Консультация для родителей «Как помочь ребёнку читать выразительно»
консультация (средняя группа) по теме

Консультация для родителей по выразительному чтению детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyraz_cht_2.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку читать выразительно»

   Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, счастливым, успешным. Если вдуматься, то все эти понятия неразрывно связаны. Здоровый ребёнок легко общается с окружающими, а значит и воспринимает окружающий мир, узнаёт новое, и соответственно, он будет успешен. Наша задача помочь ребёнку развить его  способности.            

Формирование и развитие речевой культуры является важнейшим направлением воспитания и развития ребенка в дошкольном возрасте.

   Родители должны способствовать и помогать малышу в  овладении выразительным  чтением, от которого зависит овладение ребенком навыками выразительной устной речи, и культурой речи вообще.

  Некоторые думают, что прочитать стихотворение выразительно легко и просто. Однако как показывает практика, не все дети владеют выразительной речью. И их надо этому учить.

Что же значит выразительное чтение????

   Выделяют следующие средства выразительности: интонация, логическое ударение, пауза, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

   «Никакая живая речь без интонации невозможна», - говорят психологи. «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия», - утверждают мастера художественного слова.  Интонация разделяет речь на предложения и фразы, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и так далее, выражает чувства, мысли, состояния говорящего.

   Логическое ударение выделяется тоном голоса и силой выдыхания, оно выдвигается на первый план, подчиняет себе другие слова. Пауза – остановка, которая усиливает и показывает значение фразы, отрывка. С паузой неразрывно связаны темп и ритм. Звуки речи слагаются в слоги и слова, которые требуют отрывного произношения или плавного, растянутого, певучего.

   Итак, мы видим, что основой выразительного чтения детей является стремление наиболее ясно выразить свое понимание рассказанного с использованием элементарных средств выразительности: соблюдение пауз, логического ударения, верной интонационной окраски.
  В дошкольном возрасте особое место в развитии речи детей занимает воспитание любви к поэзии, поэтическому слову. Ещё в раннем возрасте мама рассказывает ритмичные стишки своему малышу «Идёт бычок качается», «Уронили мишку на пол» и т.д., народные потешки, прибаутки. Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему сознательный подход к процессу заучивания. Поэтому, можно сказать, что материнское (семейное) общение играет большую роль в подготовке ребенка к восприятию и воспроизведению художественных произведений.
  Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией.

   Наиболее благоприятным периодом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И, если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет необходимо уже целенаправленно учить малыша запоминать текст наизусть. И, чем больше ребенок будет учить наизусть — тем больший объем памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.

   При подборе стихов для заучивания нужно учитывать  психо-возрастные  и эмоциональные особенности ребёнка.

   В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, чем в младшем возрасте,  увеличивается их объем (например, Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.). В стихах этой возрастной группы могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).
  Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.

Основные особенности заучивания стихотворений дошкольниками:

1Дети очень любят игру с рифмами и со звуками, что несомненно помогает в запоминании.

2.важна установка на запоминание, мотивация детей (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать и т.д.Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

3. не следует требовать полного запоминания стихотворения в один день. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени

4. обязательно нужно рассмотреть с  ребёнком иллюстрации к стихотворению, ответить на  вопросы к стихотворению. Для лучшего запоминания детям достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
5.прежде, чем приступить к  заучиванию стихотворения родителю следует прочитать его с выражением. Если стихотворение будет прочитано взрослым наизусть – будет просто замечательно.

6. затем нужно обязательно объяснить незнакомые или непонятные слова и выражения. После этого прочитать стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты.

7. после повторного прочтения хорошо рассказать об авторе этого произведения,  как и когда оно написано. Такой подход облегчает восприятие поэзии и развивает системное мышление.
8. затем родитель должен прочитать стихотворение еще раз. Так, у ребёнка сформируется цельное восприятие произведения. А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения.

9.когда стихотворение будет выучено, пусть малыш нарисует свою картину к нему. Можно сделать подшивку таких рисунков, и время от времени рассматривать их, воссоздавая в памяти выученные ранее тексты. Это интересное занятие (создание их собственного альбома иллюстраций) даёт ребёнку возможность видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж, тренировать память.


 Приемы для лучшего запоминания стихов:


*игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);
*досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов - диалогов;
*частичное воспроизведение текста. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» взрослый читает текст, а ребёнок продолжает:«Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист».

*драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
*воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака)


      На формирование выразительности направлены и такие приемы:


*образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации.

*Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;

*характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
  Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в семье, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать ребёнку стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать. Где, когда, как и при каких условиях преподносить детям новое, им еще неизвестное стихотворение? Ответить на этот вопрос трудно. Решение его в каждом отдельном случае будет зависеть от взаимоотношения содержания стихотворения и требований жизни.
   Например, гуляя с ребёнком весной и натолкнувшись на пробившийся из-под старого валежника цветок, можно рассмотреть его и тут же прочесть стишок:
Из-под старого валежника,
У сухого пня,
Голубой глазок подснежника
Смотрит на меня.

     Или, выйдя с малышом на воздух после пронесшейся грозы и заметив на небе «последнюю тучу рассеянной бури», как не обратить на нее внимание и не прочесть  восхитительного стихотворения Пушкина.
   Рассказ, картина, эпизод из жизни могут заставить родителя  припомнить подходящее стихотворение и прочесть его ребёнку.

Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста, его подача.

    Таким образом,  художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает расширять кругозор, память, формировать культурный уровень, обогащать словарный запас.

   Подвести итог можно словами В. Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду"

Материал содержит описание некоторых несложных правил поведения, соблюдение которых поможет Вашему ребёнку пройти процесс адаптации к дошкольному учреждению наименее болезненно....

Консультация для родителей "Как помочь ребёнку стать самостоятельным?"

Данная консультация поможет родителям узнать ответ на важный вопрос "Как помочь ребёнку стать самостоятельным?"...

Консультация для родителей " Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду"

У каждой мамы задолго до  момента поступления в  детский сад возникает страх и неуверенность: как, такой домашний, единственный и любимый малыш останется без меня в незнакомой для него обста...

Консультация для родителей "Как научить ребёнка читать"

Советы и рекомендации родителям по обучению детей чтению....

Консультация для родителей : «Как научить ребёнка читать?»

В консультации даются рекомендации родителям,  с  чего нужно начинать учить ребёнка 5-6 лет читать. В  какие игры со звуками и буквми  следует играть , чтобы Ваш ребёнок быстро и п...

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку в период адаптации к ДОУ»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, кото...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка читать стихи выразительно»

Как по-разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем то...