Методическая разработка - изучение цвета и формы с детьми дошкольного возраста с использованием дидактического материала в домашних условиях.
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Евсеева Нина Ивановна

Изучение цвета и формы с помощью карточек с изображением геометрических фигур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka-izuchenie_cveta_i_formy.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка - изучение цвета и формы с детьми дошкольного возраста

с использованием дидактического материала

в домашних условиях.

Особенности развития ребенка.

     Дети развиваются неодинаково. На этот процесс влияют многие факторы окружающей жизни. Для маленького ребенка важны отношения с мамой (ее близость, надежность, эмоциональная привязанность к ребенку) и состояние здоровья. Человеческий организм в первую очередь работает на обеспечение физического благополучия, и только потом – на установление контакта с внешним миром. Поэтому если ребенок не здоров, плохо себя чувствует, любые занятия с ним нужно отложить до полного выздоровления.

      Все дети любопытны. Всех их интересует мир, они хотят его познавать, стремятся к контакту с внешним окружением. Разумеется, карточки ни в коем случае не заменят этот естественный процесс, но они призваны его направить в нужную сторону.

     Поскольку мозг ребенка развивается очень активно, возможности управляемого развития играют достаточно большую роль. В раннем детстве ребенок усваивает информацию с помощью мощного механизма, который психологи называют «первое запечатление».

     Развитие ребенка – это не просто напичкивание его разной информацией, но обязательное установление отношений между объектами окружающего мира. Дело в том, что мозг работает не просто на  сохранение большого количества знаний, и умнее является не тот, кто прочитал массу энциклопедий. Ум определяется тем, как человек умеет пользоваться этой информацией, применять ее, устанавливать связи между разными элементами: чем они сложнее и разнообразнее, тем умственно более развит человек.

     В раннем развитии детей принципиальное значение играет их собственная активность. Использование карточек как материалов, стимулирующих развитие, направлено на поддержание естественной активности ребенка.

Как можно применять карточки.

     Работа с карточками может быть достаточно разносторонней. На каждой карточке с одной стороны изображена картинка с двумя видами подписи. На первой разными цветами выделены гласные и согласные. На второй подписи слово разделено на слоги. Это помогает формировать орфоэпическое восприятие.

     Знакомить ребенка с карточками можно с самого раннего детства. Это можно делать с шести месяцев, так как в этом возрасте ребенок уже способен удерживать интерес на объекте в течение некоторого времени, и начинается формирование его пассивного словаря. Шестимесячные дети уже распознают форму и цвет, но еще не могут осознанно фиксировать различия. Демонстрация карточек помогает формировать память ребенка.

     Обязательным условием работы с карточками является здоровье ребенка и его хорошее настроение. Важно, чтобы мама также была в хорошем настроении и показывала ребенку карточки как что-то очень интересное и для нее самой. Назидательность в этом процессе способна только навредить – изучение карточек скорее должно напоминать игру, нежели учебу.

     Для проведения занятий с карточками необходимо выделить время и место. Не стоит совмещать их с другими  процессами. Постепенно ребенок начнет определять время занятий. Это первое обучение малыша, и при всей легкости и кратковременности проведения эти занятия требуют от взрослых регулярности и серьезного отношения.

     

Занятия на развитие речи :

Формирование пассивного словаря.

     Предложите ребенку несколько картинок. Начинать лучше с трех-пяти, постепенно увеличивая их количество. Попросите малыша найти определенную фигуру. Обязательно похвалите, когда у него это получится. Продолжайте заниматься, пока он не найдет и не подаст вам картинки со всеми фигурами. Делайте это, пока ребенок проявляет к таким занятиям интерес. Если чувствуете, что ребенок устал или ему надоело, на некоторое время отложите занятия с карточками. Возвращаясь к ним, можете несколько усложнять игру, добавляя признаки фигур. Например, когда вы начинаете заниматься с ребенком, говорите ему: «Найди круг», через несколько занятий, когда вы уверены, что ребенок легко находит круг, предложите ему найти большой круг, затем добавьте цвет: «Найди красный круг», через некоторое время соединяйте признаки: «Найди большой красный круг». Варианты занятий зависят только от вашей фантазии. Но учтите: называемые вами признаки должны быть наглядны и легко распознаваться ребенком.

Занятия на развитие речи :

Формирование активного словаря.

     Такие занятия строятся на диалогах с ребенком, что развивает его речь. Вначале они не должны превышать пяти-семи минут, чтобы ребенок не устал. Можно предложить малышу повторять за вами названия показываемых фигур. Проговаривание названий обязательно сопровождается показыванием картинки и подписи под ней. Это закладывает основу для чтения. Когда ребенок легко называет все фигуры, можно задавать ему вопросы о форме, цвете и т.д. Занятия на этом этапе не должны превышать семи-десяти минут. Когда ребенок легко называет основные признаки объекта, предъявляемого ему на карточке, можно переходить к следующему типу занятий – ассоциациям.

     Ассоциациями можно заниматься с двух с половиной – трех лет, когда речь ребенка уже достаточно развита. Наиболее активно и с большим удовольствием дети начинают играть в ассоциации в четыре-пять лет. Использование карточек поможет привить ребенку интерес к интеллектуальной деятельности такого рода. Показывая малышу карточку, взрослый спрашивает, на что это похоже. Эти занятия можно проводить в форме игры, устраивая конкурс между несколькими детьми или между ребенком и вторым взрослым.

     Когда ребенок хорошо запомнит все фигуры и научится их находить на карточках, можно предлагать находить их среди предметов, которые нас окружают. Такие упражнения хорошо стимулируют работу левого полушария ребенка, способствуя развитию речи и логического мышления.

Формирование знаний

и представлений.

     Каждая карточка включает изображение определенной фигуры, закрашенной каким-то цветом. Распознавание форм и цветов является основным способом формирования знаний детей до двух лет. К двум годам ребенок должен различать основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый, фиолетовый, оранжевый, голубой, розовый. К трем годам малыш может сравнивать оттенки основных цветов как более яркие или блеклые. В это период дети выучивают основные формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, пятиугольник, звезда, трапеция, шестиугольник. Вначале ребенок воспринимает цвет и форму как единое целое. Постепенно он начинает отделять цвет от формы и обнаруживает, что одна фигура может быть изображена разными цветами, а одним цветом могут быть раскрашены разные фигуры. Родители обязательно должны обращать на это внимание ребенка.

     Узнавание ребенком форм и цветов показывает, что можно переходить к карточкам с несколькими фигурами. На всех карточках фигуры изображены в четырех цветах: красном, синим, желтом и зеленом. Взрослый вначале показывает ребенку карточку с четырьмя фигурами и акцентирует внимание на фигуре определенного цвета. Затем переходит к фигуре другого цвета, затем к третьей и четвертой фигуре. При первом показывании карточек с четырьмя фигурами лучше ограничиться одной такой карточкой. С нее нужно начать следующее занятие и добавить еще одну, а затем действовать аналогичным образом – присоединять по одной карточке на каждом новом занятии. Далее перед ребенком можно выкладывать по две карточки с одинаковыми фигурами и предлагать ему показать фигуры определенного цвета. Следующим шагом может быть демонстрация двух карточек, на которых изображены четыре фигуры, и предложение показать сначала красные фигуры, потом синие, четко называя каждую.

Ассоциирование.

     Начинать ассоциировать с ребенком имеет смысл, когда у него сформировался достаточный активный словарный запас. Вначале можно показывать карточку и говорить: «Это круг. Круг похож на солнце. Круг похож на арбуз. Круг похож на мяч». Ребенку от полутора до двух лет желательно называть не более трех ассоциаций за раз. Когда взрослый уверен, что малыш запомнил услышанное, можно задавать ему вопросы: «На что похож круг?». Ребенку двух-трех лет можно предложить самому найти ассоциации. Дети около трех лет с удовольствием ищут предметы, похожие на изображение. С детьми старше трех лет продолжительность игры в ассоциации ограничивается только их интересом и утомляемостью.

     Карточки с фигурами можно брать с собой на прогулку и играть с ребенком в ассоциации в парке или во дворе, находя предметы, имеющие определенную форму. При этом не обязательно брать с собой все карточки: можно взять только одну фигуру и искать все предметы, на нее похожие. Поскольку в наборе предлагается изучение фигур и цветов, то можно ограничивать правила игры поиском предметов только определенного цвета, а в другой раз расширять поиск за счет разных цветов. Вариантам подобных игр нет никаких границ.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...

Методическая разработка «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Методическая разработка«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой ...

Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"

Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"...

Методическая разработка на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

 Основой для полноценного развития личности ребенка выступает познавательно-речевой компонент, где доминирующая роль принадлежит речи.   Речь как ведущее средство общения сопрово...

Методическая разработка на тему: «Театрализованная деятельность с детьми старше-подготовительной группы-дидактическая игра-сказка в помощь»

Методическая разработка на тему: «Театрализованная деятельность с детьми старше-подготовительной группы-дидактическая игра-сказка в помощь» То не сцена —Таинственный сказочный л...

Методическая разработка Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру 2020г

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру...