Самообразование на тему: "Патриотическое воспитание детей в детском саду"
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Тарадуда Галина Николаевна

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Патриотическое воспитание          

             детей в детском саду»

(отчет по самообразованию воспитателя Тарадуды Г.Н.)

   

Тема по самообразованию  «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

         Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому.

         Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни.

          Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество.

          Патриотизм – это мировозрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

          Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

          Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побуждает меня изучать литературу,  которая поможет мне узнать опыт, наработки других педагогов.

           Мной были изучены книги:

  1. Н.Ф.Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г.  В ней представлены произведения разных жанров, направленных на патриотическое воспитание.
  2. А.Д.Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.
  3. Е.И.Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.
  4. Л.И.Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста на материале Советской Армии» Москва 1977г.
  5. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».  Автор в своей книге представила систему работы по данной теме, охвачены все разделы (семья, детский сад, город и т.д.). использовать в работе данную книгу легко, так как материал распределен понедельно, материал постепенно усложняется, новый материал строится на закреплении пройденного.
  6. Е.К.Ривина «Государственная символика России»  В пособии представлены конспекты познавательных бесед, сценарии досуговых   мероприятий, в которых раскрываются нравственное значение. История и функции государственных символов России. Фрагменты данных конспектов можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Данная книга хороша для повышения уровня знаний педагогов.
  7. Р.И.Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) Москва 2007г. Данная книга удобна в работе с детьми тем, что все конспекты систематизированы в соответствии с базовыми программами детских садов. Автор предлагает нам дополнительный материал, который можно использовать для составления собственных занятий.
  8. Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать» Москва 2006г. Автор предлагает нам нетрадиционные формы работы с детьми, родителями. Цветные вклейки, игровой материал позволяет существенно расширить знания детей о родной стране. Данную книгу рекомендуется использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
  9. Л.А.Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, т.к. содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по теме «Мой дом – моя семья», «Русская народная культура», «Столица нашей Родины Москва», «Земля – наш общий дом», «Защитники Отечества». Хорошо то, что материал составлен педагогами, которые так же ищут способ как лучше воспитать патриотические чувства у детей.

10.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г.

            Данные авторы предлагают книги для средней, старшей и подготовительной группы. Эти книги  - находка для педагогов. В книгах представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который помогает в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические игры.

           Также авторы предлагают критерии диагностики уровня знаний и навыков детей.

            Изучением данной темы я занимаюсь уже три года.

            Во 2-ой младшей группе основное внимание уделялось воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. В течении года я расспрашивала детей о других членах семьи и таким образом постепенно подводила детей к пониманию того, что такое семья. Ведь все мы знаем, что ознакомлению детей с «Большой Родиной» предшествует ознакомление с «малой Родиной», со своей семьёй.

            Дети младшей группы с трудом представляют себе такие понятия, как «город», «страна». Поэтому в этом возрасте мы старались вызывать у детей положительные эмоции, чувство восхищения своим городом, страной. Работа заключалась в том, чтобы обратить внимание детей на празднично украшенные улицы города, к празднику дети украшали и свою группу. После праздников я беседовала с детьми о том, где дети были во время празднования, куда ходили, что видели. Такие беседы вызывают у детей чувство сопричастности с большими событиями родного города.

            В средней группе работа была направлена на воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье – ведь всё это фундамент, на котором и будет формироваться чувство любви к своему отечеству. Поэтому, начиная работу по патриотическому воспитанию, мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенок должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями.

             В группе мы оформили уголок «Воспитываем патриотов», где дети могут наглядно познакомиться с родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы.

             На основе наглядного материала и специальных занятий я познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с Российским флагом.

             На занятиях по рисованию и аппликации дети изображали Российский флаг, рассказывая, где его можно увидеть.

             Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Поэтому зачастую нам, педагогам, приходиться воспитывать не только дошкольников, но и их родителей, объясняя им их важность в воспитании детей. Мною были проведены тематические встречи с родителями по темам:  

  1. «О чем мечтают дети?  Знаете ли Вы своих детей?»
  2. «День семьи».
  3. «Хорошо и плохо» - азбука нравственности.

                Такие встречи позволяют родителям глубже узнать своих детей.

                В старших группах я предложила  родителям вести альбом путешественника, в котором они будут вместе с детьми зарисовывать или вклеивать фотографии тех мест, где они побывали, что видели. Возможно описывать в нем свои впечатления. Благодаря такому альбому дети смогут познакомить своих друзей с нашей большой страной, с любимым городом.

         Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально –положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Эти задачи я поставила перед собой – с детьми старшей и подготовительной группы.  В решении этих задач мне необходимо было дать детям – географические и природоведческие представления о  Ямале, истории края, культуре, традициях народов, населяющих его.   Ямальская земля – это край контрастов. Здесь такие места, где, как и много столетий назад охотник в спокойном  сосредоточении  читает замысловатую вязь собольих следов. Здесь время сохраняет свой темп. Их предки много столетий назад освоили  Север, сделали его пригодным для  жизни, создали тип хозяйства и культуры, которой позволили им существовать в крайне тяжёлых условиях. Эти немногочисленные народы сумели расселиться на огромных  пространствах и обжить их. Но в отдельных местах от культуры ненцев, ханты, селькупов не осталось и следа. Там на родовых угодьях высятся буровые вышки, на местах рыболовных установлены мощные дренажные системы. Национальная культура малочисленных народов Ямала может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения к национальной культуре коренного населения Ямала становится актуальной. Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного процесса, необходим основательный теоретический и практический багаж. Сделать это оказалось нелегко, мало иллюстрированного  материала, отражающего жизнь народов Севера, нет произведений народного творчества. Свою работу я начала с накопления таких материалов. В настоящее время рынок дошкольной литературы заполнен разнообразными пособиями, методическими рекомендациями по самым невероятным направлениям развития. Однако нет ни одного источника планомерного ознакомления дошкольника с особенностями культуры его малой родины. Их я находила в библиотеке, в журналах, в Интернете, в музее. Были изучены: литература энциклопедического содержания, труды местных авторов.

  Для того, чтобы работать по этой теме, мною было сделано:

  1. Создала в группе предметно-развивающую среду.
  2. Подобрала соответствующую художественную литературу: сказки, сказания, легенды, приметы, пословицы, поговорки, загадки народов Ямала.
  3. Экскурсии в музей города «Освоение Севера», библиотеку.
  4. Оформила уголок Ямала.
  5. Подготовила видеоматериал о жизни, быте коренных народов ненцев и ханты.
  6. Приобрела записи песен о Севере, Ямале, о родном городе.
  7. Оформила папки, альбомы.
  8. Привлекла родителей к работе по этому направлению. Так Алистратова В.И. изготовила нам макет: «Стойбище ненцев».

  1. Проводила опытно-поисковую работу.

  1. Познакомила с символикой, картой России, флаг России, гимн, флаг и герб ЯНАО, г.Губкинский.

  1. Оформила фотоальбом «Наш любимый город», « Мы на Севере живем».

  1. Экскурсия к монументально-художественной композиции « Первопроходцам».

  1. Участвовала с детьми в проведении всероссийских конкурсов: « Путешествие в Африку», «Моя Родина», «Мир растений», «Космос», Пограничник», «Курская дуга».

  1. Участие в городских конкурсах: «Масленица пришла», «Рождественская игрушка», «Радуга профессий».

  1. Родители совместно с детьми составили « генеалогиче-

  1. ское древо семьи», также Герб семьи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правила поведения для воспитанных детей в детском саду" (Презентация)

Правила поведения для воспитанных детей. В детском саду.   Как с ребятами дружить, Как без грусти день прожить, Как вести себя в саду, Чтоб со всеми быть в ладу. Соблюдайте тишину, Я расск...

Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду

С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...

Полоролевое воспитание детей в детском саду

Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации....

Конспект занятия по развитию речи по теме: "Патриотическое воспитание детей в детском саду ко "Дню Защитника Отечества" в старшей группе".

Знакомим детей с историей возникновения нашей страны и армии, с символикой нашей Родины.Воспитываем у детей патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам –защитникам, желание п...

План самообразования по теме "Экологическое воспитание детей в детском саду"

laquo;Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окно...

Самообразование «Экологическое воспитание детей в детском саду»

Экологическое воспитание и образование детей  – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продум...