Роль ДОУ в формировании педагогических ценностей родителей
статья по теме

Материал представляет интерес для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

        Роль ДОУ  в формировании педагогических

ценностей родителей.

Большинство отечественных исследователей пришли к выводу, что ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни в семье, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, педагогическая культура родителей. Социальные ценности, атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой. Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Например, в одних семьях ценится комфортное, приспособительное поведение, в других – в детях воспитывают самостоятельность: одни родители считают, что их сын должен быть добрым, уступчивым, другие – идеал мужчины видят в физической силе, в умении постоять за себя. Таким образом, ценности, принятые в современных семьях и транслируемые родителями детям, существенно отличаются. Как заметил Б.Т. Лихачев, «…успех в воспитании зависит не только от знания педагогических истин, приемов, но и от … жизненной философии, ценностных установок…»

        Из педагогических ценностей родителей можно выделить ценности самодостаточного типа (ценности-цели), ценности инструментального типа (ценности-средства) и ценности-знания. Инструментальными ценностями родителей можно назвать терпимость, честность, ответственность, чуткость, взаимопонимание. Самодостаточными ценностями современных родителей являются: забота о здоровье, любовь и привязанность к детям, общение с детьми, доброта, доверие. В этих ценностях отражен основной смысл воспитательной деятельности родителей. Роль воспитательной деятельности родителей чрезвычайно велика. Они определяют главные линии воспитания: формирование ценных личностных качеств ребенка, расширение его кругозора, приобщение к культурным ценностям, направленность, содержание детской деятельности. На практике же для большего числа родителей воспитание ребенка ограничивается, главным образом, материальными заботами и физическим уходом за детьми. Это связано с тем, что в период нестабильности общества внутри семьи возникает психологическое неблагополучие, которое отягощается социально-экономическими факторами и приводит к тому, что целью семьи становится выживание в сложнейших условиях – духовные ценности семьи вытесняются материальными. Происходит игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей. В таких семьях не создаются условия для полноценного развития ребенка. В этой ситуации помочь, поддержать, направить воспитательную деятельность родителей призваны все воспитательные институты, в первую очередь – дошкольные учреждения. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка является одной из основных задач, стоящих перед ДОУ.

        В течение продолжительного времени в нашей стране складывалось убеждение, что родители педагогически некомпетентны, и не стремились повышать их педагогическую культуру. Под педагогической культурой имеется в виду достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей, и проявляются в процессе воспитания детей. Как показывает практика, родителям для успешного выполнения ими родительско-воспитательной функции чаще всего не хватает ценностей-знаний. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны дополнить их воспитательную деятельность, т.е. признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие», т.е. детский сад стремится вовлечь родителей в образовательный процесс. Таким образом, от уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность семейного воспитания.

        Деятельность ДОУ правомерно рассматривать, с одной стороны, как осуществление целенаправленного процесса всестороннего развития и воспитания дошкольников, с другой, как систематически организованное воздействие на педагогическую культуру родителей в целях ее повышения. Это систематическая работа по передаче родителям знаний, формирование представлений и практических умений в различных областях семейного воспитания. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка. Чтобы родители стали проявлять больший интерес к воспитанию детей в детском саду, нужно, чтобы они видели результаты творчества детей, имели возможность приобщиться к делам детского сада, встречали доброе отношение. В свою очередь, педагогам нужно рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе зданий психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении. В целях повышения педагогической культуры родителей и формирования их педагогических ценностей необходимо помогать родителям грамотно организовать процесс семейного воспитания, привлечь родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, пробудить у них интерес к прочтению педагогической литературы.

        Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до них знания.

        Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.

        Традиционные формы разделяются на коллективные и индивидуальные.

        Коллективные: родительские собрания, конференции, «Круглые столы», «Устный журнал», «Педагогическая гостиная».

        Индивидуальные: беседы, тематические консультации, заочные консультации (ящик или конверт для вопросов).

        Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы.

        В настоящее время особой популярностью пользуются как у педагогов, так и у родителей нетрадиционные формы общения по типу телепередач:

  1. «Педагогическое поле чудес»,
  2. «Педагогический случай»,
  3. «КВН»,
  4. «Ток-шоу».

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей это:

а) информационно-аналитические (проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»);

б) досуговые формы (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках);

в) познавательные (семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собрания, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей);

г) наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские (информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек).

        В свое время Жан-Жак Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Таким образом, уникальность семейного воспитания объясняется прежде всего его первичностью.

        Семья для дошкольника – первая и часто почти единственная среда, первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность, а влияние на ребенка остальных воспитательных институтов лишь корректирует семейное воспитание. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитателем.

        Литература.

  1. О.Л. Зверева, Т.В. Кротова

«Общение педагога с родителями в ДОУ».

  1. С.В. Глебова

«Детский сад – семья: аспекты взаимодействия».

  1. Лидия Свирская

«Работа с семьей: необязательные инструкции».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ДОУ в формировании педагогических ценностей родителей

Материал представляет интерес для педагогов ДОУ....

Роль ДОУ в формировании педагогических ценностей родителей

Материал представляет интерес для педагогов ДОУ....

Формирование педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ как психолого-педагогическая проблема

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Гл...

Педагогические средства формирования педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ.

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Гл...

Цикл психологических занятий для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение формирования педагогической культуры родителей как условие эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Психологические игры по формированию коммуникативной компетентности; психогигиенические игры по преодолению семейных конфликтов; аутотренинги по овладению навыками быстрого устранения агрессивного пов...

Роль интернет ресурсов в педагогическом просвещении родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников

Роль интернет ресурсов в педагогическом просвещении родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников ...

«Роль семьи в формировании нравственных ценностей»

Доброжелательность, сочувствие, терпимость, гуманное отношение к людям, животным, честность и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства.Актуальность темы на сегодняшний день в наше...