Леворукий ребенок
консультация (младшая группа) по теме

Малоземова Светлана Анатольевна

Цель моей консультации убедить взрослых в том, что леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что но леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок  неповторим и индивидуален. Изучив литературу по этому вопросу, я выяснила для себя разницу в понятиях "леворукость" и "левшество", отчего леворукие леворуки  и как им помочь жить в праворуком мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levorukiy_rebenok.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22

Колпинского района Санкт-Петербурга

Консультация для воспитателей

«Леворукий ребенок»

Воспитатель ГБДОУ №22

2 младшая группа «Гномики»

Малоземова Светлана Анатольевна

Санкт-Петербург

2012

     Меня заинтересовала эта тема, так как у меня в группе есть дети которые все делают левой рукой, есть дети, которые ловко работают и правой  и  левой. И мне стало интересно, а что же мне с ними делать, то ли пассивно смотреть, то ли взяться за жесткое переучивание. Я перелистала кое –какую литературу и нашла очень много интересной и полезной информации о леворукости, и хочу поделиться ею с вами.

Цель: убедить взрослых в том, что леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой.
Я поставила перед собой ряд вопросов, на которые хотела получить ответы:

- Действительно ли они “другие”, “особенные”?
- В чем проявляются эти особенности?
- Нужно ли переучивать ребенка или стоит довериться природе и дать ему возможность развиваться так, как он развивается, и работать той рукой, какой удобнее и легче?
- Правда ли, что леворукие обладают необыкновенными талантами?
- Почему левши такие разные?
- Отчего леворукие  леворуки?
- Как определить, действительно ли ребенок леворук?

- Как  помочь ребенку жить в праворуком мире?

     В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие — проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто "агрессивность" праворукой среды заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.

      Некоторые признаки этого явления у ребенка можно уловить в самом раннем возрасте. Однако, по мнению большинства исследователей, до 4-5 лет делать какие-либо прогнозы малоэффективно. Начиная с 4-5 месяцев и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4 лет руки малыша практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками, и только после этого возраста, то есть с 4-4,5 лет, формируется стойкое предпочтение одной из них.

     Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего разграничим понятия "леворукость" и "левшество".

     Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего ух. Человек чаще будет использовать в более активной форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п.

 Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук( амбидекстрами). Если у вас есть основания предполагать, что леворукость (или «двурукость») вашего ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей.
     Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого 
"скрытого  левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.
     Итак, мы еще раз убедились, что категория "леворукие дети" совсем не однородна и любые стереотипы восприятия могут загородить от нас реального ребенка с его совершенно индивидуальными особенностями.

     Для более точного определения индивидуальных особенностей леворких детей необходимо учитывать всю совокупность ассиметрий человека. Поэтому в современной психологии употребляется термин "индивидуальный профиль латеральности организации функций" (ПЛО), который обозначает определенное сочетание сенсорной и моторной асимметрии.
     Для определения ПЛО (а тем самым и выявления возможного левшества) разработана методика, которая включает три группы тестов: для определения ведущей руки, ведущего уха и ведущего глаза.
     методика ("рука - ухо – глаз).

Варианты ПЛО

Характеристика типа

ППП

"чистые" правши

ППА ПАП ПАА ПАЛ ПЛА ППЛПЛП ПЛЛ

праворукие

ААА АПП АПА ААП АЛЛ АЛП ААЛ АЛА АЛЛ

амбидекстры

ЛПП ЛПЛ ЛЛП ЛПА ЛАП ЛЛАЛАЛ ЛАА

леворукие

ЛЛЛ

"чистые" левши

     Марьяна Безруких приводит интересные данные о более низком по сравнению со средним интеллектуальном уровне и работоспособности у обоих крайних вариантов: "чистых левшей" и "чистых правшей". К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям.

  Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
  4. копирования;
  5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  7. очень медленный темп письма.

Когда ребенок готовится к школе или поступает в первый класс, может оказаться, что доминирующая рука еще не определена. У такого ребенка сразу же возникает множество проблем.

     Вот несколько советов, как самостоятельно это можно сделать, если нет возможности показать ребенка специалисту.

  1. Открыть несколько спичечных коробков в поисках спрятанной бусинки. Внимательно понаблюдайте, какая рука делает активное действие: открывает, закрывает коробки?
  2. Нарисовать домик, деревце, человечка сначала левой рукой, затем правой.
    Какой рисунок получился лучше?
  3. Положить перед ребенком теннисный мячик не под левую и не под правую
    руку, а посередине. Какой рукой он бросит вам мяч?
  4. Построить домик или квадрат, треугольник из спичек сначала одной рукой,
    затем - другой. Что получилось аккуратнее?
  5. Развязать несколько слегка завязанных узелков на шнуре. Основной считается та рука, которая завязывает узел, а не держит.
  6. Отвинтить и завинтить гайку детского конструктора.
  7. Застегнуть или расстегнуть пуговицы.
  8. Сложить пуговицы в коробку.
  9. Разложить карточки «ЛОТО». Основная, ведущая рука раскладывает карточки, другая держит.
  10. Достать из коробки ложкой несколько бусинок. Какой рукой это легче сделать?

За каждое задание поставить плюс правой или левой руке. Узнать, если в роду левши, и если есть, то еще один плюс в графу "левая рука". Каких плюсов окажется больше, такой и результат в итоге.

.

Происхождение леворукости

Как формируется леворукость? Ученые до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос.

     В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения — более точными.  

    Еще популярнее была так называемая теория "щита и меча". Как известно, воины во время сражений закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остается непонятным, почему большинство женщин — праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.

     Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой "вынужденной" леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве.

         Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже "невынужденной" леворукости.  Нетрудно представить себе ситуацию, когда воспитательница просит малышей: "Дети, возьмите ложку (ручку, карандаш) в правую руку". Вряд ли кто-то из детишек настоит на своем праве пользоваться левой рукой. Ведь ребенок, как правило, подражает взрослым или сверстникам. Так происходит "ненасильственное" переучивание.

     Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, ученые признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% — если один из родителей леворук, и 6,3% — если в семье нет леворукого.

      Существует и еще один вариант появления леворукости — компенсаторный, при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте.

     Еще в 50-х годах прошлого столетия возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое — за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называли преобладающим (доминантным). Считалось, что оно "управляет" правой рукой и ногой, а правое — левой рукой и ногой. Из этого следовал вывод, что у правшей доминирует левое полушарие, а у левшей — правое. Но за последние десятилетия появилось много новых данных, доказывающих, что в регуляции движений и правой, и левой руки участвуют оба полушария.   Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Цена переучивания

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. И тем не менее до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств. Понять родителей можно, но вот правы ли они?  Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.

5 «нет» переучиванию левши


Переучивать леворуких детей нельзя, иначе могут возникнуть:

■ Неврозы. Ребенок быстро устает, сил и активности хватает ненадолго. Хуже всего справляется с письменными заданиями.

■ Школьные страхи. Возникают перед письменными работами. Родители часто считают эти страхи обычными и не пытаются с ними бороться.

■ Навязчивые состояния. В плохом почерке, медлительности и ошибках родители видят упрям ство, непослушание и наказывают за это. Учитель снижает оценки. В результате у детей появляются навязчивые мысли о своей неполноценности.

■ Заикание. Возникает после напряженного выполнения письменного задания правой рукой.

■ Тики: облизывание губ, мигание, подергивание носа. К этому часто относятся как к кривляниям. Насмешки детей, замечания взрослых приводят к тому, что ребенок начинает стесняться себя.

Как выявить леворукость?

Тут самое время понаблюдать за двигательной активностью своего ребенка. Например, присмотреться, как он развязывает узелок, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет. Можно использовать специальные игровые задания. Часть из них — бытовые, часто используемые — дети выполняют обеими руками, поэтому некоторые задания даются в двух вариантах. Это позволяет более точно выделить ведущую руку.

Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит взрослый, что он делает, что говорит.

  1. Не следует фиксировать внимание ребенка на том, что у него пытаются что-то определить. Лучше сказать: "Сейчас мы с тобой поиграем", или, "Давай-ка мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить".
  2. Взрослый обязательно должен сидеть за столом напротив ребенка.
  3. Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед малышом строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Хорошо, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и прочий материал для тестирования будет разложен рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел и не отвлекался.

                         Оценка результатов тестирования на определение рукости

Задания

Действие выполняется преимущественно

Правой рукой

Обеими руками

Левой рукой

Рисование

Открывание спичечного коробка

Построение домика из спичечного коробка

Игра в мяч

Вырезание ножницами по контуру рисунка

Нанизывание бисера на иголку с ниткой или шнурок

Выполнение вращательных движений (открывание и закрывание крышек)

Развязывание узелков

Построение домика из кубиков

Семейное левшество / правшество

При выраженном предпочтении левой руки знак плюс ( + ) ставится в столбец "левой рукой", при предпочтении правой — в столбец "правой рукой". Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, плюс ставится в столбец "обеими руками". Если в семье есть леворукие родители, браться, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в столбец "левой рукой", если нет — в столбец "правой рукой". Если получается больше семи плюсов (70% заданий) в столбце "левой рукой", то ребенок, скорее всего, леворук.

Какой бывает леворукость

Если ребенок нормально развивался, а в семье (даже среди дальних родственников) есть леворукие, то скорее всего можно говорить о генетически закрепленной или "наследственной" леворукости. Если же в семье не было леворуких, и в развитии нервной системы ребенка отмечалась патология, то скорее всего, у него "компенсаторная" леворукость. Почему так важно это разделение? Во-первых, это поможет объективно оценить состояние и поведение ребенка. Во-вторых, подскажет взрослым, как вести себя с крохой, учитывая его возможности и особенности. Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с компенсаторным вариантом чаще всего требуют повышенного внимания родителей. Не из-за леворукости как таковой, а из-за, что у них есть неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрации внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в развитии.

Как помочь леворукому ребенку

Не стоит подчеркивать эту его особенность, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет (использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь. Для правильной позы при письме необходимо:

  1. сидеть прямо;
  2. опираться спиной на спинку стула;
  3. не касаться грудью стола;
  4. ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
  5. туловище, голову, плечи держать ровно;
  6. обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Теперь о тетради. Малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу, — сверху. Свет при письме падает справа.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно.

Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого — развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка.

Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по "маркированной" руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

Особенности леворуких детей.

  1. Взрослые не должны ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативного отношения к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношения с ребенком, раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо внимательно наблюдать за своим ребенком, различать его состояния. Знать причины его огорчений, радости. Понимать его проблемы, помогать их преодолевать.
  4. Помнить, что (левшество) леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши совсем необязательно связаны с его особенностью, такие же проблемы могут быть и у правшей.
  5. Не рекомендуется пробовать научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья!
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, если даже качество письма и рисования будут не очень вас удовлетворять.
  7. Научите левшу сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните: свет при работе должен падать справа; методика безотрывного письма не приемлема при обучении леворукого ребенка.

Литература:

  1. Безруких М.М.. "Леворукий ребенок." директор института возрастной физиологии, академик Российской Академии образования, профессор, д.б.н.

Полное название статьи "Леворукий ребенок в праворуком".

  1. vseodetishkax.rukonsultaczii…44…levorukij-rebenok

Тренинг для воспитателей

Оценка ассиметрии.

(5 ручных проб)

  1. «Замок» - Какой палец сверху – записываем наоборот;
  2. «Подзорная труба» - какая рука ближе к глазу – записываем наоборот;
  3. «Телефон» - какой рукой берем трубку – записываем по факту;
  4. «Наполеон» - какая рука сверху – записываем наоборот;
  5. «Аплодисменты» - какая рука сверху – записываем по факту.

В норме 3:2.

5П – «скрытое левшество». Правополушарные: эмоциональны, критичны, склонны к негативным оценкам, предрасположенность к неврозу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 советов родителям леворукого ребенка

Как подготовить леворукого ребенка к школе? Эти советы будут полезны не только родителям, но и педагогам....

Адаптация леворукого ребенка к школе

Данная статья содержит в себе методические материалы по подготовке леворукого ребенка к школе....

"Леворукий ребенок"

"Леворукий ребёнок""Переплетение пальцев рук" Предложите ребёнку сложить руки в замок  (рис. 1). Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится...

"Леворукий ребенок "

Для родителей!!! Будьте внимательны к своим детям!! Берегите их!!!...

Леворукий ребенок Леворукие в праворуком мире (буклет)

Леворукие в праворуком миреПочти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но и...

Консультация для родителей на тему: « Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка. Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком».

Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: -зрительно - моторной координации; -точности пространственного восприятия; -зрительной памяти; -наглядно - образного мышлен...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

За последние годы у нас в детских садах увеличилось число леворуких детей. Но нас педагогов специально этому не обучают. Как тяжело работать с такими детками. А как хочется им помочь.