« Игровые приёмы и коммуникационные игры для детей старшего возраста».
консультация на тему

Конокова Татьяна Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priyomy.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение д/с общеразвивающего вида №18 «Сказка».

Консультация для воспитателей по теме:

«  Игровые приёмы и коммуникационные игры для детей старшего возраста».

                         

                                               Воспитатель: Конокова Т.В.

Коломна 2013                                                                            


Игрушки и игры, которыми увлечен ребенок, оказывают огромное влияние на развитие его личности, игротерапия становится важным средством в арсенале современных родителей и педагогов. Игрушки могут как обострить негативные черты, спровоцировать проявления агрессии, грубости, так и сгладить их при умелой организации игры и участии в ней взрослого.

Игры - самое эффективное средство психологической коррекции у детей. Дети будут играть даже сразу после тяжелой травмы, которую они пережили. Игровой процесс поможет им рассказать о своих переживаниях и смягчить эмоции. Игровая терапия представляет собой наиболее эффективный подход, независимо от того, получает ли маленький ребенок помощь немедленно или спустя недели и месяцы после травмирующего события.

Неслучайно, сейчас приобрела большую популярность игровая терапия, которая используется в самых разных ситуациях: для налаживания отношений внутри семьи и помощи в преодолении робости замкнутому малышу до поддержки и реабилитации в кризисных ситуациях.

Воспитание красотой, по мнению В.А. Сухомлинского, является началом сложного духовного взаимодействия воспитателя и ребенка. Врожденная способность воспринимать красоту должна вследствие работы педагога стать потребностью воспринимать красоту.

Научить ребенка чувствовать красоту, а в красоте видеть добро, сердечность, значит помочь ребенку утвердить прекрасное в самом себе, в других людях!

Наверняка не вызовет сомнений, что дошкольник воспринимает мир несколько иначе, чем взрослый или даже старший ребенок. Иной взрослый замечает куда меньше удивительных «чудес» в привычном взгляду окружении, чем дошкольник, вступающий в «художественную игру» (понятие, введенное детским психологом Конрадом фон Ланге, подразумевающее активную работу фантазии) с малопривлекательными объектами. Для того чтобы уметь показать ребенку красоту действительности, педагог, в первую очередь, должен иметь представление об особенностях эстетического восприятия ребенком мира.

В книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» российский психолог М.В. Осорина описывает характерные для детей дошкольного и младшего школьного возраста принципы взаимодействия с объектами окружающей среды. Приведем отрывок из книги:

Во-первых, дети принимают обстоятельства как данность и искренне готовы вступать в полноценный контакт с тем, что существует здесь и сейчас, невзирая на непривлекательность и скудость этой данности.

Во-вторых, дети проявляют постоянную активность во взаимодействии с объектом своего интереса. Процесс целенаправленного поиска свойств объекта, имеющих «игровую ценность», мгновенно переходит в игровые действия.

В-третьих, наличие партнера-сверстника (или группы) заметно усиливает активность детей, подталкивает их к творческому поиску и увеличивает объем совершающихся событий.

Важным для нас является наблюдение автора о готовности ребенка вступать в контакт с действительностью здесь и сейчас, додумывая, фантазируя, действуя. Все вокруг — необычно, удивительно для ребенка дошкольного возраста. Любой предмет воспринимается иначе.

Восприятие красоты мира — процессы, имеющие некоторые отличия, если мы говорим об эстетическом восприятии взрослого и ребенка.

Эти отличия не так сложно обнаружить: восприятие красоты взрослым - это любование, созерцание. Переживание красоты пассивно (возможно, даже не находит проявления в мимике). Восприятие ребенка - это эмоция-действие (то есть эстетическая эмоция оказывает не только отсроченное влияние на поведенческую установку, но и выражается в мимике, жесте, действии мгновенно).

Восприятие красоты действительности старшим дошкольником носит ярко выраженный действенный характер: ребенок стремится дотронуться, погладить, повернуть, даже подбросить привлекший внимание предмет.

Еще одной характерной чертой эстетического отношения старших дошкольников является высокая эмоциональность восприятия, восприимчивость к чувственным свойствам действительности (А.А. Адаскина). По мнению ряда исследователей (А.А. Мелик-Пашаев и З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук) ребенок старшего дошкольного возраста — заведомо художник: «свежесть восприятия», «острота взгляда», «непредвзятость», «яркость впечатлений» - вот те присущие детской природе особенности, определяющие эстетическое отношение ребенка – дошкольника.

Данные психологии позволяют установить, что наглядное, предметное, яркое, прежде всего, воспринимается ребенком как прекрасное, вызывает у него интерес, он испытывает радость и удовольствие при взаимодействии с ним (Н.А. Ветлугина). Наиболее привлекательными современные дошкольники считают игрушки, объекты и явления природы. Представляется очевидным, что эстетическое удовольствие ребенок получает за счет подключения фантазии (легко увидеть в растении, в кукле одухотворенное существо, обладающее судьбой, настроением, особым характером). Отметим, что игрушка никогда не остается для ребенка просто вещью, безликим предметом, она становится символом детских мечтаний и фантазий.

Продолжая раскрывать особенности направленности эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста, хотелось бы обратить внимание на следующее. Ребенок нуждается в том, чтобы его окружала красота. Более того, ребенок (не важно, в каких условиях он живет: в историческом центре крупного города или в спальном районе провинциального населенного пункта) всегда находит красивое в своем окружении, бережно относится к своим впечатлениям, стремится пережить их вновь. У ребенка может быть любимое дерево, куст, здание. При условии, что дошкольника окружает эмоционально-комфортная обстановка, он стремится поделиться яркими впечатлениями, привлекая при этом весь свой опыт и используя все возможности: если словарь дошкольника не богат описательными прилагательными, он изобретет свои собственные.

Как уже было отмечено ранее, большинство детей обращает внимание на современные игрушки: мальчики — считают красивыми машинки, а девочки - одежду и прически кукол. Редко дети говорят о красоте «немодных», не разрекламированных игрушек

Мальчики считают красивыми предметы техники, но аргументируют свой выбор по-разному. Детей привлекают форма и цвет объектов: «Хочется выбрать машину, она зеленая, светится» (Егор А.), «И машина, и компьютер и машина нравятся, телефон красивый тоже, но машина гоночная красивее» (Максим К.), а также недоступность или престижность обладания объектом: «Выберу телефон. Всегда мечтал иметь телефон, а родители не купили» (Кирилл Н.). Выбор объектов данной сферы также может объясняться тем, что предметами техники интересуются значимые для ребенка взрослые, для мальчиков — это отец: «Думаю, машина красивая, потому что папа рассказывает про машины» (Максим Г.).

Следует обратить внимание на выявленную выше особенность: зачастую современные дошкольники считают красивым, ценным то, что является престижным и дорогостоящим. Является ли это эстетическим отношением к миру? Известно, что оно должно быть лишено прагматического интереса, стремления обладать привлекательным предметом.

Старшие дошкольники также обращают внимание на красоту детской мебели: «Звездочками разрисована, вот луна тут, и мишка сидит» (Олеся Е.), «Мебель нравится, прибранная» (Денис П.), «Всегда мечтал о такой, а мне другую кровать купили» (Кирилл Н.), «Как будто небо ночью на шкафчике» (Кирилл М.).

Очень часто дети рассказывают о ярких эстетических впечатлениях, связанных с красотой природы: «Люблю бабочку разноцветную» (Лиза Т.), «Бабочка красивая, узор красивый такой, белые полосочки, черные полосочки, туловище коричневое. Красиво, что цветов много» (Кирилл Л.), «Бабочка нравится, у нее усики как веревочки или пружинки» (Максим С). Важно, что некоторые дети делились впечатлениями, связанными с реальным взаимодействием с природой, проявляя гуманное к ней отношение: «Я видел бабочек на даче летом. Даже ловил их. Одна бабочка у меня в банке жила. Она вырывалась на свободу, и я отпустил её» (Владик К.).

С уверенностью можно сказать, что направленность эстетического отношения старших дошкольников зависит от эстетического выбора значимого взрослого (родителей, воспитателя). Если взрослый человек готов делиться с ребенком своими впечатлениями, ощущениями, говорить о них, обращать внимание ребенка на кажущиеся ему красивыми объекты и явления, то эти объекты и явления становятся привлекательными и для ребенка.

К сожалению, всегда есть дети, которые не находят в своем окружении красоты, не умеют радоваться ей. Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть красивое, расширить и обогатить направленность эстетического отношения детей, необходимо соблюдать некоторые условия.

Если мы хотим помочь детям «влюбиться», например, в красоту природы, мы сами должны быть восхищены прекрасным, любить природу (В. Ашиков, С. Ашикова, Н.Н. Полетаева и др.), относиться к ней особенно, это должен быть совместный поиск, результатом которого будет открытие чего-то необычного и интересного (Е.Н. Ильин). Вместе с взрослым дети могут ловить солнечных зайчиков, радуясь солнцу, «смотреть сквозь листок тополя на знакомый участок и видеть его зеленым и волшебным царством» (Т.Н. Доронова, СТ. Якобсон). Поиск должен быть активным и творческим. То есть и дети, и взрослый должны активно действовать, экспериментировать (гладить, трогать, обхватывать ладонями и руками, слушать, как шумит дерево, прислонившись ухом к стволу, нюхать, как пахнут молодые, только что появившиеся листья). От взрослого требуется постоянная активность, эмоциональное включение. Всегда нужно быть готовым активизировать фантазию ребенка — это важный и эффективный прием.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ К КРАСОТЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Можно выделить основные правила педагогического взаимодействия воспитателя с ребенком, цель которого — обратить внимание маленького человека на красоту действительности:

• Лучше, если эмоциональная реакция взрослого будет опережающей: «Какие красивые цветы!»

• Обращайте внимание на то, какие объекты и явления тот или иной ребенок описывает, как красивые. Так, например, девочки, появляясь в группе детского сада, стремятся разделить с воспитателем радость по поводу красоты одежды, обуви: «Посмотрите, какие у меня туфельки!» Подобное наблюдение сможет дополнить данные диагностики.

• Не нужно бояться задействовать фантазию детей.

• Необходимы активные действия ребенка с объектами окружающего мира. Самой природе детства свойственно проявление эмоции через действие, поэтому так важно предоставить ребенку возможность потрогать, погладить, даже побегать вокруг. Если привлекшие внимание объект, явление трудно досягаемы или же тактильное взаимодействие с объектом нежелательно (например, ребенка привлекла красота крыльев бабочки), всегда остается возможность обыграть ситуацию, используя стихи, песни, подражая движениям.

Не вызывает сомнений, что самое главное условие, помогающее ребенку раскрыться, озвучить свои эмоции, чувства и мысли - это контакт на равных с значимым взрослым.

Детям интересно и важно знать, что переживает их воспитатель. Если педагог стремится разделить свои переживания с воспитанниками, он открывается им как личность, показывает, что дети — равноправные участники общения. Особого обсуждения требует ситуация, в которой инициатором общения становятся дети.

Особую радость испытывает ребенок, который знает, что важный для него взрослый всегда найдет время и силы выслушать, понаблюдать вместе с ребенком, пофантазировать, обсудить впечатления. В данном случае, очевидно, что межличностное субъект-субъектное педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми влечет за собой развитие детей (если точнее, то развитие эстетических суждений). Наблюдение показывает, что если ребенок не видит в воспитателе друга, то он и не подойдет к нему, а значит, не произойдет и развития.

Может ли небо быть грустным, грозным, ласковым? Можно ли сказать, что небо сонное, ворчливое? Детям намного интереснее находить именно такие определения, за которыми виден характер, настроение того или иного объекта, предмета, явления (вспомним характерную особенность эстетического отношения к миру в дошкольном детстве - установка на «очеловечивание

В эстетическом чувстве представлен весь духовный мир человека, его опыт и индивидуальность. Если ребенок захвачен эстетическим переживанием, он привлекает все свои знания об объекте, подключает свою фантазию, чтобы вербализовать свое отношение к прекрасному и донести свое видение красоты до собеседника. Отметим еще раз, что это происходит в том случае, когда собеседник имеет установку на диалог, готов выслушать и услышать ребенка.

Однако полнота эстетических суждений ребенка будет обуславливаться не только его опытом, но и уровнем развития речи, а именно наличием описательных прилагательных в активном словарном запасе дошкольника. Использование описательных прилагательных в дошкольном детстве проходит путь от называния внешних признаков предмета к называнию ненаглядных признаков, а затем к появлению в речи метафор (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая). Эти же авторы указывают, что в старшем дошкольном возрасте у детей складываются достаточно устойчивые связи между словами. Оригинальность суждений будет находиться в прямой зависимости от широты и оригинальности этих связей, а также от возможности переходить от одной системы отношений к другой. В связи с этим мы предлагаем вашему вниманию приемы, направленные на активизацию использования прилагательных в речи.                                                                              

Эстетическое отношение выражается в том, что «чувственный облик» предметов и явлений мира становится для человека выражением некоторой родственной ему жизни, знакомого настроения, характера. Как помочь ребенку обратить внимание на красоту привычных предметов, как включиться в «художественную игру» самому взрослому?

Эстетическая эмоция требует мгновенного выхода — как в действии (мы оговаривали это выше), так и в суждении. С одной стороны, это обуславливает необходимость постоянной эмоциональной включенности взрослого, его готовности к контактам, с другой — объясняет появление в речи детей слов-меток.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ ВОСПИТАТЕЛЯМ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ ОПИСАТЕЛЬНЫМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

• Поскольку обмен эстетическими оценками происходит в процессе общения, следует уделить внимание установлению или развитию дружеского контакта с воспитанниками, думается, что рождение суждений происходит в диалоге (напомним, что диалог возможен при условии равноправности и равнозначности партнеров общения).

 Взрослый, реализующий приведенные ниже приемы, должен уметь взглянуть на мир глазами ребенка. Во-первых, попытаться за привычными характеристиками действительности увидеть настроение, характер, наделить тот или иной предмет душой, судьбой. Во-вторых, ища вместе с детьми описательные прилагательные, снять барьер «так не говорят, так нельзя...», радоваться пусть и «новому», но точно передающему отношение, эмоцию слову.

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Современное общество часто определяется как общество потребления. Человек стремится взять от окружающего как можно больше. Потребительское отношение к миру - реалии сегодняшнего дня. Смена приоритетов возможна при условии иного восприятия мира — не потребительского, а созерцательного, подразумевающего не использование, а созидание, утверждение себя в мире через привнесение своего, а не через экспансию в мир. Очень важно показать еще дошкольнику, как много он может сделать доброго, как его самостоятельные поиски, находки и деятельность могут изменить окружающую его действительность к лучшему (сделать друга счастливее, комнату красивее, саму жизнь интереснее и содержательнее).

• Каждый ребенок испытывает удовольствие при взаимодействии с красивым, стремится выразить свое отношение в деятельности - либо в созидательной деятельности, либо в художественной. Следует предоставить детям свободу выражения эстетического отношения к окружающей действительности: один ребенок хочет и умеет выразить себя в рисунке, другой получит наибольшую радость, сфотографировав красивый предмет или объект, показав ее друзьям и близким.

СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ РЕБЕНОК МОЖЕТ ЗАНЯТЬ ПОЗИЦИЮ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ

• Взрослым требуется помощь - убрать с участка осенние листья (красивые листья можно использовать для создания букета, украсить ими помещение группы).

• Украсить детский сад к празднику, чтобы порадовать ребят из других групп, воспитателей и родителей.

• Придумать, как украсить дверь в группу (какое название можно придумать для группы, какую картинку лучше поместить на дверь).

• Украсить коробку для игрушек, коллекции.

• Помочь подклеить старые, но любимые книги.

• Создать общую открытку на большом листе бумаге для друга, у которого день рождения.

• Подготовить поздравление-сюрприз для воспитателя.

Ребенок старшего дошкольного возраста - самостоятельный, активный, деятельный, творческий, подвижный, жизнерадостный, интересующийся, общительный индивид. Красота действительности привлекает внимание маленького человека, не оставляет его равнодушным. Но есть ли у ребенка возможность выразить в деятельности свое отношение к красоте?

Задача взрослого, находящегося рядом с ребенком, - поддержать преобразовательную инициативу, показать ребенку, что его еще маленькими руками можно сделать действительность красивее, лучше. Задача педагога - убедить ребенка в том, что от него не ждут, что он будет адаптироваться, «подстраиваться», «пользоваться», а станет созидать, преобразовывать. Очень важно показать, что мир изменяем. Наша задача - создать условия, в которых ребенок сможет наиболее свободно и разумно преобразовывать действительность.

Метод творческих краткосрочных проектов представляется наиболее гибким, не ограничивающим свободу детей, средством организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Кроме того, метод проектов предполагает создание детьми нового, привнесение своего в окружающее. Помогает сохранить столь естественную в дошкольном детстве позицию преобразователя.

Эстетическое отношение к действительности имеет самую высокую степень свободы и индивидуализированности. Это выражается в следующем:

•  направленность эстетического отношения каждого ребенка имеет как универсальные (возрастные) особенности, так и индивидуальные (определяются интересами, опытом ребенка);

• дети по-разному интерпретируют красоту действительности (опираясь на свой индивидуальный опыт);

• дети по-разному проявляют отношение к красоте окружающего мира, стремясь сохранить ее (эстетическая деятельность) или приумножить (это находит выражение в самостоятельной художественно-творческой деятельности).

Метод проектов позволяет учесть субъектные качества каждого ребенка:

• учитывает эстетический выбор дошкольника (направленность эстетического отношения), позволяет ребенку заявить о себе, а значит, рассказать о себе окружающим — значимому взрослому и сверстникам, узнать о другом;

• дает возможность проявить преобразовательную активность, выразить себя в доступном и интересном виде деятельности, а значит, инициирует ребенка к участию в «судьбе красоты».

Участие в проектной деятельности позволяет каждому ребенку жизнерадостно и полно прожить день в детском саду, общаясь на равных с другими детьми и взрослыми, придумывая, созидая и развиваясь.

Однако использование метода проектов с детьми дошкольного возраста требует соблюдения ряда требований. Их можно разделить на две группы: требования к проекту, а также требования к педагогическому взаимодействию воспитателя с детьми.

Перечисляя требования, описывающие особенности взаимодействия воспитателя с детьми в ходе реализации проекта, следует отметить ряд условий:

• Постепенную смену активной позиции воспитателя (инициатор проекта, равноправный участник) на позицию помощника, советчика, зрителя или читателя. Позиция воспитателя зависит от опыта детей. Если он предлагает детям принять участие в проекте, его позиция должна быть максимально активной, а самому проекту должна предшествовать тщательная подготовка.

Например, в ситуации, когда дети становятся сочинителями и иллюстраторами книги впервые, педагогу следует подготовить основу будущей книги, возможно, частично оформить ее страницы, продумать варианты ее названия, имена героев или примерные темы.

 Постоянную эмоциональную включенность и заинтересованность воспитателя: проявление интереса к самостоятельной детской деятельности, радости по поводу неожиданных детских решений, гордости по поводу достижений каждого ребенка.

Какие проекты могут быть выполнены старшими дошкольниками? Мы предлагаем привлечь детей к участию в таких проектах как:

 проекты, способствующие обогащению направленности эстетического отношения детей к окружающему миру:

- оформление альбомов, отражающих яркие эстетические впечатления детей;

- съемки передачи «Красота вокруг нас»;

 проекты, способствующие развитию эстетических суждений детей:

- сочинение сказок, рассказов, песен, стихов;

 проекты, способствующие развитию и закреплению позиции преобразователя:

- сочинение и оформление книжек с рассказами, стихами;

- проект «Подготовка к празднованию дня рождения»;

- проект «Встречаем гостя», «Мы вас ждали»;

- проект «Открытка заболевшему другу»;

- проект «Украшаем детский сад»: эстетизация среды группы, коридора, участка;

- проект «Выступление»: дети с помощью воспитателя продумывают тему, ход выступления, показывают заготовленные номера перед младшими детьми.

Коммуникативные игры  чрезвычайно полезны для  всестороннего развития детей.

Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу.  Благодаря  коммуникативным играм ребёнок приобретает навыки общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. А всё это способствует более успешной социализации малышей в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в развитии фонематических процессов детей старшего возраста.

 Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонематически чистой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учрежде...

Игровые технологии для развития мышления у детей старшего возраста с ЗПР

«Без игры нет,  и не может,  быть полноценного  умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается...

Проект по игровой деятельности «Мы любим играть» для детей старшей группы

Проект  по игровой деятельности «Мы любим играть»для детей старшей группыАктуальность проекта: игра для ребёнка естественный вид деятельности. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры дошколь...

Игровые приёмы по формированию словаря у детей раннего возраста

данная разработка поможет воспитателяи и родителям правильно сформировать словарь детей....

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: "Игровые приёмы в развитии самостоятельности у детей младшего возраста"

Индивидуальный план работы по самообразованию  Тема: "Игровые приёмы в развитии самостоятельности у детей младшего возраста"...

Мастер класс     Тема: "Игровые приёмы в развитии самостоятельности у детей младшего возраста«

Мастер класс Тема: "Игровые приёмы в развитии самостоятельности у детей младшего возраста"Поиск наиболее эффективных игровых приёмов, способствующих формированию самостоятельной деятельности...