Игротека
материал (средняя группа) по теме

Новожилова Галина Васильевна

Особенностью детского мышления является стремление связывать
«всё и во всем». В теории формирование сильного мышления
(одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: «системный оператор».

Цель этого блока игр: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

Игры можно усложнять исходя из возраста детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroteka.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад № 50  Красносельского района
Санкт-Петербурга.

ИГРОТЕКА

Составила:  воспитатель
                                Новожилова Галина
                   Васильевна.

Особенностью детского мышления является стремление связывать
«всё и во всем». В теории формирование сильного мышления
(одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: «системный оператор».

Цель этого блока игр: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

Игры можно усложнять исходя из возраста детей.

Чья это работа?

Каждый ребенок выбирает себе образ. Его можно обозначить медальоном. Ведущий с мячом в руках становится в центре круга. Подбрасывая вверх мяч, ведущий называет какую-либо функцию того или иного образа: « Кто умеет перевозить грузы?» и так далее.

Тот из детей, для образа которого характерна эта функция, ловит мяч
и становится ведущим.

В игре участвуют не более 5-6 детей, желательно, чтобы выбирались образы с несовпадающими функциями.

Угадай, кто я?

Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: « я умею…..»
(действие изображается при помощи пластики).

Дети должны отгадать и назвать изображенное действие.
« А еще я умею….»-говорит ребенок-ведущий и показывает следующее движение. После изображения 3-4 функций дети отгадывают объект. Например: прыгать, катиться, лежать….(мячик).

Если дети назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально загадан, предлагается вспомнить, для кого эти функции характерны. Количество участников игры до 10 человек.

Метель.

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:
Закружила метель, словно чудо-карусель,

Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…

И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают
на месте. Тот на кого укажет воспитатель, должен изобразить данный объект в действии.

Обгонялки.

Каждый ребенок придумывает себе образ. Дети становятся в круг
и по очереди себя называют. Затем каждый так же по очереди называет свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола
при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: «скакунчик», «поливалка» и так далее. Кто не может быстро назвать свое прозвище, выходит из игры на один круг.

Количество участников должно быть не менее шести человек, тогда
у каждого ребенка будет возможность подумать, пока до него дойдет очередь. Игра проходит в пять-шесть кругов, поэтому каждый из детей должен будет найти не менее пяти разных функций своего образа.

Кто же это делает? (разновидность игры «Да-Нет»).

Один из участников загадывает предмет. Остальные по очереди задают вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно.

Все вопросы должны касаться функционального назначения предмета:
«это летает? Режется? Нужно для письма?» и так далее.

За правильную отгадку можно предлагать фишку или передавать право ведущего.

Неумейка.

Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребенок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму предмету функцию.

Например: «я воробей, я не умею танцевать». «А я – балерина, я умею танцевать , но не умею перевозить грузы» и так далее.

Я еду в деревню

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз.

Ребенок объявляет: « Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает
из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный предмет в деревне. В игре участвуют три-четыре ребенка.

Конечный путь периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам,
на северный полюс, отдыхать на море и так далее.

Повторяла.

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

Я - лягушка. Я умею прыгать.

Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

Я – карандаш. Я тоже прыгаю, когда рисую точки. И так далее.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

Расскажи сказку.

Дети по ролям пересказывают хорошо знакомую сказку, но герои называются не именами и названиями, а производными от функций.

Например, сказка « Теремок»:

Бежит Пищалка…

Подошла в болоте Сиделка к теремку…

Летает-бегает-плавает (игра для детей 3-6 лет).

Всем известна игра «Летает-не летает», но она довольно однообразна.
Мы с детьми усложнили эту игру и она, как нам кажется, стала гораздо интересней.

Первый вариант. Играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий называет животное, птицу, рыбу, насекомое. Дети изображают их определенными движениями. Если данное животное умеет летать- «машут крыльями», бегать-тихо топают ногами, плавать-имитируют плавательные движения, ползать- показывают рукой движения, напоминающие ползущую змею.

Второй вариант. К названиям животных добавляются названия
растений - деревьев, кустарников, травянистых растений и названия явлений не живой природы.

Если ведущий называет какое-нибудь дерево – дети поднимают руки
и «качают ветвями»; если произносит название кустарника – приседают
с поднятыми вверх и разведенными немного в стороны руками; если
это травянистое растение – приседают и слегка шевелят пальчиками-листьями. Если же ведущий называет явление не живой природы (солнце, дождь, песок, камень), дети должны присесть на корточки, обхватить себя руками за коленки и замереть.

В младших группах, особенно в начале, в игре лучше использовать картинки. В старших группах ведущими могут становиться сами дети.

Чем в более быстром темпе проводится игра, тем интереснее играть, особенно детям постарше. В старших группах можно играть с выбыванием: кто не правильно изобразил животное или неправильную позу, вылетает. Победителями становятся два - три игрока, «продержавшиеся» в игре дольше всех.

Цель этого блока игр:

Упражнять детей в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного итого же объекта от стадии (этапа) развития, замечать изменения объектов во времени.

Как это было?

Детям предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на разных стадиях их развития
или создания и предлагается выложить их в правильной последовательности. Если условие соблюдено, картинки складываются в сплошную единую линию.

Например: семечко-росток-цветок с бутоном-раскрывшийся цветок.

Ромашка

В игре используется волчок. Вокруг него раскладываются предметные картинки. Волчок раскручивается. Когда стрелка укажет на один из объектов кто-то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далеком будущем. Игра адресована старшим дошкольникам.

Был. Есть. Будет.

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем и будущем.

Например, яблоко:

Сейчас – сладкое, сочное, красное…

Было – зеленое, кислое, терпкое…

Будет – сухое, сморщенное, червивое.

Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.

Репка.

Задается объект. Воспитатель предлагает «потянуть репку». Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадию развития этого объекта. Например: икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок
за головастика, лягушка за лягушонка, тянем, потянем….вытащили репку.

Если все названо правильно, то взрослый объявляет, что репка вытянута,
а если ошиблись, то «репка» остается в грядке.

Что было? Что будет?

Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические «кадрики»
к сюжету, нарисованные вместе с детьми.

Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять свое место в общей шеренге. Затем идет обсуждение: каждый ребенок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или еще будет
(по отношению к предыдущему выступлению).

Например: колобок встретился с зайцем, и поет ему песенку. Это сейчас.

Колобок убегает из дома. Это было.

Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.

Цель этого блока игр:

Анализ структурных объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств.

Волшебный мешочек.

В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек. Вызванный ребенок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет его свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект.

Желательно отобрать одновременно не более 5-6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей,
так как ребенок вместо свойств будет описывать части, и ответ  станет очевидным.

Ты мой кусочек.

 Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные его части:
Я – озеро, а ты мой кусочек. Я - твой  берег, дно, вода и так далее.

В качестве усложнения предлагается выстроить целую под системную цепочку: « Я – озеро, а ты мой кусочек. Я - твой берег, а ты мой кусочек.
Я - песочек на берегу, а ты мой кусочек…»

Угадай-ка (разновидность игры « Да-Нет»).

Ребенок загадывает себе образ и описывает его, не называя. Остальные
по описанию должны угадать, кого ребенок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребенок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и так далее). Тогда
при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов,
на которые можно ответить только « да или нет».

Цепочка

Первый ребенок называет объект. Второй – его свойство. Третий - объект
с названным свойством. Четвертый  другое свойство нового объекта
и так далее.

Например: 1-морковь.

                 2-Морковь сладкая.

                 3. Сладким бывает сахар.

                 4. Сахар белый.

5. Белым бывает снег и так далее.

Цель этого блока игр:

Упражнять детей в классификации объектов окружающего мира
по специально заданному или произвольно выбранному признаку,
в обобщении объектов по принадлежности к определенному классу
в биологической классификации; в выделении признаков и свойств объектов, в анализе «полезности» и «вредности» различных объектов живой
и не живой природы. Подвести к пониманию природных взаимосвязей
на основе диалектических законов, ответственности человека за сохранение природы.

Природный мир разный.

Материал: картинки с изображением природных объектов.

Детям предлагается сравнить между собой несколько картинок
с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки
с изображением живой и не живой природы, сделать обоснование.

Мир вокруг нас.

Материал: глобус, географическая «модель мира»-круг, разделенный на две цветных части (белую и голубую), предметные картинки (до 20 штук).

Детям представляется глобус, выясняется, что по форме планета круглая,
по цвету – многоцветная, по составляющим – много всего,
по размеру – огромная. Далее воспитатель на стол располагает «модель мира» и предметные картинки, объясняет детям, что голубая
часть - природный мир, белая- рукотворный. Дети должны распределить картинки в кругу. Например: цветок -  в голубую часть, так как это природа. Автомобиль – в белую, так как относится к рукотворному миру. Если дети легко справляются с заданием, то проводится игра «все в мире перепуталось»: дети закрывают глаза, воспитатель перемешивает картинки по секторам. Дети открывают глаза и исправляют ошибки, давая обоснование.

Назови одним словом.

Воспитатель называет несколько предметов одного класса, дети называют хором это одним словом. Например: береза, дуб, сосна – это деревья
и так далее).

Я знаю».

Материал: мяч.

Подбрасывают мяч и говорят: «я знаю пять названий птиц, зверей
и так далее».  Произносят пять названий заданного объекта.

Второй вариант: воспитатель бросает мяч ребенку и называет класс объектов природы – «звери». Ребенок ловит мяч и называет пять зверей
или того что задано.

«Съедобное – несъедобное».

Материал: мяч.

Водящий бросает мяч и называет предмет. Если предмет съедобный,
то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя игротека: логоритмические и пальчиковые игры

Материал для родителей и воспитателей...

"Домашняя игротека"

В этом конспекте предложены советы для родителей по использованию игровых заданий дома....

Домашняя игротека

Игры на кухне....

Перспективный план кружка "Математическая игротека"

Предлагаю вашему вниманию перспективный план кружка по математике, где мы закрепляем изученный материал и спользуя развивающие игры, задания повышенной трудности, занимательный материал по математике....

Буклет для родителей (в помощь уч.логопеду)"Игротека в кругу семьи"

У родителей порой  не так много времени в детском саду,они в спешке забирают своих детей домой, торопятся...Бывает так, что педагоги размещают интересный материал на стендах, а прочитать успевают...

Игротека развивающих и подвижных игр для дошкольников

Различные подвижные и логические игры, собранные в игротеку для удобного использовани в формате А5....

Игротека речевых игр

Речевые игры на образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения....