Консультация «Если Вас охватил стресс: бежать от него или управлять им?»
консультация на тему

Чапалова Татьяна Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_vas_okhvatil_stress.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Если Вас охватил стресс:

бежать от него или управлять им?»

Давно замечено: многие болезни возникают от негативных эмоций. Люди, счастливые в личной жизни, меньше болеют, даже простудой.

Стресс может возникнуть как из - за внешних факторов (поджимают сроки, недостаток времени, конфликты, шум и др.), так и из-за внутренних (беспомощность - человек считает, что ситуацию невозможно изменить, и даже не пытается это сделать). Отрицательно влияет и чрезмерно негативная оценка ситуации, постоянное ожидание самого худшего, «черно – белое мышление со словами «всегда», «все», «никогда», «никто», завышенные требования к себе. Однако и позитивные события (свадьба, рождение первого ребенка, покупка нового автомобиля) также могут вызвать стресс. Подобные ситуации на профессиональном языке называют эустресс (позитивный стресс). Однако все же чаще имеет место негативно обусловленный стресс - дистресс. Разумеется, он нежелателен, но заметим: необходим, потому что стимулирует тело и дух. Для работы важен определенный уровень стресса. Только в этом случае человек бодр и внимателен.  Поэтому, чтобы избежать стресса, следует научиться справляться с ним.

Проявления стресса разнообразны и зачастую носят индивидуальный характер,   однако большая часть реакций довольно однотипна.   Ученые   (Т.В.   Форманюк, Ю.В. Щербатых) выделяют четыре группы симптомов стресса: интеллектуальные, поведенческие, эмоциональные и физиологические.

Интеллектуальные признаки стресса: преобладание негативных мыслей, трудность сосредоточения, ухудшение показателей памяти, постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы, повышенная отвлекаемость, трудность принятия решений, поспешные и необоснованные решения, частые ошибки, нарушение логики, желание переложить ответственность на другого, уменьшение возможных вариантов действия, сужение поля зрения.

Поведенческие признаки стресса: потеря аппетита или переедание, возрастание ошибок при выполнении привычных действий, быстрая или, наоборот, замедленная речь, дрожание голоса, хроническая нехватка времени, уменьшение времени на общение с близкими, конфликтное поведение, увеличение конфликтных ситуаций на работе, низкая продуктивность деятельности, нарушение сна или бессонница, потеря внимания к своему внешнему виду, курение или употребление алкоголя.

Эмоциональные признаки стресса: беспокойство, повышенная тревожность, мрачное настроение, подозрительность, раздражительность, уменьшение уверенности в себе, уменьшение удовлетворенности жизнью, эмоциональное равнодушие, неуместный юмор, потеря интереса к жизни, недовольство собой и своей работой, ощущение постоянной тоски, депрессия, чувство одиночества.

Физиологические признаки стресса: боли в разных частях тела, повышение или понижение артериального давления, учащенный или неритмичный пульс, нарушение свободы дыхания, нарушение процессов пищеварения, ощущение напряжения в мышцах, повышенная потливость, повышенная утомляемость, судороги, быстрое увеличение или потеря веса тела, частые недомогания, снижение иммунитета.

С вредным стрессом нужно бороться. Но для начала необходимо научиться обнаруживать первые признаки этого явления, чтобы вовремя принять соответствующие меры.

Установлено: хронический стресс относительно малой интенсивности для здоровья человека опаснее, чем сильный, но непродолжительный (Ю.В. Щербатых). Связано это с двумя причинами: биохимической (при длительном напряжении постоянно возникает истощение запасов антистрессовых гормонов) и чисто психологической (если человек долго не может справиться с источником своих неприятностей, у него возникает чувство бессилия перед ситуацией и ощущение безнадежности положения, что усугубляет тяжесть стресса). Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей, определяющих успех любого вида деятельности. Сегодня врачи не сомневаются: нервная система, так же как и мышцы, поддается тренировке. Психика для человека - такой же инструмент, как для музыканта скрипка, для художника -кисть. Пришло время осваивать науку властвовать собой.

Педагогическая профессия предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности педагога. Это «работа сердца и нервов», где требуется, как справедливо заметил В.А. Сухомлинский, буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил. Если мы хотим, чтобы наш организм нормально функционировал, чтобы нас не покидали приподнятое настроение, чувство душевного комфорта, необходимо научиться регулировать собственное эмоциональное состояние, формировать прочные навыки управления своим самочувствием и настроением.

В настоящее время широко распространен термин «эмоциональное выгорание». Современные исследователи (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк и др.) эмоциональное выгорание рассматривают как специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми: педагогов, врачей, психологов, работников торговли и др. Представители данных профессий подвержены постепенному эмоциональному утомлению и опустошению - синдрому эмоционального выгорания. Возникает этот синдром как следствие профессиональных стрессов, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению ситуации превышены. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные физические силы человека, ухудшается здоровье.

В последнее время наряду с понятием «эмоциональное выгорание» все большее внимание получает термин «психическое выгорание» (Л.М. Митина, В.Е. Орёл), под которым понимают ответную реакцию на продолжительные стрессы. Это механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Психическое выгорание включает в себя три основные составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию, редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение проявляется в ощущении эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, усталости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Происходит потеря интереса к работе, человек не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением негативного отношения к людям, с  которыми работает специалист. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. Сдерживаемое раздражение со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

  Редукция профессиональных достижений говорит о возникновении у человека чувства некомпетентности в своей сфере, об осознании неуспеха в ней. Проявляется это в недовольстве собой, негативном отношении к себе как к личности и профессионалу.

Психическое выгорание характеризуется рядом признаков: это изменения в поведении (специалист утрачивает творческие подходы к решению проблемы, часто смотрит на часы, опаздывает на работу, уединяется и избегает коллег), в чувствах (Iплохое настроение, отстраненность, «уход в себя», повышенная раздражительность, чувство вины), в мышлении (неспособность концентрировать внимание, сомнения в правильности принятия решения, безразличие к результатам), нарушенное здоровье (плохой сон, головные боли, усталость).

Выгорание - динамический процесс, возникающий поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса. Ученые выявляют три стадии его развития:

нервное   (тревожное)   напряжение (легкая форма), которое создают психо-эмоциональная атмосфера, повышенная ответственность, проблемный контингент;
   •  
резистенция, т.е. сопротивление (затяжная форма), когда человек пытается
более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

истощение (хроническая форма) т.е.снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова).

Соответственно каждому этапу возникают отдельные признаки, или симптомы нарастающего выгорания. Так, у человека, подверженного выгоранию первой степени, признаки процесса умеренны, недолги  и случайны. Он может испытывать недовольство собой, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Симптомы проявляются в легкой форме, например в сверхзаботе о себе.

На второй стадии выгорания симптомы более регулярны,  носят затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Первый признак перехода синдрома во вторую фазу развития - потеря способности улавливать разницу между принципиально различающимися явлениями: экономичное проявление эмоций (легкая улыбка, мягкий, спокойный тон речи, отсутствие категоричности, грубости) и неадекватное эмоциональное  реагирование (эмоциональная черствость, равнодушие, холодность).

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания носят хронический характер. Попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, сомнению подвергается ценность работы, выбор профессии. Наблюдается хроническая усталость, нарушения памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания, личностные изменения. Возможно развитие тревожности, депрессии, зависимости от психоактивных веществ.

На психологическом уровне профессиональное выгорание педагога проявляется в эмоциональной и личностной отстраненности, приходит ощущение, что уже нет возможности взаимодействовать с детьми. Постепенно симптом усиливается - все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные: грубость, раздражительность, обиды. Даже мысль о профессиональной деятельности вызывает плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца.

  Если обнаружены признаки стресса или  выгорания, рекомендуется составить личный план самонаблюдения. Важно, чтобы план этот свидетельствовал о желании «возродиться», выступал в качестве той энергии, которая способна обновить человека, вывести его из состояния «потухшего горения».

Речь идет:

  • о постановке новых целей и задач для личностного роста;
  • о приобретении новых профессиональных знаний и навыков эффективного педагогического общения;
  •  о развитии лидерских умений;
  • об оптимизации режима и отдыха;
  • о переоценке себя и своих достижений;
  • о регулярном воссоздании позитивного восприятия жизни и эмоционального настроя;
  • о преобразовании «стрессового» стиля жизни  в «нестрессовый», накоплении ресурсов счастья.

Мы  можем привести множество физиологических механизмов разрядки, которые оказывают восстанавливающее действие на человека. Проявляются они внешне в плача, смеха, в желании ударить, выговориться и др. И не надо их сдерживать. Возбуждение снижается физической разрядкой, желанием выговориться. И в итоге человек может осознать свои ошибки и принять правильное решение.

 Можно дать себе и усиленную физическую нагрузку (бег на месте, 20-30 приседаний, прыжки со скакалкой) или переключиться на интересную деятельность, любимое занятие, создать новую доминанту. А если найдется место, не помешает вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает. При сильном эмоциональном возбуждении человек оценивает ситуацию неадекватно. Поэтому в острой эмоциогенной ситуации не следует принимать никаких решений. Необходимо успокоиться, а потом все обдумать.

 Для укрепления уверенности в себе и нерадостного мировосприятия как важнейших ресурсов «антистресса» полезно овладеть принципами и техниками позитивного мышления. Мысли, убеждения, внутренний диалог оказывают созидающее влияние на сценарий жизни человека. И проявляются они не только в поведении, переживаниях, но также в установке и готовности преодолевать жизненные стрессы.

Почему же «выгорают» педагоги? Традиционно факторы, способствующие развитию этого синдрома, группируются в две группы.

Первая группа включает в себя социально-психологические условия, а также особенности профессиональной деятельности. Ими являются:

•        хронически напряженная психоэмоциональная деятельность;

•        дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация труда,
расплывчатая информация, наличие шума, помехи);

  • повышенная ответственность за выполняемые функции;
  • неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.

Во второй группе факторов ведущая роль отводится личностным проявлениям педагога. Речь идет:

•        о склонности к эмоциональной ригидности: эмоциональное выгорание быстрее
возникает у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан. Например,
формирование симптомов выгорания будет происходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная чувствительность и впечатлительность могут полностью блокировать рассматриваемый
механизм психологической защиты и не позволят ему развиваться;

  • об интенсивном восприятии и переживании обстоятельств профессиональной деятельности. Заметим: явление это возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются, и
    возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты. Некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию;
  • о слабой мотивации эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Профессионал в сфере общения не считает необходимым или не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание в работе с детьми. Это стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость.

Основной причиной развития выгорания исследователи считают личностный фактор (Л.М. Митина, О.А. Прохоров, А.А. Реан). Склонность к выгоранию связана с такими личностными чертами, как высокая степень тревожности, низкая эмоциональная устойчивость, робость, подозрительность, импульсивность. Противоположные полюса этих черт, а также сердечность, доброта, гибкость поведения, независимость играют защитную роль при эмоциональном стрессе. Выгорание также свойственно зависимым, не умеющим отстоять свою точку зрения людям, не верящим в себя и свои способности. Склонны к выгоранию подозрительные, недоверчивые, ревнивые, не терпящие конкуренции люди, а также те, кто скептически относится к моральной стороне поведения окружающих.

Вот что примечательно: выгорают и умные, и обыкновенные, и благополучные, и «битые судьбой» люди. Определяющий фактор – склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Возникает вопрос: есть ли выход? Есть! Профессиональная помощь при выгорании включает различные виды психотерапии и применение лекарственных препаратов. Однако в большинстве случаев требуется не медицинская помощь, а социально – психологическая – по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Если ребенок берет чужие вещи

Ребенок берет без спроса чужие вещи. Что делать?...

Консультация "Если ребёнок кусается"

С проблемой детских укусов сталкиваются и педагоги, и родители детей младшего дошкольного возраста. Неприятно всем: укушенному и укусившему, родителям с обеих сторон и, конечно же, педаго...

Консультация "Если ребенок заикается".

Консультация для родителей....

Работа с родителями Консультации для родителей Консультация "Если ребёнка ужалила пчела"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "Если ребёнка ужалила пчела"Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых. Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще,...

Консультации для родителей Консультация "Если ребёнка ужалила пчела"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "Если ребёнка ужалила пчела"...

Тематическая групповая консультация для родителей в детском саду в период самоизоляции "Управлять эмоциями, как? Техники самоподдержки". Презентация. Психолог.

В процессе консультации совместно с участниками работаем над такими темами как:--- Чем отличаются Эмоции и Чувства;--- Учимся отслеживать свое эмоциональное состояние в ситуациях;--- Не отрицаем эмоци...