Памятки для воспитателей
консультация (младшая группа) по теме

Смолянская Екатерина Николаевна

                            Памятки для воспитателей в период  адаптации  детей к  детскому саду.  Материал содержит советы и рекомендации  для педагогов дошкольного учреждения.                                                                                                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_dlya_vospitateley.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПО АДАПТАЦИИ:

  1. Узнать у заведующей данные о детях.
  2. Посетить   на дому ребенка.   Познакомиться     с  домашней обстановкой, попытаться расположить к себе ребенка.
  3. Узнать об особенностях поведения ребенка, о его привычках. Учитывать это, когда ребенок поступит в детское учреждение.
  4. Если у ребенка есть вредные привычки, то в период адаптации от них отучать ребенка не надо (не отрывать от соски, покачивать)
  5. Искать индивидуальный подход к каждому ребенку.
  6. Правильно осуществлять  прием  детей, нельзя   помногу принимать в группу новых детей (1 -2 ребенка в неделю).
  7. Искать контакт в работе с родителями. Это поможет облегчить период адаптации малышей.
  8. Ни в коем случае нельзя кормить ребенка насильно!
  9. В период адаптации всякие медицинские прививки, процедуры отменяются.
  10. Ласково и приветливо встречать каждого ребенка. Создать оптимальные условия для пребывания ребенка в группе, продумать подбор игрового материала.
  11. Тщательно продумать советы и рекомендации по уходу и воспитанию ребенка дома, с целью единства требований по воспитанию.
  12. Такт и внимание - основа взаимного доверия.

Заповеди для воспитателя на период адаптации ребенка к условиям детского сада.

  1. Проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже приказам ребенка заслужить его доверие!
  2. Сохранять постоянство обстановки в группе - и порядка следования разных режимных моментов, перестраивая их так, чтобы ребенок успевал на него настроиться!
  3. Найти возможность ежедневного индивидуального общения с каждым ребенком, не форсировать начало «групповой жизни».
  4. Исподволь познакомить детей друг с другом и установить незыблемые правила общежития!
  5. Проявлять свои чувства искренне.
  6. Быть добрым и отзывчивым к каждому ребенку!
  7. Быть веселым и уметь создать хорошее настроение у других!
  8. Обладать хорошей фантазией и воображением, уметь увлеченно играть с детьми на равных, придумывать праздники и развлечения!
  9. Быть красивой и нарядной.
  10. Общаться с детьми ласково, говорить негромко, четко произносить слова, уметь модулировать голосом!
  11. Двигаться мягко, легко.
  12. Уметь придумывать веселью сказки, истории и выразительно в лицах их рассказывать!

Педагогические правила введения ребенка в условия д\у.

Памятка для воспитателей

  1. Знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для удовлетворения органических потребностей в еде, сне, бодрствовании и т. д.
  2. Приучать ребенка ко всему новому постепенно, без принуждения, на основе уговоров и с учетом сложившихся стереотипов.
  3. Знать привычки ребенка в семье и постараться сохранить их в первые дни пребывания его в д\у и только после привыкания малыша к новым условиям, осторожно гасить негативные привычки.
  4. Соблюдать единство и постоянство требований со стороны сотрудников и родителей к ребенку.
  5. Слово «нельзя» употреблять как можно реже и обязательно с разъяснением почему «нельзя», «можно» должно быть больше, чем нельзя!
  6. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть понятны и выполнимыми.
  7. Для выработки стереотипа на все процессы, обязательно сопровождать все режимные процессы словесным общением.
  8. Способствовать проведению процессов на положительно-эмоциональном фоне, без суеты, спешки и торопливости.
  9. Не допускать, чтобы ребенок стоял в «очереди», длительно ожидая чего-либо.
  10. С первых дней необходимо осторожно приучать ребенка к участию во всех режимных моментах.
  11. Не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам!
  12.  При формировании навыков, необходимо учитывать степень их развития, и,

исходя из этого, дифференцировать методы и приемы педагогического воздействия!

  1. Помнить и соблюдать основные принципы дидактики: постепенность, последовательность, преемственность, усложнение от простого к сложному. Только после освоения навыка, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  2. Любить каждого ребенка, понимать и принимать его со всеми его положительными и негативными привычками, уметь привлечь и организовать его внимание.
  3. Владеть элементарной диагностикой, прогнозировать развитие будущей личности и искать эффективные средства воспитания и обучения!
  4. Создавать и поддерживать в период адаптации положительный, эмоционально психопатический фон.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

РОДИТЕЛИ НАДЕЮТСЯ НА ТО, ЧТО:

-        вы будете внимательно прислушиваться к просьбам и

пожеланиям относительно детей,

  • с вами можно будет посоветоваться о ребенке,
  • вы будете рассказывать, чем занимаетесь с детьми, как ведет себя их ребенок в группе, что у него хорошо получается,
  • вы будете ласковы с детьми.
  • дети всегда будут чистыми, тепло и аккуратно одетыми, сытыми

и жизнерадостными.

в общении с родителями и родственниками нужно придерживаться следующих правил:

  • в любое время они могут придти в группу и находиться там столько, сколько нужно, но без ущерба режима и не вред другим детям!
  • они могут приводить и забирать ребенка в любое удобное для них время, но при этом не выходя за рамки режима дня!
  • воспитатель должен выполнять их просьбы относительно питания, сна, одежды детей, если эти просьбы разумны и оправданы!

ПОМНИТЕ! Чтобы обрести в лице родителей ребенка союзника, надо всегда настраиваться на диалог, а не на получение!

Закономерности общения по советам Дейла Карнеги:

  • критика бесполезна потому, что она заставляет человека обороняться и, как правило, оправдать себя. Критика опасна потому, что она наносит удар гордости, задевает чувство собственной значимости и вызывает обиду!
  • улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но много дает! Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти останется порой навсегда! Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче!

Памятка для воспитателей

по работе с вновь поступившим ребенком.

1.        Установить с ребёнком такие отношения, чтобы воспитатель стал
дли него близким человеком.

Показатели успеха:

ребенок охотно идет от матери к воспитателю, улыбается и радуется, когда видит воспитателя,

-  успокаивается от общения с воспитателем:
-  обращается за помощью к воспитателю.

2.        Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.

Показатели успеха:

- ребенок знает расположение и назначение комнат;

- знает, где находятся предметы его личного пользования - кровать, полотенце, верхняя одежда;

3.        Помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой
для него организации жизни.

Показатели успеха:

   - ребенок легко сохраняет хорошее настроение во время бодрствования.

4.        Помочь  ребенку  установить   правильные   взаимоотношения   со
сверстниками.

Показатели успеха:

  • ребенок охотно играет с детьми;
  • спокойно относится к тому, что во время режимных моментов его обслуживают не первым;
  • ребенок спокойно относится к тому, что игрушками играет не
    только он, но и другие дети.


Создание микросоциальной среды пребывания детей

в детском учреждении в период адаптации.

  1. Учет индивидуальных особенностей характера и поведения ребенка.
  2. Создание доброжелательного комфортного микроклимата.
  3. Создание зон психологической разгрузки.
  4. Исключение психотравмирующих процедур (прививки, уколы), отрицательных мер воздействия.
  5. Наличие постоянных кадров на группе и четкое распределение обязанностей.
  6. Четкое соблюдение правил приема вновь поступающих детей в группу: не более двух детей в неделю.
  7. Гибкий режим дня.
  8. Присутствие родителей в группе в первые дни вместе с ребенком.
  9. Изучение основ психолого -  педагогических приемов воздействия на ребенка со стороны взрослых.

10.        Связь с поликлиникой через участкового врача

Работа с детьми в период адаптации

1.        Психолого - педагогические методы взаимодействия:

  • установление эмоциональных контактов сотрудников с детьми при уходе, обслуживании в режимных процессах
  • игровая мотивация в практической деятельности
  • обогащение социальных контактов детей
  • оптимизация двигательного режима (двигательной активности),  музыкотерапия
  • организация деятельности ребенка с учетом биоритмов
  • гуманизация процессов воспитания и обеспечение всестороннего
    развития личности при активном участии самого ребенка

2.        Медико - биологические методы работы с детьми:

  • оценка уровня здоровья и факторов риска в биологическом и социальном анамнезе,
  • углубленный осмотр педиатра /по возможности/,
  • учет негативных привычек, работа по их изменению без ущерба для психики ребенка,
  • рациональное питание с учетом индивидуальных особенностей
  • предотвращение эмоционального напряжения,
  • медикаментозная профилактика.

ПЕРВЫЕ КОНТАКТЫ С РЕБЕНКОМ

Методические рекомендации для воспитателя.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ - вы выходите на встречу маме и малышу, ласково улыбаетесь, здороваетесь, располагаетесь так, чтобы ваши глаза оказались на уровне с глазами ребенка. Протяните к нему руки, погладьте его, возьмите на руки, если он захочет. Если же ребенок прижимается к маме - не настаивайте! Пусть мама держит его на руках столько, сколько он захочет. Постарайтесь ребенка чем либо заинтересовать. Форма общения с ребенком может быть разной в зависимости от обстановки и характера ребенка

ПОМНИТЕ! Первые контакты с ребенком - контакты помощи и заботы. Ребенок должен понять, что на вас можно положиться, как на маму что вы готовы помогать ему, защищать его в этом новом для него месте!

ВТОРОЯ НЕДЕЛЯ - в течение второй недели воспитатель постепенно начинает принимать все большее участие в действиях ребенка: в режимных процессах, в играх. Малыш остается в группе в течение длительного времени без мамы. От воспитателя требуется внимание, терпение, постепенный ввод его в жизнь группы, в ее отдельные моменты: игра, сон, еда

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ - порой взрослому до конца трудно понять, насколько значим и труден для ребенка переход к новым условиям кормления, к новому вкусу того, что ему предлагают за завтраком, обедом. Чтобы не травмировать малыша дополнительно, утром желательно покормить его дома, но в д/у постепенно приучать его есть вместе с детьми. НИКОГДА И НИЧЕМ НЕЛЬЗЯ КОРМИТЬ РЕБЕНКА НАСИЛЬНО! Докармливать ребенка можно только в том случае, если ребенок не возражает. Ребенок имеет право не любить то или иное блюдо, оно может показаться ему невкусным. Отношения воспитателя с ребенком должны быть ровными, ласковыми и в то же время он используют разнообразные методические приемы для активизации ребенка, для обеспечения ему комфортных условий жизнедеятельности среди сверстников. В этот период при условии положительного отношения ребенка к взрослым сотрудникам группы необходимо тесное речевое общение с ним, использование песенок, потешек, внесение ярких образных игрушек.

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ - если процесс привыкания идет без тяжелых срывов и нарушений, то ребенка надо подводить к тому, что он вместе со всеми ребятками будет участвовать во всех режимных процессах при активной помощи со стороны взрослых. Главными методическими приемами остаются похвала, ласка, помощь, учет настроения и желания малыша, использование художественного слова, пение, игровые приемы. Все это должно проходить на положительно эмоциональном фоне и при активном речевом сопровождении. Нужно потакать некоторым желаниям ребенка: сон с любимой игрушкой, еда вне общего стола, и иногда не в режиме, исполнение индивидуальных просьб (погладить спинку, ручку, спеть песенку и т. д).           ВАЖНО ПОМНИТЬ: ребенок должен решить для себя, что воспитатель совсем как мама.

Организация работы с детьми

 в период адаптации.

(памятка для сотрудников группы).

         1.        Всем сотрудникам группы изучить вместе анкеты на детей, продумать методы
   и приемы воспитания и самообслуживания с учетом просьб родителей
   относительно сна, питания, одежды ребенка.

    2.        Учитывать рекомендации ст. медсестры, врача, методиста в работе с каждым                ребенком.

  1. Тщательно и добросовестно вести адаптационный лист наблюдения поведением ребенка.
  2. Обязательно познакомить родителей с условиями группы, игровым оборудованием, оснащением мебелью и пособиями, условиями для сна туалета, особенно отметить индивидуальность использования.
  3. В первые же дни обсадить с мамой данные анкеты и свои наблюдения выбрать наиболее оптимальные пути облегчения течения адаптации.
  4. На стыке смен воспитатели и пом. воспитателя должны обмениваться информацией ежедневно о самочувствии и поведении каждого ребенка с целью выработки единых подходов к нему.
  5. Ежедневно в личной беседе оповещать родителей о самочувствии, поведении ребенка в группе, стараясь найти в родителях единомышленников и вызвать у них доверие и желание обратиться за помощью и советом.
  6. Тщательно продумывать советы и рекомендации родителям по вопросу воспитания и развития детей дома. Адресовать советы целенаправленно, с тактом и уважением.

  1. Исключить травмирующие процедуры в первые дни пребывания ребенка  (прививки, уколы, обливания ног и  тд.).
  2. Встречать каждого ребенка ласково и приветливо, применяя окрыляющие методы и приемы. Создать в группе фон эмоционального и психологического благополучия.
  3. Помните! Первые контакты с ребенком, это контакты помощи и заботы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Речь воспитателя.

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи....

Памятка для воспитателей "Действия воспитателя при проведении утренней гимнастики и ООД по физической культуре"

Данный материал может быть полезен инструкторам по физической культуре при взаимодействии с воспитателями в ДОУ....

памятка для воспитателей и помощников воспитателей в адаптационный период

в памятке даётся описание правил поведения персонала ДОУ, приёмы и методы работы в адаптационный период, применение упражнений и игр  во время прохождения этого периода...

Памятки для воспитателей. Правила поведения и общения воспитателя в ДОО.

Правила поведения и общения в дошкольной образовательной организации...


 

Комментарии

Флорова Марина Евгеньевна

Очень подробный, нужный материал. Спасибо.

Степанова Дарья Николаевна

Екатерина Николаевна Ваша разработка мне понравилась, очень подробно и доступно. На следующий год я буду набирать новых малышей, очень боюсь. Ваша памятка будет мне в помощь!