Карманная книжка воспитателя "Пальчиковые игры" (по лексическим темам).
картотека по теме

Политыко Наталья Николаевна

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Картотека представлена в виде карманной книги педагога с учётом лексических тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knizhka_palchikovye_igry.docx61.9 КБ

Предварительный просмотр:

2

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять

(загибают пальчики, начиная с большого),

Будем листья собирать. 

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем

(загибают пальчики, начиная с  большого),

Маме осенний букет отнесем                             («шагают» по столу).

Осень

Ветер по лесу гулял  (плавные волнообразные движения ладонями),

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой, (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку (спокойно укладывают ладони на стол).

   

4

Зиночка

Как у нашей Зины
Фрукты в корзине
(дети делают ладошки «корзинкой»):
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы -
До чего красивы!
Посмотрите на ранет!
(сгибают пальчики, начиная с мизинца)
Вкуснее наших фруктов нет!

Компот

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот!

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок (загибают пальчики по одному, начиная с большого).

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ

(опять «варят» и «мешают»)

Насекомые

Дружно пальчики считаем -
Насекомых называем
(сжимают и разжимают пальцы).
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом
(поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого).
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит
(вращают мизинцем)!
Прячьтесь
(прячут руки за спину)!

Пчела

Прилетела к нам вчера

 Полосатая пчела (машут ладошками).

 А за нею шмель-шмелек (на каждое название насекомого загибают пальчик).

 И веселый мотылек,

 Два жука и стрекоза,

 Как фонарики глаза (делают кружочки из пальчиков подносят к глазам.)

 Пожужжали, полетали,

 От усталости упали  (роняют ладони на стол).

29

СОДЕРЖАНИЕ

КАРМАННАЯ КНИЖКА

По лексическим темам

Осень

Овощи

Фрукты

Ягоды Грибы

Хлеб

Одежда

Обувь

Игрушки

Посуда

Зима

Домашние птицы

Домашние животные

Дикие животные

Квартира Мебель

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Транспорт

Транспорт

Продукты питания

Весна

Птицы перелётные

Птицы зимующие

Комнатные растения

Рыбы

Зоопарк

город

Почта

Инструменты

Профессии

Насекомые

Цветы

16

17

18

19

20

21

2223

24

25

26

27

28

29

30

30

Цветок

Утром рано он закрыт, но к полудню ближе

Раскрывает лепестки, красоту их вижу.

(Кисти рук плотно сомкнуты. Ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных кисти рук напоминают бутон).

К вечеру цветок опять закрывает венчик,

И теперь он будет спать  до утра, как птенчик.

(Кисти рук возвращаются в исходное положение. Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.)

 

                                  Мак

На пригорке вырос мак, 

(Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

 Он склонил головку так.

 Бабочка над ним порхает,

 Быстро крыльями мелькает.

(Кисти рук перекрестить, помахать, как бабочка,

 крылышками).

У Лариски – две  редиски

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке)

У Лариски – две редиски.

У Алёшки – две картошки.

У Серёжки-сорванца –

Два зелёных огурца.

А у Вовки - две морковки.

Да ещё у Петьки

Две хвостатых редьки.

Зиночка

У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина – молодец!
Показывают большой палец.

3

6

Муку в тесто замесили
(сжимают и разжимают пальчики),
А из теста мы слепили
(прихлопывают ладошками, «лепят»):
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Всё мы испечем в печи
(поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца, обе ладошки разворачивают вверх).
Очень вкусно!
(гладят живот)

Бублик    (большой и указательный пальцы образуют круг),

Баранку (большой и средний пальцы

образуют круг),

 Батон (большой и безымянный пальцы

образуют круг)

И буханку (большой и мизинец образуют круг)

 Пекарь из теста испёк спозаранку (имитация лепки хлеба).

                               Гвозди
Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются (
одна рука - "молоток", вторая рука – гвозди, пальцы растопырены). 
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул (
руки – клещи смыкаются в кольцо, поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их).

Мне нужны такие вещи (ритмично сжимают и разжимают ладони):
Молоток, т иски  и клещи,
Ключ, напильник и ножовка
  (ритмично соединяют большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным на правой, а потом на левой руке).
А всего нужней — сноровка!
(Ритмично сжимают и разжимают ладони.)

27

8

Обувь

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки для нашей Валентинки,

А вот эти валенки для малышки Галеньки.

(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Новые кроссовки

Как у нашей кошки на ногах сапожки.

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках голубые тапки.

А козлёнок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка - новые кроссовки.

(загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)

Вот так, вот так, новые кроссовки.

(шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)

 Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Вот площадь – раз,

Больница – два, три – школа, а четыре – сад,

Пять – гуляю я по парку,

Шесть – я к церкви подойду

И на купол погляжу,

Семь – конечно в зимний сквер,

Отдохну, конфету съем.

Восемь – к рынку  я схожу,

Девять  - к памятнику подойду.

Десять -  на каток схожу,

Накатаюсь, покручусь и домой опять вернусь (на каждое название загибают по одному пальцу).

Мой город

Это улица моя (указательным и средним пальцами  «бежать» по раскрытой ладони).

Здесь высокие дома (ладони параллельно друг другу, пальцы подняты вверх),

Детский садик мой и школа -  (изобразить пальцами «домик»).

Там учиться буду я ( поднять правую руку вверх).

25

28

Раз, два, три, четыре! Дети,                           (сжимают пальчики по одному в кулачки)

Много дел на белом свете.                                        (разжимают пальчики по одному из кулачков)

Вот военные идут - они границу берегут.              (пальчики «шагают»)

А швея иглу берет и одежду людям шьет.            (имитируют движения руки с иглой при шитье)

Дворник улицу метет, звонко песенку поет          (подражают движения дворника)

Птичница во двор пришла, курам зерна принесла.    

(выполняют упражнение «Кормление птиц»).

                 Наша армия
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой!
Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.

Грибы

Топ-топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

(сгибают и разгибают кулачки)

А второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

(на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого)

За ягодами

Раз, два, три, четыре, пять  

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших),

В лес идём мы погулять (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу).

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём

(загибают пальчики, начиная с большого).

     5

26

Что принёс нам почтальон?

Что принёс нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали.

(на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Почта

В дом приходит почтальон,                      

Нам журналы носит он,  

Телеграммы и газеты,                              

В письмах от родных приветы.

Сумку держит на плече,

Почтальона знают все.

  (Соединять одноименные пальцы рук,

  начиная с больших, соприкасаясь подушечками.)

Портняжки

Привет, Николка!
Бери скорей иголку.
Будем шить Кате
Новое платье (
руки сжаты в кулачки, на каждое слово поочередно разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки).
Танечка, бери иголку  (показывают указа-тельный палец правой  руки – иголку),
Сошьем рубашку и футболку,
Брюки, кофточку и платье,
И оденем куклу Катю
(вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки, повторяют другой рукой).

У Матрешиной сестрицы
По деревне небылицы:
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Кошка в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже Корова в рогоже.

7

10

Помощники

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик  тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали

(удар кулачками друг о друга).

Рыбки

Рыбки плавают, ныряют (пальцы обеих рук сложены « щепотью», руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок)

В чистой, тепленькой воде.                         

То сожмутся (пальцы рук плотно сжимаются),

Разожмутся (пальцы сильнорастопыриваются),

То зароются в песке (снова сложив пальчики, руками поочередно совершаем движения, как будто раскапываем песок).

Жил да был один налим

Жил да был один налим

(плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников).

Два ерша дружили с ним

(ладони раздвинуты, движения ладонями порознь)

Прилетали к ним три утки

По 4 раза в сутки

(руки сложены накрест, взмахи ладонями)

И учили их считать:

(разжимать и сжимать кулачки)

1, 2, 3, 4, 5

(загибать пальчики, начиная с большого).

23

12

                    Домашние птицы
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
(Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца).
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!

(Показывают пальчики, играя ими).

Уточка

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.

(«идут» двумя пальчиками по столу переваливаясь)

Вела детей за собою,

И малого, и большого,

(загибают безымянный палец, мизинец)

И самого любимого.

(загибают указательный палец)

Кормушка

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем (ритмично сжимают и разжимают кулачки).

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках (на каждое название птицы загибают по одному пальчику).

Всем хватило зёрнышек (ритмично сжимают и разжимают кулачки).

Прилетайте, птички!  («зовущие» движения пальцев)

 Сала дам синичке (4раза-«режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки  (пальцы щепоткой – «крошим хлеб», друг о друга)

 Хлебушка немножко (тереть подушечки пальцев).  

 Эти крошки – голубям, (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

  Эти крошки – воробьям (то же – левой рукой).

  Галки да вороны,  ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)

   21

24

Где обедал, воробей?

Где обедал, воробей?

(машут перекрещёнными ладошками)

В зоопарке у зверей!

(ладошки изображают раскрывающуюся пасть)

Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

(на каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке)

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

(изображают раскрывающуюся пасть животного)

У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка
(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого).

Игрушки

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

(поочерёдно загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

 

9

22

На окно скорее глянь:
Здесь у нас цветет герань.
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония -
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца).
Мы все названья помним!
(Раскрывают ладошку).
Мы взрыхлим цветы, польем,
Пошевеливают опущенными вниз пальцами.
Пусть подрастают день за днем!
(Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)

Кактус

Я с виду колючий, но добрый внутри,          Растопырить пальцы, затем сжать кисти рук («рукопожатие»)

Не бойся, дружок, на меня посмотри.           Погрозить пальцем.

Хоть я и погладить себя не даю,                    Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного

Зато всех на свете я очень люблю.  

То же, начиная с мизинца

Зимние забавы

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять («идут» по столу указательными  и средними пальчиками).

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки),

А ещё в снегу валялись (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной).

Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки).

Съели суп и спать легли (движения воображаемой ложкой; руки под щёку).

                              Снежок
Раз, два, три, четыре (
загибают пальчики),
Мы с тобой снежок лепили («
лепят снежок»).
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий (
грозят пальником).
Раз — подбросим («
подбрасывают»),
Два — поймаем (
приседают, «ловят»),
Три — уроним (
встают, «роняют»),
И... сломаем  (топают)!

11

14

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца).
Только заиньке не спится - убегает от лисицы

(показывают большой палец, вращая им).
Мелькает он среди кустов,

Напетлял – и был таков!
(Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот).

Есть у каждого свой дом

У лисы в лесу глухом  есть нора –

Надёжный дом.

Не страшны зимой метели  белочке

 В дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры  

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лапу (загибают по одному пальчику)                                         Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём (хлопки ладонями).         

                            Круглый год
Круглый год, круглый год (с
жимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем).
За зимой весна идет,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим -
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима (
поочередно соединяют большой палец с остальными на каждое время года). Повторяют другой рукой.

Весна

Звенит капель  (ритмично соединять сразу все пальцы с большим),

Журчат ручьи  (пальцы бегут по столу),

И солнце пригревает (скрестить руки, развести в стороны пальцы – «солнце»).

К нам возвращаются грачи (ладони повернуть к себе и скрестить, прижав большие пальцы друг к другу, -«птичка»),    

И снег повсюду тает (прижать ладони, а затем, разъединив их, описать руками круг.)      

19

16

Посчитаем
Раз, два, три, четыре, пять -
Буду
 транспорт я считать.
(Сжимают и разжимают пальчики)
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки).

Будем пальчики сгибать -
(Сжимают и разжимают пальчики).
Будем
 транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.)
Пять пальцев мы в кулак
зажали,
Пять видов транспорта назвали.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Все машины по порядку

 Подъезжают на заправку:

 (Обеими руками «крутят руль» перед собой).

 Бензовоз, мусоровоз,

 С молоком молоковоз,

 С хлебом свежим хлебовоз.

 И тяжелый лесовоз.

 (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).


17

20

Тили-тели, тили-тели с юга птицы прилетели!  

(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)

Прилетел к нам скворушка — серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж —

(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками).

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами делают клюв — «птицы поют».)

Птички

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка!

Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель (загибают по одному пальчику на обеих руках).

Эта птичка – злой орлан (машут сложенными накрест ладонями).

Птички, птички, по домам (машут обеими руками, как крыльями).

 Довольна корова своими   телятами,
Овечка довольна своими  ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья?  Поросятами!
Довольна коза своими  козлятами,
А я довольна своими ребятами!
(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших).

Бурёнушка

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку – на донышке.

(показывают, как доят корову)

Ждут меня котятки,  

Малые ребятки.

(делают «мордочки» из пальчиков)

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Всем даёт здоровье

Молоко коровье (снова доят).

                                             Чешская народная песенка

13

18

Машина каша

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

(сгибают и разгибают кулачки)

Кошке – в чашку, Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

(загибают по одному пальчику)

Всю посуду заняла, всё до крошки раздала

(сгибают и разгибают кулачки

Пирожки

Я купила масло (загибаем поочередно пальчики, перечисляя продукты),

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

Пирожки пеку, пеку (имитируем лепку пирожков),

Всех друзей я в гости жду! (Ладони вперед, имитируем движения, подзывающие гостей).

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках),

Много мебели в квартире

(сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(загибают пальчики на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

                              Замок
На двери висит замок  
(руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули,  (потянули)
Покрутили, 
(вращаем руки)
Постучали (
стучим основанием ладоней)
И – открыли! 
(руки разжимаются).

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня.

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня с детьми средней группы развивают мелкую моторику, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. В конспект включены...

Пальчиковые игры по лексическим темам

Картотека пальчиковых игр по различным лексическим темам...

Пальчиковые игры по лексическим темам

Пальчиковые игры для педагогов по всем лексическим темам ....

Пальчиковые игры по лексическим темам

Картотека содержит комплексы пальчиковой гимнастики подобранные в соответствии с лексической темой...

Пальчиковые игры по лексическим темам.

Пальчиковые игры для дошкольников....

Пальчиковые игры по лексическим темам

В материале представлены пальчиковые игры, которые можно использовать в работе с детьми среднего дошкольного возраста при изучении различных лексических тем....

Пальчиковые игры по лексическим темам.

Пальчиковые игры для детей....