Главные вкладки

    Материал (окружающий мир, младшая группа) по теме:
    Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...

    Гурикова Ольга Анатольевна

    Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Все игры по теме транспорт.34.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры.

    Игры, развивающие речевое дыхание

    КОРАБЛИК

    Цель: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.

    Оборудование: Таз с водой и бумажные кораблики.

    Ход: Таз с водой должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Воспитатель объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно.

    Ветерок, ветерок,

    Натяни парусок!

    Кораблик гони

    До Волги-реки!

     (Русская народная приговорка)

    Игры, формирующие правильное звукопроизношение

    АВТОМОБИЛЬ

    Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.

    Оборудование: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.

    Ход: Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как она гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и».  (Рис.10)

    Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций

    ГДЕ МАШИНА?

    Цель: Учить детей понимать предложные конструкции.

    Оборудование: Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

    Ход: Воспитатель раскладывает картинки перед детьми, затем просит показать картинку с изображением машины за деревом, около дома, не мосту и т.д. Активизирует речь малыша вопросом: «Где машина?».

    Игры, способствующие развитию доброжелательного микроклимата в группе

    ПАРОВОЗИК

    Ход: Воспитатель предлагает детям покататься на поезде, говорит: «Паровозиком будет Илья, а мы все – вагончиками. Вагончики, вставайте за паровозиком». Дети встают друг за другом и передвигаются по группе, произнося имя мальчика, идущего впереди: «Илья, Илья, Илья…». Затем паровозиком назначается другой ребенок и игра повторяется.  

    Игры с использованием обобщающих слов

    ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

    Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме.

    Оборудование: Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.

    Ход: Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовика, автобуса и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма.

    ПОКАТАЕМ В МАШИНЕ ИГРУШКИ

    Цель: Активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.

    Оборудование: Большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др.

    Ход: Воспитатель предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Воспитатель задает вопросы: «Кто едет в машине? Что делает кукла? Что делает машина?». Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т.д.  

    ДАЙ ЧТО СКАЖУ

    Цель: Закрепить название транспорта, активизировать словарь.

    Оборудование: Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик.                                                                                                                          

    Ход: Игрушки стоят на столе или ковре. Ребенок находится на расстоянии 1-2 метров от стола. Воспитатель просит малыша: «Принеси автобус (самолет, грузовик и т.д.)». Если малыш затрудняется, то воспитатель уточняет: «Он красного цвета, стоит около самолета» или просто указывает на нужную игрушку. Затем задает вопросы, уточняя, что принес ребенок, какого цвета автобус, его величина; рассматривают части автобуса. Игра повторяется.

    Игры с использованием предметных и сюжетных картинок

    ПАРНЫЕ КАРТИНКИ

    Цель: Учить детей находить две идентичные картинки среди множества (10-15) предложенных, активизировать словарь.

    Оборудование: Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (по две штуки), две куклы.

    Ход: Воспитатель показывает детям куклы, говорит, что они сестренки и предлагает обеим подарить по игрушке. Дети выбирают две картинки с изображением игрушек из всех предложенных. Затем, воспитатель говорит, что куклы хотят погулять, и предлагает помочь куклам найти свою одежду. Дети выбирают две картинки с изображением предметов одежды и т.д. При этом воспитатель побуждает детей отвечать на вопросы, активизируя их речь: «Что это? Для чего это нужно? Какого цвета? И т.п.».

         Так же в этой игре можно использовать комплексные картинки. На одной такой картинке изображены, например, несколько предметов посуды, мебели, одежды и т.д.

    НА ЧЕМ МЫ ЕЗДИМ?

    Цель: Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.

    Оборудование: Предметные картинки «Транспорт».

    Ход: Воспитатель показывает детям ту или иную картинку и спрашивает, что на ней нарисовано. Дети отвечают сами или с помощью воспитателя. Затем воспитатель предлагает рассмотреть картинку и отмечает, какого цвета, например, машина, вместе с детьми называет ее части и т.д. Игра повторяется.

      Игру «На чем мы ездим?» можно проводить с использованием художественного слова. Тогда цель этой игры будет такая – научить детей узнавать и показывать транспортные средства на слух. Ход: Воспитатель читает детям стихотворение, затем спрашивает о чем в нем говориться и просит ребенка найти картинку с изображением этого транспорта.

    ПАРОВОЗ                                                                

    Загудел паровоз

    И вагончики повез.

    Чу-чу, чу-чу!

    Я далеко укачу!

    (Т. Волгина)

    САМОЛЕТ

    Самолет построим сами,

    Понесемся над лесами.

    Понесемся над лесами,

    А потом вернемся к маме.

    (А. Барто)

    ГРУЗОВИК

    Нет, напрасно мы решили

    Прокатить кота в машине:

    Кот кататься не привык –

    Опрокинул грузовик.

    (А. Барто)

    ВЕРТОЛЕТ

    Вертолет, вертолет!

    Ты возьми меня в полет!

    А в полете пусто,

    Выросла капуста!

    (дразнилка)

    КОРАБЛИК

    Матросская кепка, веревка в руке.

    Везу я кораблик по быстрой реке

    И скачут лягушки за мной по пятам,

    И просят меня: «Прокати, капитан!».

    (А. Барто)

    ЛОТО

    Цель: Учить узнавать и называть изображенные на картинках предметы, не зависимо от их цвета или величины; обобщать их по назначению и использованию.

    Оборудование: Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (число картинок из каждой серии должно соответствовать количеству детей).

    Ход: Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображена, например, тарелка и говорит: «Что это? (дети отвечают). Правильно. Тарелка – это предмет посуды. Где еще нарисована посуда?». Дети, самостоятельно или с помощью воспитателя, ищут и показывают нужные картинки и называют, что на них нарисовано. Далее, воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен, например, автомобиль и игра повторяется.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО”

    Слово спряталось куда-то.

    Слово спряталось и ждет.

    "Пусть найдут меня ребята

    Ну-ка кто меня найдет?”

    Дом на рельсах тут как тут

    Всех умчит он в пять минут.

    Ты садись и не зевай –

    Отправляется ... (трамвай)

    Не поедет без бензина

    Ни автобус, ни ... (машина)

    Едет он на двух колесах,

    Не буксует на откосах,

    И бензина в баке нет –

    Это мой ... (велосипед)

    Рано утром вдоль дороги

    На траве блестит роса.

    По дороге едут ноги

    И бегут два колеса.

    У загадки есть ответ.

    Это мой ... (велосипед)

    На рояль я не похож,

    Но педаль имею тоже.

    Кто не трус и не трусиха,

    Прокачу того я лихо.

    У меня мотора нет.

    Как зовусь? ... (велосипед)

    Бежит при ветре споро

    Без весел и мотора ... (парусник)

    Самосвалом я зовусь,

    Сам я сваливаю ... (груз)

    Накорми меня бензином,

    На копытца дай резины,

    И тогда, поднявши пыль,

    Бежит .... (автомобиль)

    Прицепившись к задней шине,

    Мишка едет на ... (машине)

    Весь мир прочитал

    Сообщенье в газетах,

    Что Белка и Стрелка

    Летали в ... (ракетах)

    Без разгона ввысь взлетает,

    Стрекозу напоминает.

    Отправляется в полет

    Винтокрылый ... (вертолет)

    В этом доме тишина,

    Много окон, дверь одна.

    Дом летит под небеса.

    За окошком вся страна.

    Дом отправился в полет.

    Значит это ... (самолет)

    Мимо рощи, мимо яра,

    Мчит без дыма, мчит без пара

    Паровоза сестричка ...

    Кто такая? ... (электричка)

    Вез водитель в магазин

    Много метел и корзин.

    Как приятно было Зине

    Вместе с ним сидеть в ... (кабине)

    Создавать я начал флот.

    Превратилась губка в ... (плот)

    Тучек нет на горизонте,

    Но раскрылся в небе зонтик.

    Через несколько минут,

    Опустился ... (парашют)

    СТИХИ, ПРИБАУТКИ, ЗАГАДКИ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОМ ПРОИЗНОШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ

    ЗВУК Ц

    Нам шагать по лестнице

    Незачем с тобой –

    Лестница-чудесница

    Бежит сама собой.

    ***

    Вьется по улице

    Легкая пыль,

    Мчится по улице

    Автомобиль

    ЗВУК Р

    Ветер по морю гуляет

    И кораблик подгоняет.

    Он бежит себе в волнах

    На раздутых парусах.

    Детский сад

    Мы приходим в детский сад,

    Там игрушки стоят:

    Паровоз, пароход

    Дожидаются ребят.

    Машинист

    Папа Костика и Розы –

    Машинист на паровозе.

    Он в большие города

    Быстро водит поезда.

    ***

    Тридцать три вагона в ряд

    Тараторят, тарахтят.

     ЗВУК С И З Песенка машиниста

    Спят ли волки?

    Спят. Спят.

    Спят ли пчелки? Спят. Спят.

    Спят ли птички?

    Спят. Спят.

    А лисички? Спят. Спят.

    Все на свете спят. Спят.

    Только я и паровоз –

    Мы не спим, мы не спим.

    И летит до самых звезд

    К небу дым.

    ***

    Сеня вез воз сена.

    ***

    Едем на грузовике.

    По флажку у нас в руке.

    Светофора красный глаз

    Не пускает дальше нас!

    ЗВУК Ж

    Мчится, мчится железный конек,

    По железу железо гремит.

    Пар клубится, несется дымок,

    Мчится, мчится железный конек.

    РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДВИЖЕНИЕМ

    Поезд

    Вагончики зеленые

    Бегут, бегут, бегут.

    А круглые колесики

    Все тук, да тук, да тук.

    Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес. Эти движения можно выполнять и под другие стихи.

    Загудел паровоз

    И вагончики повез

    Чох-чох, чох-чох, чу-чу

    Я далеко укачу.

    Ракета

    В небо ракета стрелою взлетела,

    В ней космонавт сильный и смелый.

    Дети встают в колонну (можно врассыпную), поднимают вверх руки, делая их "лодочкой” вверх (острие ракеты направлено в небо) и так шагают друг за другом на время полета.

    Самолет

    Самолет летит, летит,

    Летчик смелый в нем сидит.

    Дети встают в колонну, разведя руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом.

    Лодочка

    А теперь с тобой вдвоем

    Мы на лодочке плывем.

    Ветер по морю гуляет,

    Ветер лодочку качает.

    Весла в руки мы берем,

    Быстро к берегу гребем.

    К берегу пристала лодка

    Мы на берег спрыгнем ловко.

    И поскачем по лужайке

    Будто зайки, будто зайки.

    Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы.

    Легковой автомобиль

    Мы ехали, ехали,

    К мосту подъехали

    Въехали, съехали

    Снова поехали

    Ехали, ехали

    К яме подъехали

    Яму объехали

    И к дому поехали.

    Дети встают в колонну, идут друг за другом, имитируя руками вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, "едут”, приседают, делают поворот, "едут”, останавливаются.

    Пароход

    Пароход большой плывет,

    Капитан его ведет.

    Дети встают врассыпную, ставят руки перед грудью, вперед, ладони соединяют как "ковшик” (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх) и двигаются свободно по группе.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

    а) "Лодочка” (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).

    б) "Пассажиры в автобусе” (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуть вверх).

    в) "Лодка”. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

    Лодочка плывет по речке,

    Оставляя на воде колечки.

    г) "Пароход”.

    Пароход плывет по речке

    И пыхтит он, словно печка.

    Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

    д) "Поездка” (сказка пальчиков). Ладони поставить домиком, кисть руки или сложенные кисти продвигать вперед по поверхности стола (гараж, машина). Ладони поставить на ребро навстречу друг к другу, согнуть пальцы под прямым углом до соприкосновения (из гаража, ворота закрыты).

    Кисть или сложенные кисти рук крепче прижать к столу (машина стоит перед воротами - Биб! Ту-ту!).

    Закрытые ворота изобразить вновь. Медленно выпрямить пальцы (ворота открываются).

    Кисть или сложенные кисти рук продвигать вперед (машина едет).

    Волнообразным движением имитировать течение реки (машина едет к реке).

    Локти на ширине плеч поставить на стол, пальцы согнуть под прямым углом до соприкосновения. Снова изобразить движение машины (это мост, по нему едет машина).

    Ладони поставить на ребро и соединить пальцы обеих рук под острым углом, как нос корабля, и плавно продвигать вперед (под мостом проплывает корабль).

    Снова изобразить движение машины (машина съехала с моста).

    Снова ладонями показать домик (ехали, ехали и домой приехали).

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

    1.  Поезд. Воспитатель предлагает поиграть в поезд: "Я буду паровоз, а вы вагончики”. Дети встают в колонну друг за другом, держась за плечи или одежду впереди стоящего. "Поехали”, - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: "чу-чу”. Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: "Остановка”. Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь. Игра для 2-4 -х летнего возраста детей, для другого возраста сюжет усложняется. Одновременно происходит упражнение детей в произношении шипящих звуков. В усложненном варианте ребята изображают разные поезда: скорый, товарный. Можно подвижную игру развить в сюжетно-ролевую. Например, вводится роль стрелочника, чтобы поезда не сталкивались. Можно организовать разгрузку товаров и т.д. можно обыграть остановки.

    1. Воробушки и автомобиль. Игра для 2-5 летнего возраста детей. Отмечаются границы площадки. На одном ее конце размещаются на стульях воробушки. На другом - место для автомобиля (гараж). Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется с другим транспортом.

    1.  Космонавты. По краям площадки чертятся контуры ракет (2х-4хместные). Общее количество мест должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: "Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет”. С последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракете, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.

    1. Самолеты. Для детей 4-5 лет. Дети становятся в разных местах площадки. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу: "К полету готовься!” - дети делают движения руками - заводят мотор. "Летите!” - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную. По сигналу: "На посадку!” - самолеты находят свои места и приземляются

    1. Трамвай. Игра для детей 4-5 лет. Дети стоят вдоль стен комнаты в колонне парами, держа друг друга за руки. Воспитатель играет роль светофора, используя разноцветные флажки: желтый, красный, зеленый. Можно устроить остановку.

    1. Красный, желтый, зеленый. Игра направлена на внимание и развитие реакции. Дети сидят на скамеечке или на стульчиках. Если воспитатель поднимает зеленый флажок, дети топают ногами. Если поднят желтый флажок - хлопают в ладоши. Если красный - сидят без движения и звука. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Вариант: тот, кто не ошибается, получает жетон, а в конце игры - сладкий приз.

    1. «Воробушки и кот». Дети изображают воробушков. Один - «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый - «воробушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны), на желтый - прыгают на месте, на красный -замирают на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора, становятся добычей «кота» - выбывают из игры.

    1. «Самый быстрый». Каждый чертит себе кружок (зелеными, желтыми, красными мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде: «Раз, два, три - беги!» - дети разбегаются. Ведущий произносит: «Раз, два, три - в светофор беги!» и сам старается занять какой-либо кружок. Не успевший занять кружок становится ведущим.

    1.  «Нарисуем дорогу». Рисуем на земле дорогу. Дети перепрыгивают через нее. Ширину дороги постепенно увеличиваем. Побеждает тот, кто перепрыгнет через дорогу в самом широком месте.

    1. «Бегущий светофор». Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый - прыгают на месте, если красный - все должны «замереть на месте» и не двигаться 15-20 секунд. Кто ошибся - выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

    1. «Мяч в корзину». В 2-3 шагах от игроков ставят 3 корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый - в желтую, зеленый - в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т. д.

    Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы»

    Информационная часть. Рассказать детям:

    •об обязанностях пешеходов;

    •о том, где разрешается ходить;

    •о правилах перехода в установленных местах;

    •о том, что запрещается пешеходам;

    •о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)

    Атрибуты:

    •Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;

    •Накидки, обозначающие различные виды транспорта;

    •Иллюстрации по дорожным знакам

    Создание проблемной ситуации

    •Дети отправились на экскурсию по городу

    Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.

    •Что случится, если не будет дорожных знаков

    Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков

     

    Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры»

    Информационная часть. Рассказать детям:

    •о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров;

    •о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой;

    •правилах поведения в легковом автомобиле, в общественном транспорте

    •познакомить с профессией кондуктора

    Атрибуты:

    •Шапочка кондуктора,

    •Таблички остановок

    Создание проблемной ситуации

    •Детей пригласили в гости.

    Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

     

    Сюжетно-ролевая игра «Службы спасения»

    Информационная часть

    •Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах: ◦движение и переход дороги в неустановленных местах;

    ◦погодные условия;

    ◦неожиданный выход пешеходов на проезжую часть;

    ◦переход на запрещающий знак светофора;

    ◦игры в неустановленных местах.

    •Познакомить,со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)

    Атрибуты:

    •Набор дорожных знаков,

    •пешеходных дорожек;

    •Накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта;

    •Иллюстрации специального транспорта

    Создание проблемной ситуации

    • На вызов едет пожарная машина

    Задача детей: организовать движение других транспортных


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевые игры с движениями

    Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста. Для музыкальных руководителей, воспитателей и логопедов....

    Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в старшем дошкольном возрасте. Тема с/р игры "Фитнес-клуб"

    В разработке подробно описано: планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности, передача игровой культуры ребёнку, создание и обогащение развивающей предметно-простра...

    Интегрированное речевое занятие с элементами пальчиковой гимнастики во II младшей группе

    Цель: Учить детей различать, выбирать, соотносить и называть цвет предметов, выполнять действия с предметами по указанию  воспитателя, закреплять понятия «большой», «маленький», «один», «много», ...

    Методическая разработка. Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением. Пальчиковая гимнастика.

    Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.Извест...

    Дидактическое пособие «Угадай игру и движение» ОВД в подвижных играх для старшего дошкольного возраста

       Нестандартное физкультурное оборудование и пособия являются составной частью общей предметно-игровой среды дошкольного образовательного учреждения.   В процессе оптимизац...