Проект "Кто Я"
проект (младшая группа) по теме

Инна Викторовна Стрельцова

Проект раскрывает содержание гендерного воспитания во второй младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernoe_vospitanie_doshkolnikov.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Структура

Содержание

Тема

«Кто Я » 

Адресация проекта

Проект адресован воспитателям дошкольных учреждений

Руководители проекта

Старший воспитатель Ховрина Ирина Владимировна

Воспитатель Стрельцова Инна Викторовна

Участники проекта

Воспитатели, дети  группы, родители.

Возраст воспитанников, обучающихся

Дети от 3 до 4 лет

Особенности проекта

По характеру  создаваемого продукта:

- практико-ориентированный.

По количеству создателей:

- коллективный – более двух авторов проекта.

По количеству детей, вовлеченных в проект:

-коллективный.

По продолжительности:

- краткосрочный (в течение 1месяца)

По профилю знаний:

- межпредметный проект.

По уровню контактов и масштабам организации:

- на уровне образовательного учреждения.

Цель проекта

Педагогическое сопровождение взаимодействие детей и родителей, направленное на формирование познавательного интереса ребенка к себе и к своей семье.

Задачи проекта

1.Учить детей дифференцировать себя по половому  признаку.

2.Формировать умение рассказывать о себе.                                                                           3. Включить родителей в процесс гендерного воспитания детей.

4. Развивать сотрудничество, доверительное общение между детьми, родителями и педагогами.

Ресурсы проекта

Необходимое обеспечение:

- Материально-техническая база ДОУ

- Внедрение здоровьесберегающих технологий

- Использование технологии ТРИЗ

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат  деятельности педагогов –

- конспекты занятий

- альбом «Моя семья»

- картотека игровых упражнений с детьми, иллюстративного материала

- мультимедийные презентации для родителей

- консультативный материал для родителей

- консультативный материал для воспитателей

Результат  деятельности детей - создание фотоальбомов

Актуальность  

Приложение №1

Этапы работы над проектом

Приложение № 2

                                     Приложение № 2

Этапы работы над проектом

1 этап. Подготовительный.

1. Изучение представлений детей

Выявить уровень представлений детей по теме проекта

2. Подбор наглядного материала, методической и художественной литературы. Составление конспектов организации взаимодействиях                        с детьми

Методическое и информационное обеспечение проекта.

3.  Информирование родителей о начале проекта

Включить родителей в процесс гендерного воспитания. Формирование единой   развивающей среды.

2 этап. Содержательный

1. Привлечь внимание детей во время  приёма пищи, одевания, умывания: сильный как папа, красивая как мама

Рассматривание своего изображения в зеркале, (какая у меня прическа, прически мальчиков, прически девочек)

2. Рассматривание альбомов «Моя семья» Разместить в группе семейные фотографии детей для рассказывания. Создание зоны для девочек и мальчиков

Совместное рассматривание картин и иллюстраций, фотографий (как я вырос, моя семья).

Ввести понятие семья (члены семьи и их взаимоотношения).

3.Занятие: Моя семья                                      (с использованием технологии ТРИЗ)


Игра "Кто живет в семье".

Раскрыть для детей термин: семья.

Развивать доброжелательное отношение к близким людям

Закрепить системное видение: компонентный и функциональный подходы.

4. Игровое упражнение "Покажи как: папа, мама" 

Познакомить детей со значением и содержанием потешки «Как у нас семья большая…».

Формировать элементарные представления                        о половой принадлежности.

Привлекать детей к совместной работе по дому.

Привлекать детей к выполнению простейших трудовых процессов в работе по дому.

Довести до понимания детей значение семьи                      в жизни человека. Разучивание стихотворений                 о семье.

5.Чтение:

С. Маршак «О девочках и мальчиках». 

А. Барто стихи: «Младший брат», «Две сестры глядят на брата», «Его семья», «Две бабушки», «У папы экзамен», «Мама уходит на работу».

Способствовать установлению добрых отношений между детьми, помочь воспитанникам лучше узнать друг друга.

Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов.

6. Совместная деятельность

Задание: понаблюдать за домашними занятиями членов своей семьи, совместно с детьми нарисовать красками семью.

Формировать представление о составе семьи: папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры.

Расширение словарного запаса за счёт закрепления имен родителей, бабушки, дедушки.

Формировать понимание свей роли в семье – сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка.

Развитие сотрудничества, доверительного общения детей, родителей, педагогов.

7. Общение с родителями

Привлечь пап для ремонта игрушек и мебели в группе.

Включить родителей в процесс  воспитания. Стимулировать желание включаться в совместную деятельность с разными членами семьи.

8. Занятие: Выходной моей семьи... (с использованием ТРИЗ)

Закрепить основные функции членов семьи, познакомить с дополнительными. Предположить, что будет, если папа - шьет? У кого папа любит шить? Рассмотреть разные сочетания: бывает или не бывает? У кого бывает? Учить детей решать жизненные задачи.

Прочитать детям стихотворение "Кто умеет" А.Кузнецова. Спросить у детей, кто, что делает дома.

9. Дидактические игры: «Покажи как",  «Угадай по голосу»

Развивать любознательность, активность, интерес к музыкальному звуку, манипулированию с музыкальными и немузыкальными звуками.

10. Занятие: Что у меня есть Прочитать детям стихотворение "Волшебные часы" Халфдан Расмуссен.

(с использованием  ТРИЗ)

Познакомить детей с собственным организмом: части тела.  Компонентный и функциональный подходы. Дать понятие о приеме "Ускорение - замедление" Продолжать учить анализировать: что хорошо и что плохо (когда, кому?) Вопрос: Что еще внутри человека (ребенка)? Пусть дети перечислят все, что знают. Предложить рассмотреть ребенка, то, из чего он состоит.

11. Музыкально-ритмическая игра «Как тебя зовут»

Чтение и обыгрывание потешек «Дедушка Егор». 

Слушание и  исполнение песен                    о семье и её членах. 

Развивать  умение импровизировать простейшие музыкально-художественные образы                                     в  музыкальных и сюжетно – ролевых  играх

12. Совместная деятельность (семейное творчество). Организовать выставку одежды для мальчиков и для девочек.

Включить родителей в процесс  подготовки к выставке. Формирование навыков самообслуживания в процессе одевания и раздевания, рассматривание одежды для девочек и мальчиков

13. Составление рассказов совместно с родителями. Тема: Родители: мои и моих родителей

 Рассмотреть дома фотографии и иллюстрации с изображением людей разных поколений (от младенца до человека пожилого возраста) и с разными эмоциями.

Закрепление знаний об особенностях внешнего вида людей разных поколений.

Беседа с детьми о членах семья, закрепить умение называть их имена.

14. Создание зоны для девочек и мальчиков.

 Сюжетно-ролевая игра: Семья

Стимулировать закрепление  представлений об элементарных проявлениях гендерных ролей в семье и возрастном развитии детей разного пола (девочка – будущая мама), мальчик –будущий папа)

15. Составление альбома с рисунками: совместно с детьми нарисовать красками семью.

Побуждение ребенка задавать вопросы о себе, родителях, о том, что было, когда он не родился, что произойдет в ближайшем будущем

16. Общение. Внести иллюстрации «Мужчины и женщины»

Побеседовать с детьми о труде взрослых в семье по половому признаку. Стимулировать желание включаться в совместную деятельность с разными членами семьи.

3 этап. Итоговый

1. Презентация альбома семейного творчества

а) для родителей

б) для детей ДОУ

Учиться делиться полученными знаниями с другими

2. Составление книги отзывов для родителей

«Мы вместе много узнаем...»

Выявить мнение о проекте и пожелания родителей

                                                           

                                                   

Приложение № 1

Актуальность

                                         

Одной из актуальных педагогических задач в работе с дошкольниками является построение воспитательного и образовательного процессов в соответствии с полом ребенка. Поэтому гендерное воспитание дошкольников - очень важный процесс. Традиционные стереотипы гендерного поведения разрушены вследствие происходящих в современном обществе социальных изменений. Упрощения отношений между мужчиной и женщиной привело к «смазыванию» ролей: женщины становится жестче, а мужчины – женоподобны. Печальной реальностью стала курящая и не стесняющаяся употреблять «крепкие» слова женщина, в борьбе за лидерство и эмансипацию женщины берутся и за традиционно мужские профессии, не желая довольствоваться «женскими». На фоне этого напора мужчины расслабляются, и, не отправляясь на охоту на мамонта, спокойно ожидают у семейного очага ужина. Превращаясь в потребителей, мужчины, впрочем, не торопятся забрать себе женскую работу: быт и воспитание детей по-прежнему остаются задачей женщин.

Гендерное воспитание дошкольников должно происходить с учетом того, что разрушение классической модели семьи не может не сказаться на детях. Девочки становятся грубее и агрессивнее, не считают достоинствами скромность, нежность, терпение, умение идти на компромисс и сглаживать конфликты. Мальчики же, перенимая женоподобную модель поведения, демонстрируют эмоциональную неустойчивость, отсутствие выносливости, не стремятся развиваться физически. Отсутствие социальной модели порождает странную манеру общения с девочками. Наблюдая за группой детей, психологи были встревожены не адекватным распределением ролей: продемонстрированные в ходе игры поведенческие модели не соответствовали полу игроков, в ходе игры дети не могли достигнуть каких-либо договоренностей путем конструктивного диалога. Столь же смазанным было и гендерное распределение ролей в трудовой деятельности, мальчики не проявили готовности взять на себя физически тяжелую часть работы, а девочки не посчитали своим фронтом те работы, где требовалась тщательность и аккуратность.

         Психологи посчитали, что гендерное воспитание дошкольников необходимо начинать достаточно рано: с того момента, когда ребенок может осознанно отличить мальчика от девочки.

Гендерное воспитание дошкольников основывается на том, что модель образовательного пространства строится в четырех направлениях:

1. Теоретическая подготовка воспитателей.

2. Вовлечение в воспитательный процесс родителей, с оказанием теоретической и практической помощи по построению гендерных моделей поведения ребенка вне образовательного учреждения.

3. Создание и реорганизация развивающего окружения.

4. Конструирование модели педагогического процесса.

Модель такого воспитания как гендерное воспитание дошкольников плотно внедрялась в повседневную жизнь детей. Проведенная работа, по результатам итогового мониторинга, дала положительные результаты для всех участников проекта. Повысился творческий потенциал, профессиональный уровень и квалификация педагогов. Родители получили дополнительные знания о воспитательных процессах и смогли осознанно применять ряд педагогических методик. Итоговые наблюдения позволили сказать, что культура поведения у детей выросла, выстроились правильные модели, роли стали больше соответствовать половой принадлежности. Также  стало возможным говорить о расширении кругозора детей и увеличении у них объема знаний о социальных ролях мужчин и женщин.