Особенности трудового воспитания детей с выраженной степенью умственной отсталости
статья по теме

Степанова Наталья Владимировна

 

    Вопросы трудового воспитания детей с умственной отсталостью всегда стоят на первом месте. Овладение навыками трудовой деятельности позволяет ребенку стать самостоятельным  и умелым в удовлетворении своих насущных потребностей, в уверенности в собственных силах и возможностях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Среди воспитательно-образовательных задач, вопросы трудового воспитания детей с умственной отсталостью всегда стоят на первом месте. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в детстве.

    Задача педагога – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном личностном развитии.

    Трудовое воспитание пронизывает всю жизнь ребенка. Начиная с предметно-практических и сюжетно-ролевых игр и далее через знакомства детей с трудом взрослых, формируется мотивационно-потребностная сторона деятельности детей, связанная сначала с овладением навыками самообслуживания, а затем навыками хозяйственно-бытового труда.      Овладение операционной стороной деятельности позволяет ребенку с нарушениями в развитии стать самостоятельным и умелым в удовлетворении своих насущных потребностей, в уверенности в собственных силах и возможностях. Таким образом, стимулируется  личностное развитие ребенка.

    Важная задача педагога – помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивая его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.

    Слагаемыми успеха и результативности деятельности педагога должны быть: любовь к ребенку, выражающаяся в стремлении помочь ему овладеть максимально доступными его способностям знаниями, навыками и умениями; вера в возможность каждого ребенка достигать высоких результатов; педагогическое мастерство, заключающееся в отборе наиболее эффективных методов и форм обучения для каждого ребенка; терпение, так как желаемые результаты не всегда достигаются быстро.

    Основная задача трудового воспитания – воспитание самостоятельности. С ней тесно связаны и другие задачи: воспитание положительного отношения к труду, выполнение детьми несложных трудовых поручений (что-то принести, поднять, собрать, разложить), т.е. формирование предпосылок трудовой деятельности.

    Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействие с игрой, которая диктуется логикой личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Как известно, именно при активном использовании в педагогическом процессе игровых приемов происходит соподчинение интересов. Совпадают интересы ребенка, подкрепленные игровой ситуацией, и интересы воспитателя с его педагогической позицией. Такой подход гораздо эффективнее принуждения, он позволяет успешно сочетать игру с обучением, личностным развитием ребенка.

    Труд следует рассматривать, как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности. Формируются основные качества личности, как самостоятельность, активность, целеустремленность.

    Работу с детьми по формированию трудовых навыков необходимо начинать с выявления их у детей путем диагностики. Полученные сведения дают возможность конкретизировать задачи для последующей работы с ребенком, т.е. определить какие умения необходимо формировать, какие уточнять, какие закреплять, какие расширять и развивать. Такой подход позволяет осуществлять свою работу четко, целенаправленно, и избегать ненужных усилий и затрат времени на то, что детям хорошо знакомо.

    Начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка представляет собой формирование жизненно необходимых культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.    

    Обучение происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления, одевания и раздевания. Вся обстановка для выполнения бытовых процессов приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития. Все предметы для формирования навыков самообслуживания, оборудование для элементарных трудовых действий располагается в определенных для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождение.

    Хороших результатов часто удается достичь путем переноса действий из сюжетно-отобразительных игр в жизнь и наоборот («Оденем куклу на прогулку»,  «Накормим куклу»,  «Кукла хочет спать» и др.).

    Кроме формирования навыков самообслуживания на начальном этапе идет формирование и элементов трудовых действий, которые определяют в дальнейшем положительное отношение к труду, в особенности такого качества, как самостоятельность.

    Самостоятельность успешно развивается при выполнении некоторых трудовых действий, когда взрослый дает ребенку небольшие поручения, привлекает к участию в своем труде. Ребенку доставляет большую радость, что он помогает взрослому, работает вместе с ним («Расставь стулья по местам», «Достань, пожалуйста,  карандаши для занятия», «Помой кисти после рисования» и другие просьбы). Дети любят принимать участие в доступном им труде взрослого. Вместе с тем поручение воспитателя вызывает чувство ответственности у детей и организует поведение наиболее агрессивных и слишком подвижных детей. Также важно, чтобы выполненное поручение было оценено воспитателем. Только при этом условии оно может быть педагогически ценным.

    В моей группе находятся дети с разным уровнем развития, соответственно и подход к ним с трудовым обучением разный. Всех детей мы разделили на три подгруппы:

    - дети, хорошо понимающие обращенную речь;

    - дети, понимающие обращенную речь в пределах обихода;

     -дети, не понимающие обращенную речь.

     Основной задачей по работе с детьми первой подгруппы является закрепление и совершенствование навыков самообслуживания. Если ребенок научился выполнять какое-либо действие при минимальной помощи взрослого, необходимо предоставить ему возможность выполнить это действие самостоятельно. Мы в этом случае лишь контролируем действия ребенка, отмечая его успехи и ошибки, а при необходимости помогая ему. Кроме того, мы учим детей,  выполнять эти действия в правильной последовательности.

    Участие ребенка во всех процессах сопровождается игровыми действиями, ласковой речью, но в то же время мы делаем акцент на стимуляцию собственной речи ребенка. Для этого задаем вопросы типа: «Что это такое?»,  «Что мы сейчас будем делать?».

    Важной особенностью для детей этой подгруппы является также то, что наряду с навыками самообслуживания предлагается постепенно вводить и элементы бытового труда, которые являются предпосылками трудового обучения.

    Объем предлагаемых навыков зависит от особенностей ребенка. Некоторые дети в относительно короткий срок способны овладеть довольно большим числом новых навыков. Но лучше, наблюдая за ребенком, выяснить какие из видов бытового труда с большей охотой выполняет он. При этом мы добиваемся, чтобы постепенно этот вид труда стал для него постоянным поручением, что способствует формированию чувства ответственности, трудолюбия. Если у ребенка что-то не получается, мы терпеливо объясняем, что именно и почему не получается, подсказываем, как сделать работу, помогаем достигнуть результата.

    Важно также и то, что детей этой подгруппы мы приучаем заботиться о более младших, слабых сверстниках.

    Детей второй подгруппы мы учим овладению определенными действиями самообслуживания, которые взрослый вначале выполняет руками ребенка, регулируя его усилия таким образом, чтобы было  возможно правильное выполнение действия, постепенно добиваясь, чтобы он смог выполнить их, пользуясь незначительной помощью, а потом самостоятельно. Исходя из этого, основной формой работы является индивидуальная работа с ребенком.

    Формирование навыков самообслуживания у детей третьей подгруппы идет чрезвычайно трудно, а сами навыки отличаются нестойкостью.  В работе с такими детьми мы ограничиваемся лишь обучением самым элементарным навыкам, связанным с приемом пищи и личной гигиены методом «рука в руке».

    В целом главная задача воспитателя – умение найти подход к каждому ребенку, пробудить у него интерес и желание трудиться, поскольку это будет им необходимо на протяжении всей последующей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ И РИСОВАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «УКРАШАЕМ ПРАЗДНИЧНУЮ ЁЛОЧКУ»

Конспект направлен на то, чтобы учить детей составлять целостное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением элементов друг на друга. Занятие по аппликации...

Программа коррекционных занятий для детей с лёгкой степенью умственной отсталости

Программа коррекционных занятий для детей с лёгкой степенью умственной отсталости по Катаевой А.А., Стребелевой Е.А....

Программа индивидуальных занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОО (для детей с легкой степенью умственной отсталости)

Данная программа занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ разработана для индивидуальной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости. Основ...

Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости

Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости на 1 неделю...

Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости

Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости на 1 неделю. Цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8,9, изменены имена воспитанников....

Особенности развития силовых способностей у детей с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются вопросы особенностей развития двигательного анализатора у умственно отсталых школьников....

Средства и методы развития силы у детей с легкой степенью умственной отсталости на уроках в школе

В разработке представлены приемы развития силы у детей с легкой степенью умственной отсталости на уроках в школе...