Передовой педагогический опыт
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме

Бережная-Леньо Татьяна Юрьевна

ППО на тему : "Приобщение старших дошкольников к традициям кубанской культуры" + Презентация к ней)))

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА                                      3

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике                              3

1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении                                                                                      6

1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта              9

2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА                                    11

3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ                                                                    13

3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте                                                    13

3.2 Актуальность педагогического опыта                                                    14

3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте                            15

3.4 Результативность педагогического опыта                                            17

3.5 Новизна (инновационность) представляемого  педагогического

 опыта                                                                                                    18

3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта                    19

3.7 Описание основных элементов  представляемого педагогического

 опыта                                                                                                    20

4. ВЫВОДЫ                                                                                            25

Список используемой литературы                                                                    26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Перспективный план работы»                                            27

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Текст к презентации на тему «Жизнь и обычаи кубанских казаков»                                                                                                    30

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Текст к презентации на тему «Приобщение старших дошкольников к традициям народной культуры»                                            34

1.Литературный обзор состояния вопроса

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа - то, что составляет фундамент становления личности.

История человечества показывает, что вопросы гражданского, патриотического воспитания находились в центре внимания любого государства и решались с учетом социальных потребностей, с использованием различных средств, методов, форм работы.

Сохранение культурных ценностей является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма, социальной апатии, преклонения перед иностранными, иногда не лучшими, традициями и стилем жизни, заимствования внешних ориентиров. Утрачивается чувство защищенности, ответственности за свою деятельность, происходит деформация общественной психологии и менталитета.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. В этом возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педагогов и родителей и объективным состоянием общества.

В основе национального образования лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, раскрытие глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Именно национальное образование, представляющее собой концентрат ценностей, традиций и отношений, принятых в определенной социокультурной среде, определяет вектор развития образования.

Однако, на протяжении долгих лет исследователи данной проблемы придерживаются двух различных точек зрения: воспитание так называемого «узкого национализма» или «общечеловеческого универсализма». Аргументы общечеловеческого универсализма доминируют в размышлениях большинства отечественных философов как XIX-XX веков, так и начала XXI века. «Узкий национализм ограничивает человека, держит его в определенных рамках и мешает полному всестороннему развитию, развертыванию личности» - в этих словах В. Н. Ильина (1891-1974), одного из крупных мыслителей «русского зарубежья», как бы подводится итог всей традиции общечеловеческого универсализма в русской мысли XIX-XX вв. Таков же ход размышлений и многих наших современников.

Одним из ведущих компонентов культурно-образовательной среды современного образовательного учреждения должна стать традиционная народная культура, обладающая громадным воспитательным потенциалом. Традиционная культура всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека.

Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних традиций в контексте региональной культуры, изучение и раскрытие их педагогического потенциала имеет большую практическую значимость, прежде всего в сфере воспитательной работы с детьми.

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

В последние годы в системе дошкольного образования Кубани активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре своего народа, работа по воспитанию любви к своей малой Родине

Традиция (в переводе с латинского - передача) обозначает передачу сформировавшихся на протяжении жизни многих поколений форм культуры, обычаев, ритуалов, языка, досуга и т.д. от старшего поколения к младшему с целью сохранения во времени. В формировании кубанского казачества  основную роль сыграли русский и украинский народы, в то же время сложившиеся традиции кубанского казачества имеют свои характерные особенности – это традиционные занятия, орудия труда, предметы быта, костюм, пища, обычаи и обряды, все виды народного творчества, язык, диалекты и говор.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня - не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите.

Поэтому, я считаю, что задача педагогов дошкольного образования – создать условия для приобщения детей к традиционной культуре Кубани, научить их с глубоким уважением относится к фольклору, народному искусству. Культура кубанского народа изобилует своими обычаями, традициями и обрядами.

Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Жаль, что молодые люди, стараясь подражать чужой «массовой культуре», все чаще включая в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из мультипликационных и художественных фильмов Запада, имеют очень смутное представление о своей родной культуре. А ведь русский фольклор – песни, былины , сказки; православные праздники Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица, проводимые с такой широтой, размахом и весельем, - это и есть наша культура, наши  традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Кубань - это необыкновенный чудесный край. Благодатная, теплая и гостеприимная земля Кубани - жемчужина России – это наша малая Родина. Наш край называют житницей России, потому что на плодородных землях здесь выращивается прекрасная пшеница , и здравницей страны, так как множество курортов рассыпано по побережьям Черного и Азовского морей. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни

 утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба.

Формировать базовую культуру ребенка, его личность надо начинать с дошкольного возраста, чтобы ребенок с детства понимал, что он является частью своего народа, что у каждого человека есть Родина, дорогие и близкие ему места, его родные люди.

Многообразный и оригинальный пласт музыкального народного творчества – это детский музыкальный фольклор. С первых месяцев жизни ребенок соприкасается с потешками, прибаутками, сказками, колыбельными песнями, играми. Через детский музыкальный фольклор ребенок познает окружающий мир, развивается физически и духовно, овладевает родным языком. Освоение окружающего мира невозможно без народных песен, игр, пословиц, поговорок, загадок и других малых форм народного творчества.

Музыкальный фольклор Кубани – уникальное средство воспитания преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам, как средство воспитания духовности.

Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития у них  образного мышления и воображения, самоутверждения, эмоциональной сферы, ценностного отношения к миру. Для полноценного воспитания ребенка необходим мир фольклора, в котором он гармонично живет с природой, с героями песен, игр, сказок, которые составляют естественную художественную почву. Малые жанры фольклора учат добру и чуткости, любви к природе, своему краю, своим обрядам и обычаям, всему, без чего человек жить не может. Народное искусство близко восприятию ребенка, понятно ему благодаря простоте, завершенности формы, обобщенности образа. Народное искусство несет в себе эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу справедливости и добра, огромный духовный заряд, приобщает детей к духовной культуре своего народа. Говоря о влиянии народного творчества на нравственно-патриотическое воспитание детей, дети учатся уважать человека, ценить его труд, его завоевания, бережно относиться к природе.

Народное искусство является средством терапевтического воздействия, так как дети получают удовольствие и эмоциональное положительное подкрепление своей успешной деятельности, яркость образов и красок вызывает хорошее настроение, колыбельные успокаивают, а юмор, шутка вызывает улыбку, смех.

Проанализировав программу обучения и воспитания под ред. Васильевой «Обучение и воспитание детей в детском саду», которая является базовой в нашем учебном заведении я пришла к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми.

Поэтому мною  было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность.

1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Культура -  исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Традиции - элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы и правила поведения, отношение к конкретным моральным и нравственным ценностям, обычаи, обряды.

Фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производств.

2.Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого опыта.

Внедрение опыта работы проходило в старшей группе МБДОУ д/с№40 «Росинка», в течение двух лет.

Количество воспитанников в группе - 32 человека.

Мальчиков - 18 человек.

Девочек - 14 человек.

Уровень усвоения  детьми образовательных областей в 2011-2012 учебном году составил:

  1. на начало года: высокий уровень развития – 0%, соответствует возрасту – 14%, отдельные компоненты не развиты – 71,5%, большинство компонентов не развито – 14,5%;
  2. на конец года: высокий уровень развития – 14%, соответствует возрасту – 71,5%, отдельные компоненты не развиты – 14,5%, большинство компонентов не развито – 0%;

Проведенный анализ динамики развития детей старшей группы за 2011 – 2012 учебный год по всем разделам образовательной программы свидетельствует о положительной динамике по всем образовательным областям.

Уровень усвоения  детьми образовательных областей в 2012-2013 учебном году составил:

  1. на начало года: высокий уровень развития – 0%, соответствует возрасту – 18%, отдельные компоненты не развиты – 75%, большинство компонентов не развито – 7%;
  2. на конец года: высокий уровень развития – 18%, соответствует возрасту – 75%, отдельные компоненты не развиты – 7%, большинство компонентов не развито – 0%;

Проведенный анализ динамики развития детей подготовительной к школе группы за 2012 – 2013 учебный год по всем разделам образовательной программы свидетельствует о положительной динамике по всем образовательным областям.

Данный мониторинг показывает хорошую динамику развития детей в течение двух лет.

  Также наблюдения показывают, что у дошкольников сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняют гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила здорового образа жизни.

Интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы, любят экспериментировать. Принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Способны планировать свои действия, умеют договариваться, обмениваться предметами, распределяют действия при сотрудничестве.

Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась их цветовая гамма. Мальчики охотно изображают космос, технику, военные действия и др. девочки обычно рисуют семью, принцесс, балерин, моделей, цветы и т.д.

Дошкольники имеют представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях, о государстве, мире.

Дети умеют работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

К концу дошкольного возраста дети обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит им в дальнейшем успешно учиться в школе.

3.Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом  педагогическом опыте

В процессе приобщения дошкольников к народной кубанской культуре я использовала следующие методы:

  1. наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин нашей Родины, презентация на тему «Жизнь и обычаи кубанских казаков», альбом «Кубань – житница России», альбом «История кубанского костюма» и др.);
  2. словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми старшего возраста, сочинение сказок, беседы «Как хлеб на стол пришел» и др.) ;
  3. игровой метод (разучиваю с ними народные подвижные игры, как: «Мак», «Утка и селезень», «Кубаночка» и др.).
  4. практический метод (расписывание подноса петриковским узором, рисовали «Кубанское подворье», аппликация «Подарки с кубанской грядки» и др.)

3.2 Актуальность педагогического опыта

В последнее время я часто замечаю в современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани.

Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых преселенцев-казаков, приемникам их традиций.

Главная цель моей работы – знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Я хотела помочь своим воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомить их поближе с традициями, обрядами, народными играми. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

  1. Повысить интерес детей к истории своего народа.
  2. Обогатить предметно-развивающую среду по выбранной мною теме.
  3. Развивать представления детей об истории развития края, казачества.
  4. Познакомить с символикой Краснодарского края в современное и давнее время.
  5. Приобщать детей к истокам народной культуры.
  6. Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
  7. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте

Методологической и теоретической основой работы  являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности; о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков), общепсихологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев), о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, М.Н.Скаткин).

Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.), работы в области этнопедагогики (Б.Н.Бессонов, В.И.Баймурзина, Г.Н.Волков, Д.Ж.Валеев, Е.И.Корнеева, С.И.Руденко и др.).

Основные принципы, которые легли в основу опыта, стали:

  1. Принцип историзма - реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно), настоящее (в наши дни) и будущее(планы, перспективы).
  2. Принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
  3. Принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
  4. Позитивный центризм - реализовывался путём отбора знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста.
  5. Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
  6. Принцип наглядности - используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результатов.
  7. Принцип поэтапности - содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
  8. Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
  9. Принцип коммуникативности - у дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

  1. Результативность педагогического опыта

Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.

3.5 Новизна (инновационность)представляемого педагогического опыта  

Инновационность состоит в том, что мною были созданы такие презентации, как: «Кубанский костюм», «Казачья станица Атамань», «Жизнь кубанских казаков». Где дети с удовольствием слушают рассказы о первых переселенцах, знакомятся с жизнью казаков, с историей жилища.

Также данного опыта является,  оформление альбомов на такие темы, как: «Кубань – житница России», «Кубанский фольклор», «История кубанского костюма»; созданы  макеты, как: «Кубанская хата», «Подворье», которые  будут способствовать обогащению знаний о нашем крае, о его достопримечательностях, обычаях и традициях.

Я стараюсь придавать увлекательный материал, делать его живым и интересным, поэтому включаю занимательные моменты (пословицы, поговорки, загадки), элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.

Таким образом, представляемый педагогический опыт предлагает усовершенствование и комбинацию элементов известных педагогических методик.

  1. Технологичность представляемого педагогического опыта

Опыт по теме «Приобщение старших дошкольников к традициям кубанской культуры» дает возможность использовать его другими педагогами нашего детского сада, и других детских садов.

Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога,  а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанного практического материала, представленного в разделе «Приложение» поможет педагогам  разнообразить образовательную деятельность с детьми.

3.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

Выбранная мной тема опыта работы подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств. Работа над опытом проводилась в два этапа.

1 этап – подготовительный.

1.1. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении.

1.2. Выявила актуальность изучения данной проблемы, учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка.

1.3.Поставила перед собой цель – знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Я хотела помочь своим воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомить их поближе с традициями, обрядами, народными играми.

1.4. Были поставлены следующие задачи:

  1. Повысить интерес детей к истории своего народа.
  2. Обогатить предметно-развивающую среду по выбранной мною теме.
  3. Развивать представления детей об истории развития края, казачества.
  4. Обогатить знания детей об образе жизни людей  на Кубани  в старину, их трудовой деятельности.
  5. Знакомить с историей жилища кубанских казаков, их домашней утварью.
  6. Познакомить с символикой Краснодарского края в современное и давнее время.
  7. Развивать знания о кубанской одежде, её назначении, названии.
  8. Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, играм.
  9. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

1.4. Организуя  деятельность дошкольников, опиралась на ряд вариативных программ и методик: О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», В.Н. Ратушняк  «Родная Кубань, страницы истории» и др.

1.5. Наметила основные формы работы с детьми.

1.6. Разработала перспективный план на учебный год по внедрению в практическую повседневную деятельность приобщения дошкольников к народной кубанской культуре.

1.7. Для приобщения старших дошкольников к традиционной культуре Кубани в ДОУ созданы определенные условия:

1.Музей народного кубанского быта «Казачья хата».  

2.Организация и проведение народных обрядовых праздников.

3.Многофункциональные уголки в группах ДОУ «Уголок ряженья», «Уголок уединения».

4.Центр  « Театр», где размещены различные виды театров.

5.Аудиотека с записями народных песен, сказок.

6.Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы.

7.Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

8.Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей) в рамках «Осенних посиделок».

9.Организация выставок и мини-музеев.

2 этап – основной.

Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Мы храним старинные вещи, наблюдаем в витринах современных магазинов старую кубанскую утварь, как элементы высшего эстетства. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику – особый наряд. А за столом – хорошее радостное пение застольных песен.

Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций не возможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести до своих воспитанников.

Работая над опытом по теме «Приобщение старших дошкольников к народной кубанской культуре» я старалась создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к родной культуре, истории. Воспитания у них чувство красоты.

Одним из условий успешности работы  является создание предметно-развивающей среды по обозначенной теме. Работа в этом направлении показывает, как велик интерес детей к народной культуре. Им  интересно увидеть в действии прялку, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для сегодняшнего быта вещи, сотрудниками нашего детского сада и родителями воспитанников были собраны предметы старинного быта и воссоздана обстановка кубанской хаты.

На участке детского сада также создана предметно-развивающая среда, способствующая приобщению детей к народной культуре. Это любимое место для игр и забав.

Наиболее важным и интересным для детей явились беседы, познавательные занятия. Большой интерес вызвали занятия о природе, животном и растительном мире родных мест.

Для увлекательного знакомства дошкольников с кубанской культурой в своей работе  использую проектор, дети с удовольствием просматривают презентации на темы «Кубанский костюм», «Казачья станица Атамань», «Жизнь кубанских казаков», слушают рассказы  о первых переселенцах, знакомятся на наглядном материале с жизнью казаков, с историей жилища. Мы беседуем о быте, о разных видах труда наших предков, о народных ремеслах. Была проведена беседа «Как хлеб на стол пришел», где закреплялись знания о выращивании хлеба на Кубани « от зернышка до каравая», рассматривался альбом «Кубань – житница России».

Для более полного знакомства детей с историей  мужской и женской одежды, головных уборов, оформлен альбом фотографий, иллюстраций  «История кубанского костюма». Родители помогли сшить  кукол в мужских и женских кубанских  костюмах. Совместно с детьми  изготовили куклу-крупеничку (из мешочка с крупой), кукол-крестовушек (из соломы и бросового материала).

У нас в группе есть макет кубанской хаты и подворья. Созданы альбомы, в которых собраны иллюстративные материалы для ознакомления с жизнью кубанских казаков  «История казачества»,  «Атамань».

Богата наша Кубань традициями народного творчества. Частью этого богатства являются малые жанры фольклора: пословицы , поговорки, загадки, которые значительно шире, нежели любой другой жанр ,  охватывают разнообразные стороны действительности. В них можно найти взгляд на правду и ложь, на быт и труд, на жизнь казаков. В них отразилась поэтическая история народа. До наших дней сохранились  обряды, связанные с временами года, с культом урожая, трудом. Они передавались от старших поколений к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. Дети с удовольствием заучивали народные кубанские пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая ее более яркой , эмоциональной.

Не менее важным аспектом работы является развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации. Где  обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах  петриковской росписи. Рисуя узор на полосе, ребята уяснили главные символы кубанской семьи: волнистая линия-крепкая  семья; корешки-дедушки , бабушки; цветы – родители ; ягодки – дети.

Обогащался и музыкальный опыт детей. Мы с детьми беседовали о народных песнях, слушали фонограммы, исполняли некоторые песни на наших праздниках и развлечениях, также дети знакомились с танцевальными элементами. Особое удовольствие доставляла детям игра на  народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках. Излюбленной же темой детей стали народные и обрядовые праздники. Приобщаясь к ним дети получали возможность познавать характерные особенности жизни  предков, традиции православной веры, как основы духовности и нравственности. В процессе работы  дети становились активнее, эмоциональнее, у них значительно повысился произвольный интерес к историческому прошлому, давним традициям. Моя задача, задача воспитателя подрастающего поколения – познать с детьми истоки, возрождать традиции кубанского народа, воспитывать чувство любви к родному краю.

Важной частью в своей работе я считаю взаимодействие с родителями воспитанников, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных, с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем. Таким образом, родители становились моими единомышленниками. Они принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды, изготовлении кубанских костюмов, совместно с детьми участвуют в кубанских посиделках, ярмарках, театрализованных представлениях на основе фольклора. В свою очередь, в помощь родителям оформляю информационные листы «Поиграйте с детьми в казачьи игры»,

«Кубанские казачьи песни», «Казачьи частушки» и др. Лучшие творческие работы, выполненные родителями  и воспитателями, выставляются на различных конкурсах  и выставках. 

Участвуя в экскурсиях к памятным местам, дети узнают историю своей станицы, с интересом слушают беседы о войне, о героях – станичниках.  В группе оформлен уголок патриотического воспитания с разнообразным дидактическим и практическим материалом. Дети знакомятся с географией малой родины, с красотой края, его достопримечательностями.

4 Выводы

Трудность данной работы заключается в том, что современные дети мало знают о родной Кубани,  особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Надо как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле. Формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мои воспитанники занимавшиеся в системе «Приобщение старших дошкольников к народной кубанской культуре» отличаются от сверстников в познании мира малой родины, успешнее ориентируются в окружающей действительности. Имеют определённые знания и навыки в кубановедении, отличаются познавательной активностью и успешностью в освоении новых знаний.

Данное направление стоит развивать, накапливая материал по данной теме,

так как важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к культурному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Список используемой литературы

  1.  «Моя страна»-Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»(практическое пособие),ТЦ «Учитель», Воронеж,  2005
  2. Бондарь В.В.,  Ратушняк  В.Н. «Родная Кубань», 2004
  3. Бондарь Н.И. «Традиционная культура  и дети», 1997
  4. Бондарь Н.И. «Традиционная культура Кубани», 1994
  5. Калайтанова Г.Н. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», 1999
  6. Кихаева А.А. «Во славу Кубани»,  2006
  7. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам народной культуры», 1998
  8. Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю», 2003
  9. Лукьянов Л.С. «Литература Кубани» , 2008
  10. Любимцев Ю.Г. «Литература Кубани» , 1995
  11. Мирук М.В., Науменко Т.А. «Введение в историю Кубани»,2000
  12. Науменко Г.М.  «Фольклорный праздник» , 2000
  13. Овчинников С.А. «Кубанское казачество», 2000
  14. Орлова А.В. «Народное творчество и обрядовые праздники»,1995
  15. Паскевич Н.Я. «Любимый уголок земли». 2004
  16. Попов В.Д. «Певцы земли кубанской», 1995
  17. Ратушняк В.Н. «Родная Кубань, страницы истории», 1993
  18. Сидоров В.Г. «Кубань-родимая земля», 1999
  19. Ситдикова Н.В. «Моя Кубань», 2000
  20. Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ.

«Жизнь, традиции и обряды кубанских казаков»

Месяц

Образовательная деятельность по кубановедению

Совместная работа воспитателя с детьми

Развлечения

Сентябрь

Тема 1: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»

Цели и задачи: Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению.

Аппликация: «Подарки с кубанской грядки»

«Кубанская ярмарка»

Октябрь

Тема 2: «Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края»

Цели, задачи: Познакомить детей с символикой Краснодарского края, воспитывать  патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.

Ручной труд: «Изготовление народной куклы из соломки»

Ноябрь

Тема 3: «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»
Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный  интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Рисование: «Узор на полосе» (ознакомление с историей рушника, рисование элементов узора)

«Осенняя сказка»

Декабрь

Тема 4: «Различные виды  исторических промыслов и ремесел на Кубани»
Цели и задачи: Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду  и людям труда.

Рисование:  «Кубанское подворье» (рисование с использованием трафаретов)

Январь

Тема 5: «Национальная одежда  кубанского казака и  казачки»

Цели и задачи: Продолжать углублять знания детей о кубанской одежде, её назначении, названии, разных её частях.  Развивать интерес у детей  к национальным костюмам, кубанскому орнаменту. Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.

Рисование: «Петриковский поднос» (знакомство с петриковской росписью)

«Рождество Христово»

Февраль

Тема 6: «Обрядовые праздники. Масленица на Кубани»

Цели и задачи: Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.

Аппликация:  «Широкая Масленица» (аппликация из различных материалов – коллаж)

«Проводы зимы-Масленицы»

Март

Тема 7: «Хлеб – всему голова»

Цели и задачи: Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство  гордости  за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.

Ручной труд: «Изготовление кубанской куклы крупенички»

«Встречаем Пасху!»

Апрель

Тема 8: «Кубанский фольклор: пословицы, поговорки, песни»

Цели и задачи: Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие  о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре.

Рисование:  «Весна шагает по Кубани»

Май

Тема 9: «Мой край – Кубань моя родная»
Цели и задачи: Обобщать знания детей о развитии  сегодня нашего края, прививать любовь к родному городу, обращать внимание детей на его красоту, учить радоваться новому облику нашей малой родины.

Аппликация: «Конь – верный друг казака»

«Кубанские посиделки»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(Слайд 1) Текст к презентации на тему «Жизнь и обычаи кубанских казаков».

(Слайд 2)  Мы живем  в благодатном и красивом крае. (Слайд 3) Наша Кубань богата традициями, обычаями, обрядами и промыслами ,(Слайд 4)которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение. (Слайд 5) Я думаю , вам будет интересно узнать о том , как жили казаки. А начиналось все с Указа царицы Екатерины 2.    (Слайд 6) Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. (Слайд 7) И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи-казаки-запорожцы. Так появились наши предки-казаки на Кубани.

(Слайд 8) Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов.

(Слайд 9)Обживая земли, казаки строили себе дома (жилье) их называли: мазанки, хаты. Хаты строили из самана. Саман-это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади.

(Слайд10) Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. (Слайд 11) Хату огораживали вот таким плетнем. (Слайд12) Стучимся в двери , нам открывают радушные хозяева , на Кубани встречали всегда гостей радушно. (Слайд13) Все гости , которые заходили в дом , крестились на правый угол, красный угол его называли , где находились иконы, убранные вышитым рушником.(Слайд 14) Рушники были украшением кубанского жилища. Их делали из тканей , обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески.

(Слайд15) На голове казака кубанка-головной убор, на нем одет бешмет-рубашка, поверх одевается синий кунтуш (куртка), на ней навешаны газыри раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень – украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаровары и  сапоги.

(Слайд 16) Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку –спидницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками. Замужние женщины носили платок на голове или шлычки- на волос собранный в узелок одевалась шапочка.

(Слайд 17) В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В каждом доме в малой хате находилась печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится : «Печь-царица в доме». Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.(Слайд18) Вдоль стен стояли длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по середине стоял деревянный стол.(Слайд19) Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. Стол- то же , что в алтаре престол ,  а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так , как в церкви. Украшением стола в хате был самовар. Своим горячим чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом. (Слайд20) Стол немыслим без хлеба- как пищи, как символа благополучия . Издавна так повелось, что главный запах  Кубани-душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом-солью. Хлеб-соль- символы гостеприимства и радушия. Соль , мо мнению предков, защищает от злых духов. Если человек угостится хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

(Слайд  21) В каждом доме была «горка», где хозяйка с гордостью  выставляла наиболее ценную и красивую посуду.(Слайд 22) Глечик-сосуд для хранения молока , в нем молоко долго не скисает. (Слайд 23) Макитра- крупный сосуд , в котором квасили капусту, держали варенье. (Слайд 24) Миска- посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина- казак, отец семейства.

(Слайд25) В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья. Одним из украшений дома – были фотографии на стене.

(Слайд 26) Кубанская земля славилась своими мастерами , одаренными людьми .Люди занимались гончарным делом. (Слайд 27) Занимались кузнечным делом- каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы  для лошадей, оружие, сабли, плуги, лопаты, вилы и т.д.(Слайд 28) Занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки. (Слайд 29-30) Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было. Удобные , легкие, вместительные. Побольше – для взрослых, поменьше- для детей. (Слайд 31) Основным промыслом казаков было животноводство. (Слайд 32) Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур.

Обычаи и традиции казаков

(Слайд 33) Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. (Слайд 34) На Кубани чтили и отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, Пасху.

( Слайд 35-36) Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего не разрешалось сидеть , курить и разговаривать  ( без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика , надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим и требовалось его выполнять. (Слайд37) При встрече молодой парубок (парень), казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил , задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже незнакомый, мог побить загордившегося молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына. (Слайд 38-39) Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак кругом сирота. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберег мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шел боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие.

(Слайд 40) Очень уважали гостей. Гость считался посланником Божьим. Самым дорогим и желанным считался незнакомый из дальних мест , которому нужен был приют , отдых. Гостю отводилось самое лучшее место за столом и на отдыхе. Даже старик уступал свое место , хотя гость был моложе его. (Слайд 41) У казаков считалось за правило: куда бы он не ехал , он никогда не брал с собой еду ни для себя, ни для коня. В любой станице его встретят , как гостя, накормят и его и коня. (Слайд 42) Казак рождался воином, и с появлением на свет начиналась его военная школа. Ребенку дарили подарки: патроны, пули, лук, стрелы, ружье. (Слайд 43) Когда ребенку исполнялось 40 дней , отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя ее с казаком. Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи. (Слайд 44) А мать надевала на шею сына ладанку, в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось , что защищала казака от худого. (Слайд 45) Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству: шили, вышивали, рукодельничали. Любили украшать вышивками свою одежду.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40- «Росинка» муниципального образования город - курорт Анапа

Выступление на городском методическом объединении:

ТЕМА : «Приобщение старших дошкольников к традициям народной культуры»

Форма выступления – презентация

Воспитатель:

Бережная Татьяна Юрьевна

г-к Анапа

2013

 (Слайд 2) «Народ , который не знает своей культуры и  истории презренен и легкомысленен.» Н. Карамзин

(Слайд 3-13)       Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких полей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, и , конечно, самого прекрасного Черного моря- любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться.  Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее.

(Слайд 14-19)        Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте,  все это наша малая Родина.

Актуальность: (Слайд 20)

  1. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, -задача особенно актуальная сегодня- не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
  2.  Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями .Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами .Но в наше время, когда многое утеряно , позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.
  3.  Жаль , что молодые люди , стараясь подражать чужой «массовой культуре», все чаще включая в свою лексику инородные слова , создавая себе кумиров из мультипликационных и художественных фильмов Запада, имеют очень смутное представление о своей родной культуре.(Слайд 21) А ведь русский фольклор –песни, былины , сказки; православные праздники :Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица, проводимые с такой широтой, размахом и весельем, -это и есть наша культура, наши традиции , наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.        

(Слайд22) У традиционной народной культуры нет авторов, она создавалась на протяжении многих поколений , передавалась от старших к младшим. Народной культуре свойственны такие идеалы , как доброта, вера, взаимопомощь , сострадание, служение своему народу, Родине. Народное искусство близко и понятно восприятию ребенка благодаря простоте , завершенности формы , обобщенности образа. Оно несет в себе эстетический и нравственный идеал , веру в торжество прекрасного , победу справедливости и добра огромный духовный заряд , приобщает детей к духовной культуре своего народа.

Безусловно, народное творчество влияет на нравственно-патриотическое воспитание детей : они учатся уважать человека , ценить его труд , бережно относиться к природе. Народное искусство – это еще и своеобразное средство терапевтического воздействия , так как дети получают удовольствие и положительное эмоциональное подкрепление своей успешной деятельности , а яркость образов  и красок вызывает хорошее настроение ; колыбельные успокаивают , а искрометный юмор  и милая шутка вызывают улыбку и смех.

Кто мы , откуда мы, где и в чем наши народные корни ? Пословица гласит: «Кто старое помянет , тому глаз вон. Но кто старое забудет , тот и вовсе может ослепнуть». Поэтому задача педагогов  дошкольного образования – создать условия для приобщения детей к традиционной  культуре Кубани, научить их с глубоким уважением относится к фольклору, народному искусству.

(Слайд23)    В последние годы в системе дошкольного образования Кубани активизировалась работа по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине-Кубани.

Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать все содержание дошкольного образования. Именно так ставится вопрос в «Конвенции о правах ребенка», где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка , его культурной самобытности , языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения….»

Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите. Потеря народных традиций невосполнима : они являются нравственной опорой , служат живительным источником.

«Чтобы вырастить лес ,надо посадить молодые саженцы; чтобы оздоровить реки и пруды, надо расчистить маленькие родники и ключи , их питающие.Чтобы возродить народные традиции , надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей.(Слайд24) Только ребенок , с его чистой душой , девственным слухом и творческим мышлением , может освоить традиционную культуру своего народа. (Слайд 25)

Цель -  знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. (Слайд26)

Задачи :

  1. Повысить интерес детей к истории своего народа.
  2. Развивать представления детей об истории развития края, казачества.
  3. Обогатить знания детей об образе жизни людей  на Кубани  в старину, их трудовой деятельности.
  4. Знакомить с историей жилища кубанских казаков, их домашней утварью.
  5. Познакомить с символикой Краснодарского края в современное и давнее время.
  6. Развивать знания о кубанской одежде, её назначении, названии, .
  7. Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, играм.
  8. Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю .(Слайд 27-30)

Одним из условий успешности работы  является создание предметно-развивающей среды по обозначенной теме. Работа в этом направлении показывает, как велик интерес детей к народной культуре . Им  интересно увидеть в действии прялку, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для сегодняшнего быта вещи, сотрудниками нашего детского сада и родителями воспитанников были собраны предметы старинного   быта  и воссоздана обстановка русской избы.

(Слайд 31-35)   На участке детского сада также создана предметно-развивающая среда, способствующая приобщению детей к народной культуре. Это любимое место для игр и забав.

(Слайд 36-40) Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же ,без игры  на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках детей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. На музыкальных занятиях детям предлагаются бубны , погремушки , трещотки, колокольчики,  ложки. Знакомство детей  с новыми инструментами, исполнение на них песен , плясок, способствует их музыкальному развитию.

(Слайд 41)  Богата наша Кубань традициями народного творчества. Частью этого богатства являются малые жанры фольклора -пословицы , поговорки, загадки, которые значительно шире, нежели любой другой жанр ,  охватывают разнообразные стороны действительности. В них можно найти взгляд на правду и ложь, на быт и труд, на жизнь казаков. В них отразилась поэтическая история народа. Для знакомства детей  с кубанским фольклором , оформлен альбом, который так и называется «Кубанский фольклор», в нем также  подобрана серия потешек , прибауток , закличек, которые используются в работе с детьми.

(Слайд 42-55)   Изучение календарного фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. В нашем детском саду стало традицией проводить обрядовые праздники «Масленицу », «Пасху» , «Осеннюю ярмарку».

(Слайд 56-61) Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства.   Надо помнить\, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством , и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные  с детьми прибаутки , считалки, скороговорки делают игру более интересной, обогащают ее содержание.    Чтобы обеспечить потребности своих воспитанников в двигательной активности продолжаю разучивать с ними кубанские народные подвижные игры: «Мак», «Утка и селезень», «Кубанка», «Курень», «Завивайся плетень». Мною создана картотека  русских народных игр  и кубанских. (Слайд62-65)   В русском фольклоре к драматическим  действиям относятся не только обряды и игры , но и кукольный театр. В нашей группе он представлен такими видами , как пальчиковый театр , бибабо, на магнитах..

(Слайд 66-78)Для увлекательного знакомства дошкольников с кубанской культурой в своей работе  использую проектор, дети с удовольствием просматривают презентации на темы «Кубанский костюм», «Казачья станица Атамань», слушают рассказы об истории Кубанских казаков, о первых переселенцах, знакомятся на наглядном материале с жизнью казаков, с историей жилища. Мы беседуем о быте, о разных видах труда наших предков, о народных ремеслах. Была проведена беседа «Как хлеб на стол пришел» , где  закреплялись знания о выращивании хлеба на Кубани « от зернышка до каравая», рассматривался альбом «Кубань – житница России».   Для более полного знакомства детей с историей  мужской и женской одежды, головных уборов , оформлен альбом фотографий, иллюстраций  «История кубанского костюма». Родители помогли сшить  кукол в мужских и женских кубанских  костюмах. Совместно с детьми  изготовили куклу - крупеничку ( из мешочка с крупой), кукол - крестовушек (из соломы и бросового материала).

(Слайд 79-84)   У нас в группе есть макет кубанской хаты и подворья. Созданы альбомы, в которых собраны иллюстративные материалы для ознакомления с жизнью кубанских казаков  «История казачества»,  «Атамань».

(Слайд 85-89)    В приобщении детей к народной культуре и традициям фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года , погодными изменениями , поведением птиц , насекомых , растений. Причем эти наблюдения  непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Во время экскурсий и наблюдений за природными явлениями дети учатся соотносить увиденное в природе с народными приметами.  Ко дню птиц ежегодно проходит акция «Помоги птицам» , где дети вместе с родителями изготавливают кормушки , учатся правильно подкармливать птиц в холодное время года. Чтобы воспитать у детей любовь к земле, уважение к труду земледельцев , бережное отношение к природе, весной, летом и осенью  мы организуем труд детей на огороде , а в зимнее время обустраиваем огород на подоконнике

(Слайд 90-96)   Не менее важным аспектом работы является развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации. Где  обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах  петриковской росписи. Рисуя узор на полосе, ребята уяснили главные символы кубанской семьи: волнистая линия-крепкая  семья; корешки-дедушки , бабушки; цветы – родители ; ягодки – дети. Расписывали поднос петриковским узором, используя трафареты, рисовали «Кубанское подворье» ; сделали аппликацию «Подарки с кубанской грядки»

(Слайд 97-101)      Большую помощь в проведении   работы оказывают родители воспитанников. Они принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды , изготовлении кубанских костюмов , совместно с детьми участвуют в кубанских посиделках , ярмарках , театрализованных представлениях на основе фольклора. В свою очередь , в помощь родителям оформляю информационные листы «Поиграйте с детьми в казачьи игры», «Кубанские казачьи песни», «Казачьи частушки».

(Слайд102-104)  Лучшие творческие работы , выполненные родителями  и воспитателями, выставляются на различных конкурсах  и выставках.

(Слайд 105)    Участвуя в экскурсиях к памятным местам, дети узнают историю своей станицы, с интересом слушают беседы о войне , о героях –станичниках.

(Слайд 106-108)      В группе оформлен уголок патриотического воспитания с разнообразным дидактическим и практическим материалом. Дети знакомятся с географией малой родины, с красотой края, его достопримечательностями.

(Слайд 109)      Таким образом, каждый день ребята узнают что-то новое о своём родном крае. Развивают свои познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани в разное историческое время, к природе, к людям труда, творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру. У них воспитываются патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине, бережное отношение к природе, великой гордости за свой народ! (Слайд 110)

«Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем  и настоящем…»

В.Высоцкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

передовой педагогический опыт

«Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников»....

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ».

Содержание работы. Введение. Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.1.1.Понятие нетрадиционного рисования.1.2.Нетрадиционные          приемы р...

Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ И СОДЕРЖИТ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Передовой педагогический опыт

ППО по теме "Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром".  Тема ППО несомненно актуальна, т.к. одним из важных способов полу...

Передовой педагогический опыт по ОБЖ

Целью моего педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о  безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности....

Передовой педагогический опыт "На Кубани мы живем!"

Опыт работы по патриотическому воспитанию, воспитателя Бирюковой Татьяны Владимировны «На Кубани мы живем!»Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной. Именно с нее начинае...