Специфика деятельности педагога-психолога по коррекции стилей семейного воспитания
учебно-методический материал по теме

Кузьминых Людмила Николаевна

Педагог-психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Этот специалист обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.

Для того чтобы решать все эти задачи, грамотный педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon specifika_deyatelnosti_pedagoga.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Кузьминых Людмила Николаевна,

                                                                                                               воспитатель

                            МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 19 "Сказка"

                                                                        г. Омутнинска Кировской области.

Специфика деятельности педагога-психолога по коррекции стилей семейного воспитания

Как правило, в детских садах или центрах развития детей работают специалисты, профессия которых, согласно полученному образованию, называется «педагог-психолог».

Педагог-психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Этот специалист обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.

Для того чтобы решать все эти задачи, грамотный педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям.

Первое – это консультирование.

Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по запросу родителей. Первые – психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог дает воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.

О «плановых» консультациях родителей оповещает воспитатель. И очень важно, чтобы мама, или папа, или хотя бы бабушка все-таки выкраивали время для посещения подобных мероприятий. Опыт работы многих специалистов показывает, что родитель, пропустивший ту или иную консультацию, приходит сам к психологу именно с тем вопросом, который на консультации уже освещался. Консультации по запросу – любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Одним словом, любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно непременно отразится на маленьком человеке, на его отношении к воспитателю и посещению сада.

Второе направление – диагностическое.

В течение всего учебного года педагог-психолог совместно со старшим воспитателем проводит так называемую психолого-педагогическую диагностику. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад, На основании этих данных проводится анализ работы педагогического коллектива. То есть два раза в течение года каждому ребенку предлагаются задания, которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог проводит дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист направляет родителей с малышом либо к неврологу, либо к нейро-психологу, либо к невропатологу.

Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.

Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и ситуативные исследования. Например, появились у ребенка страхи. Психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Развелись родители – то, как перенес или переносит это чадо, можно выявить при помощи специальных методик. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то педагог-психолог подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание. А если все было в норме, но в первом классе у него вдруг возникнут проблемы, то на основании диагностической карты с подписью психолога учитель должен найти к ребенку подход и решить проблемы маленького ученика.

Педагог-психолог также ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия. Предварительно он обязательно ставит в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, тоже требует проведения с малышом серии коррекционных занятий.

Развивающие занятия тоже в ведении специалиста, работающего в детском саду. Каждый новый учебный год педагог-психолог выбирает для себя направление, на которое он в течение года будет делать основной акцент. Например, в этом году наиболее актуальной для него представляется тема формирования межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из выбранной темы, психолог планирует развивающие занятия, на которых будет учить малышей общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор. «Отработав» это направление, психолог может взять новое, а может продолжать исследования по данной теме в дальнейшем. Так, некоторые педагоги-психологи, совершенствуясь в каком-либо направлении, достигают в нем такого мастерства, что коллеги из других садов рекомендуют их своим родителям для решения определенных проблем.

Педагог-психолог работает в тесной взаимосвязи с семьей.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. «Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития».

Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. В силу малого жизненного опыта они не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Строгость отца или матери, если она последовательна и чувствительна для малыша, способна подавить агрессивные импульсы в присутствии родителей, но вне дома он будет вести себя более агрессивно.

Семейная среда – это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т.п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающей в семье.

Под стилем семейного воспитания понимают «многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты».

А.Я. Варга описывает родительский стиль как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков.

В психолого-педагогической литературе достаточно широко представлены стили семейного воспитания, а также их следствий – формирование индивидуально-характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения.

А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:

- одобряюще-авторитарный. Это субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях;

- отторжение с элементами инфантилизации и социальной индивидуализации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерных свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей;

- симбиотический. Это стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, быть соучастником во всех сферах его жизни;

- симбиотически-авторитарный подразумевает гиперпротекцию и тотальный контроль поведения, психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной индентификации. Параметры измерения родительского отношения: «Принятие – отторжение», «Кооперация» (социальная желательность), «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник» (инфантилизация – инвалидизация). Как видно из примеров, приведенных выше, единой основы классификаций типов семейного воспитания нет. Иногда за основу берутся эмоциональные компоненты воспитания, иногда способы воздействия на ребенка, иногда родительские позиции и т.п. Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте.

А. Болдуин выделил два стиля семейного воспитания – демократический и контролирующий. Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные. Родители предоставляют ребенку ограниченную свободу действий, строго контролируя выход действий ребенка за рамки родительских представлений. «Родители педантично следят за тем, чтобы ребенок придерживался режима дня, своевременно овладевал жизненно важными навыками и умениями, строго закрепляют круг обязательных дел, за выполнением которых четко следят».

Демократический опирается на потребность ребенка в положительных эмоциях и притязании на признание, при доброжелательности и любви к ребенку родители используют внушение и убеждение. Данный стиль воздействия наиболее эффективный для воспитания малыша.

Передавая социально полезный опыт, родители порой передают и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным «руководству к действию». Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.

В отечественной литературе достаточно широко представлены работы, описывающие стили семейных взаимоотношений. Например, Л. Г. Саготовская выделяет 6 типов отношений родителей к детям:

1) чрезвычайно пристрастное отношение, уверенность, что дети – главное в жизни;

2) безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам;

3) эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи;

4) отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности;

5) отношение к ребенку как помехе в карьере и личных делах;

6) уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей.

Академик А. П. Петровский выделяет 5 типов семейных отношений: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество.

Из опыта работы с подростками В. В. Юстицкий выделяет четыре типа «почти нормальных семей» со следующими их описаниями: 1) семья с ориентацией на социальное недоверие (недоверчивая семья); 2) семья с ориентацией на удовольствие (легкомысленная семья); 3) семья с ориентацией на авантюризм в достижении целей (хитрая семья); 4) семья с ориентацией на применение силы (драчливая семья).

Интересным представляется подход к стилям семейного воспитания, основанный на темпераменте и роли воспитания в образовании приневрологических радикалов, описанный В. И. Гариузовым. А. И. Захаровым, Д. Н. Исаевым. «На основе существующих в природе трех типов темперамента, за исключением четвертого – меланхолического они доказывают, что система неправильного семейного воспитания приводит к психоневрологическим состояниям детей».

Условно ими выделяются три основных стиля воспитания: «отвергающее» воспитание или непринятие, гиперсоциализирующее и эгоцентрическое. В области психологии, и в частности в психотерапии, нарушения в воспитательном процессе в семье представлены в виде таких отклонений как гипо- и гиперпротекция, безнадзорность, эмоциональная отверженность и повышенная моральная ответственность.

Рассмотрим классификацию стилей семейного воспитания, предложенную И. М. Марковской, с анализом их влияния на развитие личности ребенка.

Авторитарный стиль воспитания. Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «я родитель, значит я прав». При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

При либеральном стиле воспитания родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми, которым предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей.

Когда в семье применяют отвергающий стиль воспитания, то своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями.

Используя индифферентный стиль воспитания, родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные проблемы, что у них просто не остается времени и сил на воспитание детей.

Родители, использующие гиперсоциальный стиль воспитания, стремятся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию ребенка. Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированы и исполнительны.

Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и «смыслом жизни» родителей. При этом чаще всего используется эгоцентрический стиль воспитания, где интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. Наряду с этим, к ребенку предъявляются непомерные требования, которые часто не соответствуют его реальным возможностям. В случае невыполнения требований к нему применяются очень строгие санкции. Проявление мелочей опеки, жесткий контроль за поведением, чрезмерное навязывание родительской воли лишает, таким образом, ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга.

Наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничный личности ребенка это авторитетный стиль воспитания. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Они открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах.

Когда родители уделяют ребенку достаточно много времени, сил и внимания, однако при этом предъявляют к нему чрезвычайно высокие требования, часто несоответствующие реальным возможностям, такой стиль семейного воспитания называют ограничивающая гиперпротекция. На ребенка перекладываются непосильные заботы и «недетская» ответственность, грозящая ребенку невротическими срывами. Различие двух этих стилей состоит в степени самостоятельности ребенка. В первом случае ребенку предоставляется возможность самому выбирать способы поведения, а во втором нет, т.е. при огромном количестве требований свобода принятия решения и выбора действий значительно ограничена.

Скрытая гиперпротекция с жестким обращением отличается полной самоустраненностью родителей от решения проблем воспитания, равнодушным и безразличным отношением  к нуждам ребенка, его интересам и потребностям, эмоциональной холодностью. Стиль взаимодействия с ребенком строится только на предъявлении к нему непомерных требований и строгих наказаний за невыполнение обязанностей, непослушание и неповиновение.

Жестокая гиперпротекция характерна для семей с полной отстраненностью родителей от процесса воспитания ребенка. За малейшую провинность или непослушание ребенок сурово наказывается. В семье существует атмосфера деспотизма и тирании со стороны родителей.

Такой стиль воспитания как эмоциональное отвержение – характеризуется эмоциональным отвержением ребенка, безразличием и холодностью со стороны родителей, когда ребенок ощущает, что им тяготятся, что он обуза в жизни родителей.

Когда родители применят в своем воспитании детей повышенную моральную ответственность, то это характерно сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, минимальной заботой о нем. Он встречается в семьях, где существует атмосфера эмоционального равнодушия и вседозволенности, но при этом родители ожидают и требуют от ребенка результатов гораздо больших, чем он может достичь реально. На этот стиль в воспитании также накладывается приверженность родителей к применению строгих наказаний даже за незначительные нарушения поведения.

Стиль воспитания «требовательное обращение» характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей ребенка в материально-бытовой и духовной сферах. Но, вместе с тем, к нему предъявляются непомерно высокие требования, часто не соответствующие его реальным возможностям.

Отличительной особенностью стиля жесткое обращение является полное ограничение свободы и самостоятельности ребенка (ситуация «свое нельзя»). При такой ситуации у детей появляется реакция эмансипации, то есть сильная потребность в освобождении от контроля и опеки родителей с целью получения самоутверждения и независимости. Вся методика воспитания построена только на системе наказаний, часто телесных.

По данным социологов, большинство родителей отрицательно относятся к жестким методам воспитания. Но это не мешает некоторым из них применять их достаточно регулярно. Можно предположить, что родители воспринимают подобные свои действия в позитивном свете, или объясняют их целесообразностью, или же не находят в себе сил поступить иначе. Жестокость родителей можно разделить на враждебную агрессию, инструментальную агрессию и невротическую конфликтность.

- Враждебная (деструктивная) агрессия встречается чаще всего в семьях алкоголиков. Выражается в самой грубой и неприкрытой форме. Ребенок в таких семьях подвергается непрерывному рукоприкладству (наказаниям ремнем, подзатыльниками, дерганью ха ухо и др.). Словесные оскорбления и унижения в такой семье в порядке вещей. Агрессия является самоцелью. Ребенок вызывает раздражение.

- Инструментальная агрессия. Появляется, как средство воспитания. Носит завуалированную форму. В общественных группах представляет собой социальную норму поведения. Родители считают, что для достижения «благой цели», и открытия ребенку «правды жизни» необходимы не жестокие, а строгие меры воспитания. В таких семьях родители живут чаще всего без любви. Воспитание основано на запугивании и наказаниях. Их отличает «потребительская любовь» по отношению к своему ребенку. Если ребенок соответствует их стандарту «хорошего» сына или дочери они относятся к нему хорошо, а если не соответствует, то, по их мнению, требуется проявить строгость для приведения его в норму. Такие родители не способны организовать совместный с детьми досуг, так чтобы и самим отдохнуть и детям польза была.

- Невротическая конфликтность. Вызвана «раздражительной слабостью» родителей. Их личность находится в плену постоянных страхов из-за чувственности, тревожности и мнительности. Для таких людей характерен внутриличностный конфликт между «я реальным» и «я желаемым». Человек не может в силу тех или иных обстоятельств решить свои жизненные проблемы. Из-за переутомления на работе, неприятностей в быту в душе человека накапливается раздражение. Родители срывают свое раздражение на детях, затем мучаются угрызением совести из-за своего несправедливого отношения к ребенку, извиняются перед ним, а через некоторое время все вновь повторяется. Данный вид агрессии особенно проявляется в наши дни, когда родители в погоне за добычей средств существования совсем не оставляют себе времени для полноценного отдыха и общения с детьми. При этом они чувствуют вину перед ними, но не в состоянии что либо исправить. Возникает порочный круг.

Коррекция  и гармонизация детско-родительских отношений в семье, стилей семейного воспитания является одним из видов деятельности педагога-психолога.

Основные направления коррекции стилей семейного воспитания: индивидуальная и системная ориентации.

В качестве основных целей психокоррекционной работы  выделяют следующие:

- переструктурирование негативных личностных установок родителей;

- оптимизация характера взаимоотношений в семьях;

- создание благоприятного психологического климата.

Психокоррекционный процесс должен строиться с учетом ряда методических психолого-педагогических принципов:

- принцип единства коррекции и развития, то есть коррекционная работа ведётся на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;

- дифференцированный подход к личностным особенностям родителей и к самим детям.

Работа педагога-психолога по коррекции стилей семейного воспитания с детьми и их родителями может включать в себя различные методики, среди которых особое место могут занимать арттерапевтические. Обоснование выбора методов коррекционно-развивающего воздействия основывается на ряде положений. К примеру, цели арттерапевтических методик (катарсис, снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного психоэмоционального состояния, формирование адекватного межличностного общения и самооценки), отвечают целям программы коррекции стилей семейного воспитания.

Основными задачами психоккорекционного воздействия на детско-родительские отношения в таких семьях, учитывая эмпирически выявленные их особенности, являются:

- коррекция неадекватных эмоциональных реакций родителей и детей во внутрисемейных отношениях,

- развитие коммуникативных способностей детей,

- развитие эмпатических способностей у детей и родителей, гармонизация их самооценки,

- снятие повышенного уровня тревожности детей во внутрисемейных отношениях,

- моделирование принимающих, доброжелательных отношений со стороны родителей и др.

 Средства арттерапии соответствуют индивидуальным особенностям и возможностям группы детей и их родителей. Творческие по сути методы основываются на знакомых им продуктивных видах деятельности. Дети с удовольствием включаются в работу, их привлекает простота упражнений и игр и в то же время новизна задач. Родители детей также достаточно активно участвуют в арттерапевтических занятиях, так как характер заданий не вызывает у них затруднений, а возникающее у них зачастую ощущение экспертной ситуации быстро проходит.

«Процедура проведения психокоррекционных занятий средствами арттерапии предполагает высокую степень свободы участников в процессе работы. Это обстоятельство позволяет ведущему варьировать задания, игры в соответствии с актуальной ситуацией в группе».

Арттерапевтические методы являются самыми экологичными для психики участников психокоррекционных занятий. В процессе работы не предлагаются «правильные» или «неправильные» мнения, точки зрения, способности не оцениваются как «хорошие» или «плохие».

Итак, существует ряд преимуществ использования арттерапевтических методов как основных в психолого-педагогической коррекционной работе с детьми и их родителями.

Наряду с положительными аспектами применения этих методов есть и негативные, такие как трудности оценки эффективности арттерапевтического воздействия в процессе проведения занятий. Однако представляется возможным использовать арттерапевтические методики в качестве основополагающих при создании авторской программы коррекции стилей семейного воспитания.

Наряду с арттерапевтическими техниками педагог-психолог использует групповые методы работы, тренинги, а также консультирование родителей, которые позволяют осознать причины проблем и способы выхода из них.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консультирования семьи: психоаналитическая, бихевиористическая, системная.
         Нарушения семейных взаимоотношений психоаналитическая модель рассматривает с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов, большое значение придается влиянию родительской семьи на семейное поведение супругов.

Согласно бихевиористической модели, консультирование по поводу нарушений в семейных взаимоотношениях должно быть направлено на изменение поведения партнеров с использованием методов научения.
        Системный подход основывается на принципах циркулярности, гипотетичности, нейтральности. Другими словами невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи. Еще до работы с семьей необходимо сформулировать гипотезу относительно смысла и цели семейной дисфункции; консультанту необходимо внимательно относится к каждому члену семьи, понимать его и при этом ни кого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону.

Можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования. Выделение этапов в сложном процессе психолого-педагогического консультирования носит условный характер:

- Установление контакта. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентом.

- Сбор информации. Уточняются проблемы семьи, так как они видятся участникам процесса. Важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы.

- Определение целей консультирования, психологический контакт. Целесообразно обсудить с клиентом как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными. После определения целей заключается контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и обязанностях, которые берут на себя.

- Выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям.

- Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.

Таким образом, специфика деятельности педагога-психолога по коррекции стилей семейного воспитания заключается в преодолении негативных личностных установок родителей, в совместном с родителями поиске приемлемого стиля общения с детьми. Работа строится с учетом ряда методических психолого-педагогических принципов: принцип единства коррекции и развития, то есть коррекционная работа ведётся на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, дифференцированный подход к личностным особенностям родителей и к самим детям и включает в себя различные методики: арттерапевтические методики, тренинги, консультации и др.

Библиографический список:

1. Богданова, О. Ю. Качественный методы социально-психологических исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие / О. Ю. Богданова, И. М. Марковская. – Режим доступа: http://www.klex2.ru/bee - свободный.

2. Витакер, К. Танцы с семьей: семейная терапия [Электронный ресурс] / К. Витакер, В. Бамберри; пер. с англ. А. З. Шапиро. – Режим доступа: http://www.klex.ru/2hn - свободный.

3. Ждакаева, Е. И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско-родительских отношений через сказку, игру, рисунок [Текст] / Е. И. Ждакаева. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 119 с.

4. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Электронный ресурс]: учебное пособие / О. А. Карабанова. – Режим доступа: http://www.klex2.ru/7sp - свободный.

5. Коррекция детско-родительских отношений [Текст]: методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей. – Новокуйбышевск, 2009. – 103 с.

6. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И. М. Марковская. – Спб.: Речь, 2002. – 150 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по коррекции стиля семейного воспитания родителей старших дошкольников

Цель программы – способствовать установлению и раз­витию отношений партнерства и сотрудничества роди­теля с ребенком.Задачи программы:- улучшение рефлексии своих взаимоотноше­ний с ребенком;- выработк...

Особенности взаимодействия педагога-психолога с родителями старших дошкольников с различными стилями семейного воспитания

В настоящее время при организации работы с родителями старших дошкольников педагог-психолог использует как традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные. При этом акцент ставит...

Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС

До введения ФГОС деятельность педагога-психолога образовательного учреждения в соответствии с «Положением о Службе практической психологии в системе департамента образования города Москвы», утвержденн...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Материал к семинару-практикуму «Стили семейных отношений» Стили семейного воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающ...

Коррекция стилей семейного воспитания в условиях детского сада

В статье представлены результаты исследований  методики "Рисунок семьи", опросник "Анализ семейных взаимоотношений " Э.Г. Эйдеммилера и методика "Взаимодейстие родитель -...

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА КОРРЕКЦИЮ РЕЧИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье описаны особенности взаимодействия стилей воспитания родителей на коррекцию и развитие речи ребёнка дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья....