Кружок для детей группы раннего развития "Дружные пальчики" (пальчиковая гимнастика)
материал по теме

Куприянова Юлия Владимировна

Пальчиковая гимнастика – упражнения, в которые вовлечены все пальчики. Выполняя различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. В данном материале подобраны упражнения пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста. Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо ее нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок для детей группы раннего развития

«Дружные пальчики»

Пояснительная записка.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока - Ворона». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение поражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3.Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4.Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6.У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

        Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо ее нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Цели:

1) учить детей выполнять пальчиковую гимнастику: сгибать и разгибать пальцы рук; расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного движения на другое;

2) развивать мелкую моторику рук,  связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, зрительную память, умение подражать взрослому;

3) способствовать обогащению и активизации словарного запаса детей; повысить речевую активность;

4)воспитывать усидчивость, терпение, любознательность.

Организация занятий.

Длительность занятия – 5 мин.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого – двумя одновременно.

Перед выполнением каждого упражнения детям необходимо показать рисунок (для создания зрительного образа).

Содержание занятия

1.Рассматривание картинки.

2.Разучивание движений.

3.Прослушивание стихотворения.

4.Выполнение упражнения с сопровождающим чтением стихотворения.

Тема занятия

1.

Фонарики.

2.

Заготавливаем капусту.

3.

Моем руки.

4.

Месим тесто. Печем пирожки.

5.

Флажки.

6.

Шарик. Ёжик.

7.

Лодочка и пароход.

8.

Деревья. Корни.

9.

Птичка.

10.

Цветок.

11.

Кошечка.

12.

Дом. Труба.

13.

Стул и стол.

14.

Ворота и замок.

15.

Зайчик.

16.

Ножницы. Вилка.

17.

Колечко. Очки.

18.

Коза. Мостик.

19.

Дружные пальчики.

Упражнение №1. «Фонарики».

   Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами (Фонарики зажглись! – пальцы выпрямить; Фонарики погасли! – пальцы сжать).

   Мы фонарики зажжём,

   А потом гулять пойдем!

   Вот фонарики сияют,

   Нам дорогу освещают!

Упражнение №2. «Заготавливаем капусту».

   Руками имитируем соответствующие действия:

Мы капусту рубим-рубим!   (прямыми, напряженными ладонями имитируем движения                    

                                                   топора: вверх – вниз).

Мы капусту режем-режем! (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад).

Мы капусту солим-солим! (пальцы собраны «щепотью», «солим капусту»).

Мы капусту жмем-жмем! (энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на

                                              двух руках, то поочередно).

Мы морковку трем-трем! (пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные

                                    движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки).

Упражнение №3. «Моем руки».

  1. «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

  1. «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

  1. «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

Упражнение №4. «Месим тесто и печем пирожки».

Руками имитируем процесс вымешивания теста.

Тесто мнем, мнем, мнем! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки

Тесто жмем, жмем, жмем!                       (одновременно и поочередно)

Пироги мы испечем! (руками совершаем движения, как будто лепим снежки).

Упражнение №5. «Флажки».

   Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если дети легко выполняют это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

   Я в руках флажки держу

   И ребятам всем машу!

Усложненный вариант: поочередно менять положение рук на счет: «раз-два».

«Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята верх, правая рука – опущена вниз.

«Два»: левая рука – опущена вниз, правая рука – поднята вверх.

Упражнение №6. «Шарик».

Пальчики обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками.

«Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик.

«Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

   Я надул упругий шарик,

   Укусил его комарик.

   Лопнул шарик – не беда,

   Новый шар надую я.

Упражнение №7. «Ёжик».

Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.

   Маленький колючий ёж.

   До чего же он хорош!

Упражнение №8. «Лодочка».

Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

   Маленькая лодочка по реке плывет,

   На прогулку лодочка малышей везет.

Упражнение №9. «Пароход».

Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба».

   Пароход плывет по речке,

   И труба дымит, как печка.

Упражнение №10. «Деревья».

Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напрядены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

  В поле дерево стоит,                           (покачивать руками из стороны в сторону)

   Ветер ветки шевелит.

   Дует ветер нам в лицо,                  (покачивать руками вниз - вверх, не сгибая пальцы)

   Закачалось деревцо!

Упражнение №11. «Корни».

Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки в таком положении на счет до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками.

   Высокие, красивые деревья здесь растут, (показать руками «деревья»)

   А корни под землею для них водичку пьют. (показать руками «корни»).

Упражнение №12. «Птичка пьет водичку».

Пальцы сложить «щепотью» - это «клюв». Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом».

   Наклонилась, захватила,

   Подняла и проглотила.

Упражнение №13. «Птичка летит».

Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими.

   Птички полетели,         (помахать «крыльями»)

   Сели – посидели,          (прижать ладони к груди)

   Дальше полетели.

Упражнение №14. «Цветок».

Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

   Солнце поднимается –

   Цветочек распускается!

   Солнышко садится –

   Цветочек спать ложится.

Упражнение №15. «Кошечка».

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3 -5 раз.

   Кулачок – ладошка.

   Я иду, как кошка.

Усложненный вариант. При выполнении руки располагаются на столе. Попеременная смена положений на счет «раз - два».

«Раз»: левая рука – кулачок, правая – ладошка.

«Два»: левая рука – ладошка, правая рука – кулачок.

Повторить несколько раз.

Упражнение №16. «Дом».

1.Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».

   Посмотри на дом с трубой.

   В нем мы будем жить с тобой.

2.Руки поднять над головой, пальцы соединить под углом.

   Вот стоит огромный дом,

   Дом ужасно важный.

   Сто окошек в доме том!

   Он многоэтажный.      (Н.Тегипко)

Упражнение №17. «Труба».

Руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз, - получается длинная «труба».

   Дом стоит с большой трубой.

   В нем мы будем жить с тобой.

   Смотрит ввысь труба на крыше

   И дымит, как будто дышит.

Упражнение № 18. «Стул».

Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это «спинка» стула. К ней приставить кулачок правой руки – это «сиденье».

   Спинка и сиденье –

   Стул на удивленье!

   Мы на стульях посидим,

   Друг на друга поглядим!

Упражнение № 19. «Стол».

Левую руку сжать в кулак – это «ножка» стола. Сверху накрыть «ножку» выпрямленной ладонью правой руки – это «крышка» стола.

   Кулачок – это толстая ножка.

   Сверху крышка – наша ладошка.

   Маленький столик. Время идет…

   Вместе с ладошкой и стол подрастет.

Упражнение №20. «Ворота».

1.Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены.

   Ворота крепко мы запрем –

   Не сможет волк проникнуть в дом!   (Н.Тегипко)

2.Ворота открываются и закрываются.

Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены. Затем развернуть ладони параллельно друг другу, пальца направлены от себя. Вернуться в исходное положение.

   Ворота открыты всегда для друзей,

   Мы рады вам, гости! Входите скорей!   (Н.Тегипко)

Упражнение № 21. «Замок».

Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

   На двери висит замок.   (быстро соединять пальцы в замок и разъединять)

   Кто его открыть бы смог?

   -Потянули!   (пальцы – в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их).

   -Покрутили!   (подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе).

   -Постучали!   (пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга)

   И - открыли!  (расцепить пальцы).

Упражнение №22. «Зайчик».

1.Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет до 5 – 10. Упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.

   Кто там скачет на лужайке?

   Это длинноухий зайка!

2.Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы (вниз - вверх) на счет «раз - два».

   Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

   Раз – два, раз – два. И ушами шевелит!

Упражнение № 23. «Ножницы».

Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперед. Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми.

   Режу, режу, ткань верчу,

   Научиться шить хочу!

Упражнение № 24. «Вилка».

Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать пальцы в таком положении до счета 5 – 10.

   Вилкой мы едим сосиску,

   Макароны и редиску.

Упражнение №25. «Колечко».

Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Удерживать в таком положении до счета 5 – 10. Выполнять упражнение каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.

   На узорное крылечко

   Кто-то уронил колечко.

   И оно с крыльца скатилось,

   За ступеньку закатилось.

   Дети смотрят там и тут,

   Но колечко не найдут.

Упражнение № 26. «Очки».

Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам, имитируя очки.

   Вот колечки – посмотри!

   Превращаются в очки!

Упражнение № 27. «Коза».

Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный – прижать большим к ладони. Сначала упражнение выполнять каждой рукой по очереди.

    Вижу у козочки острые рожки.

   Я убегу от нее по дорожке.

Потом можно выполнять упражнение двумя руками, изображая козу и козла:

   Идет коза рогатая,

   Идет коза бодатая.

   Навстречу ей козел спешит.

   Дорогу уступить велит.

Упражнение № 28 «Мостик».

Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать к друг другу и удерживать в таком положении.

   Шла коза по мостику

   И виляла хвостиком,

   Зацепилась перила –

   Прямо в речку угодила.

Упражнение № 29. «Дружные пальчики».

1.Пальцы одной руки выпрямить, прижать друг к  другу и удерживать напряженные пальцы до счета 10. Выполнить сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно. После упражнения – встряхнуть кисти рук.

   Пальцы очень крепко дружат,

   Мне помощниками служат.

2.Это упражнение можно предварить небольшим рассказом о том, какое название имеет каждый палец: большой, указательный, средний, безымянный и мизинчик.

   Все пять пальцев вытянуты и разведены в стороны – пальчики «поссорились». Затем все пальцы прижать друг к другу – «помирились». Чередовать эти две позиции, сопровождая словами: «Поссорились – помирились!»

Использованная литература.

Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрящая гимнастика для детей группы раннего возраста

Комплексы гимнастик представлены на каждый месяц...

кружок во второй группе раннего возраста "Ручки хлопают, ножки топают"

Календарно - тематическое планирование игр для развития общеречевых навыков ребенка третьего года жизни....

Бодрящая гимнастика для детей группы раннего возраста

Комплексы гимнастик представлены на каждый месяц....

КОМПЛЕКСЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ для детей группы раннего возраста

КОМПЛЕКСЫ  УТРЕННЕЙ  ГИМНАСТИКИ для детей группы раннего возраста...

Кружок " Пластилинография" в группе раннего возраста

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...

Кружок во второй группе раннего возраста.

Перспективное планированиекружковой работыво второй  группе раннего возрастаТема: «Весёлые ладошки»...