роль прогулки в экологическом воспитании детей
статья по теме

полосуева олеся сергеевна

В статье описана роль проуглки в эколоигчесокм воспитании ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка играет ведущую роль в развитии, образовании, оздоровлении маленького ребенка. В зависимости от вида прогулки, а она может быть типовая, смешанная, в виде экскурсии или похода, воспитатель определяет следующие задачи:

  • Развивать речь детей;
  • Расширять кругозор детей;
  • Учить дошкольников использовать полученные знания и умения в играх, рисовании и т.д.;
  • Развивать творческую фантазию и воображение;
  • Развивать память, внимание, мышление дошкольников;
  • Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы;
  • Воспитывать умение внимательно слушать и слышать;
  • Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней;
  • Воспитывать у детей настойчивость в достижении поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр;
  • Совершенствовать основные виды движений.
  • Большое внимание воспитатели уделяют развитию речи детей, так как именно речь, является условием успешного социального и интеллектуального развития ребёнка.
  • Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности. Эффективность реализации предложенных для детей прогулок напрямую зависит от внимания педагога к речи детей, его умения грамотно выстроить педагогический процесс, направленный на освоение родного языка.
  • Необходимо отметить роль игры во время прогулки, так как именно она является основной деятельностью детей дошкольного возраста.
  • При проведении игры необходимо учитывать особенности поведения детей. Она не является самоцелью, а лишь средством воздействия на ребёнка, звеном в общей системе воспитания. Главное - это научить детей играть активно и целенаправленно, а в более старшем возрасте – самостоятельно.
  • Важно заранее подготовить условия для игры. С детьми младшего возраста ведущая роль в игре принадлежит взрослому: он организатор игры, осуществляет косвенный контроль, ведь без внимания взрослого дети пока обойтись в игре не могут, может понадобиться помощь в объяснении правил, в случае необходимости, улаживать конфликт, помогать разобраться в каких-либо сложных игровых ситуациях и т.д.
  • Опыт показывает, что практически любая игра, проводимая на открытом воздухе, многофункциональна и многоцелевая.
  • Во-первых, место для игры в рамках прогулки может быть самое разнообразное. Она может быть использована как непосредственная образовательная деятельность, а также как отдых.
  • Во-вторых, цели, которые можно решать с помощью конкретной игры, разнообразны и зависят от направленности непосредственной образовательной деятельности и поставленных педагогом задач.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

       В своей работе с детьми я использую следующие методы и формы ознакомления дошкольников с природой – наглядные (наблюдения), практические (подвижные игры, дидактические игры, словесные игры), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты, экскурсии, прогулки, работа в уголке природе.

Ведь во время прогулок, экскурсий дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, а видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и охранять.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовали следующие оборудования: ящик с песком,  совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовали опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирали разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. С нашими детьми мы старались
организовывать интересные экскурсии: "Прогулка по весеннему лесу", "Золотой луг", " Зимняя сказка ". Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических чувств.

Воспитание ребенка через общение с природой - одна из главных задач экологического воспитания. Именно во время прогулок и экскурсий, через прикосновение к живому окружающему нас миру наши дети учатся наблюдать, постигать тайны, ориентироваться во времени и пространстве, появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять.

Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед воспитателем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую дошкольникам красоту природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В статье расмотрены вопросы использования экологических игр в учебно-воспитательном процессе....

Роль труда в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В статье говорится о том, что в процессе труда ребенок име­ет возможность понять некото­рые элементы морфологичес­кой и функциональной струк­туры экосистемы и научиться прогнозировать последствия свое...

"Роль игры в экологическом воспитании детей"

Консультация для родителей " Роль игры в экологическом воспитании детей"...

Роль семьи в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена способам формирования и закрепления представлений детей о растениях, а также способам сенсорного развития воспитанников...

Презентация по теме "Роль музыки в экологическом воспитании детей"

Презентация по теме "Роль музыки в экологическом воспитании детей"...