Учебно-методическое пособие для старших воспитателей, методистов, педагогов, воспитателей.
учебно-методическое пособие по теме

Подобедова Светлана Леонидовна

Семинар  для  педагогов  ДОУ

       «ТЕХНОЛОГИЯ  РЕЧЕВОГО  РАЗВИТИЯ»

 

 

Цель: знакомство  педагогов  с  подходами  к  обновлению  содержания  работы  по  речевому  развитию  ребёнка  в  дошкольных  образовательных  учреждениях, систематизация  знаний  педагогов  по  данной  теме.

План  проведения:

1.Актуальность проблемы  речевого  развития  детей  дошкольного  возраста.

2.Условия  успешного  речевого  развития.

3.Диагностика  речевого  развития.

4. Развитие  речи  детей  дошкольного  возраста в ДОУ.

        1.Актуальность  проблемы  речевого  развития.

Речь – удивительно  сильное  средство, но  нужно  иметь  много  ума, чтобы  пользоваться  им.                

 (Г.Гегель)

Достоинство  речи – быть  ясной  и  не  быть  низкой.  

 (Аристотель)

Речь – великая  сила: она  убеждает, обращает, принуждает.

(Р.Эмерсон)

Речь – способность  говорить,  говорение; разновидность  или  стиль  языка; звучащий  язык; разговор, беседа; публичное  выступление.                   (Толковый  словарь  русского  языка)

Говорить  умеют  почти  все, но говорить  правильно, лишь  единицы  из  нас. Разговаривая  с  другими, мы  пользуемся  речью  как  средством  передачи  своих  мыслей. Речь  для  нас  является  одной  из  главных  потребностей  и  функций  человека. Именно  речь  отличает человека  от  других  представителей  живого  мира. Именно  через  общение  с  другими  людьми  человек  реализует  себя, как личность.

Судить  о  начале  развития  личности  ребёнка дошкольного  возраста  без  оценки  его  речевого  развития  невозможно. В  психическом  развитии  ребёнка  речь  имеет  исключительное  значение. С  развитием  речи  связано  формирование  как  личности  в  целом, так  и  всех  основных  психических  процессов. Поэтому  определение  направлений  и  условия развития  речи  у  детей  относится  к  числу  важнейших  педагогических  задач. Проблема развития  речи  детей  является  одной  из  актуальных.

Процесс  обучения  в  школе  во  многом  зависит  от  уровня  развития  устной  речи.

Высокий  уровень  речевого развития  у  детей  подготовительной  к  школе  группы, если  дети:

1.Владеют  литературными  нормами  и  правилами  родного  языка, свободно  пользуются  лексикой  и  грамматикой  при  выражении  своих  мыслей  и  составлении  любого  типа  высказывания.

2.Умеют  вступать в контакт со  взрослыми  и  сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.

3.Знают  нормы  и  правила  речевого  этикета, умеют  пользоваться  ими  в  зависимости  от  ситуации.

4.Умеют  читать.

                           Причины  низкого  уровня  развития.

1.Некомпетентность  педагогов  по  проблемам  становления  речи. Воспитатель  знает  методику, но  не  технологию. При  проведении  занятия  видит  себя  и  приёмы, но  не  видит  ребёнка. Не  знает  уровня  развития  речи.

2.Речевое  развитие  рассматривается,  как  изолированный психологичес- кий  процесс  в  отрыве  от  мышления, воображения, эмоций.

3.Рассматривают  развитие  речи  как  подражание  и  забывают  про  формирование  языковых  обобщений.

4.Обучение  языку  идёт  в  лингвистической  форме, игнорируют  коммуникативные  умения, отсюда – отсутствие  культуры  речи  и  культуры  общения.

5.При  обучении  педагоги  ориентируются  на  средний  уровень  развития  ребёнка  и  используют  фронтальные  методы.

6.Работа  по  развитию  речи  кропотливая, ежеминутная, результата сразу  не  видно  и  воспитатель не хочет  ею заниматься.

7.Родители  не  понимают  своей  функции – общение  с  ребёнком  должно  начинаться с  рождения  и  до  его  появления на свет, в  пренатальный  период. В  странах  Африки  до  трёх  лет  дети  опережают  по  речевому  развитию  детей  Европы, потому  что  находятся  за  спиной  матери, привязанные  к  ней, - комфортное  пребывание   способствует  успешному  развитию.

2.Условия  для  успешного  развития  речи.

1.Интересно  организовать  жизнь  ребёнка.

2.Постоянно  побуждать  ребёнка  говорить.

3.Создавать соответствующую  обстановку, среду. У  хорошо  говорящих  родителей  не  всегда  говорят  дети.

4.Не  забывать  про  одарённых  детей. Речью  мы  определяем  судьбу  ребёнка. Из  всех  талантов  самый  главный  талант – общение.

5.Дать  детям  одинаковые  стартовые  возможности.

                             

 

Речевое  развитие  ребёнка  в ДОУ.

1.В  дошкольном  учреждении  должны  быть  созданы  условия  для  развития  речи  детей  в  общении  со  взрослыми  и  сверстниками:

сотрудники  побуждают  детей  обращаться  к  взрослым  с  вопросами, суждениями, высказываниями; сотрудники  побуждают  детей  к  речевому  общению  между  собой.

2.Сотрудники  задают  детям  образцы  правильной  литературной  речи:

  • речь сотрудников чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
  • в речь включаются  разнообразные  образцы  речевого  этикета.

3. Сотрудники  обеспечивают развитие  звуковой  культуры  речи  со  стороны  детей  в  соответствии  с  их  возрастными  особенностями:

  • следят  за  правильным  произношением,  в  случае  необходимости  поправляют  и  упражняют  детей (организуют  звукоподражательные  игры, проводят  занятия  по  звуковому  анализу  слова, используют  чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
  • наблюдают за  темпом и  громкостью  речи  детей, в  случае  необходимости  деликатно  поправляют  их.

4.Сотрудники  обеспечивают   детям  условия  для  обогащения  их  словаря  с  учётом  возрастных  особенностей:

  • сотрудники  обеспечивают  детям  условия  для  включения  детьми  называемых  предметов  и  явлений  в  игру  и  предметную  деятельность;
  • помогают  ребёнку  овладеть  названием  предметов  и  явлений, их свойств, рассказать  о  них;
  • обеспечивают  развитие образной  стороны  речи (переносимый  смысл  слов);
  • знакомят  детей  с  синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники  создают  условия  для  овладения  детьми  грамматическим  строем  речи: учат  правильно  связывать  слова  в  падеже, числе, во времени, роде, пользоваться  суффиксами; учат  формулировать  вопросы  и  отвечать на них, строить  предложения.

6.Сотрудники  развивают  у  детей  связную  речь  с  учётом  их  возрастных  особенностей:

  • поощряют  детей  к  рассказыванию, развёрнутому изложению  определённого  содержания;
  • организует  диалоги  между  детьми  и  со взрослыми.

7. Уделяют специальное  внимание  развитию  у  детей  понимания  речи, упражняя  детей  в  выполнении  словесной  инструкции.

8. Сотрудники  создают  условия  для  развития  планирующей  и  регулирующей  функции  речи  детей  в  соответствии  с  их  возрастными  особенностями:

  • стимулируют  детей комментировать  свою  речь;
  • упражняют  в  умении  планировать  свою  деятельность.

9.Приобщают  детей  к  культуре  чтения  художественной  литературы.

10.Сотрудники  поощряют  детское  словотворчество.

11.Создают  в  ДОУ  условия для  обучения  иностранному  языку.

          3.Диагностика  речевого  развития.

Выделяют  три  уровня  речевого  развития  в  развитии  речи  детей  дошкольного  возраста.

                                                Младший  возраст.

        Ребёнка  просят  рассказать  знакомую  сказку  и  по  его  рассказу определяют  уровень  речевого  развития.

        Низкий  уровень: воспитатель  начинает  сказку, а  ребёнок  добавляет  одно  слово.

        Средний  уровень: воспитатель  говорит  слово, ребёнок – фразу.

        Высокий  уровень  развития: сам рассказывает  сказку.

                                                Средний  возраст.

        Воспитатель  просит  пересказать  небольшой  рассказ  с  сюжетом.

        Низкий  уровень: отдельные  слова, повторы, небольшие  паузы.

        Средний  уровень: воспитатель помогает  словом, ребёнок продолжает  рассказ.

        Высокий  уровень: сам  рассказывает  рассказ.

                                                Старший  возраст.

        Рассказ  о  том, что увидел.

        Низкий  уровень: всё  время  подсказывает  воспитатель.

        Средний  уровень: небольшая  подсказка.

        Высокий  уровень: самостоятельный  рассказ  по  плану.

        

 

4.Развитие  речи в ДОУ.

Функции речи:

1.Речь  как  средство  общения.

  1. Возникает  при  совместной  деятельности  ребёнка  и  взрослого:

предметная  деятельность  в  младенческом  возрасте – эмоционально-личностное  общение;

ситуативно – личностное  общение;

ситуативно –деловое (познавательное) общение.

  1. Общение  со  сверстниками.

Отличие  от  общения  со  взрослыми:

яркая  эмоциональная  насыщенность (в 10 раз больше  мимических проявлений);

нестандартность  детских  высказываний – речевое  творчество, потому  что  ребёнок  не  придерживается  норм  общения.

  1. Преобладание  инициативных  высказываний  над  ответами – говорят  о  своём, не слушая  партнёра. Обогащение  речи – фантазируют, притворяются.

2.Познавательная  функция  речи.

С помощью  языка  ребёнок  получает  информацию  об  окружающем  мире.

3. Речь, как  регулятор  поведения  и деятельности.

1Это  руководство  при  помощи  слов  действиями («сейчас  будем  кушать», «принеси  мне  игрушку» - это  регуляция  со  стороны  взрослого).

        Саморегуляция («Я принесу  тебе  воды») – стремление  к  самостоятельности.

                 Виды  речи.

1.Внутренняя.

То, что произносим  в  мыслях, не  проговаривая  вслух.

2.Внешняя:

  • Диалогическая.

Диалог – разговор  двух  или нескольких  лиц.

  • Монологическая.

Разговор  одного  лица.

  • Эгоцентрическая  речь – разговор  с  самим  собой, как  с  воображаемым  партнёром – это  и  диалог, и монолог, внутренняя  и  внешняя речь.
  • Письменная – речь  для  собеседника ( монологическая), передаваемая  при  помощи  знаков  при  письме.

Основная  задача  речевого  развития  ребёнка  дошкольного  возраста – это  владение  нормами  и правилами  родного  языка, определяемыми  для  каждого  возрастного  этапа, и  развитие  их  коммуникативных  способностей.

        В   ДОУ  развитие  речи  осуществляется по  следующим  направлениям:

        1.Развитие  связной  речи (диалогическая, монологическая).

        Монологическая  речь (описание, повествование, рассуждение)

        2. Развитие  словаря  дошкольника.

        Обогащение, расширение  и  активизация  словарного  запаса – главная  задача.

        Осуществляется  через  работу:

  • с  тематическим  рядом  или  при  помощи  семантического  поля. Здесь  одно  слово  выступает  как  ядро, к  которому «прирастают» слова: слово  игла, как ядро – игла – дерево – ствол – зелёная – опадает – хвоя);
  • синонимический  ряд;
  • антонимические  пары;
  • многозначные  слова.

3.Формирование  грамматического  строя  речи.

        Это  формирование  навыков  образования  и  употребления  грамматических  форм:

  • морфология – части  речи  и  изменение  слов  по  родам, числам  и  падежам;
  • словообразование – образование  слов  по  аналогии с помощью  приставки, суффикса, окончаний;
  • синтаксис – соединение  слов  в  словосочетания, предложения  разных  типов (простые, сложные) и их  эмоциональная  окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).

4. Развитие  звуковой  культуры.

Способность  слышать, распознавать  фонологические  средства  языка:

  • знакомство  с  линейными  звуковыми  единицами: звук – слог – слово – фраза – текст;
  • просодические  единицы6 ударение, интонация (мелодика  речи, сила  голоса, темп и тембр  речи).

Формирование  этих  сложных  речевых  навыков  требует  повторяемости  фонетических  упражнений, связной  речи.

5.Развитие  образной  речи.

Это  составная  часть  воспитания  культуры  речи  в  широком  смысле  слова.

Под  культурой  речи  понимается соблюдение  норм  литературного  языка, умение  передавать  свои  мысли, чувства, представления в соответствии  с  назначением  и  целью  высказывания: содержательно, грамматически  правильно, точно  и  выразительно.

Источники  развития  выразительности  детской речи:

художественная  литература;

устное  народное  творчество.

                                    Практическая  часть  семинара.

1.Ответы  на  вопросы:

- Какую  роль  играет  семья  в  формировании  речи  ребёнка? (варианты  ответов)

2.Разработка  рекомендаций  для  родителей  по  формированию  речи  ребёнка.

                     Факторы  успешного  речевого  развития.

                                      (памятка  для родителей)

  • Эмоциональное  общение  с  ребёнком  с  момента  рождения.
  • Создавать  условия  для  общения  с  другими  детьми.
  • Речь  взрослого – пример  для  подражания.
  • Развивать  мелкую  моторику  руки, это  ведёт  к  развитию  речи  ребёнка.
  • Совместные  игры  взрослого  и  ребёнка.
  • Чтение  художественной  литературы, разучивание  стихов.
  • Удовлетворение  любознательности  ребёнка, ответы  на  все  его  «почему».
  • Совместные  выезды  на  природу, экскурсии, посещения  музеев.
  • Рассказывание  стихов  руками.

Установлено, что  между  речевой  функцией  и  общей  двигательной  системой  существует  тесная  связь. Совокупность  движений  тела  и  речевых  органов  способствует  снятию  напряжённости, монотонности  речи, соблюдению  речевых  пауз, формированию  правильного  произношения, а  подключение  к  работе  тактильных  ощущений  улучшает  и  ускоряет  запоминание  стихов. Попробуем  рассказать  стихотворение  А.Барто «Звериная  зарядка» при  помощи  движений.

Раз – присядка (показать 1 указательный  палец  левой  руки, присесть, руки  на  пояс),

Два – прыжок (2 пальца  показать  на  левой  руке  и  выпрыгнуть  вверх) –

Это  заячья  зарядка (руки  развести  перед  собой  в  стороны) потом  ладони  прижать  к  голове, изобразить  уши  зайца)

А  лисята  как  проснуться (рукой  показываем  пышный  лисий  хвост. Потом  трём  руками  глаза – просыпаемся),

Любят  долго  потянуться (потягиваемся),

Обязательно  зевнуть (зеваем  и  прикрываем  ладонью  рот),

Ну  и  хвостиком  вильнуть (покачиваем  бёдрами  из  стороны  в  сторону).

А волчата – спинку  выгнуть (оскал  зубов  и  прогибание  спины)

И  легонечко  подпрыгнуть ( прыжки).

Ну  а  мишка  косолапый (руки  согнуты  в  коленях, ноги  расставить  и  слегка  присесть),

Широко  расставив  лапы (переступание  с ноги  на ногу),

То  одну, то  обе  вместе (поднимаем  ногу  и  приставляем  к  другой),

Долго  топчется  на месте (переступаем  с  одной  ноги  на  другую)

А  кому  зарядки  мало (разводим  руки  в  стороны  перед  собой)-

Начинаем  всё  сначала (руки на пояс)!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Круглый  стол»

« ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ДОУ  С

РОДИТЕЛЯМИ  ВОСПИТАННИКОВ »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема, обсуждаемая  в  ходе  дискуссии

Недостаточная  удовлетворённость  родителей  воспитанников  и  педагогов  ДОУ  взаимодействием  друг  с  другом.

        Цели  дискуссии

  • сбор  информации  об  организации  взаимодействия  ДОУ  с  родителями  воспитанников;
  • поиск  наиболее  эффективных  форм  и  методов  взаимодействия  с  семьёй, их  обоснование;
  • способствовать  осознанию  педагогами  своих  трудностей  при  организации  общения  с  родителями  воспитанников;
  • способствовать  осознанию  родителями  необходимости  оказания  помощи  педагогам  ДОУ;
  • формирование  установки  на  доверительное, безоценочное  взаимодействие  педагогов  и  родителей  воспитанников;
  • развитие  умения  аргументировать  свою  позицию, подбирать  доказательства.

Понятийный  аппарат  дискуссии

Общение – специфический  для  субъектов  способ  взаимных  отношений, способ  бытия  человека  во  взаимосвязях  с  другими  людьми.

Взаимодействие – взаимопроникновение, обмен  мыслями, чувствами, идеями.

Компетентность – сочетание  психологических  качеств. Психическое  состояние  субъекта, позволяющее  действовать  самостоятельно, и  ответственное  овладение  субъектом  способностью  и  умением  выполнять  определённые  трудовые  функции.

Семья – социальный  институт  воспитания, в ней осуществляется  преемственность  поколений, социализация  детей, что  включает  в  себя  передачу  семейных  ценностей  и  стереотипов  поведения.

Современные  родители – это  родители, воспитанные  поколением, когда  отечественная  педагогика  делала  ставку  на  познавательное, а не  эмоциональное  развитие, не  на  развитие  внутреннего  мира  чувств, переживаний.

Форма – внешнее  выражение  какого-либо  содержания.

Нетрадиционные  формы  организации  общения  педагогов  с  родителями – построены  по  типу  телевизионных  и  развлекательных  программ, игр  и  направлены  на  установление  неформальных  контактов  с  родителями, привлечение  их  внимания  к  детскому  саду.

 

1.Время  проведения  «круглого  стола» - 1 час  30 минут.

2.Регламент  выступлений  участников  «круглого  стола»:

- реплика – 3 минуты,

- сообщение – 10 минут.

3.Предоставление  слова  конкретным  участникам.

4.Участник  может  внести  свои  предложения  в  резолюцию  сразу  во  время выступления  или  сформулировать  их  позже.

5.Участник  информирует  ведущего  о  своём  желании  подать  реплику  или  задать  вопрос, поднимая  руку.

6.Необходимо  выслушать  собеседника, ответить  на  его  аргументы, только  после  этого  высказать  свои.

7.Ведущий  может  приостановить  дискуссию  с  целью  ввода  дополнительной  информации/предотвращения  монополизации  обсуждения.

Участники  «круглого  стола»  и  темы  их  сообщений

Педагог – психолог – «Современные  родители: психолого – педагогический  портрет».

Старший  воспитатель – «Затруднения  педагогов  ДОУ  при  организации  взаимодействия  с  родителями  воспитанников  и  их  причины».

Педагог 1 – «Формы  работы  с  родителями  и  их  эффективность».

Педагог 2 – «Плюсы  и  минусы  гибкого  режима  в  работе  с  родителями».

Родитель 1 – «Положительные  и  отрицательные  моменты в  организации  взаимодействия  с  ДОУ  глазами  родителя».

Родитель 2 – «Помощь  родителей  дошкольному  учреждению  в  воспитании  детей».

Проект  резолюции

1.Оказать  педагогам  ДОУ  методическую  помощь  в  подборе  содержания  и  выборе  форм  взаимодействия  с родителями.

2.Организуя  взаимодействие  с  родителями, учитывать  уровень  их  правовой  и  психолого – педагогической  культуры, воспитательные возможности  семьи, возникающие  при  воспитании  детей  вопросы  и  проблемы.

3.Оказать  педагогам  ДОУ  методическую  помощь  в  выявлении, обобщении  и  распространении  положительного  опыта  семейного  воспитания.

4.Привлекать  родителей  к  планированию  мероприятий, проводимых  с  детьми.

5.Провести  с  педагогами  тренинги, направленные  на  снятие  волевых  усилий, эмоциональной  напряжённости  при  общении  с  родителями.

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический  педсовет

«ИСКУССТВО  ГОВОРИТЬ  С  ДЕТЬМИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

  • пополнить  и  уточнить  знания  педагогов  в  области  культуры  устной  речи;
  • рассмотреть  важнейшие  правила  русской  орфоэпии.

Вступление.

В  ООП  нашего  ДОУ  говориться : «Задачами  ОУ  по  реализации  Программы  становится – осуществление  необходимой  коррекции  речевого  развития  детей».

       Решение  данной  задачи  возможно при  условии  качественного   примера  со  стороны  взрослого. Ребёнок  слышит   правильную  речь  и  невольно  воспринимает  её.

       От  культуры  речи  воспитателя  зависит  культура  речи  детей. Помня  об  этом, воспитатель  должен  считать  профессиональным  долгом  непрерывное  совершенствование  своей  речи, чтобы  основательно  знать  родной  язык  детей, которых  он  воспитывает.

   Культурой  речи  называют  её  правильность, т.е.  соответствие  нормам  орфоэпии (правила  литературного  произношения), грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным  традицией  для  литературного  языка.

   Обладать  культурой  речи – значит  не  только  понимать  значение  всех  элементов  языка, но и помнить, как принято  ими  пользоваться  в  литературной  речи. Высшей  культурой  речи  называется  обладание  чувством  стиля. Когда  человек  общается  с  близкими, знакомыми  людьми  в  быту, его  речь  имеет  черты  разговорного  стиля.

   В  общественной  жизни  он  говорит  иначе, пользуясь  уже  речью  книжного  стиля  и  его  разновидностями (научный, публицистический, поэтический, деловой).

Теоретическая  часть.

   Разнообразная   стилистическая  дифференциация  речи   обеспечивается  синонимией  языка:

- лексической: жилище – дом – квартира – пристанище – угол – гнездо – хата и т.д.

- грамматической : идти  полем – по  полю – через  поле и т.д.

- фонологической : одну  и  ту  же  фразу, например  «садитесь», можно  произнести  с  разной  интонацией.

   В  разговоре  с детьми  следует  употреблять  слова  литературного  языка, не допуская  грубых  слов, избегая  просторечий  и  диалектизмов, а также  слов, вышедших  из  употребления.

   Какие  же  самые  распространённые  ошибки  в  речи  воспитателя?

  1.Частое  употребление  слов  с  уменьшительно – ласкательными  суффиксами.

  2.Засоренность  лишними  словами (ну, вот, значит, это и т.п.).

  3.Неуместное  использование  звукоподражательных  слов (ав-ав, топы-топы).

  4.Ошибки  в  речи (ложить – вместо  класть, свекла  вместо  свёкла, колидор  вместо  коридор, конпот  вместо  компот, комфорка  вместо  конфорка,придумая  слово  вместо  припомни  и  назови и т.п.).

Практическая  часть.

Игра  «Правильно ли мы говорим».

«То же слово, да не так  бы  молвить».

«Слово – речи  основа».

   Игра  состоит  из  трёх  этапов. Каждый  этап – это  несколько  вопросов, заданий. После  каждого  этапа  жюри  оставляет в  игре  тех  педагогов, которые  наберут  большее  количество  баллов.

1-й  этап – участвуют все, 2-й этап – участвуют  20  воспитателей, 3-й  этап – участвуют  10  воспитателей. Три  знатока  русского  языка  становятся  победителями.

1-й  этап.

Задание 1.

Вспомните  и  назовите  пословицы, в  которых  встречаются  слова  «речь» и «слово».

1.Каждому  слову  своё  место.

2.Острое  словечко  колет сердечко.

3.Слово  горы  ворочает.

4.Слово – серебро, молчание – золото.

5.Слово  не  воробей: вылетит – не поймаешь.

6.Пустые  речи  и  слушать  неча.

7.Доброе  слово  и  кошке  приятно.

8.Вспомнить  добрым  словом.

9.Недоброе  слово  больнее  огня  жжёт.

10.Не  давши  слова – крепись, а  давши – держись.

11.Будь  своему  слову  хозяин.

12.Не бросай  слова  на ветер.

Задание  2.

   Подобрать  прилагательные  к  слову  «язык».

Задание  3.

От  ударения  порой  зависит  многое, ударение  может  изменить  смысл  слова:  

Я  травянистое  растение

С цветком  сиреневого  цвета,

Но  переставьте  ударение –

И  превращусь  я  вмиг  в  конфету.  (Ирис)

Задание 4.

   Произнесите  правильно: ску/шн/о, наро/шн/о, яи/шн/ица, Ильини/шн/а, коне/шн/о, млечный, дачный, конечный.

  Произносится  и/ч, и/ш: булочная, порядочный, молочный.

   Произносится  только /ш/: горчи/ш/ник, праче/ш/ная, скворе/ш/ник, серде/ш/ный, но: сердечник.

Задание  5.

Произнесите  правильно:

  1. Только/э/: д/э/льта, куп/э/,  мод/э/рн, суперм/э/н, т/э/ннис, фр/э/йлина, пюр/э/;
  2. Только /е/: газета, квартет, пионер, рекорд, рейс, секрет, фанера;
  3. Произносится  и/э/, и/е/: артезианский, декан, конгресс, крем,сонет.

2-й  этап.

Задание 1.

   «Вы не знаете падежов». Эту  реплику  можно  услышать  в  старом  трамвае  в  ответ  на  окрик  кондуктора: «Нет  местов!». Возможно,  этот  анекдот  родился в  Одессе. Однако  ошибка  в  употреблении  падежных  окончаний  существует  и  сейчас.

- Произнесите  правильно: пара   чулок, пара  сапог, гетр, пора  ноков.

- Образуйте  множественное  число: договоры, свитеры, джемперы.

  Окончание –а  употребимо  только  в  устной  форме, в  непринуждённой  беседе. Можно  говорить: годы – года, веры – веера, отпуски – отпуска ( с –а в устной  форме).

  - Произнесите  правильно  во  множественном  числе: лагерь –лагери  и  лагеря (все  правильно).

  Лагери – общественно – политические  группировки, лагеря – временное  поселение, стоянки.

То же самое – образы (в  художественной  литературе), образа ( иконы), тормозы (препятствия) и тормоза (приборы), соболи (животные)  и  соболя (меха).

Задание 2.

- Произнесите правильно: сто  граммов  конфет, несколько  абрикосов, помидоров, апельсинов.

- Произнесите правильно: на слёте присутствовало  несколько  болгар, грузин, осетин, туркмен, калмыков, киргизов, узбеков, таджиков.

   При  склонении национальностей, если  слово  оканчивается  на  звуки –р, -н, то ничего  не  добавляется.

   - Произнесите  правильно: стакан  чая (чаю), килограмм  сахара (сахару), много  народа (народу), много  шуму (шума) – употребляются  обе  формы.

Задание  3.

Поговорим  о  роде  существительных.

- Произнесите  правильно:

вольер – вольера.

ставень – ставня,

скирд – скирда,

жираф – жирафа,

туфель – туфля.

Эти  существительные  имеют  двоякие  формы.

- Произнесите  правильно:

фильм – фильма,

санаторий – санатория,

зал – зала.

Эти  существительные  имеют  устаревшие  формы.

- Назовите  род  существительных:

мозоль – ж.р. и  м.р.

кофе – м.р.

тюль – м.р.

- назовите  род  существительных:

егоза, растрёпа, соня.

Эти  существительные  имеют  общий  вид.

3 – й  этап.

Задание 1.

- Что  говорят, приглашая  к  еде? (Садитесь  кушать, пожалуйста.)

Когда  вы  принимаете  пищу, вы  говорите: «Я  ем».

Задание 2.

Поговорим  о  фамилиях.

   Как  это  не  парадоксально, но в конце  18 – середине  19  века  большинство  жителей  страны  фамилий  не  имели. Фамилии  были  лишь  у  дворян, богатых  купцов  и  церковнослужителей. После  отмены  крепостного  права  в  России   нужно  было  дать  фамилии  крестьянам, которые  их  не имели.

   Одним  крестьянам  давали  фамилию  помещика (Воронцовы, Орловы  и т.д.), другим  в  документы  записывали  уличную  фамилию, т.е.прозвище (Кочан, Жук, Шелепень и т.д.), у других фамилия  образовалась  по  имени  отца (Антонов, Иванов и т.д.).Затруднения  вызывает  склонение  фамилий.

  Произнесите  правильно  сразу:

- Уложила  спать  Кайрыша   Диму.

- Покормила  Берекета  Максима.

- Привела  в  зал  Евпака  Матвея.

- Сделали  прививку  Меленчку  Диме.

- Отдала  книгу  Димербашу  Давиду.

- Посадила  за  стол  Мерных  Витю.

- Угостила  конфетой  Анипера  Максима.

- Подарили  игрушку  Стельмах  Ване.

- Поставили  в  угол  Седых  Сашу.

   Склонение  фамилий  предусматривает некоторые  правила. Так, русские  и  иноязычные  фамилии   с  конечным  согласным  звуком в  м.р.  склоняются, фамилии  ж.р. не склоняются.

Задание 3.

 В  речи  мы  часто  путаем  похожие  слова: подпись – роспись, надеть – одеть, командировочный – командированный. Такие  родственные  слова, имеющие  разные  приставки  или  суффиксы  и  отличающиеся  оттенками в значении, называются паронимами.

   - Прочтите  правильно:

- Это  ваша (роспись  или  подпись)  на  справке?

- Поставьте  свою  (роспись  или  подпись0 под  картиной.

 

ПОДПИСЬ:

1.Действие  по  глаголу  «подписать», означающему «заверить», «подтвердить», поставить  подпись.

2.Надписать  под  чем – нибудь  (подпись  под  картиной).

3.Собственноручно  написанная  фамилия (поставить  свою  подпись).

РОСПИСЬ:

1.Живопись  на  стенах, потолках, предметах  быта.

Задание: прочтите правильно:

- Я (надеваю, одеваю) шапку.

- Я (надела, одела) пальто на Свету.

- Мы (надеваем  или  одеваем) детей.

- Я (одела  или  надела) девочку Таню.

     Глагол  «надеть»  употребляется  с  существительными  неодушевлёнными (надеть  шапку, туфли, медали), причём  с  ним  всегда  можно  использовать  существительные  с  предлогом «на» (надеть  шапку  на  голову, очки на нос). Глагол же  «одеть» сочетается  только  с  существительными  одушевлёнными  и  не  допускает  употребления  при  себе  сочетания  с  предлогом «на» (одеть  ребёнка, мальчика).

Аналитическая  часть.

1.Итоги  тематической  проверки «Развитие  коммуникативных  навыков  у  дошкольников».

2.Обсуждение  опыта  работы «Использование  театрализованных  игр  для  развития  выразительности речи».

Заключение.

  Большую  роль  в  работе  над  словом, над правильным  использованием  грамматических  средств  оказывают  словари: толковый, орфоэпический, орфографический.

   Эти  словари  помогут  уточнить  значение  малопонятных слов, дадут  возможность  предупреждать  ошибки  и  неточности  их  употребления.

   Речь  воспитателя  легко  воспринимается и понятна  детям  в  том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически верно построены  фразы.

                     Рекомендуемая  литература  для  педагогов:

Акишина А.,Акишина Т. Этикет  русского  телефонного  разговора. – М.,1990.

Агранович З. Овладение пониманием  сложных  логико – грамматических  конструкций в старшем  дошкольном  возрасте.//Дошкольная педагогика, №1/2002.

Бондаренко А.,Каленчук М. Формирование навыков литературного произношения у младших  школьников. – М.,1990.

Голуб И. Правильно ли мы говорим //Дошкольное воспитание №1/1986.

Голуб И. Как  правильно  соединять  слова //Дошкольное  воспитание, №5/1987.

Есина Л.Д.Воспитание  культуры  поведения  у  старших дошкольников.

Курцева З. Нормативность как главный показатель культуры  речи//Дошкольное  воспитание, №9/2003.

Ломакина Т.Культура поведения, культура речи, речевой этикет//Дошкольное воспитание, №8/2003.

Любина Г.О. О речевом поведении воспитателя //Дошкольное воспитание, №4/1996.

Ожегов С.,Шведова Н. Толковый  словарь  русского языка – М., 2005.

Островская Л. Культура  речевого общения //Дошкольное  воспитание, №3/1998.

Формановская Н. Как правильно общаться //Дошкольное воспитание, №1/1990.

Формановская Н.Речевой  этикет и вежливость //Дошкольное воспитание,№4/1990.

Формановская Н. Не  говорите  мне «ты»! //Дошкольное воспитание, №5/1990.

Формановская Н. Обращаемся  к знакомому человеку //Дошкольное воспитание, №8/1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobiya.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар  для  педагогов  ДОУ

       «ТЕХНОЛОГИЯ  РЕЧЕВОГО  РАЗВИТИЯ»

Цель: знакомство  педагогов  с  подходами  к  обновлению  содержания  работы  по  речевому  развитию  ребёнка  в  дошкольных  образовательных  учреждениях, систематизация  знаний  педагогов  по  данной  теме.

План  проведения:

1.Актуальность проблемы  речевого  развития  детей  дошкольного  возраста.

2.Условия  успешного  речевого  развития.

3.Диагностика  речевого  развития.

4. Развитие  речи  детей  дошкольного  возраста в ДОУ.

        1.Актуальность  проблемы  речевого  развития.

Речь – удивительно  сильное  средство, но  нужно  иметь  много  ума, чтобы  пользоваться  им.                

 (Г.Гегель)

Достоинство  речи – быть  ясной  и  не  быть  низкой.  

 (Аристотель)

Речь – великая  сила: она  убеждает, обращает, принуждает.

(Р.Эмерсон)

Речь – способность  говорить,  говорение; разновидность  или  стиль  языка; звучащий  язык; разговор, беседа; публичное  выступление.                   (Толковый  словарь  русского  языка)

Говорить  умеют  почти  все, но говорить  правильно, лишь  единицы  из  нас. Разговаривая  с  другими, мы  пользуемся  речью  как  средством  передачи  своих  мыслей. Речь  для  нас  является  одной  из  главных  потребностей  и  функций  человека. Именно  речь  отличает человека  от  других  представителей  живого  мира. Именно  через  общение  с  другими  людьми  человек  реализует  себя, как личность.

Судить  о  начале  развития  личности  ребёнка дошкольного  возраста  без  оценки  его  речевого  развития  невозможно. В  психическом  развитии  ребёнка  речь  имеет  исключительное  значение. С  развитием  речи  связано  формирование  как  личности  в  целом, так  и  всех  основных  психических  процессов. Поэтому  определение  направлений  и  условия развития  речи  у  детей  относится  к  числу  важнейших  педагогических  задач. Проблема развития  речи  детей  является  одной  из  актуальных.

Процесс  обучения  в  школе  во  многом  зависит  от  уровня  развития  устной  речи.

Высокий  уровень  речевого развития  у  детей  подготовительной  к  школе  группы, если  дети:

1.Владеют  литературными  нормами  и  правилами  родного  языка, свободно  пользуются  лексикой  и  грамматикой  при  выражении  своих  мыслей  и  составлении  любого  типа  высказывания.

2.Умеют  вступать в контакт со  взрослыми  и  сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.

3.Знают  нормы  и  правила  речевого  этикета, умеют  пользоваться  ими  в  зависимости  от  ситуации.

4.Умеют  читать.

                           Причины  низкого  уровня  развития.

1.Некомпетентность  педагогов  по  проблемам  становления  речи. Воспитатель  знает  методику, но  не  технологию. При  проведении  занятия  видит  себя  и  приёмы, но  не  видит  ребёнка. Не  знает  уровня  развития  речи.

2.Речевое  развитие  рассматривается,  как  изолированный психологичес- кий  процесс  в  отрыве  от  мышления, воображения, эмоций.

3.Рассматривают  развитие  речи  как  подражание  и  забывают  про  формирование  языковых  обобщений.

4.Обучение  языку  идёт  в  лингвистической  форме, игнорируют  коммуникативные  умения, отсюда – отсутствие  культуры  речи  и  культуры  общения.

5.При  обучении  педагоги  ориентируются  на  средний  уровень  развития  ребёнка  и  используют  фронтальные  методы.

6.Работа  по  развитию  речи  кропотливая, ежеминутная, результата сразу  не  видно  и  воспитатель не хочет  ею заниматься.

7.Родители  не  понимают  своей  функции – общение  с  ребёнком  должно  начинаться с  рождения  и  до  его  появления на свет, в  пренатальный  период. В  странах  Африки  до  трёх  лет  дети  опережают  по  речевому  развитию  детей  Европы, потому  что  находятся  за  спиной  матери, привязанные  к  ней, - комфортное  пребывание   способствует  успешному  развитию.

2.Условия  для  успешного  развития  речи.

1.Интересно  организовать  жизнь  ребёнка.

2.Постоянно  побуждать  ребёнка  говорить.

3.Создавать соответствующую  обстановку, среду. У  хорошо  говорящих  родителей  не  всегда  говорят  дети.

4.Не  забывать  про  одарённых  детей. Речью  мы  определяем  судьбу  ребёнка. Из  всех  талантов  самый  главный  талант – общение.

5.Дать  детям  одинаковые  стартовые  возможности.

                             

Речевое  развитие  ребёнка  в ДОУ.

1.В  дошкольном  учреждении  должны  быть  созданы  условия  для  развития  речи  детей  в  общении  со  взрослыми  и  сверстниками:

сотрудники  побуждают  детей  обращаться  к  взрослым  с  вопросами, суждениями, высказываниями; сотрудники  побуждают  детей  к  речевому  общению  между  собой.

2.Сотрудники  задают  детям  образцы  правильной  литературной  речи:

  • речь сотрудников чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
  • в речь включаются  разнообразные  образцы  речевого  этикета.

3. Сотрудники  обеспечивают развитие  звуковой  культуры  речи  со  стороны  детей  в  соответствии  с  их  возрастными  особенностями:

  • следят  за  правильным  произношением,  в  случае  необходимости  поправляют  и  упражняют  детей (организуют  звукоподражательные  игры, проводят  занятия  по  звуковому  анализу  слова, используют  чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
  • наблюдают за  темпом и  громкостью  речи  детей, в  случае  необходимости  деликатно  поправляют  их.

4.Сотрудники  обеспечивают   детям  условия  для  обогащения  их  словаря  с  учётом  возрастных  особенностей:

  • сотрудники  обеспечивают  детям  условия  для  включения  детьми  называемых  предметов  и  явлений  в  игру  и  предметную  деятельность;
  • помогают  ребёнку  овладеть  названием  предметов  и  явлений, их свойств, рассказать  о  них;
  • обеспечивают  развитие образной  стороны  речи (переносимый  смысл  слов);
  • знакомят  детей  с  синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники  создают  условия  для  овладения  детьми  грамматическим  строем  речи: учат  правильно  связывать  слова  в  падеже, числе, во времени, роде, пользоваться  суффиксами; учат  формулировать  вопросы  и  отвечать на них, строить  предложения.

6.Сотрудники  развивают  у  детей  связную  речь  с  учётом  их  возрастных  особенностей:

  • поощряют  детей  к  рассказыванию, развёрнутому изложению  определённого  содержания;
  • организует  диалоги  между  детьми  и  со взрослыми.

7. Уделяют специальное  внимание  развитию  у  детей  понимания  речи, упражняя  детей  в  выполнении  словесной  инструкции.

8. Сотрудники  создают  условия  для  развития  планирующей  и  регулирующей  функции  речи  детей  в  соответствии  с  их  возрастными  особенностями:

  • стимулируют  детей комментировать  свою  речь;
  • упражняют  в  умении  планировать  свою  деятельность.

9.Приобщают  детей  к  культуре  чтения  художественной  литературы.

10.Сотрудники  поощряют  детское  словотворчество.

11.Создают  в  ДОУ  условия для  обучения  иностранному  языку.

          3.Диагностика  речевого  развития.

Выделяют  три  уровня  речевого  развития  в  развитии  речи  детей  дошкольного  возраста.

                                                Младший  возраст.

        Ребёнка  просят  рассказать  знакомую  сказку  и  по  его  рассказу определяют  уровень  речевого  развития.

        Низкий  уровень: воспитатель  начинает  сказку, а  ребёнок  добавляет  одно  слово.

        Средний  уровень: воспитатель  говорит  слово, ребёнок – фразу.

        Высокий  уровень  развития: сам рассказывает  сказку.

                                                Средний  возраст.

        Воспитатель  просит  пересказать  небольшой  рассказ  с  сюжетом.

        Низкий  уровень: отдельные  слова, повторы, небольшие  паузы.

        Средний  уровень: воспитатель помогает  словом, ребёнок продолжает  рассказ.

        Высокий  уровень: сам  рассказывает  рассказ.

                                                Старший  возраст.

        Рассказ  о  том, что увидел.

        Низкий  уровень: всё  время  подсказывает  воспитатель.

        Средний  уровень: небольшая  подсказка.

        Высокий  уровень: самостоятельный  рассказ  по  плану.

        

4.Развитие  речи в ДОУ.

Функции речи:

1.Речь  как  средство  общения.

  1. Возникает  при  совместной  деятельности  ребёнка  и  взрослого:

предметная  деятельность  в  младенческом  возрасте – эмоционально-личностное  общение;

ситуативно – личностное  общение;

ситуативно –деловое (познавательное) общение.

  1. Общение  со  сверстниками.

Отличие  от  общения  со  взрослыми:

яркая  эмоциональная  насыщенность (в 10 раз больше  мимических проявлений);

нестандартность  детских  высказываний – речевое  творчество, потому  что  ребёнок  не  придерживается  норм  общения.

  1. Преобладание  инициативных  высказываний  над  ответами – говорят  о  своём, не слушая  партнёра. Обогащение  речи – фантазируют, притворяются.

2.Познавательная  функция  речи.

С помощью  языка  ребёнок  получает  информацию  об  окружающем  мире.

3. Речь, как  регулятор  поведения  и деятельности.

1Это  руководство  при  помощи  слов  действиями («сейчас  будем  кушать», «принеси  мне  игрушку» - это  регуляция  со  стороны  взрослого).

        Саморегуляция («Я принесу  тебе  воды») – стремление  к  самостоятельности.

                 Виды  речи.

1.Внутренняя.

То, что произносим  в  мыслях, не  проговаривая  вслух.

2.Внешняя:

  • Диалогическая.

Диалог – разговор  двух  или нескольких  лиц.

  • Монологическая.

Разговор  одного  лица.

  • Эгоцентрическая  речь – разговор  с  самим  собой, как  с  воображаемым  партнёром – это  и  диалог, и монолог, внутренняя  и  внешняя речь.
  • Письменная – речь  для  собеседника ( монологическая), передаваемая  при  помощи  знаков  при  письме.

Основная  задача  речевого  развития  ребёнка  дошкольного  возраста – это  владение  нормами  и правилами  родного  языка, определяемыми  для  каждого  возрастного  этапа, и  развитие  их  коммуникативных  способностей.

        В   ДОУ  развитие  речи  осуществляется по  следующим  направлениям:

        1.Развитие  связной  речи (диалогическая, монологическая).

        Монологическая  речь (описание, повествование, рассуждение)

        2. Развитие  словаря  дошкольника.

        Обогащение, расширение  и  активизация  словарного  запаса – главная  задача.

        Осуществляется  через  работу:

  • с  тематическим  рядом  или  при  помощи  семантического  поля. Здесь  одно  слово  выступает  как  ядро, к  которому «прирастают» слова: слово  игла, как ядро – игла – дерево – ствол – зелёная – опадает – хвоя);
  • синонимический  ряд;
  • антонимические  пары;
  • многозначные  слова.

3.Формирование  грамматического  строя  речи.

        Это  формирование  навыков  образования  и  употребления  грамматических  форм:

  • морфология – части  речи  и  изменение  слов  по  родам, числам  и  падежам;
  • словообразование – образование  слов  по  аналогии с помощью  приставки, суффикса, окончаний;
  • синтаксис – соединение  слов  в  словосочетания, предложения  разных  типов (простые, сложные) и их  эмоциональная  окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).

4. Развитие  звуковой  культуры.

Способность  слышать, распознавать  фонологические  средства  языка:

  • знакомство  с  линейными  звуковыми  единицами: звук – слог – слово – фраза – текст;
  • просодические  единицы6 ударение, интонация (мелодика  речи, сила  голоса, темп и тембр  речи).

Формирование  этих  сложных  речевых  навыков  требует  повторяемости  фонетических  упражнений, связной  речи.

5.Развитие  образной  речи.

Это  составная  часть  воспитания  культуры  речи  в  широком  смысле  слова.

Под  культурой  речи  понимается соблюдение  норм  литературного  языка, умение  передавать  свои  мысли, чувства, представления в соответствии  с  назначением  и  целью  высказывания: содержательно, грамматически  правильно, точно  и  выразительно.

Источники  развития  выразительности  детской речи:

художественная  литература;

устное  народное  творчество.

                                    Практическая  часть  семинара.

1.Ответы  на  вопросы:

- Какую  роль  играет  семья  в  формировании  речи  ребёнка? (варианты  ответов)

2.Разработка  рекомендаций  для  родителей  по  формированию  речи  ребёнка.

                     Факторы  успешного  речевого  развития.

                                      (памятка  для родителей)

  • Эмоциональное  общение  с  ребёнком  с  момента  рождения.
  • Создавать  условия  для  общения  с  другими  детьми.
  • Речь  взрослого – пример  для  подражания.
  • Развивать  мелкую  моторику  руки, это  ведёт  к  развитию  речи  ребёнка.
  • Совместные  игры  взрослого  и  ребёнка.
  • Чтение  художественной  литературы, разучивание  стихов.
  • Удовлетворение  любознательности  ребёнка, ответы  на  все  его  «почему».
  • Совместные  выезды  на  природу, экскурсии, посещения  музеев.
  • Рассказывание  стихов  руками.

Установлено, что  между  речевой  функцией  и  общей  двигательной  системой  существует  тесная  связь. Совокупность  движений  тела  и  речевых  органов  способствует  снятию  напряжённости, монотонности  речи, соблюдению  речевых  пауз, формированию  правильного  произношения, а  подключение  к  работе  тактильных  ощущений  улучшает  и  ускоряет  запоминание  стихов. Попробуем  рассказать  стихотворение  А.Барто «Звериная  зарядка» при  помощи  движений.

Раз – присядка (показать 1 указательный  палец  левой  руки, присесть, руки  на  пояс),

Два – прыжок (2 пальца  показать  на  левой  руке  и  выпрыгнуть  вверх) –

Это  заячья  зарядка (руки  развести  перед  собой  в  стороны) потом  ладони  прижать  к  голове, изобразить  уши  зайца)

А  лисята  как  проснуться (рукой  показываем  пышный  лисий  хвост. Потом  трём  руками  глаза – просыпаемся),

Любят  долго  потянуться (потягиваемся),

Обязательно  зевнуть (зеваем  и  прикрываем  ладонью  рот),

Ну  и  хвостиком  вильнуть (покачиваем  бёдрами  из  стороны  в  сторону).

А волчата – спинку  выгнуть (оскал  зубов  и  прогибание  спины)

И  легонечко  подпрыгнуть ( прыжки).

Ну  а  мишка  косолапый (руки  согнуты  в  коленях, ноги  расставить  и  слегка  присесть),

Широко  расставив  лапы (переступание  с ноги  на ногу),

То  одну, то  обе  вместе (поднимаем  ногу  и  приставляем  к  другой),

Долго  топчется  на месте (переступаем  с  одной  ноги  на  другую)

А  кому  зарядки  мало (разводим  руки  в  стороны  перед  собой)-

Начинаем  всё  сначала (руки на пояс)!

 «Круглый  стол»

« ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ДОУ  С

РОДИТЕЛЯМИ  ВОСПИТАННИКОВ »

Проблема, обсуждаемая  в  ходе  дискуссии

Недостаточная  удовлетворённость  родителей  воспитанников  и  педагогов  ДОУ  взаимодействием  друг  с  другом.

        Цели  дискуссии

  • сбор  информации  об  организации  взаимодействия  ДОУ  с  родителями  воспитанников;
  • поиск  наиболее  эффективных  форм  и  методов  взаимодействия  с  семьёй, их  обоснование;
  • способствовать  осознанию  педагогами  своих  трудностей  при  организации  общения  с  родителями  воспитанников;
  • способствовать  осознанию  родителями  необходимости  оказания  помощи  педагогам  ДОУ;
  • формирование  установки  на  доверительное, безоценочное  взаимодействие  педагогов  и  родителей  воспитанников;
  • развитие  умения  аргументировать  свою  позицию, подбирать  доказательства.

Понятийный  аппарат  дискуссии

Общение – специфический  для  субъектов  способ  взаимных  отношений, способ  бытия  человека  во  взаимосвязях  с  другими  людьми.

Взаимодействие – взаимопроникновение, обмен  мыслями, чувствами, идеями.

Компетентность – сочетание  психологических  качеств. Психическое  состояние  субъекта, позволяющее  действовать  самостоятельно, и  ответственное  овладение  субъектом  способностью  и  умением  выполнять  определённые  трудовые  функции.

Семья – социальный  институт  воспитания, в ней осуществляется  преемственность  поколений, социализация  детей, что  включает  в  себя  передачу  семейных  ценностей  и  стереотипов  поведения.

Современные  родители – это  родители, воспитанные  поколением, когда  отечественная  педагогика  делала  ставку  на  познавательное, а не  эмоциональное  развитие, не  на  развитие  внутреннего  мира  чувств, переживаний.

Форма – внешнее  выражение  какого-либо  содержания.

Нетрадиционные  формы  организации  общения  педагогов  с  родителями – построены  по  типу  телевизионных  и  развлекательных  программ, игр  и  направлены  на  установление  неформальных  контактов  с  родителями, привлечение  их  внимания  к  детскому  саду.

1.Время  проведения  «круглого  стола» - 1 час  30 минут.

2.Регламент  выступлений  участников  «круглого  стола»:

- реплика – 3 минуты,

- сообщение – 10 минут.

3.Предоставление  слова  конкретным  участникам.

4.Участник  может  внести  свои  предложения  в  резолюцию  сразу  во  время выступления  или  сформулировать  их  позже.

5.Участник  информирует  ведущего  о  своём  желании  подать  реплику  или  задать  вопрос, поднимая  руку.

6.Необходимо  выслушать  собеседника, ответить  на  его  аргументы, только  после  этого  высказать  свои.

7.Ведущий  может  приостановить  дискуссию  с  целью  ввода  дополнительной  информации/предотвращения  монополизации  обсуждения.

Участники  «круглого  стола»  и  темы  их  сообщений

Педагог – психолог – «Современные  родители: психолого – педагогический  портрет».

Старший  воспитатель – «Затруднения  педагогов  ДОУ  при  организации  взаимодействия  с  родителями  воспитанников  и  их  причины».

Педагог 1 – «Формы  работы  с  родителями  и  их  эффективность».

Педагог 2 – «Плюсы  и  минусы  гибкого  режима  в  работе  с  родителями».

Родитель 1 – «Положительные  и  отрицательные  моменты в  организации  взаимодействия  с  ДОУ  глазами  родителя».

Родитель 2 – «Помощь  родителей  дошкольному  учреждению  в  воспитании  детей».

Проект  резолюции

1.Оказать  педагогам  ДОУ  методическую  помощь  в  подборе  содержания  и  выборе  форм  взаимодействия  с родителями.

2.Организуя  взаимодействие  с  родителями, учитывать  уровень  их  правовой  и  психолого – педагогической  культуры, воспитательные возможности  семьи, возникающие  при  воспитании  детей  вопросы  и  проблемы.

3.Оказать  педагогам  ДОУ  методическую  помощь  в  выявлении, обобщении  и  распространении  положительного  опыта  семейного  воспитания.

4.Привлекать  родителей  к  планированию  мероприятий, проводимых  с  детьми.

5.Провести  с  педагогами  тренинги, направленные  на  снятие  волевых  усилий, эмоциональной  напряжённости  при  общении  с  родителями.

         

Тематический  педсовет

«ИСКУССТВО  ГОВОРИТЬ  С  ДЕТЬМИ»

Цели:

  • пополнить  и  уточнить  знания  педагогов  в  области  культуры  устной  речи;
  • рассмотреть  важнейшие  правила  русской  орфоэпии.

Вступление.

В  ООП  нашего  ДОУ  говориться : «Задачами  ОУ  по  реализации  Программы  становится – осуществление  необходимой  коррекции  речевого  развития  детей».

       Решение  данной  задачи  возможно при  условии  качественного   примера  со  стороны  взрослого. Ребёнок  слышит   правильную  речь  и  невольно  воспринимает  её.

       От  культуры  речи  воспитателя  зависит  культура  речи  детей. Помня  об  этом, воспитатель  должен  считать  профессиональным  долгом  непрерывное  совершенствование  своей  речи, чтобы  основательно  знать  родной  язык  детей, которых  он  воспитывает.

   Культурой  речи  называют  её  правильность, т.е.  соответствие  нормам  орфоэпии (правила  литературного  произношения), грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным  традицией  для  литературного  языка.

   Обладать  культурой  речи – значит  не  только  понимать  значение  всех  элементов  языка, но и помнить, как принято  ими  пользоваться  в  литературной  речи. Высшей  культурой  речи  называется  обладание  чувством  стиля. Когда  человек  общается  с  близкими, знакомыми  людьми  в  быту, его  речь  имеет  черты  разговорного  стиля.

   В  общественной  жизни  он  говорит  иначе, пользуясь  уже  речью  книжного  стиля  и  его  разновидностями (научный, публицистический, поэтический, деловой).

Теоретическая  часть.

   Разнообразная   стилистическая  дифференциация  речи   обеспечивается  синонимией  языка:

- лексической: жилище – дом – квартира – пристанище – угол – гнездо – хата и т.д.

- грамматической : идти  полем – по  полю – через  поле и т.д.

- фонологической : одну  и  ту  же  фразу, например  «садитесь», можно  произнести  с  разной  интонацией.

   В  разговоре  с детьми  следует  употреблять  слова  литературного  языка, не допуская  грубых  слов, избегая  просторечий  и  диалектизмов, а также  слов, вышедших  из  употребления.

   Какие  же  самые  распространённые  ошибки  в  речи  воспитателя?

  1.Частое  употребление  слов  с  уменьшительно – ласкательными  суффиксами.

  2.Засоренность  лишними  словами (ну, вот, значит, это и т.п.).

  3.Неуместное  использование  звукоподражательных  слов (ав-ав, топы-топы).

  4.Ошибки  в  речи (ложить – вместо  класть, свекла  вместо  свёкла, колидор  вместо  коридор, конпот  вместо  компот, комфорка  вместо  конфорка,придумая  слово  вместо  припомни  и  назови и т.п.).

Практическая  часть.

Игра  «Правильно ли мы говорим».

«То же слово, да не так  бы  молвить».

«Слово – речи  основа».

   Игра  состоит  из  трёх  этапов. Каждый  этап – это  несколько  вопросов, заданий. После  каждого  этапа  жюри  оставляет в  игре  тех  педагогов, которые  наберут  большее  количество  баллов.

1-й  этап – участвуют все, 2-й этап – участвуют  20  воспитателей, 3-й  этап – участвуют  10  воспитателей. Три  знатока  русского  языка  становятся  победителями.

1-й  этап.

Задание 1.

Вспомните  и  назовите  пословицы, в  которых  встречаются  слова  «речь» и «слово».

1.Каждому  слову  своё  место.

2.Острое  словечко  колет сердечко.

3.Слово  горы  ворочает.

4.Слово – серебро, молчание – золото.

5.Слово  не  воробей: вылетит – не поймаешь.

6.Пустые  речи  и  слушать  неча.

7.Доброе  слово  и  кошке  приятно.

8.Вспомнить  добрым  словом.

9.Недоброе  слово  больнее  огня  жжёт.

10.Не  давши  слова – крепись, а  давши – держись.

11.Будь  своему  слову  хозяин.

12.Не бросай  слова  на ветер.

Задание  2.

   Подобрать  прилагательные  к  слову  «язык».

Задание  3.

От  ударения  порой  зависит  многое, ударение  может  изменить  смысл  слова:  

Я  травянистое  растение

С цветком  сиреневого  цвета,

Но  переставьте  ударение –

И  превращусь  я  вмиг  в  конфету.  (Ирис)

Задание 4.

   Произнесите  правильно: ску/шн/о, наро/шн/о, яи/шн/ица, Ильини/шн/а, коне/шн/о, млечный, дачный, конечный.

  Произносится  и/ч, и/ш: булочная, порядочный, молочный.

   Произносится  только /ш/: горчи/ш/ник, праче/ш/ная, скворе/ш/ник, серде/ш/ный, но: сердечник.

Задание  5.

Произнесите  правильно:

  1. Только/э/: д/э/льта, куп/э/,  мод/э/рн, суперм/э/н, т/э/ннис, фр/э/йлина, пюр/э/;
  2. Только /е/: газета, квартет, пионер, рекорд, рейс, секрет, фанера;
  3. Произносится  и/э/, и/е/: артезианский, декан, конгресс, крем,сонет.

2-й  этап.

Задание 1.

   «Вы не знаете падежов». Эту  реплику  можно  услышать  в  старом  трамвае  в  ответ  на  окрик  кондуктора: «Нет  местов!». Возможно,  этот  анекдот  родился в  Одессе. Однако  ошибка  в  употреблении  падежных  окончаний  существует  и  сейчас.

- Произнесите  правильно: пара   чулок, пара  сапог, гетр, пора  ноков.

- Образуйте  множественное  число: договоры, свитеры, джемперы.

  Окончание –а  употребимо  только  в  устной  форме, в  непринуждённой  беседе. Можно  говорить: годы – года, веры – веера, отпуски – отпуска ( с –а в устной  форме).

  - Произнесите  правильно  во  множественном  числе: лагерь –лагери  и  лагеря (все  правильно).

  Лагери – общественно – политические  группировки, лагеря – временное  поселение, стоянки.

То же самое – образы (в  художественной  литературе), образа ( иконы), тормозы (препятствия) и тормоза (приборы), соболи (животные)  и  соболя (меха).

Задание 2.

- Произнесите правильно: сто  граммов  конфет, несколько  абрикосов, помидоров, апельсинов.

- Произнесите правильно: на слёте присутствовало  несколько  болгар, грузин, осетин, туркмен, калмыков, киргизов, узбеков, таджиков.

   При  склонении национальностей, если  слово  оканчивается  на  звуки –р, -н, то ничего  не  добавляется.

   - Произнесите  правильно: стакан  чая (чаю), килограмм  сахара (сахару), много  народа (народу), много  шуму (шума) – употребляются  обе  формы.

Задание  3.

Поговорим  о  роде  существительных.

- Произнесите  правильно:

вольер – вольера.

ставень – ставня,

скирд – скирда,

жираф – жирафа,

туфель – туфля.

Эти  существительные  имеют  двоякие  формы.

- Произнесите  правильно:

фильм – фильма,

санаторий – санатория,

зал – зала.

Эти  существительные  имеют  устаревшие  формы.

- Назовите  род  существительных:

мозоль – ж.р. и  м.р.

кофе – м.р.

тюль – м.р.

- назовите  род  существительных:

егоза, растрёпа, соня.

Эти  существительные  имеют  общий  вид.

3 – й  этап.

Задание 1.

- Что  говорят, приглашая  к  еде? (Садитесь  кушать, пожалуйста.)

Когда  вы  принимаете  пищу, вы  говорите: «Я  ем».

Задание 2.

Поговорим  о  фамилиях.

   Как  это  не  парадоксально, но в конце  18 – середине  19  века  большинство  жителей  страны  фамилий  не  имели. Фамилии  были  лишь  у  дворян, богатых  купцов  и  церковнослужителей. После  отмены  крепостного  права  в  России   нужно  было  дать  фамилии  крестьянам, которые  их  не имели.

   Одним  крестьянам  давали  фамилию  помещика (Воронцовы, Орловы  и т.д.), другим  в  документы  записывали  уличную  фамилию, т.е.прозвище (Кочан, Жук, Шелепень и т.д.), у других фамилия  образовалась  по  имени  отца (Антонов, Иванов и т.д.).Затруднения  вызывает  склонение  фамилий.

  Произнесите  правильно  сразу:

- Уложила  спать  Кайрыша   Диму.

- Покормила  Берекета  Максима.

- Привела  в  зал  Евпака  Матвея.

- Сделали  прививку  Меленчку  Диме.

- Отдала  книгу  Димербашу  Давиду.

- Посадила  за  стол  Мерных  Витю.

- Угостила  конфетой  Анипера  Максима.

- Подарили  игрушку  Стельмах  Ване.

- Поставили  в  угол  Седых  Сашу.

   Склонение  фамилий  предусматривает некоторые  правила. Так, русские  и  иноязычные  фамилии   с  конечным  согласным  звуком в  м.р.  склоняются, фамилии  ж.р. не склоняются.

Задание 3.

 В  речи  мы  часто  путаем  похожие  слова: подпись – роспись, надеть – одеть, командировочный – командированный. Такие  родственные  слова, имеющие  разные  приставки  или  суффиксы  и  отличающиеся  оттенками в значении, называются паронимами.

   - Прочтите  правильно:

- Это  ваша (роспись  или  подпись)  на  справке?

- Поставьте  свою  (роспись  или  подпись0 под  картиной.

ПОДПИСЬ:

1.Действие  по  глаголу  «подписать», означающему «заверить», «подтвердить», поставить  подпись.

2.Надписать  под  чем – нибудь  (подпись  под  картиной).

3.Собственноручно  написанная  фамилия (поставить  свою  подпись).

РОСПИСЬ:

1.Живопись  на  стенах, потолках, предметах  быта.

Задание: прочтите правильно:

- Я (надеваю, одеваю) шапку.

- Я (надела, одела) пальто на Свету.

- Мы (надеваем  или  одеваем) детей.

- Я (одела  или  надела) девочку Таню.

     Глагол  «надеть»  употребляется  с  существительными  неодушевлёнными (надеть  шапку, туфли, медали), причём  с  ним  всегда  можно  использовать  существительные  с  предлогом «на» (надеть  шапку  на  голову, очки на нос). Глагол же  «одеть» сочетается  только  с  существительными  одушевлёнными  и  не  допускает  употребления  при  себе  сочетания  с  предлогом «на» (одеть  ребёнка, мальчика).

Аналитическая  часть.

1.Итоги  тематической  проверки «Развитие  коммуникативных  навыков  у  дошкольников».

2.Обсуждение  опыта  работы «Использование  театрализованных  игр  для  развития  выразительности речи».

Заключение.

  Большую  роль  в  работе  над  словом, над правильным  использованием  грамматических  средств  оказывают  словари: толковый, орфоэпический, орфографический.

   Эти  словари  помогут  уточнить  значение  малопонятных слов, дадут  возможность  предупреждать  ошибки  и  неточности  их  употребления.

   Речь  воспитателя  легко  воспринимается и понятна  детям  в  том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически верно построены  фразы.

                     Рекомендуемая  литература  для  педагогов:

Акишина А.,Акишина Т. Этикет  русского  телефонного  разговора. – М.,1990.

Агранович З. Овладение пониманием  сложных  логико – грамматических  конструкций в старшем  дошкольном  возрасте.//Дошкольная педагогика, №1/2002.

Бондаренко А.,Каленчук М. Формирование навыков литературного произношения у младших  школьников. – М.,1990.

Голуб И. Правильно ли мы говорим //Дошкольное воспитание №1/1986.

Голуб И. Как  правильно  соединять  слова //Дошкольное  воспитание, №5/1987.

Есина Л.Д.Воспитание  культуры  поведения  у  старших дошкольников.

Курцева З. Нормативность как главный показатель культуры  речи//Дошкольное  воспитание, №9/2003.

Ломакина Т.Культура поведения, культура речи, речевой этикет//Дошкольное воспитание, №8/2003.

Любина Г.О. О речевом поведении воспитателя //Дошкольное воспитание, №4/1996.

Ожегов С.,Шведова Н. Толковый  словарь  русского языка – М., 2005.

Островская Л. Культура  речевого общения //Дошкольное  воспитание, №3/1998.

Формановская Н. Как правильно общаться //Дошкольное воспитание, №1/1990.

Формановская Н.Речевой  этикет и вежливость //Дошкольное воспитание,№4/1990.

Формановская Н. Не  говорите  мне «ты»! //Дошкольное воспитание, №5/1990.

Формановская Н. Обращаемся  к знакомому человеку //Дошкольное воспитание, №8/1990.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст)  Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...

ВЫПИСКА из ПРОТОКОЛА № 2 заседания РП(М)О воспитателей дошкольного образования, старших воспитателей, методистов ДОУ.

ВЫПИСКА из ПРОТОКОЛА №2 заседания РП(М)О воспитателей дошкольного образования, старших воспитателей, методистов ДОУ.Участие  в заседания РП(М)О воспитателей дошкольног...

Статья для старших воспитателей (методистов) "Формируем научный стиль речи у педагогов"

Рекомендации по формированию научного стиля речи педагогов....

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей (методистов) "Номенклатура дел старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения"

На данном мастер-классе предложен практический материал по номенклатуре дел: перечень документов, правила оформления дел и др....

ВЫПИСКА из ПРОТОКОЛА № 2 заседания РП(М)О воспитателей дошкольного образования, старших воспитателей, методистов ДОУ. 30.11.2021

Заседание РП(М)О воспитателей дошкольного образования, старших воспитателей, методистов ДОУ проходило по теме «Формирование у педагогов практических навыков по использованию разнообразных форм и...