Реализация программных задач образовательной области "Познание" из опыта работы воспитателя-специалиста по экологии
статья на тему
Экологическое образование населения - один из путей решения экологических проблем в мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_vospitatelya.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ-СПЕЦИАЛИСТА ПО ЭКОЛОГИИ
РЕМНЕВОЙ ОКСАНЫ ИВАНОВНЫ (ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ)
За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. В настоящее время одной из проблем является формирование экологической культуры детей, создать основу экологической грамотности дошкольников. Необходимо, чтобы дети имели возможность изучать основные компоненты природной среды и взаимосвязь между ними, условия жизни живых существ в связи с особенностями сезонов года. Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников предусматривают развитие у детей в процессе различных видов деятельности - внимания, восприятия, памяти, мышления, изображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи). Фундаментом умственного развития ребёнка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире. Для этой цели мы в своём саду создали экологический центр. В экологическом центре представлены несколько видов экосистем (лес, пустыня, море, пруд, север, горы).
Мы изучаем программу экологического воспитания дошкольников по следующим разделам:
- Живая природа (растительный и животный мир);
- Неживая природа (воздух, вода, почва);
- Человек и природа;
- Мы юные защитники природы.
В экологическом воспитании дошкольников мы используем различные виды деятельности: образовательная, игры, досуги, опыты, наблюдения. В нашем дошкольном учреждении проводятся замечательные и интересные практические занятия для старших дошкольников. Это «Приготовление винегрета», «Фруктовый салат». Дети пробуют себя в роли поваров в процессе приготовления винегрета и фруктового салата, при этом закрепляется название овощей и фруктов, их вкусовые качества, форма и цвет. Занятия являются открытыми для родителей. Нет ничего вкуснее блюда, приготовленного своими руками. Довольны дети - счастливы родители.
Последние 5 лет, в нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется календарю знаменательных дат.
Проводятся досуги по темам:
- «Праздник чая»;
- «День домашнего животного»;
- «Зоопарк»;
- «Пробуждение бурого медведя»;
- «Прилёт птиц».
Мы постоянно используем новые методы экологического образования дошкольника. Например, «Уроки доброты». Они постоянно присутствуют с нами на прогулках и в образовательной деятельности. Даже такие элементарные действия, как завязать сломанную ветку у кустика, сильно воздействуют на ребёнка. Отпустить на волю, пойманного жучка, божью коровку, помочь муравью или букашке перелезть через палочку. «Уроки доброты» помогают ребёнку логически мыслить.
Вот темы некоторых из них:
- «Что значит быть добрым?»,
- «Что такое бережливость»,
- «Как ведут себя животные, испытывающие страх»,
- «Любить природу-это значит».
Дети вместе с воспитателями с удовольствием проводят защитные акции: «Берегите лес!». Акция проходит на предновогодней неделе. «Берегите воду», «Сохраним воздух чистым» и другие. Очень часто в своей работе мы используем экологические тропы на озелененном участке детского сада, здесь мы изучаем деревья, травы, цветы, формы рельефа, почву. В нашем экологическом центре постоянно пополняются и меняются экологические выставки и экспозиции. Здесь мы привлекаем и родителей в помощь ребёнку. Тематика очень разнообразная:
- Чудеса на грядке;
- Осенняя экибана;
- Белая берёза под моим окном;
- Весна красна;
- Другие.
Родителям даются рекомендации и проводятся консультации по работе с природным материалом. Наши воспитанники принимают самое активное участие в различного рода работах, организуемых на участке и на огороде детского сада. Какую радость испытывают дети, когда едят то, что выросло в результате их труда. Появляется гордость «Это мы вырастили!». Дети стали намного внимательнее и наблюдательнее, что хорошо видно из их рисунков и дневника наблюдения, который они ведут. Дети отлично знают правила поведения в природе и сами их не нарушают: собирают мусор, подкармливают зимующих птиц и т.д. В конце года мы проводим экологический праздник «С днём рождения Земля!». Ребята показывают красоту родного края в стихах, песнях, играх и танцах. И как положено «имениннице» дарится подарок, который дети создают собственными руками.
Экологическое образование населения - один из путей решения экологических проблем в мире. Экологическое образование дошкольников - это первое звено системы непрерывного экологического образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание".
Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...
Учебно-методическое пособие: технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»
Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...
Использование методов ТРИЗ-технологий для реализации программных задач по ознакомлению дошкольников с элементами астрономии
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «...
Цветные палочки "Кюизенера" как средство реализации программных задач
Цветные палочки " Кюизинера" как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание и речевое развитие дошкольников"...
Реализация программных задач через игровые обучающие ситуации.
Что такое игровая обучающая ситуация, виды и формы ситуаций...
Реализация программных задач - старшая группа
Задачи преодоления речевых наррушений в старшей группе...
Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «...