"Основа профессиональной культуры педагога"
статья по теме

В статье освещен исторический аспект вопроса о нравственности педагога, намечены пути возобновления ценности воспитания и укрепления нравственных позиций, приведен перечень литературы по освещаемому вопросу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья58.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Основа профессиональной культуры педагога”

                                                                   Введение

 “Какой будет Россия, во многом зависит от того, какими мы воспитаем наших детей. При этом необходимо и самим взрослым быть добрым примером для своих детей. Самые убедительные слова теряют силу, когда ребенок видит пример, когда дела взрослых отнюдь не являются продолжением их правильных слов.”[14,3]

     Ребенка с детства окружают взрослые: родители, бабушки, дедушки.  С приходом в дошкольное учреждение в жизни ребенка появляются педагоги. С трепетом и волнением родители выбирают “подходящего” педагога. Что важнее в личности – образованность или доброта, приятная внешность или разносторонность умений?

     С началом активной разработки культурологического подхода в

философии, социологии, педагогике и психологии были проведены

исследования, посвященные отдельным направлениям и сторонам

педагогической культуры. В настоящее время активно изучаются вопросы

методологической, нравственно-эстетической, технологической,

коммуникативной, духовной и физической культуры личности педагога.     

     Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, в

которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные

ценности, а также способы педагогической деятельности людей,

необходимые человечеству для преемственности поколений и социализации

личности.

     “В нравственном образовании еще более важен пример смотрительницы; нравственность не может преподаваться в виде уроков; она есть дело каждого часа, каждой минуты и образуется наиболее утверждаемыми привычками и постоянным надзором, нежели наставлениями” [11,98]. Учитывая современную тенденцию переложения воспитания и образования детей на дошкольные и школьные учреждения, хотелось бы отметить актуальность рассмотрения вопроса духовно-нравственного здоровья педагога как основу его профессиональной культуры.

     Еще в 1840гг. Владимир Федорович Одоевский – первый русский детский писатель,  крупнейший музыковед, философ, мастеровой, автор курса обучения для приходских училищ, первый общенационального масштаба деятель дошкольного воспитания - в своей работе “Опыты о первоначальном воспитании малолетних детей отметил, что “при выборе смотрительницы должно обращать внимание не столько на ее звание, сколько на ее душевное образование; чистая нравственность, нрав тихий и миролюбивый, здравый смысл и врожденное чувство любви к ближнему – вот необходимые качества в женщине, долженствующей быть в некотором смысле матерью многочисленного семейства, составленного из детей, ей чуждых” [11, 96].

Глава 1. Исторический аспект проблемы.

     В настоящее время излагается множество нововведений и требований к педагогическому процессу, к личности педагога. Многие из них навеяны объективными изменениями в нашей жизни… Но за новшествами часто упускается из вида основные базисные очень важные моменты не технической стороны жизни, а душевной, нравственной.

     В связи с этим, хотелось бы вернуться к истокам педагогики  и  ее основоположникам, чтобы определить сущность личности педагога, ее константу, которая не должна меняться во времени.

     Первый детский сад в России был открыт госпожой Люгебиль в 1863году, в Петербурге. Но за 30 лет до того в небольшом домике в Гатчинском парке на средства двух молодых педагогов – учителя Егора Гугеля и его соратника Петра Гурьева - для 10 мальчиков от 4-х до 6-ти лет открылась школа по названию, но предназначенная не для обучения, а для придания “правильного направления в развитии детских способностей [11,7]”.

     Вскоре ими издается первый российский “Педагогический журнал” с обстоятельной статьей (первой в русской истории) о дошкольном воспитании. А еще через несколько лет выйдет и первый отечественный “нормативный документ”, посвященный дошкольному воспитанию – “Проект об улучшении первоначального воспитания питомцев Гатчинского Воспитательного дома…”. В нем говорилось, что “первое воспитание есть самое важное, ибо оно дает основные черты всему нравственному характеру будущего гражданина, а посему должно стараться направить детей уже с самого начала на путь истины”[11, 60].

     Активный, деятельный, горевший новыми идеями, Егор  Гугель отмечал: “нужно, чтоб преподаватель был преподавателем и телом и душою; для сего нужно, чтобы он имел беспредельную ревность к своему делу, дабы возродить в воспитаннике таковую же ревность; для сего нужен в наставнике и род постоянной добросовестности, которая наилучше поддерживает в воспитаннике постоянство усилий” [11, 46].

     Отстаивая идею учреждений для первоначального воспитания, Е.Гугель обращается к опыту одной из английских “школ для малолетних” и отмечает, что “дети, находясь в них под присмотром опытного учителя, играючи, научаются весьма многому; но что важнее всего, получают нравственное направление”[11, 47].

      В “Проекте об учреждении при Гатчинском воспитательном доме пансионов для содержания малолетних питомцев и школы для первоначального обучения сих детей” в разделе “Распределение времени и предметов преподавания” автор отводит значимое место таким дисциплинам как: разговоры о различных добродетелях, разговоры о чувствах, родословная Русских Царей, Священная история. А в разделе “Обязанности надзирательниц” отмечает, что “надзирательница ласковым обхождением с детьми должна собою дать пример и как добрая мать всегда присутствовать при играх и занятиях” [11, 65].

    В.Одоевский - другой выдающийся человек, столь же разносторонний, активный, ревностно относящийся к работе с детьми. В 1839г. его назначают правителем дел Комитета главного попечительства о детских приютах.

     В.Одоевский придерживался энциклопедического подхода к жизни, смотря на мир открытыми и любознательными глазами детей. Ведь по его словам, “дети были лучшими моими учителями”. В.Одоевский мечтал о цельном человеке и цельном знании, источником которого была не сумма знаний, а “нравственный инстинкт, нравственное чувство, которое изначально дано человеку, и которое важнее всего защитить и укрепить в самые ранние его годы жизни”[11,79].      

     Этот великий педагог в своей книге “Руководства для гувернанток” отмечает, что “для того чтобы рассказ был истинно занимателен и интересен для ребенка, необходимо, чтобы наставница говорила с искренним, неподдельным одушевлением…, чтобы каждая мысль, которую она высказывает, вытекала из глубины ее внутреннего убеждения, а не говорились так только, по правилу и ради наставления”[2,91].

     В “Наказе лицам, непосредственно заведующим детскими приютами” В.Одоевский пишет о том, что невозможно перечислить все небольшие, но важные обязанности смотрительницы, “лучших наставлений в сем случае она должна искать в собственном сердце…Строгий порядок в жизни, умеренность во всем, вежливость ко всем без различия посетителям заведений, чистота и опрятность во всем, ее окружающем, - ей необходимы”[11,101].

        В неоконченном наброске “Педагогия к науке до науки” В.Одоевский говорит о том, что педагог должен быть честным и искренним, нравственным. “Если нет, то вы вашими словами обманете взрослого человека, но не обманете живое духовное чувство ребенка; не слова будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами”[2, 128].

     К.Д. Ушинский так пишет о личности воспитателя: “В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовывать характер”[2,262].

     “Помните, - писал блаженный Иероним родителям, - что лучше можно научить дитя примером, нежели словами”[15, 101]. Примером учителя и воспитатели побуждали детей с ранних лет упражняться в чтении Слове Божия; примером же учили их исполнять христианские обязанности.

     Уча христианской жизни своим примером, воспитатели заботились в то же время знакомить своих воспитанников только с такими людьми, которые бы своим примером не разрушали, но утверждали в юной душе то, что положено в ней заботами и примерами воспитателей [15,107].

     В домашние учителя избирали обыкновенно людей зрелых лет и строгой жизни, чуждых чистолюбия и гордости, не увлекавшихся гневом, терпеливых, великодушных, смиренных, благочестивых, трудолюбивых…” Далее, в кормилицы избирались женщины трезвого поведения, целомудренные, скромные, не изнеженные; в няньки и прислужницы – женщины не такие, которые бы нравились бы детям по убранству платья…, но степенные, воздержной жизни, …известные по чистоте веры, доброму нраву [15, 58].

     “К сожалению… господствующий дух нашего времени есть дух какого-то противления, произвола и самочиния. Ни власть родительская, ни власть церковная, ни власть гражданская – ничто не сохранило у нас своей обязательной силы и значения. Утрачен авторитет старших, родителей и светского начальства, подорвано доверие к пастырям и учителям. Что этот недобрый дух времени оказывает свое растлевающее влияние преимущественно на детей и подрастающее поколение – факт неоспоримый. Вот почему, если хотите вы, чтобы растлевающий дух времени не касался ваших детей, то искореняйте его сначала сами в себе…”[12,341].

Глава 2. Пути возобновления ценности воспитания и укрепления нравственных позиций.

     Заглянув на разные страницы становления педагогики, мы видим, что основополагающим критерием оценки значимости и ценности того или иного педагога во все времена была личность педагога, его нравственные черты, сама его жизнь.

    В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что духовное единство народа и общие для всех моральные ценности — важный фактор развития, что основа нашей повседневной жизни – это родной язык, культура, традиции. Но единственным фактически ощутимым внедрением стал предмет для 4-х классов - обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни.

     К сожалению, в современном государстве нет единой для всех граждан иерархии ценностей, устоев, норм поведения. Глобализация, отсутствие цензуры СМИ, карательный характер законодательства в отношении с семьями, бездумное копирование западных моделей взаимоотношений между людьми во всех сферах жизнедеятельности общества привели к обесцениванию личности педагога, иерархии отношений “взрослый-ребенок”. И эти разлагающие процессы проявляются в геометрической прогрессии.

     Какие же пути возобновления ценности воспитания и укрепления нравственных позиций видятся сегодня.

     К такому вопросу необходимо подходить системно.

     С позиции государства предполагаются следующие направления деятельности.

1. Реформы в вопросах получения педагогического образования: включение предметов нравственного, религиозного содержания, практика для студентов в домах ребенка, работа с детьми с ОВЗ. Ведь чтобы учить не только словом, но и делом, необходимо учителю и самому следовать духовно – нравственным принципам, быть примером для подражания ученикам. Именно работа с брошенными, нездоровыми детьми разовьют в самих будущих педагогах милосердие, доброту; такая практика поможет остаться в профессии именно тех людей, которые действительно любят детей, готовы их понимать, им сочувствовать, воспитывать их духовно.

Повышение квалификации педагогов на богословских курсах (например, при Московской Духовной Академии).

2. Повышение статуса педагога: повышение оплаты его труда, повышение требований к поступающим в ВУЗы.

3. Обязательная цензура СМИ как средство сбережения духовно-нравственного здоровья детей и подростков.

4. Развитие доступной досуговой деятельности детей: секций, кружков и т.д.

5. Помощь родителям в обеспечении мест в дошкольных учреждениях, медицинском сопровождении, возможность матерям не работать или работать неполный рабочий день при воспитании детей-дошкольников.

     В настоящее время образование отделено от духовного воспитания, Церковь – от государства, школа – от Церкви. Однако изучив историю страны, мы убедимся в огромном благотворном влиянии церковного воспитания.

          “Великое воспитательное значение начальных приемов, предлагаемых Церковью, мы видим еще и ныне во многих истинно христианских семействах. Они всегда благотворно влияли на наш народ в течение многих столетий, когда у него не было никаких школ, ни высших, ни низших; именно под влиянием их собиралась, возрастала в силе и могуществе, обретала величие и славу наша Россия” [1, 40].

     Поэтому видится необходимость сотрудничества с Церковью и школы, и дошкольных учреждений, и каждой семьи, “потому что многие родители очень поздно берутся за воспитание своих детей в духе благочестия, потому как сами не всегда понимают смысл и значение этого слова: благочестие”[1, 40].

Заключение

     В настоящее время очень остро стоит  проблема духовно-нравственного здоровья педагога, его профессиональной культуры.

     Чтобы учить не только словом, но и делом, необходимо учителю и самому следовать духовно – нравственным принципам, быть примером для подражания ученикам. Завтрашний день развития общества во многом определяет мировоззрение педагогов, которые сегодня воспитывают подрастающее поколение.

Мировоззрение представляет собой комплекс взглядов на мир, самого себя, других людей и содержит в себе такие важнейшие характеристики, как понимание смысла жизни, самого бытия человека и мира, принятие определенных критериев добра и зла. Важнейшей составляющей мировоззрения личности учителя являются её ценностные ориентации, которые позволяют отделять значимое от второстепенного, выявляя существенное и структурируя жизненный опыт.

     И хотелось бы закончить словами русского писателя Ивана Ильина"Все что воспитывает духовный характер - все хорошо для России, все должно быть принято творчески, продумано, утверждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами".

     Список литературы

  1. Грозовский В. Православное воспитание мальчиков. – СПб., 2009.
  2. Ильющенков В.В., Берсенева Т.А. Воспитание здорового ребенка. – М., 2008.

     3. Кашапов Р. Практическая психология для родителей, или педагогика взаимности.- М., 2003.

     4. Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 2009.

     5. Кравцова М. Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников. – М., 2005.

     6. Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности. – М., 2003.

     7. Медведева И., Шишова Т. Родители и дети. Конфликт или союз? – Р., 2012.

     8. Морозов Д. Поколение Китеж. – М., 2008.

     9. Мурашова Е.В. Понять ребенка. – Е., 2004.

  1. Русакова А.С., Детский сад. Дебют в России. – М., 2011.
  2. Шишова Т., Просто мама.- Р., 2013.
  3. Шмелев И. Богомолье. – М., 2010.
  4. Шугаев И. Растим сына, растим дочь. – М., 2006.
  1. Как правильно воспитать православного ребенка. – К., 2008.
  2. http://www.blagochinie.info
  3. http://www.pravmir.ru/
  4. http://www.nauka-slovo.ru
  5. http://sad63.oskoluno.ru
  6. http://www.eorok.ru

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта " Педагог".

В данном материале содержатся методические рекомендации планирования профессионального развития педагогов образовательной организации и включает в себя последовательное выполнение определенных этапов....

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»...

САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образованияна основе профессионального стандарта «Педагог» Ф.И.О. Назаренко Марина  Александровнаобразовательная...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад №10» г. Алейска на основе профессионального стандарта «Педагог» Александровой Марины Михайлов

На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад №10» г. Алейска на основе профессионального стандарта «Педагог» Александровой Марины Михайлов

На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ детский сад № 7 «Радуга» на основе профессионального стандарта «Педагог» Штыревой Ульяны Сергеевны

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельностивоспитателя МБДОУ детский сад № 7 «Радуга»на основе профессионального стандарта «Педагог»Штыревой Ульяны Сергеевны...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МКДОУ Детский сад «Журавушка» на основе профессионального стандарта «Педагог»

Таблица 1На основании какой примерной программы в вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)Программа «Детство».Программа «Развитие».Пример...