ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ЛИДЕРА В ДОУ
статья по теме

Хамдеева Гельназ Рейсовна

В данной статье раскрывается понятие лидер,  лидерства.Описывается отношения между сверстниками. Раскрывается группа личностных качеств лидера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_psihologo.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

          ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ЛИДЕРА В ДОУ

В психолого-педагогической литературе лидер определяется как высокоавторитетная личность, за которой группа признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях; личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и в реализации взаимоотношений в группе.

Вопросами детского лидерства посвящены многие работы, где дается обоснование ключевых характеристик ребенка лидера. Например, В. Г. Маралов и В. А. Ситаров считают, что дети-лидеры обладают высокой социальной активностью, которая проявляется через социальную инициативу и исполнительность. В этой же работе выявлена связь социальной активности и мышления ( в большей степени прослеживается у девочек, чем у мальчиков)[2].

М.И. Лисина  и Р.К. Терещук доказывают, что в основе лидерства лежит способность адекватно удовлетворять коммуникативные потребности сверстников

Наблюдения  за детьми нашей  группы показывают  неоднозначность детских взаимоотношений. Одни дети уже в 4-5 лет становятся более популярными  для большинства сверстников, другие же не пользуются этой популярностью, либо остаются незамеченными. Полученный опыт при контакте со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому положение ребенка в группе сверстников имеет  важное значение.  В группе можно заметить, что к одним сверстникам, изобретательным в играх, дошкольники относятся с симпатией и стремятся к ним, других – сторонятся, несмотря на наличие у него такого же качества. Одним  прощается вспыльчивость,  напористость и даже авторитарность, другим же это не позволяется.  У одних ровесники ценят их организаторские способности, у других этого качества не замечают.

Педагогический опыт показывает, что выделяется группа личностных качеств лидера, востребованная  детским коллективом: общительность, отзывчивость, доброта, справедливость, дружелюбие. Лидерские качества можно развить в различных видах деятельности: игровая (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, игры-соревнования на прогулках), трудовая, познавательная. Детская деятельность является условием фиксации лидерских качеств: организаторские способности, ответственность, успешность в познавательной деятельности, настойчивость, умение договариваться, желание везде быть первым, умение устанавливать правила игры.

Характерными чертами  можно обозначить самостоятельность, любознательность, активность, подвижность, уверенность, решительность, смелость, эмоциональность,  недовольство своими неудачами.

Дети-лидеры пользуются уважением не только среди сверстников, но и педагогов.

 Лидеры нуждаются в общении и признании, которые стремятся удовлетворить. Они отличаются высокой инициативностью, богатством и разнообразием воздействий на партнера. общительностью. Чтобы завоевать положительное отношение среди сверстников ребенку недостаточно обладание некоторыми только качествами. Развитие группы, требует обширный набор личностных характеристик для описания ее лидера.

Для развития лидерских качеств необходимо:

-поддерживать каждый, даже самый маленький успех ребенка;

-хвалить за конкретное дело, поступок, действие;

-хвалить публично, а критиковать без посторонних;

-усложнять деятельность тогда, когда успешно выполнены предыдущие задачи;

-создавать ситуации успеха, но так, чтобы ребенок был уверен, успехом обязан самому себе, а не с подачи взрослого;

-при похвале использовать такие высказывания: « Ты все правильно делаешь!», « Я знаю, что у тебя все получится!», « Молодец! Как у тебя все хорошо получается!».

-верить в ребенка. Ребенок не должен видеть и ощущать страх и сомнения взрослого, так как только оптимизм и вера со стороны родителей и педагогов рождают в детях чувство защищенности, повышают самооценку, вселяют уверенность в своих способностях;

- виды деятельности нужно подбирать таким образом, чтобы каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание;

 -воспитывать настойчивость в выполнении заданий до конца, повседневно развивать у детей навыки общения;

-повседневно развивать у детей навыки общения[1].

Использованная литература:

1.Емельянова, М. Н. Взгляд педагогов на развитие лидерского потенциала. / М. Н. Емельянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009 № 7 С. 112-123.

2. 107. Маралов, В.Г., Ситаров Ф.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте / В.Г.Маралов, Ф.А.Ситаров. - М.: Прометей, 1990. - 219с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические аспекты социально-личностного развития

совместная работа дошкольного и начального образования...

Практические аспекты социально-личностного развития

совместная работа дошкольного и начального образования...

Педагогические чтения "Инновационная деятельность в ДОУ: стратегическое направление в дошкольном образовании: практический аспект"

Реализация права на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, права на образование и социальную защиту – главные проблемы современного общества. По экспертным оценкам ООН к нача...

Практические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР

В работе рассмотриваются вопросы организации коррекционно-развивающей работы в условиях интеграции.Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового вз...

Эссе "Качественное образование и воспитание: практические аспекты"

           В эссе описаны размышления о происходящих изменениях, охвативших все сферы социально-экономической жизни республики Казахстан, сопровождающиеся сложными...

Детская одарённость. Трудности описания и практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей

Стало ясно, что одаренность — это не только дар, но и испытание для ученика, но также и то, что одаренный ученик — это тоже дар и испытание для учителя т.е. тот краеугольный камень, споткн...