Педагогическая гостиная «Благополучный эмоциональный климат – успех работы».
материал на тему

Чаус Лариса Викторовна

Благополучный эмоциональный климат – успех работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_gostinaya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая гостиная.

Тема: «Благополучный эмоциональный климат – успех работы».

Стульчики стоят по кругу.

Я рада вас видеть сегодня на педагогической гостиной, тема которой звучит так: «Благополучный эмоциональный климат – успех работы».

  1.  Приветствие: «Волшебный клубочек».

         Воспитатели сидят на стульчиках по кругу. Ведущий передает клубок ниток воспитателю, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего по имени, или произносит «волшебное вежливое слово».

Затем передает клубок следующему воспитателю, пока не дойдет очередь до ведущего.

  1. Сообщение: «Психологическое самочувствие воспитателя».

Современная жизнь с ёе многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной нагруженностью  и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные  психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с родителями и коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

Эмоции играют важную роль в жизни человека, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями (их удовлетворением или неудовлетворением), мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенности его воли и характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется личностное отношение человека к предмету потребности. Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам и поступкам, всему поведению своеобразный колорит.

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

- чтобы не болеть;

- чтобы принимать правильные решения.

Существует множество эмоций. Опишем их примерный спектр: интерес, радость, удовлетворение, отчаяние, гнев, ярость, ненависть, отвращение, презрение, пренебрежение, испуг, ужас, уныние, озабоченность, стыд, раскаяние… . Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет к здоровью или к болезни. Надо научиться, в сущности, понятным вещам:

- жить с хорошими эмоциями;

- противодействовать негативным эмоциям.  

Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную болезнь или является профилактикой против конкретной болезни. Эпизод за эпизодом, кирпичик за кирпичиком, укрепляется или разрушается здоровье педагога. Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоции, но ни в коем случае не подавлять их.

Психологический климат в коллективе ДОУ должен быть всегда благоприятным, от этого зависит работа воспитателя.

Как вы считаете, каков психологический климат в нашем коллективе?

Почему вы так считаете?

Согласны ли вы с этим мнением?

3.   Игры на сплочение коллектива.

Игра  «Газета».

На пол кладется газетный лист. На него должны встать четверо взрослых. Далее газета складывается пополам, и взрослые должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо взрослых. (Для этого надо обняться, уменьшив, таким образом физическую дистанцию.)

4.  Тест «Пользуетесь ли вы уважением в коллективе?».

1. Как ваши родственники ведут себя по отношению к людям, которые являются для них авторитетом?

а) полностью доверяют им – на то они и авторитеты;

б) относятся критически и отчасти иронически;

в) отношение зависит от личных качеств, которыми они обладают.

2.  Ваш коллега по каким-то причинам работает довольно медленно. Из-за этого срочную работу, которую возложили на вас обоих, приходится выполнять только вам. Как вы на это реагируете?

а)  вам неприятно, что вас «держат за дурака», и, естественно, вы не желаете быть рабочей лошадкой;

б)  входите в положение и принимаете все как есть;

в) пытаетесь решить проблему наиболее справедливо, делите обязанности, чтобы работа продвигалась быстрее.

3. Вы относитесь к начальнику и коллегам, следующим образом:

а)  находитесь в стороне, но соблюдаете субординацию;

б)  находитесь на одном уровне с начальником и коллегами, не сторонитесь ни кого, но продолжаете соблюдать субординацию;

в)   вы  стоите значительно выше даже непосредственного шефа, а уже и коллеги и подавно, - где-то далеко внизу.

4.  Одна из ваших коллег постоянно все путает и ошибается в работе в связи с тем, что у неё личные неприятности. Ваши действия:

а)  с неприязнью думаете, что все личные проблемы и дела надо оставлять дома;

б)   предлагаете ей отдохнуть, а потом вместе разобраться с её работой;

в)    предлагаете помощь в работе.

5.  В коридоре вы наблюдаете такую картину: к двум вашим коллегам подошел ещё один, и они все вместе о чём-то разговаривают. Как вы думаете, о чём?

а)  коллега жалуется на плохое самочувствие;

б)  рассказывает о личных делах и проблемах;

в)  критикует начальника.

6. В течение напряженного трудового дня вам требуется отдых. Каким образом вы его проводите?

а)  устраиваете себе перерыв на чашечку чая

б)  продлеваете обеденный перерыв, чтобы как следует отдохнуть;

в)  вообще не считаете нужным отдыхать.

7.  В холле вы наблюдаете такую сцену: двое ваших коллег оживленно о чём-то обсуждают, а третий стоит неподалеку к ним спиной и молча смотрит в окно. О чем вы подумаете?

а)  двое коллег обсуждают третьего, который стоит рядом;

б)  двое коллег беседуют на тему, которая просто не интересна третьему;

в)  третий оказался совершенно случайно, просто вышел отдохнуть.

8.   Одна из ваших коллег сделала неплохую карьеру. Продвижение по службе произошло из-за того, что коллега спокойно доказала начальнику, что его заместитель не компетентен. Заместитель был уволен, а его место заняла она. Как вы оцените такое поведение?

а)  она поступила подло;

б) правильно сделала – некомпетентным не место на высокой должности;

в)  перегнула палку, все свои замечания надо было высказать сначала заместителю.

9.  вспомните последние три дня. Сколько раз вы сказали что-либо плохое в течение  этого срока?

а)  ни разу;

б)  раза три, не больше;

в)  более пяти раз.

10.  Одна из ваших коллег приобрела какую-то новую вещь (платье, обувь, украшение и пр.). Вещь вам не понравилась. Что вы скажите, если коллега поинтересуется вашим мнением?

а)  не стоит портить настроение коллеге; лучше сказать, что вещь действительно хороша;

б)   надо ответить честно, что не нравится, но добавить, что на вкус и цвет товарища нет;

в)  надо ответить что-нибудь нейтральное, чтобы не врать и не обидеть, например: «Скажу попозже, когда пригляжусь».

ключ

Номер вопроса

а

б

в

1

2

1

3

2

1

3

2

3

1

2

3

4

1

2

3

5

3

2

1

6

1

3

2

7

1

3

2

8

1

3

2

9

3

2

1

10

1

2

3

25-30 баллов.

Можете без ложной скромности и хвастовства назвать себя идеальным членом коллектива. Вы никогда не позволите себе поступить нетактично по отношению к кому-либо из коллег или начальства. Не будите обсуждать за спиной достоинства и недостатки других сотрудников. В случае необходимости сумеете сказать человеку правду максимально тактично, не обидев. В коллективе вас очень уважают и ценят.

16-24 балла.

Можете гордиться собой, вас любят и начальство и коллеги. При всей сложности работы вам удаётся постоянно сохранять хорошее настроение. Однако будьте немного мягче в вынесении приговора тем, кто вам не очень нравится. Но и не молчите, если требуется сказать что-либо нелицеприятное или поспорить. Исправьте этот маленький недостаток, и вы станете идеальным сотрудником.

Менее 15 баллов.

Вам стоит задуматься о необходимости изменить свое поведение, чтобы люди относились к вам с большим уважением и оценили бы вас по достоинству. Возможно, вам мешает  излишняя неуверенность в собственных силах или комплекс неполноценности.

   

5.   Игра  «Планета».

6.   Рисование «Наш дом».

Материал: ватман, фломастеры.

Ведущий объясняет: «Давайте нарисуем для своего коллектива дом, в котором было бы всем хорошо. Для этого каждый участник выйдет к доске и нарисует линию или элемент дома и его окружения. То, что уже нарисовано, стирать нельзя, можно только дорисовывать». Ведущий начинает выполнять задание, затем следующий сотрудник продолжает, и так далее. Кроме того, ведущий побуждает участников рисовать не только части дома, но и его внутреннюю обстановку, заполнять пространство вокруг него. Можно рисовать «стеклянный» дом, как это делают дети. Задача ведущего – соблюдение правил и создание творческой атмосферы. Всё, что делают участники, комментируется весело и доброжелательно. Каждый имеет право рисовать то, что считает нужным. Задание выполняется до тех пор, пока на листе остается место, а у «художников» - энтузиазм.

7. Упражнение «Я в лучах солнца»

Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком по середине и множеством лучиков. В кружке напишите своё имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чём думали, когда записывали, то или иное своё качество.

8. Упражнение «Пожелание коллегам»

Инструкция. За чашечкой чая, передавая мягкую игрушку по кругу  пожелать что-либо хорошего своим коллегам.

                                                                                                                                                   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятного эмоционального климата на занятиях - основа успешной коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста

С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми патологиями. Это печальный, но неопровержимый фактор нашего времени. Причины тоже общеизвестны: резко ухудшающееся  состояние экологии,...

Создание благоприятного эмоционального климата на занятиях - основа успешной коррекционно-логопедической работы с детьми

С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми патологиями. Это печальный, но неопровержимый фактор нашего времени. Причины тоже общеизвестны: резко ухудшающееся состояние экологии, стресс...

Педагогическая гостиная «Эмоциональное благополучие ребенка – залог успешности»

Цель: раскрыть значимость эмоционального благополучия ребенка в успешности его деятельности.Задачи:- Формировать у родителей детей раннего возраста убеждения в необходимости поддержания психологическо...

Создание благоприятного эмоционального климата на занятиях - основа успешной работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста

С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми патологиями. Это печальный, но неопровержимый фактор нашего времени. Причины тоже общеизвестны: резко ухудшающееся  состояние экологии,...

Создание благоприятного эмоционального климата на занятиях - основа успешной коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста

Эффективность, результативность коррекционно-логопедической работы значительно повышается, если грамотно, с чуткостью к каждому ребенку подобраны мотивы, вызывающие желание работать, установлен положи...

Мастер – класс на тему «Педагогическая гостиная как формат трансляции опыта работы педагогов ДОО».

Мастер – класс на тему «Педагогическая гостиная как формат трансляции опыта работы педагогов ДОО»....

Создание благоприятного эмоционального климата на занятиях - основа успешной коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста

Создание благоприятного эмоционального климата на занятиях - основа успешной коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста...