ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.
статья по теме

Пярлайтине Елена Николаевна

Возможности игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_konferentsii.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.

Пярлайтине Е. Н.

Начало системного обучения ребенка в школе выдвигает ряд важных задач перед работниками дошкольного образования. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим периодом, будет зависеть его успешное вхождение в школьную жизнь, его психологическое самочувствие, его учебные достижения. Формирование мотивов, побуждающих к учению, то есть воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной стремления к приобретению знаний - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Это и отношение к обучению, как к необходимому важному делу, и интерес к учебным занятиям. Главная форма деятельности для детей дошкольного возраста – игра, поэтому игровые занятия - основа развития познавательного интереса. По мнению Аллана Фрома, «для ребенка игра – то же самое, что работа для взрослых людей. И то, и другое в равной мере плодотворны». [9]

Под мотивацией понимают стремление человека к самореализации в соответствии с его способностями к определенным видам деятельности и настойчивость в овладении ими на творческом уровне. А. Маслоу подчеркивал, что «мотивация – это человеческое стремление … проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным». [5]

Мотивы учебной деятельности в психологии и педагогики исследовались многими авторами. Основными тенденциями разработки проблемы мотивации к учению в литературе можно считать рассмотрение мотивации как:

- предпосылки и условия эффективной учебной деятельности;

- итог организации и становления этой деятельности;

- результат становления личности в процессе обучения.

Под мотивами учения целесообразно понимать осознанные побуждения к постановке целей данной деятельности, действия, поступки и деятельность по достижению этих целей.

Мотивация учения, как и любой деятельности, имеет функциональную динамику по всему ходу осуществления деятельности. Учение побуждается не одним, а совокупностью мотивов.

Мотивы могут быть внешними и внутренними. Здесь имеется в виду отношение мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе (удовлетворяются познавательные потребности), то это внутренняя мотивация. Если значимы другие потребности – это внешняя мотивация.

К внешним мотивам относятся наказание и награда; угроза и требование; материальная выгода; давление группы; ожидание будущих благ. Все они являются внешними по отношению к непосредственной цели учения. Знания, умения, навыки служат в этом случае лишь средствами для достижения других основных целей. Сама цель – учение – может быть безразличной или даже отталкивающей. Внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).

К внутренним мотивам относят те, которые побуждают человека к учению как цели (собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного; интерес к знаниям, стремление повысить культурный и профессиональный уровни и т. д.). [7]

Реальным способом поддержания познавательных мотивов является включение деятельности, которая имеет для ребенка определенный личностный смысл. Доминирование внутренней и внешней положительной мотивации значительно предопределяет успешность будущей учебной деятельности.

Игра является способом создания положительной мотивации. У детей развивается устойчивый познавательный интерес через разнообразные игровые формы обучения. Игровые занятия требуют напряжения эмоциональных и внутренних сил. Но для детей игра, прежде всего – увлекательное занятие. Вот какое определение игры дает энциклопедический словарь: «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и другим; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусствами (особенно их исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям». [1]

По мнению Д. Б. Эльконина, «человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности… Игра - объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, предоставляющий ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения окружающих его людей». [10]

А. Н. Леонтьев определил игровую деятельность следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает «противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (то есть способов действия) - с другой. Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре».[6]

В психологической концепции игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления.

Игровая деятельность - многофункциональна. Она включает в себя, не только развлекательную, но и воспитательную, обучающую, развивающую, коммуникативную, релаксационную и психологическую функции.

Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы, превращение игры в интересное и необычное, увлекательное приключение.

Воспитательная функция несет такие качества как вежливое, внимательное отношение к другим участникам игры.

Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии различных умений и навыков. 

Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств. 
Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы общения, объединении группы детей, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии друг с другом. 
Релаксационная функция позволяет снять эмоциональное напряжение. 
Психологическая функция формирует навыки подготовки физиологического состояния ребенка для более эффективной деятельности. 

Необходимо так же учесть некоторые требования при организации игры, при создании условий ее проведения. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно опираться на знания, навыки, умения, приобретенные на различных занятиях, и обеспечивать возможность принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических требований является логическое сочетание игры с практикой реального общения. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся. [4]

Ведущая роль при рассмотрении педагогических требований принадлежит педагогу. Применяя игру, как методический прием обучения, воспитателю необходимо быть уверенным в целесообразности ее использования. Он должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса, должен быть уверен в полезности проводимой игры, уверенно управлять ею, учесть индивидуальные особенности личности детей.

Таким образом, игра в работе с детьми младшего возраста является основой для создания познавательной мотивации. Игровые технологии нацелены на то, чтобы научить осознавать мотивы своего учения, своего поведения. Сформировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Игра является одним из способов организации учебно-познавательной деятельности. Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра развивает память и воображение, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность.

Литература:

  1. «Советский энциклопедический словарь». - М, Советская энциклопедия, 1987 г..
  2. Выгодский Л. С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка». Ж. «Вопросы психологии» № 6.
  3. Ермолаева М. Г. «Современный урок. Анализ тенденции возможности». - СПб, Каро, 2011 г.
  4. Под ред. Занько С. Т. «Игра и учение». - М, Логос, 1992 г.
  5. Ильин Е. П. «Мотивация и мотивы». – СПб, Питер, 2000 г.
  6. Леонтьев А. Н. «Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней образовательной школе». – М, 1989г.
  7. Под ред. Мелетичева В. В. «Мотивация учения и педагогической деятельности». – СПб. АППО, 2011г.
  8. Мухина В.С. «Детская психология». – М, Просвещение, 1985г.
  9. Фромм А. «азбука для родителей». Лениздат, 1991г.
  10. Эльконин Д. Б. «Психология Игры». – М, Просвещение, 1987г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Повышение познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом. В настоящее время растет число не гово...

Развитие интеллектуальных способностей и повышение познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проблемных ситуаций

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную само...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Волшебница вода» в рамках реализации исследовательского проекта, как средство повышения познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста

На занятии ставилась цель привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование,познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить детей проводить несложные опыты с использо...

Создание познавательной мотивации у детей младшего дошкольного возраста посредством организации мини-музея "Театр".

Создание познавательной мотивации у детей младшего дошкольного возраста посредством организации мини-музея "Театр"....

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем, надо много знать: разбираться в свойствах и качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временн...

"Использование познавательно-исследовательской технологии для развития познавательной активности у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.Именно экспериментирован...