«Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и начальной школы»
проект (подготовительная группа) по теме

Казакова Елена Ивановна

«Сотрудничество воспитателей и учителей начальной школы в ходе реализации преемственности в системе «детский сад – школа»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_preemstvennosti.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области                                                  ГОУ высшего профессионального образования                                     Московский государственный областной гуманитарный институт            Факультет повышения квалификации                                                (кафедральный вариативный модуль)

Практико-ориентированный проект

«Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и начальной школы»

«Сотрудничество воспитателей и учителей начальной школы в ходе реализации преемственности в системе «детский сад – школа»»

работу выполнила                                                                                                   слушатель ФПК                                                                                                  Казакова Елена Ивановна                                                                             воспитатель МДОУ ЦРР-детский сад №1                                                    г.Орехово-Зуево                                                                                                      научный руководитель                                                                                          доцент, к.п.н.                                                                                               Гришина Г.Н.

2011г.

Содержание.

Введение.

  1. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования.
  2. Цель проекта.
  1. Условия реализации проекта.
  2. Перспективный план работы над проектом.
  3. Сценарий.
  4. Анализ эффективности использования различных форм сотрудничества.
  5. Список литературы.

«...Школьное обучение

никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную

стадию развития,

проделанную ребенком».

Л.С. Выготский

Введение.

  1. Актуальность.

В связи с разработкой концепции непрерывного образования слово «преемственность» приобрело новую актуальность. Однако что мы вкладываем в это понятие: стыковку программ? Реализацию единого стиля обращения с ребенком? Представление о жизни ребенка как некоем социально-психологическом целом? Чаще всего проблема преемственности возникает как проблема взаимонепонимания между педагогами дошкольного образования и педагогами начальной школы

Любой, кто берется исследовать проблему преемственности, непременно заметит: «Тема очень сложная». А казалось бы, что в ней сложного? Известно, что «гладкой» преемственности в развитии человека не бывает.

В настоящее время необходим новый взгляд на проблему реализации преемственности дошкольного образования и начальной школы, так как сегодня между ними не существует надёжной связи. Преемственность этих ступеней образования не может рассматриваться только как согласованность программ. Она должна охватывать также цели, задачи, методы, средства, формы организации обучения и воспитания.

Несовпадение целей дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) (сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, всестороннее общее развитие, становление личности ребёнка и т. д.) и начальной школы (формирование практических навыков чтения, письма, счёта и т. п.) ведут к невостребованности образования, полученного ребёнком в детском саду. Так, готовность к школе часто рассматривается как определённый объём полученных знаний и умений, а не сформированность фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования.

С другой стороны, появление тенденции раннего изучения программ для начальной школы зачастую ведёт к дублированию школьных предметов и излишнему увлечению “школьными” формами обучения (фронтальные занятия, контроль за усвоением знаний и умений и др.). В таких условиях часто недооценивается игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве, не учитывается самоценность каждого возрастного этапа развития ребёнка. Наряду с этим обнаруживается перегрузка дошкольников узкопредметными знаниями и умениями, которые порой не осознаются детьми, а запоминаются как заученные факты. Для устранения указанных выше противоречий в реализации преемственности ДОУ и начальной школы необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребёнка;
  2. Обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника;
  3. Для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;
  4. Согласованность программ ДОУ и начальной школы;
  5. Сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования – игровой, на начальной школьной – учебной);
  6. Устранение дублирования программ;
  7. Сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);
  8. Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка;
  9. В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности и пр.);
  10. Дошкольное образование должно стать обязательным и общедоступным.

Изучив совместно с начальной школой на семинарах, консультациях, педсоветах все проблемы готовности детей к школе, их адаптацию и успешность в обучении, была разработана программа преемственности “Детский сад – начальная школа”.

2. Пояснительная записка.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно?

И здесь, мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка.
Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя даст возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом.

Разный стиль отношений воспитателя к детям по-разному сказывается на их привыкании к школе, на поведение, его отношение к делу, к учителю. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием, радостью.

Часто в школу приходят дети читающие, считающие, но не умеющие наблюдать, сравнивать. Недостаточно развито внимание детей, образное мышление, умения выполнять элементарные речевые творческие задания. Недостаточное внимание уделяется физическому развитию, охране и укреплению их здоровья.

Чтобы этого избежать, необходимо изменить целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе дошкольной подготовки. Не содержательные, а развивающие компоненты должны доминировать при формировании мышления детей.

Приоритетной формой организации и проведения занятий с детьми – дошкольниками является игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет.

Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

 Цели: 

  1. создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
  2. обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
  3. создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
  4. с детского сада увлечь детей перспективой школьного обучения, вызвать желания учиться в школе.

Задачи: 

  1. Способствовать укреплению и сохранению здоровья малышей, готовящихся к обучению в школе.
  2. Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
  3. Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Существует несколько направлений и  форм преемственных связей в образовательном пространстве «детский сад – школа».

 

Работа школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, взаимный обмен опытом, формирования у детей интереса к занятиям и учебной деятельности.

Эффективными,  стали такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами детского сада и школы, организация совместных педагогических советов, круглых столов, мастер - классов.  Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность каждому педагогу обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей.  

Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей,  и не ущемлять  его право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

 Ещё одним важным, на наш взгляд, направлением работы между детским садом и школой является   организация совместных   праздников,  выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятий. Например,  в школах проводятся праздники, посвященные началу учебного года, такие как: «Прощание с букварем», «Книжкина неделя». В свою очередь, в детском саду много интересных мероприятий,  в которых учителя школы принимают самое активное участие: «Прощание с детским садом»,  «День дошкольного работника»,  «День защиты детей» и многие другие.

Для  воспитанников детских садов и учеников начальной школы  организуются: совместные акции «Школьные музеи дошкольникам», «Новогоднее чудо»;  совместные выставки детского творчества «На планете голубой завтра жить и нам с тобой», «Мир глазами ребенка».

Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школ.

Формы преемственных связей:

  1. педагогические советы;
  2. семинары;
  3. круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
  4. планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми - дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
  5.  взаимодействие медицинских работников, психологов НДОУ и школы;
  6. проведение "дней выпускников" в ДОУ;
  7. совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  8. встречи родителей с будущими учителями;
  9. анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  10. игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста.

Посещение воспитателем уроков в школе, а учителем - занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Анализируя результаты детских работ, можно оценить эффективность выбранных методов и приемов. Так, воспитатели детских садов могут на основе анализа открытых уроков предложить учителям первого класса способы применения в обучении игровых методов, наглядных пособий, способствуя более тесной учебно-методической преемственности между детским садом и школой. Педагоги во время таких посещений могут обмениваться информацией о педагогических новинках в периодической печати.

В процессе анализа полученных результатов совместной деятельности достигаются взаимные соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества, которые позволяют педагогам информировать друг друга об успеваемости детей, трудностях в их воспитании и обучении, обстановке в их семьях и т.д. Воспитатель длительное время наблюдает за ребенком, он может дать учителю подробные сведения о его личностных качествах, уровне развития, состоянии здоровья, интересах, индивидуальных особенностях, характере и темпераменте. Также он может дать рекомендации по выбору способов индивидуального подхода к новому ученику и его родным. Проведенная совместная работа детского сада и школы положительно влияет на формирование у детей интереса к учебной деятельности, вызывает желание учиться хорошо. Они спокойно и уверенно ведут себя в школе, их не пугает общение с взрослыми и сверстниками, поскольку дети привыкли общаться со специалистами в детском саду. Наши педагоги грамотно строят свою работу с учетом возрастных особенностей дошкольников, опираясь на принципы гуманности, уважения к ребенку.

Сотрудничество детских садов со школами осуществляется целенаправленно по планам совместной работы, которые составляются в начале учебного года заведующей детского сада и  директором школы. В плане указываются формы сотрудничества и их содержание, намечаются конкретные сроки и лица, ответственные за их выполнение.

Объем, структура, форма плана могут варьироваться. Школы и детские сады с многолетней традицией сотрудничества планируют, кроме обязательных, и другие мероприятия, которые в прошлом оказались эффективными и интересными.
Некоторые планы предусматривают отдельно сотрудничество педагогов (например, участие в педагогических советах, посещение открытых уроков), проведение совместных культурных или спортивных мероприятий и т.д.
 

Я хочу рассмотреть сотрудничество воспитателей и учителей в экологической преемственности. Для этого необходимо внести в текущий план преемственности внести экологический проект «ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ», который можно разбить на несколько мероприятий. Здесь мы сможем наблюдать сразу несколько форм преемственных связей: тесное сотрудничество воспитателей и учителей, взаимодействие с родителями, взаимодействие дошкольников и младших школьников. А это не маловажный фактор в вопросах преемственности.

I. Условия реализации проекта.

Главная проблема проекта: Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу?

Подпроекты:

  1. «Зеленый патруль».
  2. «Природоохранные акции».
  3. «Клумбы для бабочек».

Материал:

  1. участки детского сада и школы их флорой и фауной;
  2. журналы «Здоровье и экология», «Юный натуралист», «Гринпис»:
  3. энциклопедии для детей;
  4. садовая аптечка – коробка, сделанная в виде чемоданчика (автомобильная аптечка), в которой помещены садовый вар, удобрения в виде таблеток, «перевязочный материал» - бинт или хлопчатобумажная ткань, нарезанная в виде лент;
  5. садовый инвентарь – рыхлители, совочки, секатор, лейки, грабли, лопатки.

В проекте участвуют дети подготовительных групп, ученики 2 класса, воспитатели подготовительных групп, учитель 2 класса, родители дошкольников и школьников.

Ответственные за реализацию проекта старший воспитатель МДОУ, куратор учителей начальных классов МОУ СОШ, воспитатели подготовительных групп, учитель 2 класса.

II. Перспективный план работы над проектом.

Подпроект 1.                                                                                                   Зеленый патруль.

Месяц, неделя

Мероприятие

Цели мероприятия

Формы и методы проведения

Июнь, 1-я неделя

В гостях у Лесовичка

Познакомить детей с флорой экологической тропы в МОУ СОШ. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу

Экскурсия по экологической тропе на участке МОУ СОШ

Кто охраняет природу?

Познакомить детей с деятельностью государственных и общественных, а также детских природоохранных организаций. Вызвать желание у детей создать подобную организацию в ДОУ  и СОШ. Предложить разработать устав и правила

Беседа с рассматриванием журналов «Гринпис», «Юный натуралист», «Здоровье и экология». Взаимодействие с родителями: приобщать родителей к работе над проектом, предложить продумать совместно с детьми пункты к Уставу Зеленого патруля

Копилка идей для Устава

Воспитывать умение выслушивать друг друга. Побуждать детей к законотворческой деятельности, высказыванию аргументированных предложений к уставу Зеленого патруля и их систематизации по разделам

Беседа-презентация в беседке, на участке подготовительной группы ДОУ

Подпроект 2.                                                                                       Природоохранные акции.

Месяц, неделя

Мероприятие

Цели мероприятия

Формы и методы проведения

Июнь, июль, август

Чистый дворик

Привлечь внимание детей детского сада и школы к проблеме загрязнения территории

Трудовой десант по уборке территории ДОУ

Июнь, 2-я неделя

Люби и охраняй природу

Закрепление знания детей о живой и неживой природе. Развивать и углублять научно-познавательные, эстетические мотивы охраны природы. Учить создавать плакаты природоохранного содержания

Экологическая игра, викторина, развлечения.

Июль

Растут цветы для красоты

Упражнять детей в правовой работе. Помочь организовать природоохранную акцию

Развешивание листовок на дверях близлежащих домов с целью привлечь внимание жителей к проблеме разорения цветников в ДОУ и школе неорганизованными детьми

Август, 1-я, 2-я неделя

Берегиня

Формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. Побуждать к проявлению творчества и фантазии

Поход в лес за природным материалом. Создание поделок из бросового, природного материала. Взаимодействие с родителями: «Семейная мастерская»

Август, 3-я, 4-я неделя

Экологическая азбука

Побуждение детей к творческо-поисковой деятельности. Обучать работе с различными источниками информации

Выступление учителя 2 класса. Совместное рассматривание иллюстраций и чтение энциклопедий. Выполнение зарисовок и сбор информации.

Подпроект 3.                                                                                                Клумбы для бабочек.

Июнь

Цветочная мозаика

Помочь детям выяснить причину разницу в росте и цветении цветов на участках детского сада и школы, посеянных в одно время.

Экскурсия по экологической тропе школы и по участку детского сада. Рассматривание цветников. Фиксирование результатов в «Дневнике наблюдений»

Июль

Клумбы для бабочек

Дать представление о том, что для получения семян растениям необходимо опыление насекомыми

Наблюдения на участке детского сада

Август

Зачем бабочке кружочки?

Показать роль окраски в жизни насекомых

Совместная игра-занятие

III. Сценарий мероприятия «Люби и охраняй природу».

Цели и задачи:

- закрепить знания детей о живой и неживой природе;

- развивать и углублять научно-познавательные, эстетические мотивы охраны природы;

- повторить правила поведения в лесу;

- подготовить реферат;

- изготовить поделку из природного материала;

- обогатить словарный запас детей;

- подвести итоги наблюдений за природой,

- экологическое воспитание старших дошкольников и младших школьников.

Дидактическая задача:

 - расширить знания детей о природе.

Игровая задача:

- провести игру-предположение «Что было бы, если бы …?»;

- провести игру «Добавь слово ».

Наглядные пособия и оборудование:

- плакаты и рисунки детей «Охраняй природу!»;

- поделки из природного материала;

- музыкальное сопровождение.

На стенах зала висят плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися. Стена украшена цветами, ветками, шарами и гирляндами.

Посередине зала висит плакат с цитатой:

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

(А. К. Толстой.)

Ученики делятся на 2 группы: ученики 2 класса и дети подготовительной группы детского сада.

1. Ведущий:

Мы живём на замечательной планете Земля. Как красив, очарователен, добр наш дом Природа. Она всегда радушно встречает, щедро дарит здоровье, бодрость, хорошее настроение, угощает удивительными дарами лесов, полей, рек.

Но человек своей неразумной хозяйственной деятельностью, неумеренной охотой, осушением болот, вырубкой леса наносит ей большой вред. Многие растения и животные стали исчезать. И если человек не возьмёт под защиту животных и растения, то в недалёком будущем …

Забота о сохранении и умножении богатств природы – долг каждого жителя планеты Земля. В частности, наша с вами обязанность – беречь и охранять леса, обитающих в них животных, так как помогают очищать воздух, вырабатывают кислород. Леса – это также дом для многих животных, не будет леса – погибнут и они. Сегодня, ребята, мы с вами поиграем, вспомним песни, стихи о лесе и его жителях, поговорим о том, как мы можем помочь сохранить его богатства.

1 Чтец:

Как это страшно – умиранье рода!

Всех поголовно, всех до одного!

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего.

2 чтец:

И поползёт проказа запустенья.

И пересохнут ниточки воды.

И птицы вымрут. И падут растенья.

И зверь не обойдёт своей беды.

3 чтец:

И сколько тут корысти не ищи ты,

Какой ты отговоркой не владей,

Земля защиты требует! Защиты!

Она спасенья просит у людей!

Ведущий (обращается к группам детей): Скажите, как можно назвать это стихотворение? Обоснуйте свой ответ. Обсуждение. 

2. Игра-предположение.

«Что было бы, если бы …

- вдруг не стало воды?

- перестали цвести растения?

- исчезли лесные звери ?»

Что нужно сделать, чтобы этого не произошло? (ответы детей):

- охранять природу,

- не засорять реки,

- сажать деревья,

- создавать заповедники и т.д..

3. Защита рисунков и плакатов.

Ведущий: Мы оформили выставку ваших работ. О чём вы сообщаете в них нам. Расскажите.

(Дети рассказывают о своих работах.)

Дети, скажите, что значит для нас лес, море, птицы. (Ответы детей.)

Лучшие работы детей награждаются призами в конце праздника.

Ведущий: Давайте, ребята, вспомним с вами народную мудрость: пословицы, поговорки, загадки о лесе.

4. Конкурс «Все о лесе».

В этом конкурсе побеждает тот, кто назовет пословицу, поговорку или загадку о лесе последним.

Кто-нибудь из учеников произносит первую пословицу. Например: «На лес не поднимай руку, он будет служить сыну и внуку». Второй, продолжает: «Нет леса – посади, мало леса – не руби, много леса – береги» и т. д.

 Победителем этого конкурса оказывается тот, кто последним назовет пословицу, поговорку или загадку о лесе.

Ведущий: Друзьями леса по праву считают птиц. Как лес не может существовать без птиц, так и многие пернатые не могут жить без него. А знаете ли вы, ребята, птиц наших лесов?

5. Викторина «Птицы – друзья леса»

Победителем становится тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов. Примерные задания:

- Каких птиц называют солистами наших лесов? – Соловьёв.

- На какое дерево садится сорока во время дождя? – На мокрое.

- Какое растение можно использовать вместо мыла? – Мыльнянку.

- Назовите наибольшее количество растений, используемых человеком в пищу. – Щавель, кислица, крапива, земляника, черника, голубика, брусника, грибы и др.

- Какие растения могут служить целебной повязкой? – Подорожник, болотный мох.

- Какие лесные растения можно использовать для заварки чая? – Листья земляники, малины, черники, Иван-чая, брусники, побеги чабреца, зверобоя.

- Сколько ног у паука? – 8.

- Сколько крыльев у жука? – 4.

- Какие грибы названы именами тех деревьев, под которыми они растут? – Подберёзовик, осиновый груздь, еловый рыжик, подосиновик.

- Какое животное почти всё время проводит под землёй? – Крот.

- Почему июнь должен быть месяцем тишины и покоя в лесу? – Выводится потомство у большинства животных.

- Каких животных называют санитарами леса? – Дятла, муравьёв.

- Какие животные своим поведением могут предсказать погоду? – Ласточки, воробьи, стрижи, кузнечики, муравьи.

- Как ориентироваться в лесу без компаса? – По солнцу, по муравейникам, стволам и кронам деревьев.

- У какого травянистого растения плоды напоминают парашют? – У одуванчика.

- Какие рыбы живут в наших водоёмах?

- Какие вы знаете загадки о явлениях природы, о животных, о растениях.

(Дети загадывают приготовленные ими загадки.)

Ведущий: Назовите писателей, поэтов, композиторов, художников, посвятивших своё творчество природе.

(Ответы детей).

Ведущий: Что нужно для того, чтобы эта красота нашей природы не исчезла?

(Ответы детей: - Охранять, сажать деревья, бороться с выхлопными газами, не бросать мусор в лесу и т.д..)

6.Физкультпауза.

«Кузнечики»:

Спина прямая, руки на поясе.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг – скок, прыг – скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

7. Игра – тест «Покорми животного».

Раздаются листы, на которых в беспорядке нарисованы животные и их любимая еда. 

Ведущий: Кто быстрее соединит животное с его «обедом»? Проверим, все ли животные накормлены.

Ведущий: А теперь я предлагаю немного поиграть, и помогут вам в этом ваши родители.

Родители приглашаются в игру «Птица без гнезда».

 Игра "Птица без гнезда".

Играющие делятся на пары (родитель и ребенок) и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу (ребенок), - гнездо, второй за ним (родитель) - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. "Два..." - игрок-птица кладёт руки на плечи впереди стоящему, т.е. птица садится в гнездо. "Три..." - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: "Все птицы по домам!" каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры родители и дети меняются ролями (при этом родители сидят на корточках). Птицы вылетают только на счёт "три". Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

8. Итог.

Ведущий: Ну а теперь подведём итог нашим занятиям, посвященным природе.

Что мы знаем о природе?

Что нужно делать, чтобы красота нашего края, нашего общего дома не исчезла?

(Ответы детей.)

9. Награждение.

IV. Анализ эффективности использования различных форм сотрудничества.

С целью определения эффективности работы по обеспечению преемственности между детским садом и начальной школой мной был разработан проект мероприятия экологического характера «Защитники природы».

Из этого проекта следующие выводы: воспитатель, анализируя работу учителя начальных классов по экологии, может в дальнейшем проводить свои занятия в группе более интересно и познавательно(обязательно через игровую деятельность), что поможет детям при переходе в школу учиться немного лучше. А это ведет к более успешной адаптации детей.

Учитель начальных классов, работающий по согласованной программе, стремиться курировать детей подготовительной группы ДОУ, изучает познавательные способности детей, уровень сформированности их экологических знаний. В дальнейшем это поможет ему грамотно спланировать работу в начальных классах, так же обеспечив успешную адаптацию дошкольников к обучению в школе.

Из всего этого следует, что тесное сотрудничество воспитателей и учителей ведет к лучшей подготовленности детей к школе и их успешной адаптации к обучению в школе.

Целевая направленность форм, методов и средств обеспечения преемственности в формировании экологической культуры старших дошкольников и младших школьников как субъектов образования и социального действия непосредственно связаны с дидактическими и игровыми условиями реализации проектной работы. В связи с этим, большое значение в экологическом образовании детей придается внеаудиторной и внеклассной работе. Внеаудиторная работа по экологическому воспитанию включает следующие формы. Массовые формы: экологические тропы, месячник по экологии, экологические линейки, неделя экологии, экологический декадник, различные игры экологической направленности, беседы-дискуссии. Групповые формы внеурочной деятельности: различные экскурсии, походы в лес, изготовление наглядных пособий.

Доказано, что система мероприятий, проводимых вне занятий ДОУ, и во внеурочной деятельности в школе органично взаимосвязана с учебной деятельностью учащихся младших классов и старших дошкольников и является одним из ведущих педагогических условий экологического образования детей. Создание на базе ДОУ и школах экологических мини-музеев, экологических троп, самодельных наглядных пособий и т.п. дает возможность детям на практике прикоснуться к природе, сформировать навыки позитивного отношения к окружающей среде.

Преемственность экологического образования и экологического сознания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является стержневым вопросом непрерывного образовательного и воспитательного процесса детей. Она обеспечивает взаимодействие детей с социоприродным окружением; формирует экологические знания, экологическое сознание, экологическую культуру ребенка. Преемственность восполняет недостающие звенья в общей цепи обучения и воспитания детей.

Включенность детей в природоохранную деятельность развивает у них ценностные ориентации и ценностные отношения через формирование когнитивных, эмоционально-ценностных, волевых, деятельностных компонентов экологически развитой личности, прививает опыт общения с окружающей средой и навыки экологически целесообразного поведения старших дошкольников и младших школьников.

Совместная работа объединила всех педагогов, она помогла выработать единые подходы к воспитанникам, пополнить методический багаж, способствовала ликвидации сложившегося разрыва обучающей и воспитывающей функции педагогов.

Воспитатель и учитель совместно управляют педагогическим процессом: планируют, организуют, корректируют, анализируют результаты.

Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников будет эффективной при следующих условиях:

  1. Научно-обоснованный отбор содержания экологического воспитания, который представляет последовательно усложняющуюся систему экологических представлений и элементарных понятий с определением их объёма, глубины, степени обобщённости для дошкольной и начальной школьной ступеней образования;
  2. использование системы значимых для старших дошкольников и первоклассников методов (наблюдение, игра с экологическим содержанием, моделирование, экотренинг, экологическая сказка и др.), обеспечивающих комплексный подход, постепенность вхождения ребёнка в мир связей и отношений живых организмов, единство познания, переживания и действия;
  3. экологическая компетентность педагогов;
  4. сотрудничество с семьёй в решении задач экологического воспитания детей.

  1. Список литературы.

  1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208с.
  2. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
  3. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160с.
  4. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград. Учитель, 2009. – 232с.
  5. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 160с.
  6. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160с.
  7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средних и старших групп детского сада: книга для воспитателей детского сада. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2006. – 233с.
  8. Симонова Л.П. Преемственность образования как фактор реализации личностного потенциала учащегося начальной школы. – Начальная школа, 2006. - №1.
  9. Скворцова О.В., Козлова Т.М., Маханева М.Д. Основная общеобразовательная программа детского сада – начальной школы. – М.: Сфера, 2011.

Интернет-сайты.

  1. http://www.den-za-dnem.ru>pade.php
  2. http://www.detskiysad.ru/>ped//chssr19.html
  3. http://images.yandex.ru>эмблемы ДОУ и начальной школы
  4. http://www.mcfr.ru/journals/52//105/
  5. http://www.rusedu.info
  6. http://www.festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ...

Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников

В соответствии с законом РФ "Об образовании"  основной задачей ДОУ является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка"....

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.

В статье представлен материал по решению образовательных задач в дошкольном учреждении с помощью современных подходов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в расках социально-педагогического парт...

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...

Организация взаимодействия ДОО и начальной школы в процессе предшкольной подготовки детей

В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Нами были определены две группы: экспериментальная – двадцать восемь человек, контрольная – двадцать пять человек. Экспер...