Оказание первой психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях ( тренинг для обучения педагогов).
учебно-методическое пособие по теме

 Побединская Ирина Викторовна

Программа тренинга для обучения педагогов, социальных работников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_podeystviyu_v_krizisnyh_situaciyah.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Оказание первой психологической помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации.»

Разработала: Побединская Ирина Викторовна, педагог- психолог ЦПМСС Выборгского р-на Санкт- Петербурга

Тренинг «Оказание первой психологической помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации.»

Данная разработка относится к  разряду тренинга умений, в основе которого лежит бихевиористический подход. Этот подход предусматривает, в частности, сосредоточенность  на наблюдаемом поведении, дидактический стиль обучения и освоение важных для развития личности умений.  Целью тренинга является выработка динамических стереотипов в профессионально важной ситуации (оказание первой психологической помощи пострадавшим в кризисной ситуации). Выработка динамических стереотипов позволяет найти в памяти  и использовать ту модель поведения (помощи), которая будет оптимальной в данных условиях при характерном для кризисной ситуации дефиците времени.


Этапы проведения тренинга:

1. Ознакомлений с целями и задачами  тренинга, оглашение с правилами поведения на тренинге.

Реакции организма на экстремальные события.

Реакции

Возможность помощи спасателя .

  1. Бред
  2. Галлюцинации

Помощь неспециалиста нецелесообразна. Необходима помощь специалиста (психиатра).

  1. Попытка самоубийства (суицид)
  2. Апатия
  3. Ступор
  4. Двигательное возбуждение
  5. Агрессия
  6. Страх
  7. Истерика

Помощь крайне необходима.

  1. Нервная дрожь
  2. Плач

Помощь не нужна. Задача - создание условий для нервной разрядки.


Если Вы находитесь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов (при аварии, потере близких, трагическом известии, физическом или сексуальном насилии и т.п.),

Не теряйте самообладания.

Поведение пострадавшего не должно Вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Позаботьтесь о своей психологической безопасности.

Не оказывайте психологическую помощь в том случае, если Вы этого не хотите (неприятно или другие причины). Найдите того, кто может это сделать.

Придерживайтесь принципа: «Не навреди!»

Не делайте того, в пользе чего Вы не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно быстрее направьте пострадавшего за помощью к специалисту (психотерапевту, психиатру, психологу).


2. Знакомство участников.

3. «Разогрев»- психотехнические упражнения.

4. Участники разбиваются на пары. Каждому выдается распечатка с текстом тренинга.

5. Проработка в парах  различных состояний (переход после проработки одного состояния по кругу- смена партнера). Каждый должен побывать в роли пострадавшего и спасателя по каждому состоянию. «Пострадавший»  изучает признаки состояния и инсценирует их. «Спасатель» изучает действия и оказывает первую помощь. Тренер акцентирует внимание участников тренинга на характерных особенностях состояния пострадавшего, оценивает правильность выполнения, показывает правильные действия.

Название состояния

Признаки состояния

Ваши действия

1


  1. БРЕД И ГАЛЛЮЦИАЦИИ.

Признаки бреда: ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.

Признаки галлюцинаций: пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент на воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит несуществующих людей, чувствует запахи и проч., которых нет на самом деле).




Помощь.

  1. Обратитесь к мед. работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.
  2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.
  3. Переведите пострадавшего в уединенное место, не оставляйте его одного.
  4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить.

Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

2

  1. ПОПЫТКА САМОУБИЙСТВА.

Признаки: Человек может совершать конкретные действия, направленные на лишение себя жизни, (пить таблетки, пытаться выброситься из окна) или говорить о своих намерениях («я устал так жить»).

Перед совершением попытки самоубийства человек может быть подавленным, либо, наоборот, чрезмерно возбужденным.

  1. Человек, решивший свести счеты с жизнью, находится, как правило, в состоянии конфликта со всем окружающим миром. Поэтому очень важно, чтобы кто-то проявил по отношению к нему сочувствие.
  2. Слушайте и соглашайтесь с тем, что он говорит. Вы должны стать своим, «играть на его стороне».
  3. Во время разговора постарайтесь найти положительные моменты в сложившейся ситуации (удалось выжить «после такого», жив-здоров, голова-руки-ноги на месте, нужно думать и заботиться о детях, родителях).
  4. Покажите уникальность его жизненного опыта.
  5. Попросите его о помощи (это поможет ему почувствовать, что он кому-то нужен).
  6. Ведите разговор на том расстоянии, которое ему удобно. Если он отклоняется от Вас, сделайте шаг назад. Постепенно, продолжая разговор, приближайтесь к нему.

При первой же возможности обратитесь за помощью к специалисту.

3

  1. АПАТИЯ

Признаки:

безразличное отношение к окружающему вялость, заторможенность

речь медленная, с большими паузами

Помощь:

  1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком он Вам, или нет: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?»,  «Хочешь есть?»
  2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь).
  3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.
  4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить вместе выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

4

  1. СТУПОР

Признаки:

Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи.

  1. отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки)
  2. «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности
  3. возможно напряжение отдельных групп мышц




Помощь:

  1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.
  2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.
  3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.
  4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно, четко то, что может вызвать сильные реакции (лучше негативные).

Помните! Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.



5

  1. ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ.

Признаки:


  1. резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия
  2. ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленно)
  3. часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы)

Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим!

Помощь:

  1. Используйте прием «захвата»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.
  2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.
  3. Массируйте пострадавшему «позитивные» точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»).
  4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям. («Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»)


Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением ( см. помощь при данных состояниях).


6

  1. АГРЕССИЯ

Признаки:

  1. Раздражение, недовольство, гнев ( по любому, даже незначительному поводу).
  2. Нанесение окружающим  ударов руками, либо какими-либо предметами.
  3. Словесное оскорбление, брань.
  4. Мышечное напряжение
  5. Повышение кровяного давления.

Помощь:

  1. Сведите к минимуму количество окружающих.
  2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться, «избить» подушку).
  3. Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
  4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если Вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на Вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!», надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход  из этой ситуации.»
  5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.


Агрессия может быть погашена страхом наказания:

  1. Если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;
  2. Если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

7

  1. СТРАХ

Признаки:

  1. Напряжение мышц (особенно лицевых)
  2. Сильное сердцебиение
  3. Учащенное поверхностное  дыхание
  4. Сниженный контроль собственного поведения.

Помощь:

  1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один.»
  2. Дышите ровно и глубоко. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме.
  3. Если пострадавший говорит, слушайте его, высказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.
  4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Помните! Страх может быть полезным, когда помогает избежать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.



  1. НЕРВНАЯ ДРОЖЬ

Признаки:

  1. Дрожь начинается внезапно - сразу после инцидента или спустя какое-то время
  2. возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету).
  3. Реакция продолжается достаточно долгое время (до нескольких часов). Потом человек чувствует  сильную усталость и нуждается в отдыхе.

Помощь:

Нужно усилить дрожь.

  1. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 сек. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши действия как нападение.
  2. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

Нельзя:

Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе.

Укрывать пострадавшего чем-то теплым

Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

  1. ПЛАЧ

Признаки:

  1. Человек уже плачет или готов разрыдаться.
  2. Подрагивают губы
  3. Наблюдается ощущение подавленности
  4. В отличие от истерики нет возбуждения в поведении.

Помните! Не происходит эмоциональной разрядки, облегчения, если человек сдерживает слезы. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека. Не зря говорят «сошел с ума от горя».

Помощь:

  1. Не оставляйте пострадавшего одного.
  2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте по голове). Дайте ему понять, что Вы рядом.
  3. Применяйте приемы «активного слушания».(они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе):

Периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете;

Повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства;

Говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

  1. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.
  2. Не задавайте вопросов, не давайте советов.

Помните! Ваша задача - выслушать.


  1.  ИСТЕРИКА

Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

Признаки:

  1. Сохраняется сознание
  2. Чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы
  3. Речь эмоционально насыщенная, быстрая
  4. Крики, рыдания

Помощь:

  1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для Вас.
  2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно  дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).
  3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды!», «Умойся!»).
  4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.
  5. Не потакайте желаниям пострадавшего!


Завершающая часть: Подведение итогов тренинга. Обсуждение чувств участников (по кругу)) с акценктом на значимость приобретенной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Оказание первой медицинской помощи"

Здоровый ребенок отличается правильным физическим и психическим развитием, у него обычно хороший, здоровый цвет лица, живые и веселые глаза.Об отсутствии заболеваний свидетельствует хороший аппетит, н...

Памятки "Первая в помощь в ДОУ", "Приемы и способы оказания первой медицинской помощи"

Памятка по оказанию первой помощи поможет педагогам быстро сориентироваться в непредвиденной ситуации...

Заявление об оказание ребёнку психологической помощи

Заявление об оказание ребёнку психологической помощи...

Консультация для родителей и педагогов "Оказание первой медицинской помощи при переохлаждении и обморожении"

Консультация для родителей и педагогов "Оказание первой медицинской помощи при переохлаждении и обморожении"...

Оказание первой психологической помощи пострадавшим

Первая психологическая помощь (ППП) – это вовремя оказанная поддержка и практическая помощь людям, которые испытывают страдания и нужду. Это неотложное вмешательство позволяет уменьшить выраженн...

Перспективное планирование работы с родителями и педагогами в рамках ознакомления старших дошкольников с основами безопасного поведения и оказания первой, необходимой помощи

Перспективное планирование работы с родителями и педагогами в рамках  ознакомления  старших дошкольников с основами безопасного поведения и оказания первой, необходимой  помощи...