Консультация "Сказка и сказкотерапия в системе социальной адаптации дошкольников"
консультация по теме

Игровая тер­а­пия, игровая корре­кция пов­едения, обыг­рывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в игре или инсцен­ировке не только снижают внутреннее напря­жение ребенка, но и спосо­бствуют успешной социальной адаптации и в дошкольном учреждении, и в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_v_sisteme_sotsialnoy_adaptatsii.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Консультация

"Сказка и сказкотерапия в системе социальной адаптации дошкольников"

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

Многие народные, сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

Основной мотив деятельности дошкольника - познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира.

Способность менять свое поведение в зависимости от новых социальных условий - результат успешной социальной адаптации, в процессе которой ребенку необходимо усвоить правила, нормы и культурные традиции своего народа, а также своих социальных групп (семья, группа детского сада и др.). Процесс социальной адаптации происходит постоянно, ежедневно, но возможны периоды нарушения равномерности протекания данного процесса. Это происходит в моменты смены условий жизнедеятельности детей: поступление в детский сад, разлука с родителями, переезд на новое место жительства и т.д.

Признаками нарушения процесса социальной адаптации у детей чаще всего являются сложности поведения, вредные привычки, невротические и психосоматические расстройства, повышенная тревожность.

Социальная дезадаптация способна спровоцировать возникновение устойчивых вредных привычек и отрицательных черт характера, тревожности и частой заболеваемости.

Использование детьми защитных механизмов от неблагоприятных воздействий окружающей среды может способствовать фиксации на них. Они типичны, естественны для детства, но не являются адекватными в последующие возрастные периоды.

Задача взрослого - не ограждать ребенка от неблагоприятных условий среды, а научить правильно использовать методы социальной адаптации в условиях нестабильного окружения; выбирать способы психологической защиты в зависимости от обстоятельств жизни; менять поведение с учетом требований той социальной группы, в которой он находится. Вместе с тем помните: главное, чтобы в обществе с определенными правилами, традициями, законами и культурой могла свободно развиваться и яркая индивидуальность, со своими особенными взглядами на жизнь, мир, самого себя.

Было замечено; прямые способы воздействия на ребенка не всегда являются эффективными. Так, например, запрет на негативное поведение часто вызывает желание его нарушить, а наказание - обиду и страх повторного наказания. Моделирование ситуаций правильного поведения на занятиях почти никогда не переносится ребенком в реальную жизнь, но при этом охотно и правильно воспроизводится на последующих занятиях. Это свидетельствует о том, что с дошкольниками необходимы другие методы работы. Народная сказка позволяет осуществлять процесс их воспитания более целостно, т.е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития.

Методика диагностики социальной адаптации дошкольников проводится по трем параметрам: развитость игровых способностей, успешность игровых и реальных отношений со сверстниками, благополучность семейных отношений. Каждый из этих параметров имеет свои составляющие.

  • Игровые способности: игровая активность, произвольность игрового поведения, адекватность выбора социальной роли в игре, умение отыгрывать социальные ситуации, внешняя активность (сотрудничество или агрессивность).
  • Реальные и игровые отношения со сверстниками: решение конфликтов - уход от проблем, социальное поведение (нормы, правила, требования), речевая активность, наличие друзей в группе, коммуникативность (легкость-трудность).
  • Семейные отношения: обыгрывание семейных, ситуаций, семейное благополучие (сведения от родителей).

Для осуществления педагогической коррекции социальной дезадаптации необходимы: работа по снятию напряжения, установлению взаимопонимания, доверия, анализ конфликтных ситуаций, руководство ролевым взаимодействием детей в игре, позитивное стимулирование, использование образов народной сказки как примера для подражания или выработки осознанного отношения к отрицательному персонажу.

Игровая терапия, игровая коррекция поведения, обыгрывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в игре или инсценировке не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют успешной социальной адаптации и в дошкольном учреждении, и в семье.

Вообще, социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта, социальный норм. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в обществе три основных задачи:

  • интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
  • способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
  • сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

  • имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
  • игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
  • групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Социализация - социальная адаптация, это означает соответствие человека социальным требованиям, которые предъявляют к нему.

Таким образом, для эффективного взаимодействия в обществе надо обладать определенным набором навыков и знаний, необходимых для существования. Начнем издалека, подходя к сказке. На начальном этапе у ребенка формируется наглядно-действенное мышление, конечным этапом которой является орудийная деятельность. Затем на основе переложения опыта действия с предметами формируются инвариантные свойства предметов и их схематические образы. Параллельно с мыслительным процессом формируется речевой процесс. Затем эти два процесса сливаются и обогащают друг друга. Слово в себе фиксирует обобщение и набор инвариантных свойств объекта, тем самым стимулируя нахождение и выделение этих основных свойств. Так же слово фиксирует образ объекта и способствует развитию памяти. При наглядно-действенном мышлении приоритетной потребностью деятельности является координация движений, их четкая ритмичность. Ритмичность необходима при ползанье, ходьбе и ряде манипуляторных, последовательных действий. На данном этапе развития ребенка ему помогают ритмизованные стишки, песни-потешки. Данный вид фольклорного творчества способствует организации движений, эмоциональной сферы. Затем при лучшем усвоении слов содержит слой простой культуры, обычаев, простого социального взаимодействия. В этих коротких произведениях уже можно отметить сказочные элементы в виде замещения отношений между людьми отношениями между животными. Данный метафорический прием используется во всех сказках, что способствует с одной стороны более простому восприятию и проецированию межличностных отношений, с другой развивает символизацию, замещение одного предмета другим, что в дальнейшем развивает способность абстрагирования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социальной адаптации дошкольников с нарушением речи

Курсовая работа по развитиюсоциальной адаптации дошкольников с нарушением речи...

Игра как средство социальной адаптации дошкольников

Цели:Создание благоприятных условий для личностной самореализации, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к требованиям социум...

«Социальная адаптация дошкольников с синдромом Дауна в условиях образовательных учреждений – ключевой шаг к интеграции в жизнь общества . »

Воспитание, обучение и социализация детей с нарушениями интеллекта или «особых» детей - сложная социальная и педагогическая задача. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их во...

Мастер – класс на тему «Использование коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников»

Многие ро      Родители желают, чтобы их ребенок рос  любознательным, общительным и контактным. Как помочь детям выйти в современный мир, такой сложный, динамичный? Как н...

Формирование эмоционально-волевой сферы как условие успешной социальной адаптации дошкольников

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или ...

Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»

. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....

Сказкотерапия, как технология социальной адаптации в работе с детьми дошкольного возраста.

Сказкотерапия- это одно из направлений арт-терапии, которое с успехом применяется педагогами  в дошкольных учреждениях.Психика ребенка очень ранима, он только начинает узнавать себя, людей, мир в...