном учреждении при   взаимодействии  с родителями,  выявил ряд противоречий между:

1) осознаваемой педагогами дошкольных образовательных учреждений
необходимостью развития воспитательного потенциала семьи, направленного на формирования привычки  у всех членов семьи к здоровому образу жизни и теоретической неразработанностью путей и средств решения данной проблемы;
2) сохраняющимися традиционными формами и методами взаимодействия детского сада с семьей и необходимостью освоения педагогами новых  технологий развития взаимодействия;

3) потребностью творческого воссоздания в современных условиях традиций домашнего театра и невниманием педагогов к театру как развивающему воспитательный потенциал семьи, как эфективному  средству и форме взаимодействия детского сада с семьей.

        Учитывая эти противоречия  мною был разработан проект «Формирование у дошкольников потребности   здорового образа жизни  средствами семейного театра».

        Театральное искусство близко и понятно  как детям, так и взрослым, прежде  всего потому, что в основе его лежит игра. В игре  ребёнок  не только получает информацию об окружающем  мире, законах  общества, красоте человеческих отношений, но и  учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, заботиться о своем физическом и психическом здоровье.

        Семейный театр в нашей группе  – это не просто объединение педагога, родителей и воспитанников -  это творческое объединение нескольких семей, созданное  при участии педагогов, ориентированное  на интеграцию  традиций  домашнего и общественного  театров  и развитие  потребности  в здоровом образе жизни у всех членов семьи.

        Цель проекта: Формирование у дошкольников потребности  здорового образа жизни средствами семейного театра.

        Формулировка цели  позволила выдвинуть следующие задачи:

1. Повысить педагогическую культуру родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

2.Налаживать эффективное взаимодействие с родителями по пропаганде здорового образа жизни, осознанию важности гигиенической и двигательной культуры, необходимости выполнения закаливающих мероприятий средствами семейного театра.

3. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающей технологии.

4. Обогащать двигательный опыт детей и развивать психо-физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу.

5.Позкнакомить родителей и  детей со способами регулирования собственного психического состояния, научить  избегать  опасных ситуаций и правильно вести себя при их возникновении.

        Данная организация взаимодействия всех участников педагогического процесса  проходит наиболее эффективно, если педагог  придерживается следующих принципов:

- организация семейного театра в ДОУ основана на  доверии,  сотворчестве, взаимопонимании и полном принятии другого члена семейного клуба;

- психолого-педагогическое сопровождение разворачивающейся семейной театральной деятельности  осуществляется в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями детей и родителей;

- содержание педагогического взаимодействия педагогов с семьей
определяется  с учетом уровня развития воспитательного потенциала семьи.

        Для решения поставленных задач  был разработан перспективный  план деятельности объединения педагогов, родителей и воспитанников, состоящий из 3 блоков.

        Первый  блок включает  использование, прежде всего комплекс методов, помогающих выявить  потенциал семей, их проблемы детско-взрослых отношений, физическое и психическое состояние воспитанников через создание игровых ситуаций:

-опросные методы: (опрос, анкетирование, интервьюирование),

-наблюдение,

-педагогический эксперимент,

-анализ педагогической документации,

-анализ и обобщение результатов обследования.

Второй блок - опытно-экспериментальный. Изучались возможности семейного театра при формировании здорового образа жизни семьи дошкольника и в развитии воспитательного потенциала семьи, осуществлялось использование  непосредственной деятельности с родителями и детьми, апробировалась технология формирования здорового образа жизни семьи дошкольника и развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду.  В данном блоке использовались в основном игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также частично неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность и т.п.), что обеспечивало создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры).

        Третий блок - обобщающий. Были осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов  по проектной деятельности, сформулированы  основные выводы и рекомендации. Совместная деятельность  включала в себя закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей и взрослых. Использовались   разнообразных игровые и неигровые приемы, которые развлекая детей, проверяли их умение предотвратить конфликтные ситуации,  оценивать мотивацию детей к здоровому образу жизни, способствовали взаимопониманию детей и взрослых, вырабатывали навыки рефлексии и контроля своего поведения.

Формы проведения встреч: игры, инсценировки, постановки спектакля, подвижные игры, релаксационные игры.

 График проведения встреч: 2 раза в месяц.

Для выявления уровня сформированности потребности к здоровому образу жизни у дошкольников  и их родителей подобран диагностический инструментарий: Опросник «Отношение к здоровью» (автор  Р. А. Березовская), Психологический тест «Индекс отношения к здоровью» (С.Дерябо, В.Ясин), анкетирование. Для диагностирования физических качеств использовала диагностику по Васильевой.

Мониторинг проводится 2 раза в год (на начало реализации проекта и в конце деятельности по проекту).

Результаты реализации  проекта:

Подтверждено, что семейный театр может являться уникальным средством формирования у дошкольника  потребности здорового образа жизни через  воспитательный потенциал семьи в случае заинтересованности родителей и педагогов этой формой взаимодействия. Театральное искусство явилось связующим звеном между семьей и дошкольным образовательным учреждением, которое позволило выйти на новый уровень диалога между педагогами, родителями и детьми по формированию потребности у дошкольников к здоровому образу жизни.

        По итогам проектной деятельности был проведен мониторинг уровня сформированности у дошкольников потребности здорового образа жизни   средствами семейного театра в детском саду, которой позволил зафиксировать  положительную динамику.

У детей:

- лучшились соматические показатели здоровья и показателей физической подготовленности.

- увеличилась средняя посещаемость детей: 2010-2011уч.год -  79% , 2011 – 2012 уч.год — 82%, повысился индекс здоровья: 2010-2011 уч. г. – 50%, 2011-2012 уч. г. – 51%

- сформирована гигиеническая культура, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения, овладели элементарными способами релаксации собственного психического состояния, сформированы  умения предвидеть возможные опасности для своего здоровья.

У родителей:

- сформирована активная родительская позиция, повысилась компетентность родителей в вопросах физического и психического  развития собственных детей.

- стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

- 92% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности, по результатам повторной диагностики в группе нет родителей - наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей - лидеров; до 67% выросло количество родителей - исполнителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы о взаимодейтсвии МОУ и семьи в формировании у дошкольников здорового образа жизни

Данный материал очень многообразен. Здесь представлен педагогический опыт работы с родителями в ходе проведения спортивного мероприятия...

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: " ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ "

Формирование здорового образа жизни дошкольников«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и...

Статья "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе формирования у дошкольников здорового образа жизни"

Проблема формирования здорового образа жизни в последние годы является особенно актуальной в связ с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех групп населения и особенно детей дошкольно...

Основы формирования у дошкольников здорового образа жизни

Консультация по здоровому образу жизни...

Статья на тему: "Zumba Kids, как средство формирования у дошкольников здорового образа жизни"

Zumba Kids – это современная фитнес-программа для детей. В ней сочетаются элементы из разных стилей танцев, такие как: хип-хоп, сальса, степ, реггетон, бачата, африканских танцев и т.д. Главная особен...

Формирование у детей с ОВЗ потребности здорового образа жизни средствами семейного театра

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обес...

Беседы, рассказы, сказки о здоровом образе жизни (формирование у дошкольников здорового образа жизни)

Цель: Формирование и популяризация знаний и представлений о здоровом образе жизни.Задачи: Познакомить детей с правилами здорового образа жизни.Углублять и систематизировать знания о принципах здоровье...