Главные вкладки

    Развитие памяти у детей с задержкой психического развития .
    статья на тему

    Решетникова Лариса Александровна

    Раскрыты основные проблемы развития памяти у детей с задержкой памяти, особенности развития детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл reshchetnikova_statya_defe.docx17.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Решетникова Л.А.      

     Г. Балашов,

      Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида «Зернышко»

    Развитие памяти у детей с задержкой психического развития.

                                              Что память – компас?

                                           Или старый слайд?

                                                                   Плодоносящий или мертвый сад?

                         Очаг с золой или факел, что зажжен?

                                                                            На связи поколений и времен?

    Н.Грибачев

               Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запоминание, воспроизведение, забывание, сохранение.

          Память на запахи (обонятельная), на вкус (вкусовая) развито обычно у всех людей в меньшей степени. Осязательная память также обычно плохо развита у здоровых людей, но у слепых она ведущая. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Благодаря этой  памяти человек способен запоминать логику какого-нибудь доказательства, смысл читаемого текста, смысл событий. Если же процесс запоминания происходит без активного включения мышления, то память называется механической. У детей с задержкой психического развития (ЗПР)выявлено отставание этого вида памяти.

         При ЗПР у детей словарный запас на 20-30% ниже нормы. Восприятие - поверхностное, они часто упускают важные вещи и детали. Опосредованное запоминание заметно хуже, чем у нормальных детей. Отмечается отставание таких видов памяти как зрительной, слуховой, словесно-логической.    

        У детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременно и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. Запечатление и сохранение в сознании воспринимаемой информации, способность воспроизвести эту информацию в определенное время и в нужной последовательности – необходимые условия овладения системой знаний, навыками и умениями.         

            На первых годах у ребенка важную роль играет его непроизвольная память.  Недостаточная продуктивность непроизвольной памяти у детей с ЗПР объясняется несколькими причинами. Основная из них – понижение познавательной активности. Само собой непроизвольно запоминающееся у нормально развивающихся детей не всегда запечатлевается в сознании детей с ЗПР. Поэтому необходимо активизировать познавательную деятельность детей данной категории.

              С возрастом еще большую роль в процессе развития начинает играть  произвольная память, которая становиться целенаправленной, сознательно регулируемой деятельностью по запечатлению, сохранению и воспроизведению необходимой информации.                

    Из-за недостаточно устойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания. Эффективность произвольной памяти существенно зависит от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведенный материал от не воспроизведенного, что мало удается детям с ЗПР. Так, при запоминании картинок дети с ЗПР неоднократно повторяют названия одних и тех же  из них, не замечая того, что при первом воспроизведении они назвали некоторые из них. Детям с ЗПР свойственна импульсивность, расторможенность, повышенная активность или, наоборот, вялость, медлительность, заторможенность. Это сохраняется при воспроизведении заученного материала. Назвав несколько запомнившихся словами картинок, они считают свою задачу выполненной и не предпринимают попыток вспомнить побольше.        После дополнительного стимулирования со стороны взрослого большинство детей   воспроизводит некоторое количество  материала, что свидетельствует о том, что сами они до конца не реализуют возможности своей памяти. Для детей с ЗПР оказывается не посильным  переход от прямых операций к обратным.                                                 Эти дети обнаруживают низкие результаты при запоминании связного текста, цифр, наборов слов и предметных картинок. Недостатки произвольной памяти у детей с ЗПР проявляются не только в снижении объема памяти, но и в ее недостаточной точности. Они не могут воспроизвести несложные тексты.        

    У детей с ЗПР  наблюдается некоторое преобладание наглядной памяти над словесной;  механического запоминания над словесно-логическим. Среди нарушений кратковременной  памяти – повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияния различных мнемических следов друг на друга), быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.                

    По мнению У.В. Ульенсковой, в плане коррекции большое значение имеет возраст ребенка, состояние его здоровья, макросоциальная сфера, характер ЗПР, ее сочетание с другими психологическими особенностями ребенка, своевременное включение его в коррекционно-педагогическую работу

            Теоретические и экспериментальные данные позволяют сделать следующие выводы: память является одним из основных свойств личности; память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей, это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.        У детей с отставанием в развитии необходимо особое внимание уделять развитию  памяти.                                                        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

    Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития    Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной и...

    Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий

    Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий(Из опыта работы) Актуальность. В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, ...

    Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

    Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной из наиболее важных и актуальных  проблем коррекционной педагогики  и психологии...

    Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

    Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

    Особенности коррекционной работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития

    Специфика содержания и методов работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития....

    Статья "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития".

    В статье описывается об особенностях развития  памяти удетей с ЗПР. Представлены игры для развития тактильной, двигательной, зрительной, слухо-речевой памяти....

    Картотека игр на развитие памяти у детей с задержкой психического развития. Памятка для родителей.

    Для формирования произвольной регуляции памяти, необходимо особое внимание уделить развитию внимания и, запоминания, так как они являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение де...