Выступление на ММО «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм»
материал по теме

Тормина Ольга Сергеевна

Культура поведения дошкольника – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.

В содержание культуры поведения дошкольника входят следующие компоненты: культура деятельности, культурно-гигиенические навыки и привычки, культура общения со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление23.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм»

Культура поведения дошкольника – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.

В содержание культуры поведения дошкольника входят следующие компоненты: культура деятельности, культурно-гигиенические навыки и привычки, культура общения со взрослыми и сверстниками.

Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.

Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Мне бы хотелось остановиться на культуре общения.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое отношение в быту и общественных местах.

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.

Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы.

Представляю инсценировку сказки «Петушок и Птичка», в которой я использую такие малые фольклорные формы как  загадки и сказка.

Программное содержание: довести до сознания детей (используя фольклор), что истинно вежливый человек не только знает «волшебные» слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучить детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

Предварительная работа:

  • Разбор и обсуждение пословиц о вежливости и доброте;
  • Подготовка к инсценировке по сказке «Петушок и Птичка»;
  • Индивидуальная работа с детьми по данной теме.

Ход:

Сказку дети очень ждали,

Сказку дети в гости звали,

Сказка в гости уж пришла,

 Сказка ждет вас, детвора!

- А про кого эта сказка, вы узнаете, отгадав загадки:

Во дворе живет певец, разудалый молодец,

Утром запевает, солнышко встречает. (ПЕТУХ)

Стынут лапы на морозе у сосны и ели.

Что за чудо? – На березе яблоки поспели. (СНЕГИРЬ)

(выходят дети «Петушок» и «Птичка»)

Воспитатель: Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращаюсь к детям, исполняющим роли Петушка и Птички). Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!

Птичка: Я с Петушком мириться  не буду! Он невежливый. Я сказала ему: «Здравствуй!», а он не ответил.

Петушок: А зачем отвечать, я тебя вчера видел.

Птичка: Но я же сегодня сказала «Здравствуй!»

Петушок: Ну и что, у меня еще вчерашнее не кончилось.

Воспитатель: Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?

Петушок: Нет, я не хочу, чтобы она болела!

Воспитатель: А что же ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!

Петушок: Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты!»

Воспитатель: Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать!

Петушок: Прости меня, Птичка! Я всегда буду здороваться!

Птичка: И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой!

Воспитатель: Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь.

- Ребята, а почему обиделась Птичка? (Петушок с ней не поздоровался)

- А что обозначает слово «Здравствуйте»? (Будь здоров, не болей)

- Как нужно вести себя по отношению друг к другу? (Быть вежливым и никогда не ссориться).

Далее хочу остановиться на формировании культуры поведения за столом.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

 Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.

Представляю дидактическую игру «Кукла Катя обедает», в которой я использую такие малые фольклорные формы как потешки, песенки и пословицы.

Программное содержание: закрепить знания ребенка о столовой посуде, активизировать речь; воспитать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Ход игры.

Игра проводится в игровом уголке (кухня). На столе стоит посуда:  чайная, столовая, кухонная.

Поиграли, потрудились

Всюду  ручки пригодились.

А теперь пора узнать,

Как гостей нам принимать!

«Дзинь», звенит звонок в прихожей,

Это кто же, кто же, кто же?

- Кто пришел к нам в гости? (показываю куклу Катю, сажаю за стол)

- Ребята, скажите, как нужно встречать гостей? ( «Проходите, дорогие гости, садитесь, пожалуйста»).

- А давайте покормим ее обедом (показываю на стол, за которым сидит кукла).

- Здесь стоит посуда (указываю на стол, стоящий в стороне). Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда.   …..,что ты поставишь Кате на стол?» («Я поставлю салфетницу»).

- Скатерть, платье не марай, рот салфеткой вытирай.

- А ты,….,что поставишь на стол? («Я поставлю хлебницу с хлебом»)

- Хлеб обязательно нужен за обедом.

- Как правильно есть хлеб? (Не крошить, играть с хлебом…)

- Ребята, а какие вы знаете пословицы о хлебе?

1. Будет хлеб – будет и обед.

2. Без соли, без хлеба – половина обеда.

3. Хлеб всему голова.

4. Худ обед, когда хлеба нет.

- Да, ребята, действительно: «Хлеб – наше богатство». Хлеб нужен каждому человеку каждый день, надо беречь его!

- Пусть …. покажет как дальше правильно накрыть на стол.

По просьбе взрослого ребенок или  дети, с которыми он вместе играет, находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки, вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют, красиво и правильно расставляют на столе.

- Ребята, а теперь напомним кукле Кате, как нужно вести себя за столом во время обеда.

1). Локти на стол не принято класть! Можно в тарелку к соседу попасть!

2). Наши ложки не стучат, наши ложечки молчат.

3). Хлеб и крошки не бросай и друг друга не толкай.

4). На костюм чтоб не наставить пятен, должен быть всегда ты аккуратен!

5). Поели, попили, всех благодарили «Спасибо!» говорили.

- Ребята, мы с вами сегодня угостили куклу Катю обедом и напомнили ей, как надо вести себя за столом.

В конце игры взрослый просит детей пожелать Кате хорошего аппетита.

По такому плану проводятся и другие игры с куклой. Это позволяет малышам усвоить знания более прочно, использовать их затем в самостоятельной творческой игре с куклой, содержание которой будет значительно богаче и интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Гринбаум Е.Е. в сборнике материалов международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Детство. Образование. Социум.» Тема: Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙЕлена Гринбаумг. Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенны...

Методические рекомендации по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»

Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возрастаДля овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения ...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга»      Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...