ДОКЛАД на педагогическом совете на тему: «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ октябрь 2013 г.
консультация по теме

Ермакова Елена Николаевна

 

Опубликован текст  нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу 1 сентября 2013 года

 

Президент России Владимир Путин подписал закон «Об образовании в РФ», который заменит два действующих базовых закона: «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). В документе прописываются нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное – начальное, среднее, высшее и дополнительное.

Госдума приняла закон в третьем чтении 21 декабря, Совет Федерации одобрил его 26 декабря.

 Закон устанавливает норму об обучении на государственном (русском) языке с возможностью получения образования на языках национальных республик. Школьная форма, в соответствии с документом, будет вводиться по усмотрению администрации образовательных учреждений, а сельские школы не смогут закрывать без учета мнения жителей. Сохраняется ЕГЭ. Правительство России будет ежегодно представлять парламентариям доклад о реализации государственной политики в сфере образования, и публиковать его на сайте кабмина. В документе уточнены нормы, касающиеся реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Соответствующее решение допускается только на основании положительного заключения специальной комиссии по оценке последствий такого решения. Порядок создания комиссии и подготовки ее заключения будет устанавливать правительство России.

 Педагогические работники, проживающие в сельской местности или рабочих поселках, имеют право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ, а также – если они проживали и проработали в селах не менее десяти календарных лет – на сохранение этих мер соцподдержки после выхода на пенсию. Зарплата учителей не может быть ниже средней по экономике региона. Документом уточняется норма по оплате за проживание в студенческом общежитии. Ее размер будет определяться актами образовательных организаций с учетом мнения студенческих советов.

Плату за присмотр и уход за ребенком в детском саду будет устанавливать учредитель, которому дано право снижать ее размер или не взимать плату с отдельных категорий родителей. Стоимость пребывания ребенка в детском саду устанавливает муниципалитет.

 Закон вступил в силу 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.

 

 

 

 

Статья 10. Структура системы образования

Часть 1. Система образования включает в себя:

1)    федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2)    организации, осуществляющие образовательную деятельность…;

3)    федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ…;

4)    организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности. Оценку качества образования;

5)    объединения юридических лиц…

Часть 4. В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

1)    дошкольное образование;

2)    начальное общее образование;

3)    основное общее образование;

4)    среднее общее образование.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требовании

Часть 3.Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1)    структуре основных образовательных программ… и их объему;

2)    условиям реализации основных образовательных программ…;

3)    результатам освоения основных образовательных программ.

Статья 12. Образовательные программы

Часть 1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

Часть 3. К основным образовательным программам относятся:

1)    основные общеобразовательные программы – …дошкольного образования, …начального общего образования, …основного общего образования, …среднего общего образования;

2)    основные профессиональные образовательные программы…;

3)    основные программы профессионального обучения…

Часть 6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Статья 23. Типы образовательных организаций

Часть 2. В российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1)    дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2)    общеобразовательная организация…

3)    профессиональная образовательная организация…

4)    образовательная организация высшего образования…

Часть 4. Образовательные организации… вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1)    дошкольные образовательные организации – дополнительные общеразвивающие программы и …

5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования…

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Часть 3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

 

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих предметов…

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами…

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации…

11) право на объединение в общественные профессиональные организации…

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Часть 5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный  основной удлиненный оплачиваемый отпуск…

(подробно смотри  постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724);

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы…;

5) право на досрочное назначение пенсии по старости…;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Часть 8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах… имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения…

 

 

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Часть 1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою педагогическую деятельность на высоком профессиональном уровне…;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояния их здоровья…;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию…;

9) проходить…медицинские осмотры…;

11) соблюдать устав образовательной организации и т. д…

 

Статья 49. Аттестация педагогических работников

Часть 1. Аттестация … проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям… и по желанию педагогических работников … в целях установления квалификационной категории.

Часть 2. Проведение аттестации … соответствия… занимаемым ими должностям … один раз в пять лет…

Часть 3. Осуществление аттестации… осуществляется аттестационными комиссиями…

 

Статья 63. Общее образование

Часть 1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

 

Статья 64. Дошкольное образование

Часть 1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Часть 2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

 

Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

Часть 1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, не  позже достижения ими возраста восьми дет…

 

Статья 97. Информационная открытость системы образования.

Мониторинг в системе образования

Часть 3. … предоставляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся…, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Часть 6. Анализ состояния и перспектив развития образования подлежит ежегодному опубликованию в виде итоговых (годовых) отчетов и размещению в чети «Интернет» на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти.

 

Статья 108. Заключительные положения

Часть 2. Образовательные программы, реализующиеся в РФ до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:

1) основные общеобразовательные программы дошкольного образования – образовательным программам дошкольного образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педагогическому совету. Тема: «Реализация образовательных областей социально-коммуникативного развития с привлечением специалистов.»

доклад «Реализация образовательной областей «социально-коммуникативного развития детей» в логопедической группе с привлечением специалистов», а именно логопеда в логопедической группе....

Доклад к педагогическому совету. Тема: "Летне - оздоровительная работа 2016 г."

Доклад к педагогическому совету. Тема: "Летне - оздоровительная работа 2016 г."...

Доклад на педагогическом совете. Тема: «От игры к знаниям» (из опыта работы математика)

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реа...

Доклад на педагогическом совете."Игра в современном дошкольном образовании"

Игра в современном дошкольном образовании.В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние игры. Ценность игры для детского развития признается практическ...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...