Главные вкладки

    Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста
    материал (младшая группа) по теме

    Мутовкина Раиса Васильевна

     

    Влияние  развития  мелкой  моторики 

    на активную  речь  детей  раннего  возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx35.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

    детский сад «Колокольчик» общеразвивающего  вида с приоритетным

    осуществлением  деятельности  по  направлению  физического  развития

    детей

    План

    по самообразованию  воспитателя

    Мутовкиной Раисы Васильевны

    на 2012-2013г.г.

    Тема: «Влияние  развития  мелкой  моторики  

    на активную  речь  детей  раннего  возраста»


    Актуальность  проблем

    В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными  экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо  своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослым. В предметной деятельности через общение  со взрослым создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослым ( показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становится уже недостаточной.

    Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи  М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки  нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

    Л. С. Выгодский  отмечал,  что если «ребёнок до трех лет по каким- то причинам не усвоил речи и не начал ей обучатся с трёхлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребёнку гораздо труднее, чем  полуторагодовалому». Этим и обусловлен выбор темы моего саморазвития.

    Мелкая моторика рук – это разнообразные  движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой и  всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит  улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста ;  улучшить качество речи, чёткость звуков, и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.  

    Цель:

     формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики .

    Задачи:

    1.Изучить научно - методическую литературу по теме;

    2.Определить влияние специальных игр и упражнений на развитие мелкой моторики

    3. Расширить и систематизировать практическую деятельность по данному направлению.

            

    План работы

    Мероприятия

            Результаты        

            сроки        

    Подбор и изучение методической литературы

    Составление картотеки книг, статей и журналов

            В течение года        

    Пополнение предметно-развивающей среды, занятие специальными упражнениями

    «Петрушка»,

    «Маятник»,

    «Балерина»,

    «Деревья» и др.

    В течение года

    Работа с родителями по данной теме

    Родительские собрания,

    практические рекомендации,

    анкетирование, консультации

    В течение года

    Игры и упражнения  для развития мелкой  моторики.

    Начинать нужно с простых упражнений. Показав упражнение 2 раза, предложить затем ребенку выполнить его только по команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.

    1) «Руки в стороны». Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.

    2) «Руки вперед». Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.

    3) «Руки наверх». Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.

    Необходимо следить, чтобы в плечах и в руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.

    1) Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, "как веревочки".

    2) Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибаются.

    Предлагая ребенку выполнять различные упражнения для рук, нужно постепенно усложнять их. Пусть он при этом исполняет различные "роли".

    "Петрушка"

    Слегка наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.

    "Маятник"

    Слегка наклонившись. Руки — вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо — влево.

    "Балерина"

    Стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.

    Очень полезны игры и упражнения с мячом:

    - перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку;

    - подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной;

    - подбрасывание мяча на разную высоту и ловля его после дополнительных движений.

    Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений рук я использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

    «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

    «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.

    «Слоненок»- (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу.

    «Оса»- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы») .

    «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

    «Деревья»- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

    «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

    Пальчиковые игры

    Дерево

    У дерева ствол, на стволе много веток,

    А листья на ветках зеленого цвета.

    Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

    Домик

    Дом стоит с трубой и крышей,

    На балкон гулять я вышел.

    Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

    Собака

    У собачки острый носик,

    Есть и шейка, есть и хвостик.

    Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

    Кошка

    А у кошки ушки

    Ушки на макушке,

    Чтобы лучше слышать

    Мышь в ее норушке.

    Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

    Аква гимнастика для пальчиков

    Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.