Творческая разработка Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
материал по теме

Андронова Анастасия Александровна

 

Творческая разработка

 

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

 

 

 

Содержание

 

Введение

3

1. Значение предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста

 

5

2. Проектирование предметно - развивающей среды в ДОУ для самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста

 

9

Заключение

13

Список литературы

14

Приложения

 

 

Введение

На сегодняшний день вопрос  создания предметно-развивающей среды в ДОУ является наиболее актуальным. Это связано с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГТ программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

 Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому воспитатели и педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

 Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова).

 Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого при этом заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Л. Д. Короткова, Н. Я. Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы (М.Н. Полякова).

Среда развития детства – это те условия, в которых протекает жизнь ребенка в дошкольном учреждении, т.е. это пространство его жизнедеятельности. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка. На сегодняшний день вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ является наиболее актуальным. Ведь практически каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, которая будет стимулировать развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста?

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезает стремление узнавать новое, появляется апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Но перед работниками дошкольных образовательных учреждений встает проблема, которая заключается в том, чтобы правильно построить  предметную среду с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы развивающая среда эстетично выглядела и была направлена на развитие самостоятельной деятельности воспитанников ДОУ.

Поэтому целью моей работы является изучение путей реализации проектирования предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Достичь  поставленной цели мы сможем лишь при решении следующих задач:

1. Выполнить анализ литературных источников по проблеме предметно-развивающей среды.

2. Выявить особенности и принципы организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

3. Изучить особенности самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста

4. Рассмотреть проектирование предметно - развивающей среды в ДОУ для самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

  1. Значение предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Одним из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды. Однако, Т. Н. Дроновой и Н. А. Коротковой был выделен ряд недостатков в организации предметной среды современных ДОУ. Это и приоритет «девчоночьих» игрушек, и повышенное внимание к образовательной деятельности, зачастую в ущерб другим видам деятельности детей. Как подчеркивает В. А. Петровский и др., «недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его». Особенно страдает оснащение свободной самостоятельной деятельности детей.

Впервые проблема построения развивающей среды была поставлена С.Л. Новосёловой на конференции «Педагогика и творчество». По ее мнению, «Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств».

Большинство ученых, занимающихся изучением проблемы среды, единодушны во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса, повышение развивающего его эффекта во многом зависит от организации предметно-развивающей среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.

В свою очередь, В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. в своей работе «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» предлагают придерживаться следующих принципов построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

  • принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», установления оптимального контакта с детьми;
  • принцип активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
  • принцип стабильности – динамичности, т.е. создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования, т.е. возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды, т.е. в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво;
  • принцип открытости — закрытости, т.е. готовность среды к изменению, корректировке, развитию;
  • принцип учета половых и возрастных различий детей, т.е. возможность мальчиков и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Авторы предлагают и возможные пути реализации данных принципов в ходе организации среды в ДОУ.

Они считают, что особенности предметно-пространственной среды определяются не только общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию, но и спецификой личностно ориентированной модели, в контексте которой она реализуется.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций:

  • Организующая функция, т.е. предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;

- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);

- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

  • Воспитательная функция, т.е. наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
  • Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находится в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн).

В исследованиях Т. Гуськовой, Н. Ермак говорится о том, что самостоятельность – это качество, влияющее на поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности, к четырем годам – затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло.

         Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.

Игровую деятельность детей среднего дошкольного возраста отличают ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради их самих, а ради смысла игры. Задачей воспитателя в этот период является побуждение детей к самостоятельному планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощён в игре. В этом возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать самостоятельную познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

Замечено, что дети средней группы любят обозначать свою игровую территорию. Вследствие этого предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микро-пространств, позволяющих избежать скучности детей. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Усиливающаяся познавательная активность у детей 4-5 лет требует создание в группе уголка познания, сенсорного центра, то есть дать детям возможность самостоятельно познавать и исследовать.

Двигательная сфера ребёнка среднего дошкольного возраста характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, развиваются координация движений и ловкость. Игры, пособия, мебель следует размещать так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать столкновения путей передвижения.   То есть, в группе должна быть создана такая предметно – пространственная развивающая среда, которая может вариативно использоваться детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы), удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель.

     Педагог должен проявлять методы как прямого, так и косвенного воздействия, стараясь дать детям больше самостоятельности.

Е. О. Смирнова выделяет следующие виды самостоятельной деятельности детей в ДОУ:

1. Игровая деятельность: режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами;

2. Продуктивная деятельность: конструирование, изобразительная деятельность, составление картинок, ремесло;

Под самостоятельной деятельностью мы будем понимать свободную деятельность детей в условиях созданной взрослыми предметно-развивающей среды. Данная среда должна быть сконструирована таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку выбор интересной для него деятельности, стимулировать его активное взаимодействие со средой (как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми). При этом полагается, что ребенок - активный субъект, вступающий во взаимодействие с миром.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДОУ.

Правильно созданная предметно - развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также способствует развитию самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста.

 

 

2. Проектирование предметно - развивающей среды в ДОУ для самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста

В настоящее время главной педагогической задачей в дошкольном образовательном учреждении является создание условий для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, которые отражаются в предметно-развивающей среде. При этом для создания предметно-развивающей среды нужно придерживаться определенных программных требований, особенностей психофизического развития детей определенного возраста, материальных и архитектурно-пространственных условий и общих принципов построения предметно-пространственной среды. Несмотря на то, что существуют общие требования к предметно-развивающей среде, условия каждого ДОУ отличаются своеобразием.

Горшкова А. А. в своей работе «Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» предлагает нашему вниманию результат проектирования предметно-развивающей среды в условиях реализации основной общеобразовательной программы ДОУ [10;с.76], который представлен в таблице 1:

Таблица 1 - Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации основной общеобразовательной программы ДОУ

Направления развития

Образовательная область

Вид детской деятельности

Часть группового помещения

Центр активности

Предметный комплекс

Перечень игрового и дидактического оборудования

Оснащение (дополнитель-ное оборудование)

Социально – личностное

Безопасность

Труд

Социализация

Игровая

Трудовая

Спокойная зона

Уголок безопасности (ПБ, ПДД, ЗОЖ)

Уголок природы или зона начального экологическоо воспитания

Домотека

«Жилая комната» (социальный институт)

Материалы и оборудование для игровой деятельности

Пожарный щит

Макет микрорайона, перекрестка

Комнатные растения

Календарь природы

Фотоальбомы

Семейный архив

Познавательно-речевое

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

чтение

Рабочая зона

Зона познавательного, умственного развития

Книжный уголок

«Лаборатория жизни» (академия исследования)

Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности

Развивающие игры

Репродукции картин

Познавательная литература (энциклопедии)

Детская художественная литература

Иллюстрации детских художников

Художественно-эстетическое

Художественное творчество

Музыка

Продуктивная

Музыкально- художественная

Уголок изодеятельности

Творческая масерская» (художественный салон)

Материалы и оборудование для продуктивной деятельности

Мольберт

Изделия художественных промыслов

Театральная ширма

Физическое

Физическая культура

Здоровье

Двигательная

Активная зона

Театральный уголок

Спортивный уголок

«Мини-стадион» (спортплощадка)

Материалы и оборудование для двигательной деятельности

Нестандартное  физкультурное оборудование

Ростомер

Тренажеры

 

По ее мнению, «самое главное заключается в том, что предметная среда не должна быть самоцелью, «для красоты», вне детской деятельности. Это открытая живая система, постоянно меняющаяся, всегда содержащая элементы новизны».

Концепция построения предметно-развивающей среды, предложенная Петровским В.А. и др., требует представления каждому ребёнку права самостоятельного выбора деятельности, что открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Создавая предметно-развивающую среду в группах нашего ДОУ, мы опирались на принципы, изложенные Петровским В. А. и его единомышленниками. В группах созданы условия для взаимодействия детей друг с другом и уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы постарались обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную, самостоятельную и иную активность детей.

 Идея создания предметно-развивающей среды в ДОУ постоянно преобразовывается, не стоит на одном месте. Нынешний вариант также не считается окончательным. Рассмотрим предметно-пространственную развивающую среду на примере средней группы ДОУ.

Группу условно можно поделить на зоны:

  • Зона спокойной деятельности детей: в данной зоне располагается 2 кресла, библиотека, стол для настольных игр, который является условной границей зоны.
  • Зона активной деятельности детей: за счет раздвижных кроватей в спальне группы образуется открытое свободное пространство, которое используется детьми для активной самостоятельной деятельности. Здесь можно создавать постройки, играть в подвижные игры, устраивать соревнования, разыгрывать театр.
  • Зона образовательной и творческой деятельности, экспериментирования: это столы, демонстрационная доска, стол для ИЗО деятельности, стол для наблюдений с микроскопом, убранным в футляр, и лупами.

Расположение зон должно способствовать плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом соседствует с зоной сюжетных игр (Приложение 1). Каждая зона по необходимости или по желанию может изменяться за счет соседней, поэтому мебель и атрибуты для игр в группе мобильны, легко перемещаются, чтобы эффективнее использовать пространство. Иногда почти все дети хотят играть в одну игру или заниматься какой-то одной деятельностью, и тогда зону для этого можно без проблем увеличить. В группе легкие стеллажи с контейнерами, которые можно выдвигать и переносить в нужное место. Так же в группе легкий стол для настольных игр, ширма для театра и сюжетно-ролевых игр.

В группе используется принцип открытости – закрытости. Почти все игрушки и атрибуты в группе убраны в закрытые контейнеры (Приложение 2), так как замечено, что выставленные на полках игрушки и созданные игровые ситуации надоедают детям, рассеивают их внимание, затрудняют выбор чего-то определенного и мешают проявлению самостоятельности в выборе той или иной игры. А когда все закрыто, возникает невольное желание открыть контейнеры и выбрать то, во что хочется поиграть. Дети сами создают игровую ситуацию, развивая свои творческие способности, активность, самостоятельность. После игры дети убирают игрушки в контейнеры, которые легко вставляются в стеллажи. В результате экономится время на приведение группы в порядок.

Открытость группы проявляется в том, что ежедневно для родителей  воспитанников вывешиваются и выставляются результаты продуктивной деятельности детей: рисунки, поделки (Приложение 3). Раз в неделю (обычно это происходит в конце недели) в группе проводятся выставки по темам.

В отдельном месте хранятся папки с детскими рисунками, альбомы с групповыми и семейными фотографиями. Воспитатели время от времени рассматривают их вместе с детьми.

Учитывая принцип половых и возрастных различий детей, в группе создан центр сюжетно-ролевых игр: «Салон красоты» (Приложение 4)и «Стройка загородного поселка» (Приложение 5). Проживая игровые ситуации в этих играх, мальчики могут почувствовать себя настоящими мужчинами, которые строят дом для всей семьи. Девочки же, разыгрывая ситуацию «Салон красоты», смогут почувствовать себя настоящей маленькой леди, которая учится ухаживать за собой.

Игрушки  для сюжетно-ролевых игр должны, с одной стороны, побуждать ребят к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов; с другой, – среди них должны появляться новые, для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов. Наряду с игрушками для сюжетной игры, детям предоставляется неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображения детей.

Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у ребят свободы, самостоятельности, инициативности, творческого воображения.

Рассматривая принцип активности, самостоятельности и творчества, мы создали в нашей группе «рисовальную стену», состоящую из квадратного шерстяного полотна (по типу фланелеграфа), на котором дети изображают различные рисунки с помощью съемных элементов изображения (на липучке). (Приложение 6).

 Гигиенические комнаты группы используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей - взрослой» жизни (мытье игрушек, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой). (Приложение 7).

Учитывая принцип эмоциональности среды и индивидуальной комфортности, в группе созданы оптимальные условия: у каждого ребенка есть личное пространство (кроватка со стульчиком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ребенку, фотографии его семьи и т.д.). Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место для каждого ребенка независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т.д.

Предметно - развивающая среда группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. В группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог занять удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Преимущество созданной в группе среднего возраста среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

 

Заключение

Проделанная нами работа позволяет  сделать вывод о том, что проблема проектирования предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста начала рассматриваться более глубоко и детально сравнительно недавно, но даже при этом, на сегодняшний день, эта проблема актуальна и активно изучается с точки зрения, как психологии, так и педагогики.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
  4. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной  деятельности.
  5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
  6. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  7. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

 Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

                Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Список литературы:

  1. Витчинкина Т. А. Проект предметно – развивающей среды в группе раннего возраста [Текст] / Т. А. Витчинкина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 12. – с. 30 – 34.
  2. Галкина О. В. Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды [Текст] / О. В. Галкина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 11.  – с. 30 – 35.
  3. Ибрагимова А. З. Проект создания предметно – развивающей среды «Маленькая страна чудес» [Текст] / А. З. Ибрагимова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 8. – с. 24 - 31.
  4. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский [и др.]. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с.
  5. Пуларгина, О. П. Особенности построения предметно – развивающей среды в старшей группе [Текст] / О. П. Пуларгина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 7. – с. 30 – 35.
  6. Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4. – С. 18-24.
  7. Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Введение. Часть первая: Типология развивающих материалов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – № 1. – С. 5.
  8. Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Часть вторая: Методика диагностики предметно-развивающей среды [Текст] / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – № 3. – С. 5.
  9. Ушакова, О. А. Среда как средство социализации личности дошкольника [Текст] / О. А. Ушакова [и др.] // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 1. – с. 50 – 53.
  10. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] : рабочая тетрадь / под ред. М. Б. Федорцевой. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2012. – 128 с. – (Федеральные государственные требования в сфере дошкольного образования).
  11. Чернышевский Н. Г. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] : учеб. – метод. пособие / Н. Г. Чернышевский, Е. А. Лобанова. – Электрон. дан. – Балашов, 2005. – 6 с. – Режим доступа : http://do.gendocs.ru/docs/index-98146.html - 15.03.2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_razrabotka.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая разработка

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Содержание

Введение

3

1. Значение предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста

5

2. Проектирование предметно - развивающей среды в ДОУ для самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста

9

Заключение

13

Список литературы

14

Приложения

Введение

На сегодняшний день вопрос  создания предметно-развивающей среды в ДОУ является наиболее актуальным. Это связано с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГТ программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

 Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому воспитатели и педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

 Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова).

 Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого при этом заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Л. Д. Короткова, Н. Я. Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы (М.Н. Полякова).

Среда развития детства – это те условия, в которых протекает жизнь ребенка в дошкольном учреждении, т.е. это пространство его жизнедеятельности. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка. На сегодняшний день вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ является наиболее актуальным. Ведь практически каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, которая будет стимулировать развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста?

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезает стремление узнавать новое, появляется апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Но перед работниками дошкольных образовательных учреждений встает проблема, которая заключается в том, чтобы правильно построить  предметную среду с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы развивающая среда эстетично выглядела и была направлена на развитие самостоятельной деятельности воспитанников ДОУ.

Поэтому целью моей работы является изучение путей реализации проектирования предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Достичь  поставленной цели мы сможем лишь при решении следующих задач:

1. Выполнить анализ литературных источников по проблеме предметно-развивающей среды.

2. Выявить особенности и принципы организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

3. Изучить особенности самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста

4. Рассмотреть проектирование предметно - развивающей среды в ДОУ для самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

  1. Значение предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Одним из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды. Однако, Т. Н. Дроновой и Н. А. Коротковой был выделен ряд недостатков в организации предметной среды современных ДОУ. Это и приоритет «девчоночьих» игрушек, и повышенное внимание к образовательной деятельности, зачастую в ущерб другим видам деятельности детей. Как подчеркивает В. А. Петровский и др., «недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его». Особенно страдает оснащение свободной самостоятельной деятельности детей.

Впервые проблема построения развивающей среды была поставлена С.Л. Новосёловой на конференции «Педагогика и творчество». По ее мнению, «Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств».

Большинство ученых, занимающихся изучением проблемы среды, единодушны во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса, повышение развивающего его эффекта во многом зависит от организации предметно-развивающей среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.

В свою очередь, В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. в своей работе «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» предлагают придерживаться следующих принципов построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

  • принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», установления оптимального контакта с детьми;
  • принцип активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
  • принцип стабильности – динамичности, т.е. создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования, т.е. возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды, т.е. в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво;
  • принцип открытости — закрытости, т.е. готовность среды к изменению, корректировке, развитию;
  • принцип учета половых и возрастных различий детей, т.е. возможность мальчиков и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Авторы предлагают и возможные пути реализации данных принципов в ходе организации среды в ДОУ.

Они считают, что особенности предметно-пространственной среды определяются не только общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию, но и спецификой личностно ориентированной модели, в контексте которой она реализуется.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций:

  • Организующая функция, т.е. предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;

- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);

- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

  • Воспитательная функция, т.е. наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
  • Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находится в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн).

В исследованиях Т. Гуськовой, Н. Ермак говорится о том, что самостоятельность – это качество, влияющее на поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности, к четырем годам – затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло.

         Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.

Игровую деятельность детей среднего дошкольного возраста отличают ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради их самих, а ради смысла игры. Задачей воспитателя в этот период является побуждение детей к самостоятельному планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощён в игре. В этом возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать самостоятельную познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

Замечено, что дети средней группы любят обозначать свою игровую территорию. Вследствие этого предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микро-пространств, позволяющих избежать скучности детей. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Усиливающаяся познавательная активность у детей 4-5 лет требует создание в группе уголка познания, сенсорного центра, то есть дать детям возможность самостоятельно познавать и исследовать.

Двигательная сфера ребёнка среднего дошкольного возраста характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, развиваются координация движений и ловкость. Игры, пособия, мебель следует размещать так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать столкновения путей передвижения.   То есть, в группе должна быть создана такая предметно – пространственная развивающая среда, которая может вариативно использоваться детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы), удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель.

     Педагог должен проявлять методы как прямого, так и косвенного воздействия, стараясь дать детям больше самостоятельности.

Е. О. Смирнова выделяет следующие виды самостоятельной деятельности детей в ДОУ:

1. Игровая деятельность: режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами;

2. Продуктивная деятельность: конструирование, изобразительная деятельность, составление картинок, ремесло;

Под самостоятельной деятельностью мы будем понимать свободную деятельность детей в условиях созданной взрослыми предметно-развивающей среды. Данная среда должна быть сконструирована таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку выбор интересной для него деятельности, стимулировать его активное взаимодействие со средой (как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми). При этом полагается, что ребенок - активный субъект, вступающий во взаимодействие с миром.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДОУ.

Правильно созданная предметно - развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также способствует развитию самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. Проектирование предметно - развивающей среды в ДОУ для самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста

В настоящее время главной педагогической задачей в дошкольном образовательном учреждении является создание условий для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, которые отражаются в предметно-развивающей среде. При этом для создания предметно-развивающей среды нужно придерживаться определенных программных требований, особенностей психофизического развития детей определенного возраста, материальных и архитектурно-пространственных условий и общих принципов построения предметно-пространственной среды. Несмотря на то, что существуют общие требования к предметно-развивающей среде, условия каждого ДОУ отличаются своеобразием.

Горшкова А. А. в своей работе «Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» предлагает нашему вниманию результат проектирования предметно-развивающей среды в условиях реализации основной общеобразовательной программы ДОУ [10;с.76], который представлен в таблице 1:

Таблица 1 - Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации основной общеобразовательной программы ДОУ

Направления развития

Образовательная область

Вид детской деятельности

Часть группового помещения

Центр активности

Предметный комплекс

Перечень игрового и дидактического оборудования

Оснащение (дополнитель-ное оборудование)

Социально – личностное

Безопасность

Труд

Социализация

Игровая

Трудовая

Спокойная зона

Уголок безопасности (ПБ, ПДД, ЗОЖ)

Уголок природы или зона начального экологическоо воспитания

Домотека

«Жилая комната» (социальный институт)

Материалы и оборудование для игровой деятельности

Пожарный щит

Макет микрорайона, перекрестка

Комнатные растения

Календарь природы

Фотоальбомы

Семейный архив

Познавательно-речевое

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

чтение

Рабочая зона

Зона познавательного, умственного развития

Книжный уголок

«Лаборатория жизни» (академия исследования)

Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности

Развивающие игры

Репродукции картин

Познавательная литература (энциклопедии)

Детская художественная литература

Иллюстрации детских художников

Художественно-эстетическое

Художественное творчество

Музыка

Продуктивная

Музыкально- художественная

Уголок изодеятельности

Творческая масерская» (художественный салон)

Материалы и оборудование для продуктивной деятельности

Мольберт

Изделия художественных промыслов

Театральная ширма

Физическое

Физическая культура

Здоровье

Двигательная

Активная зона

Театральный уголок

Спортивный уголок

«Мини-стадион» (спортплощадка)

Материалы и оборудование для двигательной деятельности

Нестандартное  физкультурное оборудование

Ростомер

Тренажеры

По ее мнению, «самое главное заключается в том, что предметная среда не должна быть самоцелью, «для красоты», вне детской деятельности. Это открытая живая система, постоянно меняющаяся, всегда содержащая элементы новизны».

Концепция построения предметно-развивающей среды, предложенная Петровским В.А. и др., требует представления каждому ребёнку права самостоятельного выбора деятельности, что открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Создавая предметно-развивающую среду в группах нашего ДОУ, мы опирались на принципы, изложенные Петровским В. А. и его единомышленниками. В группах созданы условия для взаимодействия детей друг с другом и уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы постарались обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную, самостоятельную и иную активность детей.

 Идея создания предметно-развивающей среды в ДОУ постоянно преобразовывается, не стоит на одном месте. Нынешний вариант также не считается окончательным. Рассмотрим предметно-пространственную развивающую среду на примере средней группы ДОУ.

Группу условно можно поделить на зоны:

  • Зона спокойной деятельности детей: в данной зоне располагается 2 кресла, библиотека, стол для настольных игр, который является условной границей зоны.
  • Зона активной деятельности детей: за счет раздвижных кроватей в спальне группы образуется открытое свободное пространство, которое используется детьми для активной самостоятельной деятельности. Здесь можно создавать постройки, играть в подвижные игры, устраивать соревнования, разыгрывать театр.
  • Зона образовательной и творческой деятельности, экспериментирования: это столы, демонстрационная доска, стол для ИЗО деятельности, стол для наблюдений с микроскопом, убранным в футляр, и лупами.

Расположение зон должно способствовать плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом соседствует с зоной сюжетных игр (Приложение 1). Каждая зона по необходимости или по желанию может изменяться за счет соседней, поэтому мебель и атрибуты для игр в группе мобильны, легко перемещаются, чтобы эффективнее использовать пространство. Иногда почти все дети хотят играть в одну игру или заниматься какой-то одной деятельностью, и тогда зону для этого можно без проблем увеличить. В группе легкие стеллажи с контейнерами, которые можно выдвигать и переносить в нужное место. Так же в группе легкий стол для настольных игр, ширма для театра и сюжетно-ролевых игр.

В группе используется принцип открытости – закрытости. Почти все игрушки и атрибуты в группе убраны в закрытые контейнеры (Приложение 2), так как замечено, что выставленные на полках игрушки и созданные игровые ситуации надоедают детям, рассеивают их внимание, затрудняют выбор чего-то определенного и мешают проявлению самостоятельности в выборе той или иной игры. А когда все закрыто, возникает невольное желание открыть контейнеры и выбрать то, во что хочется поиграть. Дети сами создают игровую ситуацию, развивая свои творческие способности, активность, самостоятельность. После игры дети убирают игрушки в контейнеры, которые легко вставляются в стеллажи. В результате экономится время на приведение группы в порядок.

Открытость группы проявляется в том, что ежедневно для родителей  воспитанников вывешиваются и выставляются результаты продуктивной деятельности детей: рисунки, поделки (Приложение 3). Раз в неделю (обычно это происходит в конце недели) в группе проводятся выставки по темам.

В отдельном месте хранятся папки с детскими рисунками, альбомы с групповыми и семейными фотографиями. Воспитатели время от времени рассматривают их вместе с детьми.

Учитывая принцип половых и возрастных различий детей, в группе создан центр сюжетно-ролевых игр: «Салон красоты» (Приложение 4)и «Стройка загородного поселка» (Приложение 5). Проживая игровые ситуации в этих играх, мальчики могут почувствовать себя настоящими мужчинами, которые строят дом для всей семьи. Девочки же, разыгрывая ситуацию «Салон красоты», смогут почувствовать себя настоящей маленькой леди, которая учится ухаживать за собой.

Игрушки  для сюжетно-ролевых игр должны, с одной стороны, побуждать ребят к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов; с другой, – среди них должны появляться новые, для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов. Наряду с игрушками для сюжетной игры, детям предоставляется неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображения детей.

Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у ребят свободы, самостоятельности, инициативности, творческого воображения.

Рассматривая принцип активности, самостоятельности и творчества, мы создали в нашей группе «рисовальную стену», состоящую из квадратного шерстяного полотна (по типу фланелеграфа), на котором дети изображают различные рисунки с помощью съемных элементов изображения (на липучке). (Приложение 6).

 Гигиенические комнаты группы используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей - взрослой» жизни (мытье игрушек, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой). (Приложение 7).

Учитывая принцип эмоциональности среды и индивидуальной комфортности, в группе созданы оптимальные условия: у каждого ребенка есть личное пространство (кроватка со стульчиком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ребенку, фотографии его семьи и т.д.). Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место для каждого ребенка независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т.д.

Предметно - развивающая среда группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. В группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог занять удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Преимущество созданной в группе среднего возраста среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

Заключение

Проделанная нами работа позволяет  сделать вывод о том, что проблема проектирования предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста начала рассматриваться более глубоко и детально сравнительно недавно, но даже при этом, на сегодняшний день, эта проблема актуальна и активно изучается с точки зрения, как психологии, так и педагогики.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
  4. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной  деятельности.
  5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
  6. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  7. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

 Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

                Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Список литературы:

  1. Витчинкина Т. А. Проект предметно – развивающей среды в группе раннего возраста [Текст] / Т. А. Витчинкина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 12. – с. 30 – 34.
  2. Галкина О. В. Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды [Текст] / О. В. Галкина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 11.  – с. 30 – 35.
  3. Ибрагимова А. З. Проект создания предметно – развивающей среды «Маленькая страна чудес» [Текст] / А. З. Ибрагимова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 8. – с. 24 - 31.
  4. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский [и др.]. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с.
  5. Пуларгина, О. П. Особенности построения предметно – развивающей среды в старшей группе [Текст] / О. П. Пуларгина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 7. – с. 30 – 35.
  6. Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4. – С. 18-24.
  7. Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Введение. Часть первая: Типология развивающих материалов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – № 1. – С. 5.
  8. Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Часть вторая: Методика диагностики предметно-развивающей среды [Текст] / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – № 3. – С. 5.
  9. Ушакова, О. А. Среда как средство социализации личности дошкольника [Текст] / О. А. Ушакова [и др.] // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 1. – с. 50 – 53.
  10. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] : рабочая тетрадь / под ред. М. Б. Федорцевой. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2012. – 128 с. – (Федеральные государственные требования в сфере дошкольного образования).
  11. Чернышевский Н. Г. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] : учеб. – метод. пособие / Н. Г. Чернышевский, Е. А. Лобанова. – Электрон. дан. – Балашов, 2005. – 6 с. – Режим доступа : http://do.gendocs.ru/docs/index-98146.html - 15.03.2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП

Презентация для воспитателей-тематическое планирование для самостоятельной деятельности детей....

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5

Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему:Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5 «Сказка».«Ве...

Творческая разработка "Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей-дошкольников"

Содержание Введение …………………………………………………………………………..31.      Значение предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности старших дошкольников…………………………………….……...

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста...

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей с учетом требований ФГТ с целью социализации дошкольников.

Предметно-развивающая среда группового помещения – неотъемлемая часть целостной образовательной среды...