как воспитывать у детей любовь к чтению
статья на тему

Осипенко  Ирина  Петровна

статья  посвящена  некоторым  рассуждениям  и  рекомендациям ( из  опыта  работы) о  воспитании  у  детей  любви  к  книге

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vospityvat_u_detey_lyubov_k_knige.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

                        Как  воспитывать у детей  любовь  к  книге.          

                                                                               

                                                                 « Если  мы  перестанем  читать,

                                                                    мы перестанем  думать»

                                                                                                    З. Гриценко

                                                 

        У Г.Х.Андерсена есть сказка  о  волшебных калошах. Стоило только надеть их на ноги, и сразу  можно было оказаться в сказочных мирах, далеких странах. Каждый человек мечтал бы иметь такие калоши. Но никто не задумывается о том, что они существуют, ведь это книги, самая  удивительная  вещь  на  земле…

        Наверное, нет на земле ни одного человека, который бы не понимал значения  книги

 в жизни каждого из нас. Книга нас заставляет задуматься о смысле жизни, дает ответы на многие вопросы, заставляет нас плакать и смеяться, грустить и удивляться.

Социологи и психологи всего мира  утверждают, что именно  чтение  развивает  интеллект, формирует духовно зрелую и социально ценную  личность.

Что же мы имеем  на  самом деле? Дети в детском  саду элементарно не могут назвать самые известные сказки, не умеют их связно рассказывать. Они не знают писателей, жанров художественной литературы.   И это большой пробел в нашем образовании.

Всем известно, что современные  дети всё реже обращаются к художественной  литературе, чтение заменил телевизор и компьютер. Учителя жалуются на плохое владение связной речью, на то, что детям сложно писать сочинения, так как их речь обедненная, порой примитивная, они не умеют правильно выразить свои мысли словами.

По данным  ЮНЕСКО, наша  страна  занимает 41-е место по интеллектуальному развитию молодежи, тогда как в 50-е годы занимала 3-е место. Сегодня  более  30% взрослого населения не читает книг, а ведь еще совсем недавно наша страна считалась самой читающей страной в мире. Думаю, есть над чем задуматься?

 Прививать любовь к книге надо уже с раннего детства. Самыми доступными и понятными для малышей являются произведения фольклора, русские народные сказки. Ведь именно  потешки, песенки, народные игры помогают «разговорить» детей, усилить их речевую активность. К примеру, возьмем всем известную песенку

                  «Водичка, водичка, умой моё личико,

                    Чтобы глазоньки блестели,

                    Чтобы щечки краснели,

                    Чтоб смеялся роток,

                    Чтоб кусался зубок»

Можно её выучить с детьми, проговаривать каждый день, но важно  показать, какие средства выразительности здесь используются. Почему бы не спросить детей:

       - Умыла водичка ваше личико?

       - Что у деток блестит?

       - Что у деток краснеет?

       - Что смеётся? Кусается?

Мы видим, то такое обсуждение позволяет узнать, что глазки могут быть глазоньками, ротик – ротком и т.д. , то есть разнообразит словарный запас детей.

В группе  целесообразно иметь  картотеки  потешек, загадок, колыбельных песенок, скороговорок, чистоговорок, считалок и т.д., использовать  их  во  всех  режимных  моментах:  во  время  причесывания,  укладывания спать, одевания детей; если дети поссорились – мирилочки ( Ехали на лодке, кушали селедку, а селедка не годится, надо, надо помириться) помогут их помирить.

Если ежедневно  использовать в жизни детей различные  виды художественных  произведений, они их быстро запоминают и переносят в свою игровую  деятельность.

При чтении  рассказов, стихов, рассказывании сказок очень важно их последующее обсуждение и умение выразить свои впечатления в продуктивной деятельности.

Малыши ещё плохо владеют изобразительными средствами, поэтому целесообразно использовать нетрадиционные  материалы: листья деревьев, искусственные  цветы, макаронные и крупяные  изделия, бусинки и др. Темы работ  могут  быть  следующими:

- «Заборчик для петушка» (по потешке «Петушок, петушок, золотой гребешок»

- «Солнышко»  (из крупы или горошин  по сказке К.Чуковского «Краденное солнце»)

- «Лес, где жила коза с козлятками» (из листьев  по сказке «Волк и семеро козлят»)

- «Мисочки для медведей» (пластилин, искусственные цветы по сказке «Три медведя»)

- «Печенье для лисички» (тесто, штампы по сказке «Лисичка со скалочкой») и т.д.

 Использование нетрадиционных материалов  выполняет  несколько  функций:

 - развитие  моторики пальцев  рук, что очень  важно  для  развития  речевых  умений    

   детей,

 - знакомство  со свойствами и качествами  материалов,

 - развитие  художественного  вкуса,

 - и, конечно же, воспитание интереса и любви к художественным  произведениям.

 Продуктивная  деятельность  у  детей  старшего  возраста  проявляется не только  в    

 изобразительных видах деятельности, но и  в словесном  творчестве.

 При  создании  художественных  произведений  дети  уже  могут  использовать  

 различные  материалы, сочетать  разные  техники.

 А  при  создании  собственных  словесных  сочинений - эпитеты, сравнения,  

 прилагательные  и  другие  речевые формы. Развитию речевых навыков способствуют  

 дидактические речевые игры, типа: «Какой? Какая?», «Скажи по другому», «Придумай  

 рифму» и т.д.

В  старшем  возрасте  можно использовать такие формы словесного творчества, как:

 - сочинение  рассказов  по  стихам

 - сочинение  сказок по типу русских народных сказок;

 - сочинение рассказов по пословицам;

 - придумывание загадок, колыбельных, стихов

Оформлять  сочиненные  детьми  произведения целесообразно  в  форме  книг или  журналов, это помогает  поддерживать устойчивый  интерес  к  такой  работе, так как книгу можно просмотреть, взять домой на время, чтобы показать родным.

Также  в этом  возрасте  дети  должны  знать  фамилии  некоторых  писателей и поэтов,  узнавать  их  произведения,  различать  жанры  литературы (стихи, сказки, рассказы и т.д.).

Для  того, чтобы  дети  лучше  запомнили  произведения  конкретного  писателя, предлагаю знакомить в течение  определенного  времени  с  одним  автором, например, в течении  недели или месяца (как позволяет время)  каждый  день  читать  сказки  Андерсена, создавать творческие работы  по его произведениям,  затем  рассказать  биографию писателя  и  обобщить знания  его  произведений  в форме викторины, КВНа или  любой другой.

Важное  значение  имеет  и  то, как  представлена  художественная  литература  в  развивающей  зоне  групповой  комнаты  детского  сада.

В  старших  группах – это  может  быть  «Библиотека», которая  организуется (желательно)  после  посещения  настоящей  детской  библиотеки  района  или близлежащей  школы (такие  экскурсии  сейчас  организуются  работниками  библиотек  по  согласованию).

В  библиотеке  должны  находиться  портреты  изучаемого   в данный  момент  писателя.  Книги  разделены  на  рубрики  по  жанрам  и  фамилиям  писателей, по интересам  детей.

 И  ещё  один  важный  момент.  Для  того, чтобы  привить  детям  любовь  к  книге,  необходимо  любить  книги  самому:

  - наслаждайтесь чтением  сами и относитесь к нему, как к удовольствию:

цитируйте строки из прочитанного, делитесь впечатлениями и эмоциями в процессе чтения (смейтесь, удивляйтесь, грустите), ведь  нет ничего более эффективного, чем воспитание своим примером;

    - поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать, показывая ребенку, что любовь к чтению – это достоинство человека;

     - просите  детей, уже умеющих  читать, прочитать сказку  остальным  детям, это  вызовет  желание  быстрее научиться  читать  самим;

      - воспитывайте  бережное  отношение  к  книгам, правилам обращения  с  ними: не брать грязными  руками, не рисовать на ней,  не перегибать книгу, не класть в нее карандаши, ручки  и  другие  предметы – от этого  портится  переплет, отрываются и выпадают  листы, хранить в специально отведенном  месте

Важным в привлечении ребенка к чтению является выбор книг.

Вот  еще  несколько  советов:

- книга должна быть с иллюстрациями, связанными с текстом, выразительно отображающими самые существенные моменты содержания художественного произведения. Чем ребенок младше, тем больше иллюстраций должно быть в книге.  Обращайте также внимание на качество  изображаемых объектов (животных, людей), выбирайте  наиболее совпадающие с реальными;

- перечитывайте знакомые книги по многу  раз, так как многократное прочтение произведения поможет ребенку глубже осознать его смысл, будет вызывать радость от новой встречи с его героями;

- прежде, чем начать читать, объясните ребенку значение непонятных слов, встречающихся в произведении, в противном случае ребенок не сможет до конца понять его смысл и, значит, не достигнет своей главной цели: способствовать формированию личности;

- ещё один важный момент: не заостряйте внимание на литературных героях, как образцах для выполнения  определенных  правил. Ведь тогда ребенок начнет воспринимать книгу как свод неких правил поведения и может возненавидеть её. Помните, что любое произведение изначально несет в себе воспитательную функцию и она вполне  самодостаточна;

- и, последнее  правило: читать книгу ребенку надо очень выразительно, передавая эмоции, содержащиеся в тексте, до ребенка. Это поможет ребенку сформировать свое отношение  и  к героям и  к  изображаемым событиям.

Если  наши  дети  полюбят  книгу  ещё  в  дошкольном  возрасте,  им  будет  гораздо  легче  учиться  в  школе,  с  ними  будет  интересно  общаться  окружающим и  запас  знаний, полученный  от  общения  с  книгой,  поможет  им увереннее  чувствовать  себя  в  обществе.