Влияние малых фольклорных жанров на эстетическое развитие развитие детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) по теме

Обручева Эльвира Геннадьевна

В наше время, когда вопросы эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики подчеркивают высокие педагогические качества адресованных детям произведений малых фольклорных жанров: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. Деление на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние малых фольклорных жанров на эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

В наше время, когда вопросы эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики подчеркивают высокие педагогические качества адресованных детям произведений малых фольклорных жанров: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. Деление на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Использования малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста в современной педагогике подтверждают важные положения: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка; фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста; детям младшего дошкольного возраста свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Павлова Л.Н. отмечала, что один из важнейших принципов ознакомления детей младшего дошкольного возраста с малыми фольклорными жанрами - принцип познавательной выразительности, достигнуть который можно эмоциональностью. Для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения взрослого с малышом большое значение имеют потешки, прибаутки, песенки. Произведения можно использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности и желательно сопровождать действиями или, наоборот, действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Чтение потешки, в которой употребляется имя ребенка, вызывает у него радость, желание повторить ее.

Отбирая произведения малых фольклорных жанров для детей младшего дошкольного возраста, необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения с взрослым, в воспитательно – образовательной работе с детьми должны проходить через все формы: в непосредственно образовательной деятельности , в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Особую роль малые фольклорные жанры играют впервые дни пребывания ребенка в образовательном учреждении (в детском саду). В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки. Нельзя забывать, что словарный запас детей младшего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому, потешки должны соответствовать уровню развитию детей и интонация, с которой они произносятся , должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша, именно поэтому необходимо большое внимание уделять ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам,  пестушкам, закличкам,  приговоркам, колыбельным-песенкам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа, формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности.

Разыгрывание несложного диалога на материале малых фольклорных жанров способствует формированию коммуникативных навыков, адекватного эмоционального отношения к персонажам. При помощи потешек у детей младшего дошкольного возраста легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться носовым платком. Когда детей учат каким-либо действиям, потешка чаще всего мешает, отвлекая его от всего, что показывает взрослый, но когда вырабатываются навыки, привычки на основе уже сформированных знаний, то это, как показывает практика, наиболее эффективный способ приучения: он основан на положительных эмоциях, которые возникают в процессе неоднократного повторения потешки. Используя в процессе эстетического развития детей младшего возраста пестушки, потешки, дети быстрее и легче адаптируются к новым условиям, создаем благоприятный эмоциональный фон, развиваем речь, побуждая детей повторять то, что мы произносим, и предупреждаем возникновение разнообразных видов педагогической запущенности.
К детям необходимо обращаться с закличками, что, как известно, способствует формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимать. Формируя ценностное отношение к природе, педагоги закладывают азы нравственности у детей 3-4 лет, которые с удовольствием повторяют: «Солнышко - ведрышко», «Дождик-дождик, пуще». Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. В закличках и приговорках оживают явления природы: (Ночь пришла, темноту привела, «Солнышко-ведрышко» «обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят, «на небе появилась радуга-дуга ...»), действуют животные (кисонька- мурысынька, курочка- рябушечка, сорока- белобока и многие другие персонажи).

Малые фольклорные жанры дают возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Первые сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.).

Малые фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать, во время умывания, во время еды, бодрствования. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать. В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач".

В музыкальной деятельности нужно не просто разучивать народные песенки, хороводы, но и попробовать представить, в каком спектакле можно использовать ту или иную мелодию, песенку, танец, важно учить детей анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо чудное, диво дивное), синонимику (правда- истина, щука- рыба), уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных (ходит по бережку, головушкой помахивает, гривушкой потряхивает). Интересным и полезным оказывается прослушивание детьми записей произведений народной музыки. Эффективным в работе является слушание музыки без предварительного объяснения, но со специально поставленной задачей - определить назначение фольклорного произведения на основе лишь слухового восприятия и слухового анализа. Такое прослушивание произведений с последующим выяснением их назначения даст возможность педагогу познакомить детей с выразительными средствами различных музыкальных жанров, показать зависимость содержания фольклорных произведений от их жизненного назначения.

В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием слушают небольшие по объёму народные сказки, которые являются малыми фольклорными жанрами. Именно народная сказка является методом профилактики и предупреждения педагогической запущенности [20,с.51].Анализ содержания сказки и установление связи содержания, с каким- либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка) приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение. Для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть), всё это раскрывается в процессе бесед и прослушивания малых фольклорных текстов. Активность детей повышается за счет проблемных вопросов и заданий: « Почему героя называют по- разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?». Малые фольклорные произведения являются носителем нравственных поучений, учит понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.

Искусство – тоже средство эстетического развития малыми фольклорными жанрами, как ведущий выразитель «прекрасного», включает в себя формирование эстетических вкусов и эстети​ческих чувств у детей младшего дошкольного возраста, стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной, целенаправленное и систематическое использование малых жанров фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности: лепкой, рисованием, конструированием, театрализованной деятельностью, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности.

Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, образное восприятие пословиц и сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом. 
Театрализованная деятельность в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста малыми фольклорными жанрами, является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Это развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры, через обыгрывание с детьми потешек,, песенок и т.д. По эстетической значимости и влиянию театр занимает почетное место рядом с музыкой, изобразительной деятельностью. Воспитательные и обучающие возможности театрализованной деятельности в эстетическом развитии младших дошкольников широки: расширение и обогащение знаний об окружающем мире и всем его многообразии (через образы, краски, звуки, движения; через умение думать, сопоставлять, анализировать и т.д.); развитие речи ребенка, его интонационной выразительности; развитие чувств, глубоких переживаний, эмпатических открытий приобщает  ребенка к духовным ценностям, таким как: (помощь ближнему и слабому, дружба, честность, смелость, любовь к Родине, к красоте родной природы, национальной культуре, традициям своих предков через песни, пляски, сказки, малый народный фольклор, народные гуляния и праздники); формирует опыт социальных навыков поведения (через сказки, былины, фольклор).

Использование малых фольклорных жанров в играх с детьми, является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс эстетического развития младшего дошкольного возраста интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождаю​щие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Народные игры, как малый фольклорный жанр в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность( в игре «Стадо» можно использовать закличку: пастушок, пастушок, Заиграй во рожок!). Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя, такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Статья «Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Статья «Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»...

Включение малых фольклорных форм в театрализованно-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста

Включение малых фольклорных форм в театрализованно-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста...

«Использование малых фольклорных форм как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Создание оптимальных  условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм....

Самообразование воспитателя по теме " Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку плана по самообразованию воспитателя "Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста" с готовыми пр...

Самообразование воспитателя по теме " Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку плана по самообразованию воспитателя "Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста" с готовыми пр...