Учебно - методическая публикация
учебно-методический материал по теме

Осипова Галина Валериевна

     В учебно – методической публикации  раскрыт программно – целевой подход к проблеме эмоционально – экспрессивного развития детей дошкольного возраста. Развитие личности – процесс сложный, в значительной степени он определяется социальными условиями жизни ребёнка. При скупости эмоциональных проявлений  взрослых у детей вырабатывается безразличие к тому, что происходит вокруг них. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskaya_publikaciya.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание как организованный процесс формирования эмоционально-экспрессивных отношений детей дошкольного возраста.

(учебно-методическая публикация)

Кемерово 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………..................

3

1

Развитие эмоционально – экспрессивной сферы детей ……………..        

5

2

Организация работы с детьми ………………………………………...

20

3.

Организация работы с родителями …………………………………..

27

Заключение…………………………………………………………………

31

Список литературы………………………………………………………...

32

Приложения

Приложение 1. Конспект «Драматизация сказки С. Маршака «Теремок»…………………………………………………………………



33

Приложение 2. Конспект НОД по познавательному развитию………..

39

Приложение 2. Конспект занятия для детей средней группы «Мир эмоций»……………………………………………………………        42


Введение

Особую роль в обыденном общении играют ситуации, когда люди выражают свои чувства друг другу. Эти ситуации возникают гораздо чаще, чем мы привыкли думать.

Каждое действие человека как-то связано с его внутренним состоянием. Следы этих состояний, проглядывающие сквозь канву действий, могут быть замечены другими.

Оценочное отношение к собственным эмоциональным переживаниям и к чувствам других людей может иметь определённые негативные последствия. Контроль над внешними проявлениями эмоций может стать причиной ограниченности чувственных переживаний, их недостаточного осознания. Если человек не хочет в будущем испытывать те или иные чувства, он может попытаться изменить стиль своего поведения или внешнюю ситуацию, своё место в ней, таким образом, чтобы в жизни, в отношениях с другими вызывала у него иную эмоциональную реакцию, отличную от той, которая была у него ранее.

Самым частым и одним из самых главных источников эмоциональных переживаний человека являются: актуальное состояние его отношений с другими, воспоминания о прошлых связях, мысли об отношениях, которые сложатся в будущем. Возможность выражать эти чувства в присутствии людей, с которыми они так или иначе связаны, может стать важным фактором укрепления взаимоотношений. Глубина и искренность в отношениях между людьми в значительной степени зависит от того, насколько эти люди могут выражать свои чувства в присутствии друг друга.

        Многочисленные научные работы, посвящённые дошкольному возрасту, постоянно подчёркивают то большое значение, которое имеет для развития личности ребёнка его общение с окружающими, сколь значительную роль играют контакты со сверстниками для эмоционально – экспрессивного развития. Обсуждаются трудности, возникающие в ходе общения детей друг с другом в различных видах деятельности. А так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то с помощью нее можно проследить формирование  эмоционально – экспрессивных отношений детей. Поэтому изучение влияния целенаправленно организованных детских игр на формирование эмоционально – экспрессивных отношений детей является важной задачей в работе детского сада. Ведь игра выступает как эффективное средство и условие формирования эмоционально – экспрессивных отношений детей при условии целенаправленного руководства воспитателем сферой детских отношений. 

          Цель: создание условий для работы по эмоционально-экспрессивному развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить проблему развития эмоционально – экспрессивной сферы детей дошкольного возраста;

- организовать работу с детьми по эмоционально-экспрессивному развитию;

- организовать взаимодействие с семьёй;

Программно-целевой подход к данной проблеме позволил организовать работу учреждения в режиме развития, провести оценку деятельности не только конкретных педагогов, но и учреждения в целом.

Развитие эмоционально – экспрессивной сферы детей          

Эмоциональное развитие - процесс сложный. В значительной степени этот процесс определяется социальными условиями жизни ребёнка, характером организации его деятельности взрослыми.

Умение управлять своим эмоциональным состоянием является важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Эти два взаимосвязанных навыка наилучшим образом формируются в процессе детского коллективного творчества. Последнее рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека. Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу «заражения эмоциями», является основным механизмом регуляции эмоциональных состояний и процессов общения.

Системно – деятельный подход позволяет рассматривать эмоциональную экспрессию как эмоциональное осмысление и принятие ребёнком нравственных норм, развития моральной самооценки, нравственных притязаний и качеств личности, реализацию Я – концепции. Эмоциональные явления могут выступать в качестве механизмов нравственного развития на сознательном и бессознательном уровнях. При этом их регуляторная функция более ярко выражается тогда, когда эмоции соединяются с когнитивными процессами, формирующими наиболее ценные нравственные качества личности (альтруизм, коммуникабельность).

 Эмоциональный мир ребёнка – дошкольника чрезвычайно неустойчив. Всем известны переходы детей от безутешного страдания к бурной радости. Трудно представить себе равнодушного ребёнка, который бы не смеялся и не плакал и не огорчался бы из – за сломанной игрушки.  Может быть, такой ребёнок и показался бы удобным кому – то из родителей, но вряд ли он вызвал бы симпатию. Ведь именно эмоции ребёнка дают нам возможность «увидеть» его желания, намерения. Мир ребёнка долгое время ограничен «текущим моментом», и то, что происходит здесь и сейчас, для него самое важное и главное. Те события, которые для взрослых являются мелкими, пустяковыми, не стоящими внимания, для ребёнка – настоящее горе. Через несколько минут оно может смениться бурной радостью; но в настоящий момент ребёнок безраздельно захвачен своими чувствами и переживает огорчение всеми силами своей неокрепшей души.[1]

Сила детских переживаний связана ещё с тем, что у ребёнка пока нет такого важного свойства человеческого интеллекта, как обратимость, то есть возможность проиграть события в уме, мысленно найти выход из неприятного положения. Ребёнок ещё не может так далеко заглянуть вперёд и увидеть благополучный выход из неприятного положения. Все происходящие вокруг события для него непоправимы и необратимы.

Поведение ребёнка складывается под влиянием его чувств и желаний. Важно, чтобы у него преобладали положительные эмоции – радость, сочувствие, доверие. А проявление отрицательных эмоций, таких как обида, страх, неудовольствие, гнев, вовремя замечались и гасились. Переживая радость, ребёнок улыбается, смеётся, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. Когда окружающие ласково относятся к ребёнку, признают его права, проявляют внимание, он испытывает эмоциональный комфорт – чувство уверенности, защищённости. Эмоциональный комфорт способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Однако детская психология решает глобальную задачу изучения и выявления закономерностей развития ребёнка дошкольного возраста, специфику развития психических процессов и функций, а значит и подготовки педагога к эмоциональному развитию личности ребёнка, рассматривает проблему эмоций стандартно. Она определяет сущность эмоций и затем рассматривает основные изменения в эмоциональной сфере через внешние признаки проявления основных эмоций.

Достаточно глубоко разработаны социальные формы выражения эмоций и чувств, большое внимание уделяется формированию высших чувств: нравственных, эстетических и интеллектуальных.

В состоянии сильного гнева у ребёнка хмурятся брови, движения резкие, голос угрожающий, повышается активность, он возбуждён. Сердце начинает усиленно работать, увеличивается темп и глубина дыхания, временная потеря волевого контроля  своего поведения.

Эмоциональное возбуждение меняет поведение ребёнка. Оно выражается в дезорганизации поведения, растерянности, трудности в переключении внимания. Возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Сопровождается двигательным возбуждением.

Особое место среди эмоций занимают бурные переживания страха. Страх может быть внушён взрослыми и в тех случаях, когда ребёнок видит у них проявление страха. Таким образом, дети начинают бояться мышей, грозы, темноты.

Переживания страха иногда возникает и без воздействия взрослых. При встрече ребёнка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Типичен в этом отношении страх перед темнотой. Это объясняется тем, что она скрывает все знакомые предметы, что каждый незначительный шум кажется необычным. Частые переживания страха влияют на общее физическое и психическое самочувствие ребёнка.  

Требовать, чтобы ребёнок сдерживал или подавлял свои чувства, чтобы он всегда был выдержан и спокоен, бесполезно и несправедливо. Владение собой и умение управлять своими чувствами приходит позже. Непосредственность и искренность детских переживаний, открытость души ребёнка, обострённая эмоциональность – всё это прелести и преимущества детства.

Для дошкольника первое «считывание» информации, первое впечатление о ситуации возникают на эмоциональной основе. На основе переживаний образа, отношения не только не возникают, но нередко оказываются способными к длительному запечатлению, иногда на всю жизнь. В дошкольном возрасте ребёнок получает огромное количество информации. На сегодня можно считать доказанным, что раньше других в сознании ребёнка обнаруживает себя координата эмоциональной оценки, то есть упорядочивания происходит на языке эмоций и чувств.

Дошкольник – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром. Поэтому от воспитателей требуется умение говорить с детьми на языке жестов и эмоций. Необходимо быть искренним в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах. Всё это укрепляет веру детей в искренность отношений. К этому особенно чувствительны дети. А доверие и сочувствие являются начальными слагаемыми эмпатии – формирующейся способности сопереживания, сострадания. Понимания эмоционального состояния другого человека.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребёнком, побуждает его предпринять определённые действия, чтобы избежать опасности. Ребёнок грустен или разгневан – значит в его мире что – то не в порядке. Ребёнок радуется, выглядит счастливым – значит у него всё  хорошо эмоции ребёнка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.  

В эмоциональных реакциях гуманного характера, которые можно наблюдать у детей с 1 года 6 месяцев до 2-х лет, отсутствует переживание – характерная черта любого чувства. На этом этапе развития ребёнка гуманные эмоции ещё не освободились от элементов подражательности и проявляются под воздействием взрослого. Ребёнок жалеет другого часто независимо от того, нуждается тот в ласке или нет. Эти реакции – только выражение сочувственного отношения к человеку, которое ребёнок рано начинает наблюдать у окружающих, но не действительное переживание.

Собственно гуманными эмоции ребёнка становятся по мере освобождения от подражательности, то есть когда они появятся самостоятельно, без стимулирования взрослого. Это возможно в  старшем дошкольном возрасте. Тогда у ребёнка возникает переживание как специфическая особенность чувства, и это переживание заставляет изменить своё поведение, вызывает определённый поступок: ребёнок пытается утешить другого, своим участием уменьшить ему боль.[1]

Жалость и сочувствие – эмоции, в которых выражаются отношения ребёнка к людям. Чтобы такое отношение возникло, ребёнок должен научиться понимать формы выразительности у окружающих. Жалость – эмоциональное отношение к боли другого; ребёнок должен научиться понимать выразительные реакции окружающих, соответствующие боли, и соотносить своё ощущение боли с переживаниями этого состояния другим человеком. Переживание жалости в первоначальной форме – это чувственный перенос собственного неприятного ощущения на другого человека. Возникновение такого переноса представляет собой качественно новое образование – чувство жалости.  

Гуманные эмоции, проявляющиеся у ребёнка интуитивно и под непосредственным воздействием взрослого, постепенно превращаются в устойчивые и выражаются в определённых действиях и поступках. На разных возрастных уровнях эти поступки и действия различны. Вначале это только сочувствие, затем более активное вмешательство. Постепенно чувство жалости у ребёнка начинает выражаться в отказе от своих желаний и интересов других.

В процессе развития расширяется сфера проявлений жалости и сострадания. Они наполняются новым содержанием. Если на ранних этапах основным стимулом, вызывающим эти чувства, была физическая боль другого и связанные с нею слёзы, то в дальнейшем ребёнок относится к окружающим более тонко: появляются зачатки понимания, сострадания другому, вызванные нравственной болью. Но всё же, на ранних этапах своего развития чувства жалости и сострадания мало пронизаны моральным содержанием. Трехлетнему ребёнку одинаково жалко того, кто плачет, сильно ударившись или не получив желаемый предмет, и того. Кто заливается слезами, потому что его несправедливо наказали. Моральная суть поступка другого ещё не связывается у ребёнка с формирующимися у него чувствами жалости и сострадания. Не причина, а лишь следствие - страдание другого вызывает у ребёнка жалость.

Дети 4-5 лет уже в состоянии распознавать своё внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить своё отношение к ним, то есть ребёнок – дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют на будущее поведение человека.[2]

Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию. Кроме того, они являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Исследования показывают, что каждая эмоция имеет своё мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие – труднее. Так, например, радость легче узнаётся по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

В 5-6 лет дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению с взрослыми, придавая их жизни особую выразительность.[3]

Нравственные представления, содержащие конкретные способы взаимопомощи, наиболее характерны для детей подготовительной группы. Эти дети не только сочувствуют сверстнику, но и предлагают помощь.

Между тем не многие дети, которые на седьмом году уже бескорыстно заботятся о благе других, обладают умением оценивать собственные действия, собственное эмоциональное состояние.

Они ориентируются на внутреннюю самооценку, на собственные побуждения. Все формы, развивающихся эмоциональных отношений у дошкольников направлены не на других, а на себя. Детям легче применить правило к другому человеку, нежели к себе,  выразить своё эмоциональное отношение к выполнению этого правила другими.

На протяжении детства характер эмоциональной регуляции поведения изменяется в связи с изменением общего характера деятельности, качественное её выполнение подчиняется узким личностным мотивам; нравится - не нравится, хочу - не  хочу, то в дошкольном возрасте эмоциональная система является регулятором поведения. Она обеспечивает активные формы жизнедеятельности.

Характер переживаемых эмоций и связанный с ними эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения.

В психологии существует понятие эффективности общения, и мерой этой эффективности является взаимопонимание друг друга, умение понимать переживаемые чувства и отвечать такой формой поведения, которая наиболее созвучна, понятна этим чувствам.

Никакой способ поведения не может быть связан, и, тем более, осознанно усвоен ребёнком, если он не подтверждён его личным эмоционально – чувственным опытом. При этом следует учитывать и то, что ребёнок не в состоянии воспринять и усвоить новый образец поведения, если эмоционально – эффективные механизмы, на которые этот образец опирается у ребёнка должно тесным образом быть связано с развитием соответствующего нового уровня эмоционально – эффективных структур.[4]

Таким образом, формирование гуманных чувств начинается рано. Уловить эти ранние проявления, чтобы затем превратить их в устойчивые образования личности, сделать источником благородных поступков одна из важнейших задач морального воспитания.

Жалость, сочувствие должны быть не кратковременными сентиментальными переживаниями, возникающими в данной ситуации и в ней же заканчивающимися, но превратиться в побудительный мотив действий ребёнка.

           В дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В игре он отражает свои интересы, свой первый жизненный опыт и знания.

Для хорошо организованной жизни детей в детском саду необходимо разнообразие игр, так как только при этих условиях будет обеспечена детям возможность жить интересной и содержательной жизнью.

Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности дошкольника и всех психических процессов, которые наиболее значимы для этого возраста: воображения, творчества, символического мышления, социальных навыков, эмоций и так далее.

В игре у ребёнка формируются его ум и чувства, способность к творчеству в предметной сфере и общении. Она является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребёнком и детей между собой. Через игру легче всего проникнуть в мир ребёнка, повлиять на него. В игре развиваются: детская любознательность, способность к эксперименту, наблюдательность и воля, способность к морально этическим оценкам себя и других. Эстетические вкусы и предпочтения, индивидуальная инициатива и готовность к коллективным действиям. В игре. Как во всякой творческой деятельности, проявляется индивидуальность ребёнка, его осведомлённость, личные отношения, вкусы, интересы.

Игра – это, прежде всего, общение, преподнесение нового в приемлемой для ребёнка форме, способ установить новые связи с миром. Это область воображаемого, где решаются проблемы реальности. Игра оказывается своеобразным способом размышления ребёнка о действительности. В ней, экспериментируя, он строит свой, в чём - то новый образ мира.

Дети, находясь в сложных отношениях, в которых переплетены симпатия, конкуренция, стремление взять реванш, возможность играть и, наконец, радость общения. В играх потребность в признании каждого ребёнка сталкивается с теми же потребностями остальных детей. Притязания на значимое место среди сверстников нормальны. Для того чтобы реализовать эти  свои желания, ребёнок должен научиться чувствовать и верно оценивать других детей, он должен научиться рефлексии.

В игре ребёнок творец и субъект собственной деятельности, собственных эмоций. В процессе игровой деятельности он контролирует процесс и моделирует себя таким, каким хотел бы быть. В процессе игры резко обостряются все эмоции, ребёнок переживает не только содержание, но и отношение к себе, он переживает деятельность, и, поскольку он включается, он перевоплощается, у него актуализируются, совершенствуются знания, подходы и формируется деятельность на более высоком уровне. Эмоциональное состояние, возникшее у ребёнка в игре, задерживается, продляется на длительный промежуток времени, так как дети внутренне ещё раз переживают эту игру.

Наиболее типичное состояние нормального ребёнка – радость жизни, переполненность весёлой энергией, бьющие через край эмоции. Это состояние проявляется в радостном, игривом настроении, неукротимом стремлении придавать игровой характер любой деятельности, даже той, которая требует серьёзного отношения. Однако ребёнок не играет. Он выполняет то или иное задание с требуемым результатом и вместе с тем переполнен игривостью. Необходимые действия, составляющие ту или иную серьёзную деятельность, дополняются игровыми действиями, не имеющими отношения к основной деятельности, но придающие ей особую окраску, особый колорит.[5]

Во всех ситуациях реальные события воспринимаются ребёнком сквозь призму воображаемых отношений. В итоге рождается доброе отношение к себе и другим; он смотрит на себя как бы со стороны и видит собственную персону в самых разных воображаемых ситуациях. Игровой мир постепенно оказывает всё больше влияния не только на восприятие и осмысление реального мира, реальных событий – прошлых, настоящих, будущих, но и на отношение к этому реальному миру. Иными словами, шутливый мир создаёт у детей соответствующую позицию, которая определяет взгляд на реальный окружающий мир, делая его более весёлым, шутливым, добрым.

В ходе формирования игровой позиции у ребёнка под влиянием взрослого постепенно возникает понимание: в отношении ряда жизненных ситуаций может быть найдено множество юмористических, шутливых вариантов обыгрывания. Более того, у детей появляется всё возрастающий интерес к процессу. Вот это обстоятельство и создаёт благодатную основу для широкого развёртывания детского творчества – формируется способность находить неожиданные выходы из самых разных жизненных положений, развивается социальное мышление, обогащается индивидуальный опыт. По мере расширения и углубления творческого процесса ребёнок всё чаще и успешнее использует сформированные умения в реальной жизни, которые, в свою очередь, способствуют установлению и развитию личности. В этом процессе интенсивно формируется важное качество личности ребёнка – психологическая готовность к различным вариантам развития событий.  Это позволяет более стойко переносить неблагоприятный момент, даёт энергию для активного поиска из создавшегося положения.

Детское творчество имеет свои законы. Если по тем или иным причинам внутренний мир ребёнка приобретает иную тональность, строится по другим правилам – более суровым, это обстоятельство отрицательно сказывается на его общем психическом развитии, развитии его личности. Только оптимистический характер внутреннего мира создаёт у ребёнка определённый угол зрения на реальный мир, формируя у него определённую жизненную позицию, что значительно повышает у ребёнка гибкость, подвижность целей, мотивов деятельности, ведёт к их взаимозаменяемости; существенно расширяет сферу ожидаемого результата. Это позволяет адекватно оценивать расхождение между своими намерениями и реальным положением дел; оказывает прямое влияние на развитие личности, на развитие всех сфер психики: интеллектуальной, мотивационно – эмоциональной, волевой. Всё это устраняет или резко снижает стрессовые неблагоприятные ситуации, повышает общий положительный эмоциональный тонус.

Формирование игрового отношения к жизни у детей –  прежде всего, формирование их особого внутреннего мира; это формирование особого строя личности ребёнка, его оптимистического мировоззрения, которое позволяет ему подняться над личными ситуациями и не только приобрести устойчивость к неблагоприятному варианту развития событий, но и находить всё новые творческие решения в сложных ситуациях.

Свободная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластность ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней все, как будто, «понарошку». Ребёнок может забивать воображаемые гвозди; может включиться в такое волнующее событие, происшествия, которые в действительности с ним никогда не случались. Всё это расширяет его детский мир и обеспечивает эмоциональный комфорт. В игре, прежде всего, развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: сначала с игрушками, а затем – изобразительные, речевые и воображаемые действия. Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника: принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, он проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.[6]

Игра, независимо от темы, в своём наиболее простом виде может строиться как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в ещё более сложном виде – как последовательность разнообразных событий. Эти усложняющие способы построения игры требуют от детей и всё более сложных игровых умений. Чем полнее в деятельности ребёнка представлены все способы построения игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразное тематическое содержание может он в неё включать и тем больше у него свободы к самореализации. Игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передаётся людьми, которые уже владеют ею.

Богатые возможности для воспитания великодушия, отзывчивости, заботливости, уважения к окружающим дают творческие сюжетно – ролевые игры. В них отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребёнка.

На протяжении всего дошкольного возраста дети играют в семью. В этой ролевой игре отражается опыт общения с родителями, близкими людьми, зарождаются первые нравственные чувства, сочувствие, благородство, деликатность. Игры помогают детям приобрести очень важное нравственное качество – умение считаться с интересами близких людей, чутко относиться к ним.

Эмоциональные проявления в поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия той или иной роли, развёртывания собственно игровых действий, развития сюжета.

Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух аспектах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определённого содержания. Эти закономерности проявляются     по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития игровой деятельности.

Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребёнка в игре:                      

  - развитие эмоционального отношения ребёнка к игре как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;                        

 - развитие эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами куклами;

           - развитие эмоциональных отношений к сверстникам в процессе игр.

Для наиболее полной реализации воспитательных возможностей игровой деятельности и развития эмоциональной сферы детей, педагогу необходимо уметь выделять каждую из этих линий и владеть конкретными приёмами организации игры.

Эмоциональное отношение ребёнка к игровому персонажу важно для воспитания у него нравственных качеств личности. Воспроизводя в игре отдельные стороны жизни людей и их взаимоотношения, дошкольник активно овладевает нравственными нормами поведения, проникается благородными чувствами и стремлениями.[7]

Наблюдение за игрой даёт возможность определить, как складываются отношения со сверстниками: рады дети совместной игре или нет, принимает партнёр инициативу своего товарища или сопротивляется ей, какие конкретно эмоции при этом испытывает ребёнок.

Особо следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребёнка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру. Раскрывая разнообразное содержание, способы и приёмы ведения игры, воспитатель тем самым устраняет почву, на которой возникают конфликты, непонимание.

Однако  большей эффективности можно достичь при участии самого воспитателя в игре. Взяв на себя определённую роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтных ситуаций и предупреждая их.

Таким образом, игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и так далее. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

Организация работы с детьми

Всем хорошо известно, что с людьми, умеющими общаться, приятно находиться в любом обществе. Такое общение обеспечивает чувство комфорта, ощущение собственной значимости.

Поскольку воспитатель является значимым человеком в жизни детей, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребёнком, которое выступает в качестве наиболее благоприятного условия для его развития.

Исходя из этого, воспитатели младшей группы работают по проблеме формирования базовых эмоций у детей. Далее эту работу продолжают воспитатели средней группы. В частности углубленно работают над проблемой значения личного примера взрослых в воспитании культуры общения. Для этого они поставили цель: уделять внимание развитию умения общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать на ситуацию, умению управлять своим поведением.

Проведённая работа дала свои результаты: дети стали самостоятельно находить себе партнёров для игр, реже вступают в конфликты со сверстниками, привыкли видеть в человеке больше положительных качеств, встречают друг друга улыбкой, прощаясь, договариваются о встрече завтра. Они стали лучше относиться друг к другу, научились сопереживать, стали  менее замкнуты и безразличны.

На фоне прогрессивного формирования дошкольного воспитания эмоциональной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь контакт со сверстниками и общение с окружающими играют значительную роль для эмоционально – экспрессивного развития детей.

А так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и именно она насыщена самыми разнообразными эмоциями, воспитатели работают над проблемой эмоционально – экспрессивного развития детей в игровой деятельности. Ведь именно эмоционально – экспрессивные отношения в игре помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, обрести уверенность, умение фантазировать. [8]

Для решения этой проблемы была поставлена цель: развивать у детей интерес к игровой деятельности, стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа, воспитывать гуманные чувства. Исходя из поставленной цели, воспитатели составили план – сетку игр, направленных на развитие эмоциональной сферы детей, разработали конспекты к каждой игре.

Проведённая работа дала следующие результаты: дети стали сами определять настроение сверстников и взрослых по мимике, позе, жестам. Они стали более активны в общении, освоили невербальные средства общения, речь стала  связной, выразительной, расширился словарный запас. Дети стали уверенней в себе, научились преодолевать робость.

Продолжая решать проблему формирования эмоционально – экспрессивных отношений детей, воспитатели провели диагностику. Проанализировав полученные данные, они пришли к выводу, что в начале недели у детей преобладает спокойное настроение, то есть идёт адаптация, переоценка выходных. Пик эмоционального возбуждения приходится на середину недели, то есть дети ещё не устали от будней, но уже прошли адаптацию. В конце недели преобладает грустное настроение, так как дети устали от будней.

Исходя из данных анализа, педагоги стали планировать свою работу таким образом, чтобы дети чувствовали эмоциональный комфорт в течение всей недели. Разработали серию занятий, которые  являются частью работы по развитию эмоциональной сферы детей. Воспитатели считают, что на занятиях дети переживают эмоциональное состояние, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества.

         Использование театрализованной деятельности является источника создания позитивных, эмоциональных взаимоотношений детей. «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» — спрашивал своих современников В. Г. Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем?

        Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.[9]

     Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многому другому. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.

       Театрализованная деятельность используется в работе с социально импульсивными и социально пассивными детьми, в предупреждении и преодолении у ребенка неуверенности в себе и своих возможностях, тревожности и страхов.

       Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т. д.).[7]

   Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и вынужден придерживаться одного и того же распорядка дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких старичков. И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.

        Но не только вопросы, связанные с организацией театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, вызывают тревогу. Так, например, в период с 4 до 7 лет происходят серьезные изменения в личностном развитии дошкольника, требующие от взрослых пристального внимания. Раньше малыш свято верил взрослым, которые оценивали результаты его деятельности: «Молодец! Ты хорошо танцуешь, поешь, исполняешь свою роль». В старшем дошкольном возрасте в связи с появлением самооценки ребенок начинает сам оценивать себя, свои действия.

     Самокритичность ребёнка направлена на оценку тех результатов, которые ему приходится демонстрировать другим (выставка рисунков, выступление на празднике и т. п.). И хотя оценочные суждения старшего дошкольника о себе чаще всего бывают завышенными, даже незначительная неудовлетворенность собой очень огорчает его и вызывает неуверенность в себе и своих возможностях. Именно поэтому в отличие от малышей старшие дошкольники при выступлении часто теряются.

      Наряду со сценическим волнением у многих детей появляется стеснительность, и они категорически отказываются от выступлений. Очевидно, что если бы речь шла только о выступлении ребенка на сцене, то этого можно было бы избежать. К сожалению, чувство неуверенности в себе, волнение и страх перед выступлением могут преследовать ребенка достаточно долго и доставлять ему много неприятностей в течение всей жизни. Именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Весьма перспективными для преодоления сценического вол нения являются разные виды кукольных театров. Действуя за сценой, ребенок получает возможность как бы оградить себя от зрителя.

      В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Благодаря этим качествам ребенок уже в состоянии сам сделать куклу для своего выступления и через цвет одежды передать ее образ. Так, например, на занятиях по художественному труду дети из конусов делают основание куклы-марионетки, а затем с помощью прорисовки лица, одежды, добавления различного рода дополнительных деталей создают желаемый образ. В другом случае основание для кукол из ткани могут сделать педагоги и родители. А множество разнообразных плащей и накидок и других атрибутов в состоянии изготовить сами дети. При подготовке к спектаклю с помощью одежды и дополнительных атрибутов дети могут создавать любой образ по своему усмотрению.

        Поэтому, осуществляя работу с детьми, мы не должны ограничиваться развитием только исполнительского творчества. Участвуя в драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Так, для развития детей пятого года жизни в театрализованной деятельности необходимо всем предоставить равные возможности для участия в инсценировке. Это значит, что дети должны действовать в одинаковых или равных ролях независимо от способностей.

       Наблюдения за поведением детей показывают, что ребенок пятого года жизни еще не может самостоятельно оценить свои возможности. Именно поэтому каждый малыш готов к исполнению главной роли. Попытки педагогов формально задействовать всех детей в инсценировке, не только неэффективны, но даже болезненно воспринимаются малышами, которым достались не главные роли. На начальном этапе работы по театрализованной деятельности педагогам предлагается включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функций. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение. Одним из основных показателей актерского мастерства является искренность, умение быть правдивым в сценическом проявлении своих чувств.

       В старшем дошкольном возрасте подходы к развитию детей в театрализованной деятельности меняются. Для развития и эмоционального благополучия дошкольников необходимо, чтобы театрализованная деятельность носила творческий характер, а знания ребенка о жизни, его желания и интересы должны естественно войти в ее содержание. Для этого каждый ребенок должен получить возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержание, а педагоги — обеспечить ему свободу действий. Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного возраста педагогам настоятельно рекомендуется создавать спектакли на основе содержания, придуманного самими ребятами. Искусство педагога будет состоять в том, чтобы побудить детей к этой деятельности и объединить их отдельные предложения в целостный сюжет. Кроме того, в работе с детьми старшего дошкольного возраста используются:

- инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;

- спектакли на основе содержания, придуманного сами ми детьми;

- инсценировки с использованием кукол-марионеток и плоскостных фигурок.

Организация работы с родителями.

Семья для ребёнка самое главное и лучшее педагогическое учреждение. Семейное воспитание имеет два незаменимых свойства: индивидуализацию воспитания и широкое развитие чувств ребёнка. Семья -  это источник общественного опыта. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями, контакт должен строятся таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. [10]

Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую. Поэтому для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

- повышение педагогической культуры родителей;

- положительное отношение к воспитателю;

- повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания;

- пропаганда общественного дошкольного воспитания;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

Условия успешной работы с родителями:

- целенаправленность, систематичность и плановость;

- дифференцированный подход;

- возрастной характер работы с родителями;

- доброжелательность, открытость.

Формы работы с родителями:

- проведение родительских собраний;

- дни открытых дверей;

-экскурсии по детскому саду;

- открытые занятия;

- совместное проведение праздников;

- организация совместных дел.

Разработали программу изучения семьи:

  1. структура и психологический климат семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения, стиль общения);
  2. основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или нет, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание);
  3. стили и фон семейной жизни (положительные или отрицательные впечатления, причины семейных конфликтов);
  4. социальный статус родителей в семье (степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка, участие в организации жизни семьи);
  5. воспитательный климат в семье (наличие или отсутствие педагогической системы, уровень педагогической культуры, знание своего ребёнка, адекватность оценки своего поведения).

Для успешной реализации программы необходимо было использовать все свои личные таланты, чтобы приобщить родителей к совместной работе. Воспитатели установили партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка,  провели активную работу с родительским комитетом.

Работа с родителями в детском саду направлена на сотрудничество и психологическую поддержку родителей, как в качестве индивидуальных консультаций, так и методов групповой работы. Отмечу, что формам групповой работы с родителями у нас отдается наибольшее предпочтение. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю посмотреть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные просчеты, изменяется их неадекватная родительская позиция, происходит оптимизация форм и приемов воздействия в процессе воспитания детей.

Формы работы с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок,  привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями - это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, выставки, лекции; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся  встречи за круглым столом и т. д. Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.        

Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Особое внимание уделяется коррекции эмоционального фундамента воспитания. В процессе коррекционной работы предлагается научить родителей быть более сензитивными к своим детям, относиться к ним с пониманием, создавать атмосферу принятия.

Таким образом, групповые эффекты дают возможность родителям оптимизировать взаимоотношения в семье, повысить психологическую компетентность, получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ. Такая работа помогает родителям осознать важность своего влияния на развитие личности ребенка, учит содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением.

Результатом проделанной работы стало то, что позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Проведённое анкетирование  показало, что родители стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни детского сада.

Заключение

Организация данной работы позволило использовать максимум возможностей для развития эмоционально-экспрессивной сферы детей. Они стали самостоятельно находить себе партнеров для игр, реже вступают в конфликты со сверстниками, привыкли видеть в человеке больше положительных качеств, встречают другу улыбкой, прощаясь, договариваются о встрече завтра. Они стали лучше относиться друг к другу, научились сопереживать, стали менее замкнуты и безразличны.

Целенаправленная работа позволила снизить психологическое напряжение с детей, увеличить показатель психических процессов, познавательной сферы дошкольников, определить психологическую готовность детей к обучению в школе.

Последовательная работа с родителями позволила наладить партнерские взаимоотношения, только опираясь на семью ребёнка, только совместными усилиями решается главная задача: личным примером, словом и делом воспитывать у детей правила культуры общения и поведения.

Список литературы

  1. Барабанщиков  В. А. «Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица» [Текст]/ В.А. Барабанщиков. М.: Наука, 1981.-с. 121.
  2. Белкина В. Н. «Детское общество как фактор нравственного развития дошкольника» [Текст]/ В.Н.Белкина.  Ярославль 2010. с. 7.
  3. Бойко  В. В. «Энергия эмоций» [Текст]/   Питер, 2008. – с. 474.
  4. Бреслав  Г. М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения» [Текст]/ Г.М.Бреслав.  Педагогика, (переизд.) 2010.- с. 144.
  5. Вилюнас В. К. «Психология эмоций» [Текст]/ В.К.Вилюнас. Питер, 2008. – с. 496.
  6. Воробьева  Т. В. «Программно-методическое руководство по организации занятий эмоционально-экспрессивного воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста» [Текст]/ Т.В.Воробьева. М., 2010. – с. 36.
  7. Гармаева  Т. В. «Развитое у детей пяти-семи лет экспрессивных и кодирующих способностей посредством игровой деятельности» [Текст]/ Т.В.Гармаева.  Психолог в детском саду. 2008. - № 4. - с. 22
  8. Данилина Т. А. «В мире детских эмоций» [Текст]/ Т.А.Данилина. пособие для практических работников ДОУ  М.: Айрис-Пресс, 2008. – с. 160.
  9. Доронова Т. Н. «Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет» [Текст]/ Т.Н.Доронова.  М.: Просвещение, 2009. – с. 127.
  10. Исмагилова  А. Г. «Стиль педагогического общения воспитателя детского сада» [Текст]/ А.Г.Исмагилова.  Вопросы психологии. 2010. - № 5. - с. 65.

Приложение № 1

Конспект
Драматизация сказки С. Маршака «Теремок»

Цель:

1. Учить пересказывать сказку, пополнять и активизировать словарь детей.

2. Учить следовать сюжетной линии.

3. Закрепить умение детей выражать образы героев в движении, мимике, эмоциях

4. Вызывать чувство заботы, сострадания.

5. Вызывать интерес к театрализованной деятельности.

Материал и оборудование:

- маски для детей: мышь, лягушка, еж, петух, волк, лиса, медведь;

- теремок;

- кукла Незнайка.

Предварительная работа:

- Знакомство с авторской сказкой С. Маршака «Теремок».

- Прослушивание аудио-сказки С. Маршака «Теремок».

- Обсуждение.

- Рассматривание иллюстраций.

Словарная работа:

Активный словарь: теремок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, ежик- ни головы не ножек, петушок-золотой гребешок, волк- зубами щелк, медведь косолапый с тяжелою лапой.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в группу. В группе стоит импровизированный теремок.

Воспитатель - Ребята у нас с вами сегодня необыкновенное занятие. К нам в гости пришел один маленький сказочный герой.

Из за дома выглядывает кукла-Незнайка.

Незнайка - Все говорят, что я не знаю и не умею, не могу. А я все знаю, все умею и вам я это докажу!

Воспитатель - Кто ходит в синей шляпе? Угадай-ка? И все зовут его?

Дети - Незнайка!

Незнайка - Здравствуйте, ребята!

Дети - Здравствуйте!

Воспитатель - Ребята, вот незнайка говорит, что он все знает, а интересно много ты сказок знаешь, Незнайка?

Незнайка - Конечно! Я все сказки знаю!

Воспитатель - Ну назови хоть одну!

Незнайка - Ну... Э...!

Воспитатель - Эх ты! Зачем хвастаешься? Но ничего! Мы с ребятами познакомим тебя с очень интересной сказкой!

Незнайка - Здорово!

Воспитатель - Для начала давайте вспомним, ребята какие сказки вы знаете где главные герои животные?

Дети - Репка! Теремок! Три поросенка!

Воспитатель - Молодцы! Я предлагаю вам инсценировать сказку Теремок, которую написал детский писатель Самуил Маршак. Но для начала нужно вспомнить, какие герои в этой сказке?

Дети - Мышь, лягушка, еж, петух, волк, лиса, медведь.

Воспитатель - Незнайка, что бы начать играть сказку нужно выбрать наших героев среди детей. Ты знаешь какую-нибудь считалочку?

Незнайка - Да! Да! Да!

С помощью считалочки Незнайка и дети выбирают главных героев. Воспитатель надевает им на голову маски животных. Оставшиеся дети садятся на стульчики.

Воспитатель - И так начнем.

  В чистом поле теремок, теремок            Он не низок не высок, не высок

  Он не низок не высок, не высок              Он не узок не широк, не широк.

Скачет по лесу лягушка – квакушка (выходит ребенок в маске). Увидала теремок, постучала, ни кто не открывает. Она и говорит.

Лягушка - Кто, кто в теремочке живет?   Кто, кто в невысоком живет?

Воспитатель - Ни кто ей не отвечает. Зашла лягушка в теремок и стала там жить. Бежит мимо мышка – норушка (выбегает ребенок в маске). Увидала теремок. Из трубы идет дымок! Постучала и говорит.

Мышка - Кто, кто в теремочке живет?   Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка - Я лягушка - квакушка а ты кто?

Мышка - А я мышка - норушка. Пусти меня к себе жить.

Лягушка - А что же ты будешь делать?

Мышка - Я буду пироги да блины печь!

Лягушка - Ну заходи!

Воспитатель - Стали они жить вдвоем! Катится мимо ежик - ни головы, ни ножек (выходит ребенок в маске)! Увидал теремок. Постучал и говорит.

Ёжик - Кто, кто в теремочке живет?   Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка - Я лягушка - квакушка.

Мышка - Я мышка - норушка. А ты кто?

Ёжик - А я ежик ни головы, ни ножек. Пустите меня к себе жить?

Мышка - А что ты будешь делать?

Ёжик - А я буду дом сторожить!

Мышка - Ну заходи!

Воспитатель - И стали они жить втроем. Идет мимо петушок - золотой гребешок (выходит ребенок в маске). Песни поет. Увидал теремок, постучал и говорит:

Петушок - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка - Я лягушка - квакушка.

Мышка - Я мышка - норушка.

Ёжик - Я ёжик ни головы, ни ножек. А ты кто?

Петушок - А я петушок - золотой гребешок! Пустите меня к себе жить.

Ёжик - А что ты будешь делать?

Петушок - Утром всех разбужу, а вечером спать уложу!

Ёжик - Ну заходи!

Воспитатель - Стали они жить вчетвером! Весело живут! песни поют! Давайте ребятки посмотрим на них, да и с ними вместе повеселимся! (все дети встают в круг)

Проводится физкультурная пауза

Очень дружно мы живем! Громко песенки поем!

Лягушка прыгает (дети подпрыгивают с низким приседанием)

Лягушка квакает (дети подражают) Мышка весело пляшет,

Мышка хвостиком машет! (дети подражают)

А петух на подоконнике нам играет на гармонике.

Крыльями машет, с мышкою пляшет! И кричит (дети кричат Кукареку!)     Только ёжик - ни головы ни ножек, Свернулся в клубок, сторожит теремок! (проводится 2 раза)

Воспитатель - Молодцы, ребятки! Незнайка тебе нравится наша сказка?

Незнайка - Очень!

Воспитатель - Ну тогда смотри что же было дальше!

Дети занимают свои места.

Воспитатель - Вот живут в теремочке лягушка - хозяйство ведет, мышка - пироги печет, ёжик - дом сторожит, а петух им песни поет! И приходит как - то к теремочку голодный волк - зубами щелк! (выходит ребенок в маске) Стучится и злым голосом говорит:

Волк - Кто, кто в теремочке живет?   Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка - Я лягушка - квакушка.

Мышка - Я мышка - норушка.

Ёжик - Я ёжик ни головы ни ножек.

Петушок - А я петушок - золотой гребешок! А ты кто?

Волк - А я волк - зубами щелк! Пустите меня к себе жить!

Ёжик - А что ты умеешь делать?

Волк - Я умею лягушек ловить петухов потрошить!

Ёжик - Нет! Страшно жить нам с лютым зверем! Мы тебя не пустим в терем! Уходи волк пока цел!

Воспитатель - Ушел волк злой и голодный. Встретил в лесу медведя и рассказал ему про теремок и про тех, кто в теремочке живет. Пришел медведь к терему (выходит ребенок в маске) и грозным голосом ревет:

Медведь - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка - Я лягушка - квакушка.

Мышка - Я мышка - норушка.

Ёжик - Я ёжик ни головы ни ножек.

Петушок - А я петушок - золотой гребешок! А ты кто?

Медведь - Я медведь косолапый - тяжелая лапа! Пустите меня к себе жить!

Ёжик - А что ты умеешь делать?

Медведь - Умею есть! Умею спать! А ну отворяйте пока ворота не сломал!

Ёжик - Нет! Страшно жить нам с лютым зверем! Мы тебя не пустим в терем! Уходи волк пока цел!

Воспитатель - Ушел медведь в лес. Наступила ночь. Стали звери спать укладываться. А в это время к терему лисичка пришла(выходит ребенок в маске) и стала ласковым голосом петушка звать.

Лиса - Петя, Петя, петушок - золотой гребешок, выгляни в окошко!

Воспитатель - Выглянул в окошко петушок. А лиса продолжает петушка нахваливать!

Лиса - Какой гребешок! Какие красивые крылышки! И поешь ты как соловей!

Воспитатель - Не удержался петушок слетел к лисичке, а лиса его цап царап схватила и в лес понесла! Услышал ежик крик петушка побежал, догнал лису, уколол её хвостик своей шубкой колючей, забрал петушка и воротился в теремок! Так и осталась лиса голодной! А лягушка, мышка, ёжик и петушок стали жить поживать и добра наживать! Тут и сказке конец, а кто слушал молодец! (дети в масках кланяются).

Ну что, Незнайка, понравилась тебе наша сказка?

Незнайка - Очень понравилась! Какие вы ребята все молодцы! Как хорошо вы изображали животных! Я чуть и вправду не поверил что в сказку попал! Спасибо вам! Но мне пора возвращаться домой. До свиданья, ребятки!

Дети - До свиданья!

Воспитатель - Мне тоже очень понравилось как вы играли ребятки! Вы все очень старались! А теперь скажите мне кто из героев нашей сказки самый сильный?

Дети - Медведь?

Воспитатель - А почему?

Дети - Он хотел ворота сломать!

Воспитатель - А кто из героев самый смелый?

Дети - Ёжик!

Воспитатель - А почему?

Дети - Он петушка спас, медведя и волка прогнал!

Воспитатель - А кто самый хитрый?

Дети - Лиса!

Воспитатель - А почему?

Дети - Она петушка обманула!

Воспитатель - Молодцы! На этом наше занятие окончено! Всем большое спасибо!

Приложение 2

Конспект НОД по познавательному развитию на тему:
«Куклы и игрушки – мои друзья»

Цели:

- формировать у дошкольников доброе отношение друг к другу, используя игрушки и кукольный театр; умение анализировать поступки сказочных героев;

- продолжать работу по развитию речи, памяти, внимания, мышления, эмоционально – волевой сферы детей;

- воспитывать чувство коллективизма, бережное отношение к игрушкам.

Словарная работа: коллектив.

Оборудование: выставка детских рисунков, эмблемы «Колобок», цветные карандаши, мягкие игрушки, кукольный театр, клубок ниток, ширма, аудиозапись, магнитофон.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Давайте порадуемся солнцу и птицам, А также порадуемся улыбчивым лицам И всем, кто живет на этой планете, «Доброе утро», - скажем мы вместе. (Раздается стук в дверь. Появляется Степашка).

Воспитатель. Ребята, а у нас гости. Вы узнали кто это?

Дети. Это Степашка.

Воспитатель. Он вам принес эмблемы, но забыл нарисовать улыбку «Колобку». Вот вам всем карандаши и вы сами дорисуйте так, чтобы ваш колобок улыбался.

- А еще Степашка принес вам мягкие игрушки. Возьмите понравившуюся вам игрушку.

(Каждый ребенок берет в руки игрушку)

- Опишите каждый свою игрушку (Каждый ребенок описывает свою игрушку)

II. Сообщение темы.

- Наше занятие называется: «Игрушки – это наши друзья». Они научат нас быть добрыми, внимательными, бережливыми.

III. Основная часть.

1. Воспитатель. Ребята, а как вы понимаете выражение: «Игрушки – это наши друзья»? (Когда нет рядом друга, можно поиграть с игрушкой).

- Каждый из вас нарисовал свою любимую игрушку. Теперь мы знаем, кто с чем любит играть.(Обзор выставки рисунков).

2. Конкурс загадок.

- Посмотрите на игрушки и вспомните загадки.

Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается  (Кот)

Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. (Собака)

Вместо хвостика – крючок, Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый, А крючок вертлявый. (Поросёнок)

Зимой – белый, Летом – серый. Маленький рост, Длинный хвост,

Серенькая шубка, Остренькие зубки (Мышь)

- А теперь каждый изобразите свою игрушку.

3. – Посмотрите на эти две игрушки и вспомните стихотворения А. Барто «Мишка», «Зайка». (Чтение стихотворений)

- Скажите, какая хозяйка у зайки? (Небережливая).

- А, что можно сказать про хозяина мишки? (Добрый, верный друг)

- Ребята, а вы всегда бережно относитесь к игрушкам?

- Как нужно обращаться с игрушками? (Не ломать, беречь, мыть, чистить, хранить в определенном месте)

4. Кинезитерапия.

- А сейчас мы с вами поиграем с игрушками. Вы держите свою игрушку и двигаетесь под музыку, если я говорю слово «на» вы кладете бережно игрушку на стул, если слово «под», значит – под стул, а я посмотрю какие вы внимательные, и как бережно относитесь к игрушкам.

5. Игра «Какая игрушка исчезла».

6. Игра «Клубок»

- Степашка предлагает вам поиграть в игру, которая называется «Клубок». Вы передаете клубок по кругу и задаете рядом стоящему вопрос. Нитку зажмите в ладошке.

- Посмотрите, мы все дружно держим нитку – значит мы с вами дружный коллектив. Произнесем это слово хором.

7. Воспитатель. Посмотрите, какие игрушки нам принес Степашка. Это сказочные герои. А кто это отгадайте сами.

Кто-то за кого-то ухватился крепко

- Ой, никак не вытянуть!

- Ой, засела крепко!

Но еще помощники скоро прибегут…

Победит упрямицу дружный общий труд.

Кто засел так крепко?

Может это …(Репка)

8. Драматизация сказки «Репка»

- Ребята, чему учит сказка? (Дружбе)

IV. Итог занятия.

- Как называлось наше занятие?

- Чему научили нас игрушки?

(Быть дружными, беречь игрушки)

- Вы все тоже понравились нашему гостю, и он хотел бы, чтобы вы ему подарили свою улыбку.

Приложение 3

Конспект занятия для детей средней группы «Мир эмоций»

Цель: сплочение детского коллектива, развитие эмоционального мира детей.

1. Ритуал приветствия

2. Что это за шум? Ребята, посмотрите кто к нам пришел?

Да это же Гномик! Как вы думаете, а какое у него настроение? (грустное). Давайте спросим у него, почему он грустит?

Звук: я только что играл на поляне с зайчиком Кузькой – мы делали тайник с сокровищами. А потом нарисовали на карте, чтобы не забыть это место. А Кузька забрал карту себе и не хочет отдавать!

- Ребята! Что же делать? Может быть, мы сможем уговорить Кузьку отдать карту и не жадничать, ведь они вместе делали секретик!

Тогда отправляемся в путь! Встаем все в круг и на лошадях скачем в лес, потом шагаем по тропинке и вот мы на месте

Посмотрите! Какое настроение у Кузьки? (злое) А как вы догадались? (брови нахмурены, губы зажаты)

Вот как разозлился зайчик, и не хочет делится секретом. Что же можно сделать? Может поиграем с ним?

Игра:

Зайчик: как вы меня развеселили!!! Хорошо, не буду жадничать, карта находится за пеньком.

Дети находят карту, а там лабиринт!

- Нам нужно разгадать по какой тропинке идти!

Эта тропинка привела нас к полянке с цветами!

Цветочки: мы вам подсказывать не будем, пока вы не отгадаете наши загадки

Загадки: четвертый лишний

Звук: шум дождя

Начался дождь, нам нужно спрятаться под зонтик (все встают под зонт к педагогу, при этом тесно прижимаются друг к другу)

Гном: а вот мы и встретились, Кузька, давай мириться!

Кузька: хорошо, извини, что я пожадничал, пойдем вместе к нашему секретику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств *

Статьи[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18479765","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"334"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...

Научно-методические и учебно-методические публикации

Отчет аттестуемого, заверенный руководителем...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...