Реализация программных задач образовательной области "Познание" из опыта работы воспитателя-специалиста по экологии
статья на тему

Ремнева Оксана Ивановна

Экологическое образование населения - один из путей решения экологических проблем в мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_vospitatelya.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ-СПЕЦИАЛИСТА ПО ЭКОЛОГИИ

РЕМНЕВОЙ ОКСАНЫ ИВАНОВНЫ (ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ)

За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. В настоящее время одной из проблем является формирование экологической культуры детей, создать основу экологической грамотности дошкольников. Необходимо, чтобы дети имели возможность изучать основные компоненты природной среды и взаимосвязь между ними, условия жизни живых существ в связи с особенностями сезонов года. Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников предусматривают развитие у детей в процессе различных видов деятельности - внимания, восприятия, памяти, мышления, изображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи). Фундаментом умственного развития ребёнка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире. Для этой цели мы в своём саду создали экологический центр. В экологическом центре представлены несколько видов экосистем (лес, пустыня, море, пруд, север, горы).

Мы изучаем программу экологического воспитания дошкольников по следующим разделам:

  1. Живая природа (растительный и животный мир);
  2. Неживая природа (воздух, вода, почва);
  3. Человек и природа;
  4. Мы юные защитники природы.

В экологическом воспитании дошкольников мы используем различные виды деятельности: образовательная, игры, досуги, опыты, наблюдения. В нашем дошкольном учреждении проводятся замечательные и интересные практические занятия для старших дошкольников. Это «Приготовление винегрета», «Фруктовый салат». Дети пробуют себя в роли поваров в процессе приготовления винегрета и фруктового салата, при этом закрепляется название овощей и фруктов, их вкусовые качества, форма и цвет. Занятия являются открытыми для родителей. Нет ничего вкуснее блюда, приготовленного своими руками. Довольны дети - счастливы родители.

Последние 5 лет, в нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется календарю знаменательных дат.

Проводятся досуги по темам:

  1. «Праздник чая»;
  2. «День домашнего животного»;
  3. «Зоопарк»;
  4. «Пробуждение бурого медведя»;
  5. «Прилёт птиц».

Мы постоянно используем новые методы экологического образования дошкольника. Например, «Уроки доброты». Они постоянно присутствуют с нами на прогулках и в образовательной деятельности. Даже такие элементарные действия, как завязать сломанную ветку у кустика, сильно воздействуют на ребёнка. Отпустить на волю, пойманного жучка, божью коровку, помочь муравью или букашке перелезть через палочку. «Уроки доброты» помогают ребёнку логически мыслить.

Вот темы некоторых из них:

  1. «Что значит быть добрым?»,
  2. «Что такое бережливость»,
  3. «Как ведут себя животные, испытывающие страх»,
  4. «Любить природу-это значит».

Дети вместе с воспитателями с удовольствием проводят защитные акции: «Берегите лес!». Акция проходит на предновогодней неделе. «Берегите воду», «Сохраним воздух чистым» и другие. Очень часто в своей работе мы используем экологические тропы на озелененном участке детского сада, здесь мы изучаем деревья, травы, цветы, формы рельефа, почву. В нашем экологическом центре постоянно пополняются и меняются экологические выставки и экспозиции. Здесь мы привлекаем и родителей в помощь ребёнку. Тематика очень разнообразная:

  1. Чудеса на грядке;
  2. Осенняя экибана;
  3. Белая берёза под моим окном;
  4. Весна красна;
  5. Другие.

Родителям даются рекомендации и проводятся консультации по  работе с природным материалом. Наши воспитанники принимают самое активное участие в различного рода работах, организуемых на участке и на огороде детского сада. Какую радость испытывают дети, когда едят то, что выросло в результате их труда. Появляется гордость «Это мы вырастили!». Дети стали намного внимательнее и наблюдательнее, что хорошо видно из их рисунков и дневника наблюдения, который они ведут. Дети отлично знают правила поведения в природе и сами их не нарушают: собирают мусор, подкармливают зимующих птиц и т.д. В конце года мы проводим экологический праздник «С днём рождения Земля!». Ребята показывают красоту родного края в стихах, песнях, играх и танцах. И как положено «имениннице» дарится подарок, который дети создают собственными руками.

Экологическое образование населения - один из путей решения экологических проблем в мире. Экологическое образование дошкольников - это первое звено системы непрерывного экологического образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание".

Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...

Учебно-методическое пособие: технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»

Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...

Использование методов ТРИЗ-технологий для реализации программных задач по ознакомлению дошкольников с элементами астрономии

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «...

Цветные палочки "Кюизенера" как средство реализации программных задач

Цветные палочки " Кюизинера" как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание и речевое развитие дошкольников"...

Реализация программных задач через игровые обучающие ситуации.

Что такое игровая обучающая ситуация, виды и формы ситуаций...

Реализация программных задач - старшая группа

Задачи преодоления речевых наррушений в  старшей группе...

Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «...