Картотека игр по экологии
картотека (подготовительная группа) по теме

Сагитова Гульмира Махмутовна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_ekologii.pptx151.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Что изменилось» Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Поиск похожего предмета. Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание. Оборудование. Одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах. Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.) Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах . «Найди , о чем расскажу» Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Угадывание растения по опи санию признаков. Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя. Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов. Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а по том назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию .

Слайд 2

«Опиши , мы отгадаем» Первый вариант. Дидактическая задача. Описать предметы и найти их по описанию. Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях. Правила. Дать описание подробно и четко в при нятой последовательности. Ход игры. Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ре бят рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать. Второй вариант . Воспитатель предлагает одному ребенку загадать за гадку — описать какой-либо овощ, например свеклу, так, чтобы дети узнали, о чем он говорит. Воспитатель преду преждает водящего, что на загаданный предмет не надо долго смотреть, так как дети могут увидеть, на что он смотрит, и сразу угадают. Следует напомнить последо вательность описания, сначала надо рассказать о форме, ее деталях, затем о плотности, окраске, вкусе . Примечание . Последние две игры рекомендуется проводить с детьми 4—5 лет

Слайд 3

«Найди такой же» Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов. Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя. Оборудование. На двух столах ставят 3—4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань. Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рас смотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А за тем просит детей переставить горшочки так, как они стоя- ли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе. После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля). «Угадай растение по описанию» Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск предмета по загадке-описанию. Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе. Оборудование. Для первых игр отбирают не сколько комнатных растений (2—3) с заметными о тличительными признаками . Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже «на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев ( круглые , овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает : «О каком растении я вам рассказала ?» Дети показывают растение и, если могут, называют его. Можно предложить ребятам найти в групповой ком нате все растения, похожие на описанное.

Слайд 4

«Где спряталась матрешка!» Первый вариант. Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки. Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя. Оборудование. На столе расставляют 4—5 растений Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспитатель .— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его. Второй вариант. Матрешка «прячется» за любое растение, находящееся в групповой комнате. «Найди растение по названию» Первый вариант. Дидактическая задача. Найти растение по слову-названию. Игровые действия. Поиски названного рас тения . Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя. Ход игры. Воспитатель называет комнатное расте ние , стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем просит некоторых детей вы полнить задание. Если детям трудно будет найти на званное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с пре дыдущими , то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложнен ным вариантом игры. Второй вариант. Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где спряталась матрешка?»), но вместо опи сания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.

Слайд 5

«Чего не стало !» Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля). Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало. Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя. Оборудование. На стол ставят 2—3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения. Ход игры. Воспитатель предлагает малышам по смотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом. Примечание. Приведенные выше игры рекомендуются для детей 3—4 лет. «Опишите , я отгадаю» Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого. Игровое действие. Угадывание растений по загадке-описанию . Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его. Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, вос - питатель называет сам. При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т. д. Это поможет детям выделить отличительные и общие при знаки растения.

Слайд 6

«Найди , о чем расскажу» Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого. Игровое действие. Составление «загадки» для взрослого. Правила. Называть загадываемое растения нельзя. Отвечать на вопросы правильно. Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение , которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, негладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его. Игру можно повторить. «Загадай , мы отгадаем» Первый вариант. Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию. Оборудование. На стол ставят 3—4 растения. Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях. Правило. Описывать растение нужно, не называя его. Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить . Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение. Второй вариант. Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные долж - ны узнать растение по рассказу и назвать его.

Слайд 7

«Продайте то, что назову» Дидактическая задача. Найти предмет по названию. Игровые действия. Выполнение ролей покупателя и продавца. Правила. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по на званию. Оборудование. Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе. Ход игры. Один ребенок — продавец, остальные — покупатели. Покупатели называют растения, которые хо тят купить, продавец находит их и выдает покупку. В случае затруднения покупатель может назвать признаки растения. Примечание. Последние три игры рекомендуются для детей средней группы. «Найди листок, какой покажу» Дидактическая задач а. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Бег детей с определенными листочками . Правило. Бежать (« лететь ») по команде можно только тем, у кого в руках такой же ли сток, какой показал воспитатель . Ход игры . Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают , чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставля - ет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, напри мер, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они по летели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются . Игра повторяется с разными листьями.

Слайд 8

«Найди в букете такой же листок» Дидактическая задач а. Найти предмет по сходству. Игровое действие. По иск похожего предмета. Правило. Листок подни мать после того, как назовет и покажет его воспитатель. Оборудование. Подо брать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра прово дится на прогулке. Ход игры. Воспитатель раздает детям букеты, та кой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист , например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кле новым листом. Игру повторяют несколько раз с остальными листика ми букета.

Слайд 9

«Такой листок, лети ко мне !» Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Подбежать к воспитателю по его сигналу. Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке. Оборудование. Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, рас- пространенных в данной местности деревьев). Ход игры. Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!» Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

Слайд 10

«Найди листок» Дидактическая задача. Найти часть по целому . Игровые действия. Поиски предмета. Правило. Искать лист на земле можно после слов воспитателя. Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь по пробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог.— Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

Слайд 11

«Найди листок» Дидактическая задача. Найти часть по целому . Игровые действия. Поиски предмета. Правило. Искать лист на земле можно после слов воспитателя. Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь по пробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог.— Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю. «Найди , о чем расскажу» Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск предмета по описанию . Правило. Бежать к узнанному дереву можно только по сигналу воспитателя. Ход игры. Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину и окраску ствола, форму листьев ), называет и описывает семена и плоды. Затем он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал , должен подбежать после слов воспитателя: «Раз, два, три — беги!»

Слайд 12

«Найди свой дом» Дидактическая задача. Найти целый предмет по части. Игровое действие. Поиск «домика» по определенному признаку. Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми. Ход игры. В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети — «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поля не, а по сигналу. «Все домой, волк близко!» — бегут к себе в домик — под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями — « переезжать в новый дом». С детьми среднего возраста подобным образом можно провести игру с плодами и семенами деревьев. «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб» Дидактическая задача. Найти дерево по на званию. Игровое действие. Бег к названному дереву (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»). Правило. Бежать к названному дереву можно толь ко по команде «Беги!». Ход игры. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.

Слайд 13

«Угадай , что съел» Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов. Игровое действие. Угадывание на вкус. Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это. Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, раз личные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки . На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения. Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе». После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей. Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: «Как во рту стало?» ( Горько, сладко, кисло.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов по экологии

Опыты с почвой и ветром Опыт №1 Цель опыта        Содержание опыта Показать, что в почве есть воздух.     Напомнить о том, что в Подземном царстве — по...

Картотека опытов по экологии

Картотека опытов по экологии...

Картотека игр по экологии

Подборка по темам....

Картотека игр по экологии

Подборка по темам....

картотека игр по экологии

подборка по темам...

Картотека игр по экологии

Подборка по темам...