Дидактические игры
картотека (средняя группа) по теме

Дидактические игры по экологии, развитию речи, математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_starshikh_detey.docx59.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для старших детей

Гигиенические навыки

Когда ты это делаешь?

Цель: добиться усвоения  культурно – гигиенических навыков.

Педагог вызывает одного ребенка, потом изображает какое – нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и пр. и спрашивает: «Когда ты это делаешь?». Если ребенок отвечает, что чистят зубы утром, дети поправляют: утром и вечером.

Скажи что – нибудь о картинке.

Цель: систематизировать знания детей о культурно – гигиенических навыков.

Педагог показывает детям картинки с изображением предметов гигиены. И дети должны рассказать что – нибудь об этом предмете. Например. Ребенок рассказывает о картинке, на которой нарисована расческа: «Утром, когда мы встаем, мама расчесывает волосы и когда днем встаем с постели в детском саду». Чем больше ребенок может рассказать о предмете, тем громче ему аплодируют слушатели. Картинки можно вложить в «Чудесный мешочек», что делает игру более занимательной.

Найди картинку.

Цель: обратить внимание детей на регулярное соблюдение гигиенических правил.

Большая картинка, на которой изображена деятельность в определенное время дня; меньшие картинки, которые напоминают о какой – либо деятельности, например, части одежды, обуви, зубная щетка, полотенце, губка, носовой платок и пр. Педагог ставит перед детьми большую картину. Тема может быть любой, например «Обед». Дети должны выбрать карточки, близкие главной картине. Например, картинки с изображением блюд, ребенка с салфеткой и пр. Дети выкладывают на стол картинки, которые относятся к теме «Обед», и описывают их. Когда дети познакомятся с игрой, педагог усложняет ее: используется только главная картина, и дети без остальных пособий называют виды разнообразных действий человека в течение дня, например, утром, перед уходом в детский сад, умываются, причесываются, одеваются и пр.

Цвет

У кого такой цвет?

Цель: обеспечить развитие умений точно узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Педагог показывает детям, например, зеленый квадрат из бумаги, Дети называют не цвет, а предметы того же цвета: трава, свитер, шляпа и пр.

Цветные часы.

Цель: систематизировать знания детей о названии цветов.

Круг из картона разделен на 4-6-8 частей. Каждая часть другого цвета. В середине прикреплена вращающаяся стрелка.

Каждый ребенок должен заполнить цвет по указанию педагога. Кто – нибудь из детей двигает стрелку по кругу. Когда стрелка останавливается, например, на секторе красного цвета, ребенок, запомнивший красный цвет, говорит: «Красный», и т.д.

Форма

Игры с мозаикой.

Цель: систематизировать знания детей о геометрических формах.

Педагог показывает детям квадрат, прямоугольник или треугольник и убеждается, что они правильно их называют. Потом предлагает выложить эти формы по памяти.

Вариант 1. Выложить определенное число геометрических форм, которые дети видели только миг.

Вариант 2. Выложить формы по порядку, в котором педагог их показывал, например, два красных квадрата, один синий круг, три зеленых прямоугольника и пр.

Вариант 3. Дети выкладывают из мозаики по собственному выбору домик, коляску, мебель и т. д.

Закрой картой.

Цель: систематизировать знания детей о геометрических формах и цвете.

Пособия. 2 больших цветных квадрата из толстой бумаги, краски, карандаш, линейка, ножницы. Площадь одного квадрата разделена карандашом на квадратики со стороной 10 см. В квадратиках по очереди рисуются три синих круга или один желтый треугольник, 2 синих и 2 красных круга и пр. На другом квадрате все изображения повторяются, но все квадратики вырезаются и складываются, как карты.

Педагог кладет большой квадрат на стол. Вызывает несколько детей и раздает им карты, при этом показывает, что рисунки на большом и маленьких квадратах одинаковы. Затем педагог говорит: «Найди два желтых круга и закрой их правильной картой!». Вызванные дети находят карточку и накрывают изображение. Остальные проверяют, правильно ли выполнено задание. (Задания можно усложнять, в зависимости от возраста детей).

Найди предмет той же формы.

Цель: уточнить представления о форме предметов.

Пособия. Картинки с изображением предметов разной формы: круглые (мяч, колесо, глобус и пр.), овальные (яйцо, огурец, слива, лист фикуса и пр.), четырехугольные (окно, книга и пр.), треугольные (крыша, колпак и пр.). Каточки с начерченными геометрическими фигурами.

Педагог раздает детям картинки, а карточки оставляет, Затем кладет на стол карточку, на которой начерчен круг, и говорит: «У кого есть круглые предметы?». Каждый ребенок ищет среди своих рисунков круглые предметы и, когда находит их, кладет под карточку с соответствующей геометрической формой. Игра кончается, когда все картинки разложены.

Игры с предметами.

Из чего сделаны предметы?

Цель: добиться уточнения знаний детей о материалах, из которых делаются предметы.

Игра развертывается на сюжет сказки. Центральная фигура – Дед Мороз. Для этой роли нужно выбрать ребенка с хорошо развитой речью. Деду Морозу требуется много игрушек, чтобы подарить детям на елку, но их не из чего сделать. Поэтому он посылает по свету своих помощников – «Деревянного солдатика», «Железную тележку» и «Бумажного человечка», чтобы они принесли готовые игрушки или такие предметы, из которых можно изготовить игрушки. «Деревянный солдатик» имеет право принести только деревянные предметы, «Железная тележка» - только железные, а «Бумажный человечек» - бумажные. Дед Мороз проверяет, правильно ли они принесли предметы. Помощники должны меняться, чтобы как можно больше детей участвовало в игре.

Выставка.

Цель: обеспечить развитие умения детей определять из какого материала предметы(дерево, стекло, металл).

Предметы разложены на столе. Педагог объясняет детям из чего сделаны предметы. Вызываются 3-4 участника игры, чтобы они выбрали предметы из дерева, из стекла, Затем все предметы раздаются детям. Затем педагог просит вернуть все предметы, причем разложить в определенной системе, например, в одном ряду все деревянные вещи, в другом – металлические и т.д.

Как мы одеваемся?

Цель: систематизировать знания об отдельных частях одежды и навыки их правильного использования.

Каждый ребенок задумывает какой – нибудь предмет одежды, например, платок, юбку. Платье, перчатки, майку и пр. и называет их только педагогу, чтобы остальные дети не слышали (воспитатель следит, чтобы несколько детей не выбрали один и тот же предмет).

Потом один ребенок рассказывает о чем – нибудь. Например: «Собрался я кататься на санках и надел на себя…» Прервав рассказ, он показывает на какого – нибудь участника игры. Тот называет часть одежды, которую он задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделись мальчик или девочка. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные словосочетания.

Математические представления

Что больше?

Цель: добиться усвоения представлений детей о величине предметов.

Отвечая на вопрос педагога, дети по памяти сравнивают некоторые знакомые им предметы, например, что больше, автомашина или автобус; что выше дом или башня и т. д.

Какой из предметов длинный, широкий, глубокий?

Цель: добиться усвоения представлений детей о размере предметов.

Педагог предлагает детям сравнить предметы по памяти по ширине, длине, глубине.

        

Узкий – широкий.

Цель: систематизировать знания детей о понятии: узкий – широкий.

Педагог очерчивает мелом узкий и широкий «бассейны», затем спрашивает детей, что такое плавательный бассейн. Педагог объясняет детям: «Перед нами два плавательных бассейна. Рядом сними касса. В кассе продаются билеты двух видов: узкие и широкие. Кто купит узкий билет, можно плавать только в узком бассейне; кто – широкий, только в широком». Потом дети приобретают билеты в кассе (назначается один ребенок кассиром). Идут в соответствующий бассейн и движением рук изображают плавание. По выходе из бассейнов они бросают билеты в соответствующие корзины (на одной нарисован узкий билет, на другой – широкий).

Скажи противоположное.

Цель: добиться уточнения знаний о выражениях, обозначающие размеры, количество.

Пособия: мяч.

Педагог бросает какому – нибудь ребенку мяч и говорит, например, «высокий». Ребенок бросает мяч обратно и говорит противоположное слово «низкий». Далее игра продолжается с другими словами: «длинный», «широкий», «глубокий» и т.д. Дети должны все время называть слова противоположного значения.

Кто умеет считать дальше?

Цель: упражнять в счете до 10 (до 20)

Пособия: 10 одинаковых предметов (до 20)

Дети сидят у стола. У каждого один предмет (игрушка или кубик). Педагог ставит на стол свой кубик и говорит: «Один. Кто умеет считать дальше, пусть продолжает». Кто скорее назовет следующее число, ставит свой кубик возле первого. Так игра продолжается до тех пор, пока все кубики не будут поставлены на стол.

Игра тем интереснее, чем быстрее она идет. В конце дети сосчитывают все поставленные предметы.

Мы идем, идем.

Цель: обеспечить развитие умения складывать и вычитать числа в пределах 5.

Пособия: Карточки с разным числом точек, подставки с мозаикой.

Дети сидят за столом, перед каждым подставка с мозаикой. Они передают друг другу карточки (но так, чтобы точки не были видны) и при этом говорят: «Мы идем, идем». По сигналу воспитателя «стоп» дети перевертывают карточку, смотрят на нее и ставят на подставку столько грибков мозаики, сколько точек на карточке. Потом карточки снова передаются. Игра продолжается. При следующих сигналах дети должны сравнивать число точек на карточке с числом грибков на подставке, чтобы было всегда столько грибков, сколько точек на очередной карточке, т.е прибавлять или отнимать нужное число грибков.

Кто правильно подсчитает.

Пособия: мелкие предметы и игрушки.

Педагог предлагает принести детям определенное число предметов. Например: «Принеси два красных мяча и семь кубиков » и прочее. Остальные дети следят за действиями товарища и вместе с педагогом проверяют, правильно ли он выполнил поручение.

Покормим цыпленочка.

Цель: Упражнять в вычитании чисел в пределах 4.

Пособия: спичечная коробка, 4 кукурузных зернышка, игрушечный цыпленок или утенок .

Педагог показывает спичечную коробку, машет ею, так что внутри перекатываются и трещат кукурузные зерна, а дети отгадывают, что в ней может быть. Затем воспитатель берет из коробки кукурузное зернышко, кладет его на стол, потом другое и так до конца. При это дети громко считают. После этого педагог снова трясет коробочкой и спрашивает: «Стучит?». Дети отвечают, что не стучит, потому что коробка пуста, в ней ничего нет. Педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему в каждый угол коробки положить  по одному зернышку. «Сколько цыплят должно было бы прибежать для того, чтобы каждому досталось одно кукурузное зернышко? ». «А один цыпленок мог бы склевать все 4 зернышка?».

Воспитатель берет цыпленка, наклоняет его к зернам и в это время прячет одно. «Сколько еще осталось?» (три) . «Цыпленок склевал еще одно. Сколько он уже съел?» - «Два». «Сколько еще осталось зерен?» (два). «Осталось больше или меньше того, что съел цыпленок?».

Цыпленок съедает остальные два зернышка, и дети отмечают, что больше ничего не осталось.

Где находится?

Цель: правильно определять положение в пространстве и пользоваться соответствующими предлогами.

Пособия: избушка. Дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка.

Дети называют предметы. Педагог расставляет их на столе: посредине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Она рассказывает коротенькую историю: «Дед вышел из избушки и сел на скамеечку под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала ее кошка, прыгнула за птичкой на дерево, но птичка улетела и села на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла из избушки бабушка, и дедушка ей обо всем этом рассказал. Бабушка рассердилась на кошку и прогнала ее на чердак, ловить мышей. Потом бабушка с дедушкой пошли в избушку обедать». Воспитатель повторяет с детьми эту историю; задает им вопросы так, чтобы в ответах они обязательно употребляли предлоги.

Скажи, куда мы положили.

Цель: обеспечить применение на практике умения определять положения в пространстве, упражняться в употреблении предлогов.

Пособия: игрушки, мелкие предметы.

Один ребенок выходит из комнаты. Остальные дети прячут игрушку (предмет) на стол, под стол, на шкаф и пр. По сигналу ребенок возвращается в группу и ищет предмет. Когда он отыскивает предмет, то говорит, где тот находится.

Вариант. Играющие договариваются, что будут подсказывать, куда положили предмет. Например: «Мяч под…, мяч за…» - и т. д. Ребенок должен искать в направлении, указанном остальными детьми.

Когда?

Цель: упражнять в употреблении понятий «утро», «полдень», «вечер».

Педагог при помощи куклы – марионетки производит разные действия, по которым дети должны определить, о какой части суток идет речь. Например, кукла встает с постели, одевается и причесывается (утро), обедает (полдень), раздевается и ложится спать (вечер).

Вариант. Дети называют действия куклы: умывается, обедает, причесывается и пр. – и определяют время.

Посадим цветочек.

Цель: обеспечить применение на практике умения ориентироваться в пространстве, различать понятия «край» и «середина». Пособия: подносы набитые песком; бумажные цветы. Сделанные детьми.

К столу садятся 5-6 детей. На каждом столе находится поднос, наполненный песком, и коробка, в которой много разноцветных бумажных цветов.

«Дети, сейчас мы посадим цветы. Аня будет сажать красные цветы по краю, а Паша синие цветы в центре».

Дидактические игры по экологии.

Какое это животное?

Цель: систематизировать знания детей о животных, описывая животных по наиболее типичным признакам.

Один из детей водящий. Он загадывает животное и описывает его: «Это белое животное, у него 4 ноги, рога, коротенький хвост. Оно дает молоко». Остальные дети угадывают. Кто первый угадает, получает право загадывать.

Найди деток.

Цель: систематизировать знания детей о названиях детенышей животных.

Пособия: картинки с изображением животных и их детенышей.

Ребенку дают картинку с изображением животного, а он должен найти картинку, на которой нарисован детеныш этого животного, и правильно его назвать. После этго можно предложить детям поделить животных на 2 группы: домашние животные и дикие.

Что растет в лесу?

Цель: систематизировать знания детей о лесных или садовых растениях.

Педагог выбирает троих детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит «грибы», второй – «малина», третий – «ель», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает. Что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правило, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая тройка получает другое задание, например, перечислить, что растет в саду, либо кто живет в лесу, во дворе и т.д.

Садовник

Цель: обеспечить применение на практике умения определять характерные признаки фруктов, овощей, цветов.

Пособия: картинки с изображением цветов, овощей, фруктов.

Дети садятся вокруг стола, на котором положены картинки рисунком вниз. Один ребенок – садовник. С лейкой или каким – нибудь другим типичным для садовника предметом он обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Поди ко мне, Анечка, что – нибудь сорви».

Ребенок, которого садовник вызывает к столу, выбирает себе картинку, смотрит на нее и потом описывает так, чтобы дети угадали, какое растение сорвано. Затем вытянувший картинку ребенок становится садовником, и игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки.

Овощи

Цель: систематизировать знания детей о различных овощах.

Пособия: картинки с изображением овощей, разрезанные на несколько частей.

Дети складывают картинки из частей и говорят, как эти овощи называются, какого они цвета или вкуса, для чего используются.

Фрукты и овощи.

Цель: систематизировать представления детей о фруктах и овощах.

Пособия: карточки с изображением фруктов и овощей.

  1. Педагог раскладывает на столе карточки, а дети должны их разделить на 2 группы: фрукты и овощи.
  2. Педагог выбирает одну карточку и показывает детям. Дети должны сказать, что нарисовано на карточке и к какой группе ее следует отнести (например, груша - фрукт).
  3. Педагог называет какой – нибудь фрукт или овощ, а дети должны его найти и указать, к какой группе он относится (например, найти морковь, лук, черешню и пр.)
  4. Сравнивать изображения на карточке с настоящими фруктами или овощами. Например, по карточке, на которой нарисован лук, найти настоящий.
  5. Карточки кладутся картинкой вниз. Один ребенок выбирает карточку и рассказывает, что на ней нарисовано. Остальные дети угадывают по описанию, что это такое.
  6. Педагог раздает детям карточки и говорит: «Все дети, у которых на карточках изображены фрукты, (овощи), поднимают картинку».

Ищи и найдешь.

Цель: Упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года.

Пособия: картинки с изображением родной природы в различные времена года.

Дети классифицируют картинки и приставляют их друг к другу, в зависимости от того, относятся ли они к весне, лету, осени или зиме.

Что кому нравится?

Цель: уточнить знания детей о том, чем питаются отдельные животные.

Пособия: картинки, на которых нарисованы животные и картинки, на которых нарисованы разные виды корма (морковь, трава, капуста, молоко, кости и пр.).

Педагог сажает небольшую группу детей вокруг стола. Прежде всего она знакомит их с картинками, изображающими животных, затем раздает детям картинки, на которых нарисован корм для животных. После этого воспитатель показывает детям, например, корову и предлагает найти для нее корм.

Что за птица?

Цель: обеспечить развитие умений описывать птиц по характерным признакам и по описанию их узнавать.

Игровые правила: описывать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.

Игровые действия: имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалкой.

Эта игра требует большой предварительной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет), по которым можно узнать, что это за птица.

Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев,  все остальные хором повторяют определенные слова.

Например, водящий так описывает журавля:

Есть у меня птица

Вот такая, вот такая! –

Показывает руками, какой величины у него птица.

Все играющие говорят:

Летит, летит птица, к нам летит!

Водящий: Крылья у птицы вот такие, вот такие!-

и показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.

Все играющие: Летит, летит птица, к нам летит!

Водящий: Клюв у этой птицы вот такой, вот такой!

Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т.д., заканчивает вопросом: «Что за птица к нам прилетела?» На вопрос отвечают не все дети, кто – нибудь один (на кого укажет водящий). Если ребенок ответил правильно, дети говорят: «Вот какая птица к нам прилетела!». Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание птицы, которую он загадал. Если же ответ ребенка неправильный, водящий ему говорит: «Не такая птица к нам прилетела». Затем он обращается к другому играющему и повторяет вопрос. Новый водящий описывает другую птицу.

Угадай, что в мешочке.

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Правила: выбирая предмет, смотреть на него нельзя. Описать, ощупывая руками.

Оборудование: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности (лук, репа, редька, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.) лежат в мешочке.

Педагог предлагает одному из детей достать из мешочка предмет, но не вытаскивать его, а , ощупав, назвать характерные признаки. Ребенок рассказывает, все дети называют предмет, который пока не видят, после этого ребенок вытаскивает его из мешочка и показывает, что в руке. Названный предмет обратно в мешочек не опускают.

Почтальон принес посылку.

Цель: способствовать развитию умения описывать предметы и узнавать их по описанию.

Пособия: воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.

Коробку (посылку) приносят в группу. Педагог говорит : «Сегодня нам почтальон принес посылку. В ней разные овощи и фрукты». Педагог дает нескольким детям по пакету и просит заглянуть в них. «А теперь, не называя, что там, расскажите по очереди, что вы получили в посылке, но так, чтобы все догадались». Дети по описанию называют овощи и фрукты. Отгаданные предметы кладут на стол. В конце игры надо угостить детей и попросить их назвать точное вкусовое ощущение.

Овощехранилище

Напомнить детям о том, что колхозники выращивают овощи на огороде, а фрукты – в садах. Урожай привозят в город и хранят в овощехранилищах. Некоторые овощи и фрукты заготавливают на зиму свежими (картофель, лук, морковь), другие  - солят (огурцы). Дети должны знать , что есть овощи, которые хранят свежими, и солеными (например, капуста). Овощи и фрукты, которые хранят свежими, надо часто перебирать, удалять вялые, мятые.

Цель: отобрать и сгруппировать предметы по способам использования их в быту.

Правило: распределять овощи и фрукты для хранения так. Чтобы они не испортились и сохранялись зимой и весной.

Оборудование: в ряд расставляют три стола: на одном – овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других – приемные пункты овощехранилища. Один стол предназначен для приема продуктов на хранение в свежем виде (на «вывеске» - овощи, хранящиеся свежими, - картофель, свекла, морковь и др.), на другой будут складываться то, что пойдет на засолку (на «вывеске» - бочка с огурцами или чем – то другим). Подготовить «тару» для хранения , для перевозки овощей и фруктов (коробки, банки, тележки).

Воспитатель говорит: «Колхозники вырастили большой урожай для всех нас. Его надо сохранить так, чтобы всего хватило до следующей осени. Кладут овощи и фрукты для этого в овощехранилище». Затем педагог с детьми распределяют и уточняют роли в игре: часть детей приемщиками, остальные – колхозниками. «Колхозники» привозят урожай, а «приемщики» определяют способ хранения; «приемщик» должен рассказать, почему он отбирает овощи и фрукты для определенного способа хранения.

Природа и человек.

Цель: Систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

«Что создано человеком?» - спрашивает воспитатель и предает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?» В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время люди должны бережно относиться к природе: охранять леса от пожаров, очищать пруды, озера, реки, охранять животных и птиц.

Птицы (звери, рыбы)

Цель: обеспечить развитие  умения детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Игровые правила: называть птицу (зверя, рыбу) можно только  того, как получишь камешек, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.

Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок. Один из играющих берет в руки какой – нибудь предмет и быстро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», - отвечает тот и передает предмет следующему. Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая, если ребенок медлит, это значит, что он плохо знает птиц. Тогда другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую. Если кто – нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его.

Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.

Вершки – корешки

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила: отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Педагог уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что –корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками». Педагог называет какой – нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!». Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается. Воспитатель может предложить иной вариант. Он говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах.

К названному дереву – беги!

Цель: тренировка в быстром нахождении дерева.

Игровые действия: убегать от водящего к названному дереву.

Игра организуется как подвижная, типа «Салок». Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз – два – три – беги!»

Магазин «Цветы»

Цель: описать, найти и назвать растения по характерным признакам.

На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это магазин «Цветы». Покупатели (дети) не называют понравившееся растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку. В начале игры воспитатель может сам исполнить роль покупателя и показать образец описания, напоминая последовательность: есть ли стебель и какой он (прямостоящий, свисающий и т. п.), какой формы листья, как они окрашены, какая у них поверхность, есть ли цветы, сколько их, какого они цвета. Затем педагог описывает сам растения.

Отгадай, что за растение.

Цель: обеспечить развитие умений описывать  растение и узнать его по описанию.

Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому – либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить, какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий), окраску (темно -, светло – зеленый, пестрый, с полосками, пятнышками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.

Детки на ветке.

Цель: обеспечить развитие умения сопоставлять предметы по принадлежности к одному растению.

Игру можно провести как подвижную. Детей делят на две подгруппы: одной раздают листья («ветки»), другой – овощи («деток»). По сигналу: «детки»найдите свои «ветки!» - каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению. Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (воспитатель и ребенок или двое детей). Ворота закрываются (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно. При повторении игры дети меняются листьями и плодами.

Созрело – не созрело.

Цель: обеспечить развитие умения определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам.

Оборудование: вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы и др. при повторении игры можно предлагать фрукты (овощи) с менее заметными признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др.

Игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые овощи и фрукты, а остальным – неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т. е. товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости. В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и неспелых овощей и фруктов.

Дидактические игры по развитию речи.

Назови три предмета.

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Игровые действия: называть три предмета одним общим словом.

Педагог называет одно слово, например, мебель, а то кому он бросает мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Воспитатель бросает другому ребенку мяч и называет, например, слово «цветы». Ребенок называет 3 цветка.

Можно и наоборот. Воспитатель называет три слова, например: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

А если бы…

Цель: воспитывать сообразительность, находчивость, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами.

Игровые правила: можно называть только один вид транспорта, повторять названное нельзя.

Педагог начинает игру таким вступлением: «»Решили как – то ребята из детского сада отправиться  в путешествие по родной стране. Все хотели путешествовать, но ничего у них не вышло, оказалось, что все они хотели путешествовать по – разному. Как вы думаете, что предлагали дети того детского сада? Куда и на чем они хотели поехать? Каждый может предложить только один маршрут и один подходящий вид транспорта, повторяться нельзя. Дети сидят в кругу. Воспитатель передает какой – нибудь предмет (камень, кубик, желудь). Получивший его говорит, куда бы он отправился и на чем, и передает предмет рядом сидящему участнику. Так предмет переходит из рук в руки, пока не будут названы все средства передвижения. Дети вспоминают все: лодки, плоты, упряжки оленей, ракеты и пр.

Так бывает или нет?

Цель: способствовать развитию логического мышления, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило: кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

 Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем – то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, то пусть, после того как закончу, скажет, почему так не может быть». Примерные рассказы воспитателя. «Вечером, когда я спешила в детский сад, навстречу мне попались две девочки. Одна вела на поводке пушистую собачку, а другая – вела за руку ворону. Ворона все время вырывалась, а потом как закричит: Ку –ка –ре – ку!»

«Летом мы катались с братом на лодке. Брат резко наклонился, и лодка опрокинулась. Мы оказались в воде. Плывем – а навстречу нам верблюд. Мы схватили его за хобот и поплыли вместе с ним в жаркие страны ».

«Однажды я пришел на новогодний праздник в детский сад. В середине зала стояла красивая, нарядная береза. Вокруг нее дети, одетые в спортивные костюмы, делали гимнастику».

Кто больше знает?

Цель: развивать память детей, обогащать их знания о предметах.

Игровое правило: вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

Воспитатель показывает детям предмет, например, стакан и говорит: «У меня в руке стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?».

Дети отвечают: «Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши».  Если нужно, воспитатель дополняет ответы детей.

Радио

Цель: воспитывать умение быть внимательным, активизировать речь детей.

Игровые правила: рассказать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы.

Игровые действия: на роль диктора выбирают ребенка считалочкой. Отгадывание по описыванию товарищей.

Педагог, обращаясь к детям, говорит: «Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого – нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук,  косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?» Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто – то из вас», - говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалочки. Педагог следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.

Магазин игрушек

Цель: обеспечить развитие умений описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Игровое правило: продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.

Игровые действия: считалочкой выбирают продавца.

Дети садятся полукругом перед полочкой с игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам». Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым игрушку покупает воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры: «Уважаемый, продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.

Знаешь ли ты?

Цель: систематизировать знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.

Игровые правила: Подбирая для данного вида спорта предметы, правильно называть вид спорта и предметы.

Педагог рассматривает вместе с детьми картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика, гребля и др.; беседует с детьми, уточняет их знания. Раздав детям картинки, педагог предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы, которые лежат на ковре: обруч, ленту, футбольный мяч, клюшку, шайбу, ракетку, воланчик, лодочку, весла и др. Дети называют их.

По сигналу дети должны найти и положить к картинке, где нарисован один вид спорта, те предметы, которые нужны этим спортсменам. После того как все предметы положены к соответствующим картинкам, дети проверяют, нет ли ошибки. В игре закрепляются знания  о видах спорта, о спортивном инвентаре.  

Похож – непохож

Цель: обеспечить развитие умения детей сравнивать предметы, замечая признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу.

Игровые правила: находить в окружающей обстановке два предмета, доказать их сходство.

Игровое действие: поиск похожих предметов.

Заранее подготавливаются различные предметы и незаметно размещают их в комнате. Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих. Воспитатель: «Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Ни могут быть похожи по цвету. Форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место». После этого дети объясняют, почему они взяли именно эти предметы. Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, форме, величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех. Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора. Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

Фанты

Цель: упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопросы, быстро и правильно отвечая, избегая употребления заветных слов.

Игровое правило: не употреблять запрещенные слова.

Игровое действие: выкуп фантов.

По жребию или считалочке одного из играющих выбирают ведущим. Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит:

Бабушка прислала 100 рублей:

Что хотите, то купите,

Черного и белого не берите,

Да и нет не говорите.

После этого он начинает вести разговор с играющими, задавая ему вопросы. Отвечать нужно быстро, иначе играть будет неинтересно. На вопросы можно отвечать все, что угодно, только не называть слов черное, белое, да, нет. Кто ошибается, дает ведущему фант. Ведущий старается, чтобы ребенок, которому задают вопросы, произнес хотя бы одно из запрещенных слов. Идет примерно такой разговор: «Какая на тебе рубашка?» «Синяя» «Какая же она синяя? Она белая!» Отвечающий хочет сказать нет, но нет нельзя говорить. «Она зеленая» «Какая она зеленая, она черная» «Голубая» «Вот так голубая! Она же белая!» И тут игрок оговаривается. «Нет не белая!» - возражает он. За это ему дается двойное наказание, так как он сказал и нет, и белая. Провинившийся дает два фанта. Так ведущий обходит всех играющих. Одни не ошибаются долго, а другие сразу же платят фант. После игры начинается выкуп фантов. Это уже новая, но очень веселая игра.

Где мы были, не скажем

Цель: развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Игровое правило: имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию.

Игровые действия: имитация трудовых действий.

Дети делятся на две группы. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, какую деятельность они будут изображать. Одна группа показывает движения, а вторая по движениям должна догадаться, что делают дети. Они изображают хорошо знакомую им деятельность, которую часто наблюдали, например стирку белья, чистку ботинок, чтение книги и т. д.  Более интересно, если дети будут выполнять не одинаковые движения, а разные, например одни «стирают», другие «вешают белье», третьи «гладят».

 При помощи жеребьевки определяют, какая группа будет загадывать. Эта группа подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», - и показывают действия. Вторая группа отгадывает. Когда дети отгадывают, те, кто загадывал, убегают, а те, кто отгадывал, их догоняют. Игра повторяется: те, кто отгадывал, теперь загадывают.

Было – будет

Систематизировать знания детей о прошлом, настоящем и будущем времени.

 Игровое правило: отвечать на слова стихотворения можно только словами: «есть», «было», «будет».

Игровое действие: бросание и ловля мяча.

Педагог предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится: стихи А. Барто «Игрушки» хорошо служат этой цели. Например:

«Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду!»

Дети говорят: «Качается» - это сейчас, а «упаду» - это еще будет. Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду произносить слова, а вы отвечайте мне только одним словом из трех: «есть», «было», или «будет» - тем, которое подходит по смыслу». Воспитатель произносит глаголы в настоящем, прошедшем или будущем времени, дети отвечают. Эту игру можно усложнить, и тогда воспитатель будет произносить «есть» , «было» , «будет», а дети придумывать к ним другие, подходящие по смыслу слова, чтобы получилось предложение. Например, «будет» (мы поедем к бабушке, я пойду в первый класс и т.д.) Такая игра, закрепляя знания детей о временных формах глаголов, будет способствовать развитию быстроты мышления, сообразительности.

Дополни предложение

Цель: способствовать развитию у детей речевой активности, быстроты мышления.

Игровые правила: нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Педагог говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получить законченное предложение. Например, «Мама купила…» - «…книжки, тетради, портфель,» - продолжают дети.

Скажи слово с нужным звуком

Цель: способствовать развитию у детей фонематического слуха, быстроты мышления.

Педагог просит детей придумать слово с определенным звуком. Бросает мяч любому игроку. Дети должны назвать слово в котором есть нужный звук.

Наоборот

Цель: способствовать развитию у детей сообразительности, быстроты мышления.

Игровое правило: называть слова, только противоположные по смыслу.

Педагог произносит слово и бросает кому – нибудь из детей мяч; ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперед – назад, направо – налево, высоко – низко, далеко – близко, над – под, внутри – снаружи, завязывать – развязывать, горячо – холодно и т. д.)

Найди рифму

Цель: обеспечить развитие умения детей подбирать рифмующие слова.

Педагог предлагает детям послушать стихотворение и заметить, какие слова звучат в нем похоже:

Там котик усатый,

По садику бродит.

А козлик рогатый

За котиком ходит.

Дети называют: «усатый - рогатый», «ходит - бродит».

Воспитатель: «Эти слова звучат похоже. Они рифмуются. Я буду произносить какое – либо слово, а вы подберете к нему рифму, т.е. рифмующее слово». Дети любят подбирать рифмующие слова. После такой игры у них появляется желание сочинять стихи.

Летает – не летает

Цель: способствовать развитию у детей слухового внимания, воспитывать выдержку.

Педагог называет детям предметы и спрашивает: «Летает?» Если педагог называет предмет, который летает, то дети поднимают руки вверх. Если педагог называет нелетающий предмет, то руки не надо поднимать.

Испорченный телефон

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий (тихо) на ушко, говорит какое – либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправлен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Этот ребенок занимает последнее место в ряду.

Кто больше назовет предметов?

Цель: обеспечить развитие умения классифицировать предметы по месту производства.

Игровые правила: отвечать можно только после того, как поймал мяч.

Игровые действия: бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом об пол, ловит его, а затем бросает водящему.

После предварительной беседы о том, что окружающие нас предметы изготовлены людьми на фабриках, заводах или выращены в совхозах и колхозах, воспитатель предлагает игру «Кто больше назовет предметов?».

«Что сделано на заводе (на фабрике)?» - спрашивает воспитатель и бросает мяч кому – либо из играющих. «Машины», - отвечает тот и бросает мяч следующему. Дети следят за правильностью ответов, за тем, чтобы не повторялось сказанное.

«Что выращено в колхозе (совхозе)?» - спрашивает воспитатель. Дети называют: лен, картофель, рожь, пшеница.

В такой игре уточняются знания детей. Например, дети узнают, что зерно выращивают колхозники, а хлеб выпекают рабочие пекарни, хлебозавода.

Кому что нужно?

Цель: упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Педагог называет человека по профессии, а дети должны сказать, что ему нужно для работы. Например, сапожник. Дети: гвозди, молоток, кожа, сапоги, машинка, ботинки, лапа. Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и др. Также можно предложить детям обратный вариант игры. Педагог называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

Отгадай –ка

Цель: обеспечить развитие умения описывать предмет, не глядя на него, выделяя существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игровые правила: рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нем, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать о предметах, которые находятся в комнате.

Игровые действия: передача камешка или другого предмета.

Педагог предлагает детям выбрать любой предмет в группе. После этого детям дается небольшое время для подготовки ответа. Педагог кладет любому играющему камешек в руку. Ребенок дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал В процессе игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет.

Не ошибись!

Цель: упражнять детей в различении предметов по материалу; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.

Игровые правила: собирать в корзинку предметы одинакового качества, рассказывать о свойствах предметов.

Игровые действия: поиск предметов ведут команды. Они соревнуются: кто больше найдет одинаковых по материалу предметов, тот и выигрывает. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Игра начинается с краткой беседы педагога с детьми о предметах, которые окружают их в групповой комнате. Воспитатель в процессе беседы уточняет знания детей о том, что предметов в групповой комнате много и все они сделаны из какого – либо материала. После этого дети делятся на несколько команд. Каждой команде дается корзинка. На каждой корзинке наклеен предмет, обозначающий из какого материала надо складывать в эту корзинку предметы. Например, на корзинке наклеен пластмассовый шарик. Значит, в эту корзинку дети складывают пластмассовые предметы. Или наклеена деревянная матрешка. Значит, дети складывают все деревянные предметы и т. д. После сигнала воспитателя команды начинают собирать предметы. Когда время заканчивается все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов. В конце объявляется команда – победитель.

Чья одежда?

Цель: способствовать развитию у детей интереса к людям разных профессий; уточнять знания о рабочей одежде; учить по рабочей одежде отличать людей разных профессий: почтальона, шахтера, строителя, врача, водолаза, летчика, электросварщика.

Игровые правила: по рабочей одежде определять профессию, находить нужную картинку и показывать ее детям.

Прежде чем начать игру, воспитатель уточняет знания детей о рабочей одежде, выясняет, замечали ли они, что люди работают в особой одежде и что по их одежде можно узнать, кем они работают. Показывает картинки: «Посмотрите (на картинке изображен летчик), можно ли по одежде узнать, кто изображен на картинке? Да. Это летчик. Как вы догадались?» Дети рассказывают о фуражке, костюме, погонах. Затем воспитатель читает стихотворение Л. Куклина «Кто как одет».

Рабочий работает быстро и ловко.

Рабочая форма зовется спецовкой.

Для каждой работы одежда своя –

Об этом расскажет вам книжка моя т. д.

Педагог показывает картинки, где изображены модели одежды разных профессий, а дети узнают: шахтер, строитель, врач, почтальон, водолаз, летчик, электросварщик и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...