Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.
методическая разработка по теме

Пахучая Татьяна Васильевна

 

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.  Значение тропы разнообразно:проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей.

 

В нашем детском саду работа по экологическому воспитанию ведется с 2004 года и продолжается по сей день. Начало работы  положило создание в детском саду экологической тропы. Силами сотрудников и  родителей инициативной группы были привезены из леса и посажены различные саженцы, разбиты клумбы и цветники, перед детским садом посеян газон. Территория детского сада преобразилась до неузнаваемости. Видя такие преобразования, в работу включались все больше и больше родителей. Каждый из них хотел оказать посильную помощь в нашей работе. С загородных домов и дач нам привозили рассаду многолетних цветов, саженцы плодовых деревьев и ягодных кустарников, луковичные и клубнелуковичные растения. С помощью наших добровольных помощников нам удалось организовать несколько маршрутов экологической тропы, с которыми мы вас сейчас познакомим. Итак , добро пожаловать на экологическую тропинку детского сада №13 «Тополек».

Первый маршрут экологической тропы - уголок смешанного леса.

И как положено в русском лесу, хозяином которого считается бурый медведь, наших деток встречает Михаил Иванович Топтыгин. Вместе с ним мы встретим в лесу и других его обитателей: волка, ежика и лису (плоскостные изображения).

 

 

 

В уголке смешанного леса представлены такие деревья, как: ели, сосны, березы, осины, дубы, клены, боярышник. Посажены и кустарники: лещина, шиповник, спирея, малина. Привезены из леса и высажены такие ягоды, как черника, голубика, брусника, земляника. Через три года после посадки, вокруг хвойных деревьев развились грибницы таких грибов, как подосиновики, маслята и вешенка обыкновенная. Все это позволяет детям наблюдать природу родного края не выходя за пределы детского сада.

Рекомендации по организации работы с детьми в уголке леса:

1.рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;

2.сравнение их между собой;

3.забота человека о деревьях;

4.использование луп для наблюдений;

5.сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;

6.связь с животными.

 

 

  

Второй маршрут экологической тропы – искусственный                 водоем.

 

Хочется отдельно рассказать о создании мини-пруда в нашем саду.

Как вы видите это совсем не большое углубление, заполненное водой. Вокруг воды высажены различные растения. Это: папоротник, лилейник, незабудка, купальница, примула. Мы долго не могли придумать как сделать прудик на территории детского сада, пока кто-то не принес старую детскую ванночку, которая чудесным образом преобразилась в водоем, с помощью большого мусорного пакета и человеческой фантазии. И теперь это любимое место наблюдений за природой у наших детей. Хоть в нашем пруду не могут жить рыбы и другие обитатели водоемов, зато в нем в великом множестве живут и развиваются личинки различных насекомых. В жаркие летние дни сюда прилетают попить воды все окрестные птицы, наблюдение за которыми доставляют детям истинную радость.

 

Рекомендации по организации работы возле водоема:

Наблюдение и уход за влаголюбивыми растениями(примула, купальница).

Наблюдение за птицами, прилетевшими искупаться и попить.

Наблюдение за насекомыми и их личинками, рассматривание с помощью лупы.

 

Третий маршрут экологической тропы – цветники.

На этом маршруте собраны растения, с разными требованиями к условиям обитания. Есть цветники, где растут  тенелюбивые растения, такие, как разнообразные примулы ( примула высокая, примула безстебельная, примула Юлии и др.), купальницы, астильба, папоротники,  незабудки, аквилегия( или водосбор), различного вида хосты, а также ландыши, фиалки лесные  и полевая герань.

В  цветниках  солцелюбивых  растений собраны такие цветы, как розы, геогины, пионы, вербейник, золотарник , петуния и другие растения.

Рекомендации по организации работы с детьми в цветниках:

труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму.

наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;

беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);

проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

 Работа в этих уголках позволяет не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.

           Четвертый маршрут – зоны кормушек для птиц.      

    Особое внимание уделяется привлечению на территорию детского сада различных птиц для наблюдения с детьми. Для этой цели на территории детского сада размещены различного вида кормушки и поилки для птиц, постоянными посетителями которых стали зяблики, трясогузки, дятлы, поползни, синицы, снегири, воробьи и голуби. В скворечниках, которые мы повесили с детьми скворцы, уже не первый год выводят свое потомство.

 

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:

 - Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

 - Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

 - Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.

 - Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

 - Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

 - Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

 - Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

 

Надеемся, что наша работа не пропадет зря и наши дети, став взрослыми будут бережно относиться к окружающему их богатству- родной природе. Ведь экологическое воспитание это прежде всего воспитание человечности, доброты к природе и людям, которые живут рядом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань э...

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта

Главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, ...

«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

«Экологическое воспитание – это воспитание   нравственности, духовности и интеллекта»...

Консультация для воспитателей детского сада "Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта"

Консультация посвященна экологическому воспитанию. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта...