«Венок игр»
картотека (старшая группа) по теме

Халиулина Светлана Викторовна

Игры-драматизации для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon venok_igr_i_igry-dramatizatsii.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Картотека  игр – драматизаций для детей дошкольного возраста ……………6

Библиографический список……………………………………………………..15

Введение

 

«Венком игр» автор называет ряд игр, объединенных общей темой и связанных меж собой смысловыми переходами («смысловыми связками»).

Игры-драматизации относятся к разновидности театрализованных игр с детьми. Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений или собственных инсценировок. В программе «Введение в традицию» под «игрой-драматизацией» понимается такое совместное игровое действие, в ходе которого конкретная драматургическая основа (история, сказка) разыгрывается всеми участниками занятия в процессе подражания пластическому и интонационному рисунку, предлагаемому педагогом.

 «Венок игр» строится на трех, максимум пяти играх: народных или авторских, с яркими, различными игровыми замыслами, а также имеет стихотворные завязку, развязку и «мостики» от игры к игре – смысловые связки.

В отличие от спектакля, игра-драматизация не требует распределения ролей и репетиций. Она дает возможность каждому действовать вместе с героем, сопереживать ему.

Игра-драматизация – это история, «рассказываемая» всеми участниками в действии: пластике, пении, характерных движениях, повторяемых за ведущим.

Первостепенное значение в достижении педагогических возможностей игры-драматизации имеет текст – ее драматургическая основа.

При самостоятельной попытке педагога создать такую игру нужно иметь в виду, что владение рифмой – желательно, но не обязательно. Сюжет может строиться и в виде «белого стиха», в котором большое значение имеет ритмический рисунок текста. Во время игры с детьми педагогу необходимо следить за тем, чтобы его речь и движения были согласованы и выразительны.

При создании игры-драматизации можно воспользоваться и приемом монтажа – выстроить сюжет на основе подбора готовых отрывков, стихов, песенок разных авторов. Нужно только помнить о том, чтобы за словом в таком сюжете предполагалась возможность выражения его в увлекательном действии.  

Простое копирование движений педагога детьми ни в коей мере не подразумевается ни в ходе «венка игр», ни в «игре-драматизации», задача педагога – дать импульс активности детей, точно обозначая в интонации, пластике и «ритмическом рисунке» смысловые акценты.

Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

  • Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.
  • Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.
  • Непосредственная игра детей

ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ

Игры с пением - хороводы

Игры – драматизации стихотворений

Игры – драматизации

Настольный театр

Игры – драматизации

Кукольный театр

Игры – драматизации

Творческие игры

Игры – драматизации

Проза

Организация работы с детьми

Работа с детьми проводится в двух основных формах:

- специально организованная работа педагога с детьми;
- нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Приведем в качестве пояснения небольшой отрывок из осеннего «венка игр» для детей четырех лет. В процессе игр мы выясняем, какие плоды выросли в саду, какие – на огороде, называем, разглядываем их. Каждому ребенку предлагается выбрать и взять из корзины овощей и фруктов только то, что пригодно для супа.

Для детей 5-6 лет

Авторская игра педагога Людмилы Ершовой

– Вы видели, как мама варит суп? Как вода кипит в кастрюле? Как овощи плавают? Мы все будем большой «кастрюлей», про какой овощ споем, тот и прыгнет в «кастрюлю» и будет там быстро бегать, ходить, плавать. Ваша задача – не столкнуться с другими «овощами», особенно когда их будет много, а главное – вовремя услышать, когда мы называем тот овощ, что у вас в руках. (Смысловая связка – реплика педагога. Беремся за руки, образуя большой круг («кастрюля»). Каждому ребенку в руки дается какой-то овощ.)

У мамы в кастрюле кипела вода

И овощи прыгали прямо туда.

Эй, картошка (капуста), в кастрюлю ныряй,

Мама, суп варить продолжай.

Взявшись за руки, быстро идем по кругу. Ребенок, у которого в руках картошка (или другой названный овощ), заходит в круг и бегает внутри.

Повторяем игру несколько раз, перечисляя все необходимые для приготовления супа составляющие.

 (На повторении идем в другую сторону.

Картотека  игр – драматизаций для детей дошкольного возраста 

«Обед»

Собирались на обед:

Наш любимый старый дед,

Бабушка – несет оладушки;

Папа – с ложкой,

Мама – с поварешкой,

Внуки – несут карасей по штуке,

Внучки – несут ягод кучку,

И я! И я!

Вот и вся наша семья!

(Смысловая связка – пальчиковая игра.)

Большой палец правой руки.

Большой палец левой руки.

Указательный палец правой руки.

Указательный палец левой руки.

Средние пальчики.

Безымянные пальчики.

Мизинчики.

Хлопаем в ладоши.

«Кому спасибо?»

За борщ красивый

Кому «спасибо»?

Папа с дедом

По весне

Огород вспахали!

Эх! Ух! Эх! Ух!

Дочки и сыночки

Зернышки сажали!

Эх! Ух! В ямку – бух!

Всей семьею летом

Его поливали!

Эх! Ух! Плюх! Плюх!

Осень настала –

Урожай собрали!

Эх! Ух!

Тянем-потянем,

Вытянуть не можем!        

(Смысловая связка - имитация действий по тексту (или «игра-повторялка»).)

Народная игра «Репка» 

Дети сидят па полу, держа друг друга за талию. Это – «репка».

(Садимся на пол, держась за пояс впереди сидящего, раскачиваясь, поем. «Дедка» стоит перед «репкой».)

Водящий ходит вокруг с песней:

Ох, репка моя!

Репка саженая, огороженная!

Да и кто тебя сажал,

Да и кто поливал?

Огораживал?

Все дети («репка»):

А сажал меня Иван,

Поливал Селиван,

Селиванова жена огораживала!

Ведущий берет за руки первого ребенка, вытягивает со словами:

Тянем, потянем,

Вытянули репку.

Тот, кого вытянули, становится за ведущим, помогает тянуть следующего…

Правила игр для старших детей связаны с выполнением более сложных задач и необходимостью учитывать при этом ряд обстоятельств: что-либо найти, вовремя убежать, отгадать, догнать и т.п.

Например, вариант народной игры «Лень» из «венка игр» «Зимние труды и забавы» (для детей пяти–шести лет), в ходе которого мы знакомимся с традиционными занятиями людей русской деревни во время зимы, а также встречаемся с персонажем «Лень».

Народная игра «Лень»

Сидит, дрожит Лень.

Приодеться Лени лень!

– Лень, вставай, замерзнешь!

– Лень мне!

– Лень, оденься, простудишься!

– Лень!

(Сажаем одного из ребят – «Лень» – на стульчик в центр хоровода, поем. Идем хороводом.)

Сидит, дрожит Лень,

Приодеться Лени лень!

Не одеть ли нам ее?

Не обуть ли нам ее?

Одеть!

Обуть!

Как со молодца – кафтан,

Со старушки – сарафан,

Со молодушки – платок,

С красной девушки – венок!

(Пять–шесть человек одевают на Лень что-либо из своих вещей.)

Выбираем двух «думных бояр». «Думные бояре» становятся в кругу спиной к Лени. Лень снимает с себя по вещице, каждый раз спрашивая: «Думные бояре, что хозяину этой вещицы делать?» Бояре придумывают задание, хозяин вещи

выполняет.

Сидит, дрожит Лень,

Приодеться Лени лень.

Сидит, дрожит Лень,

Приодеться Лени лень.

(Идем хороводом.)

Лень, что ж ты все сидишь?

– Пить, есть хочу!

Чего ж тебе надобно?

– Кушанья царские, питье боярское!

Кто спину не гнет,

Тому ложка в рот нейдет!

А где гнется спина –

Там пшеничка густа:

(Приближаемся хороводом к Лени и отходим обратно. Руки над головой, ладошка – к ладошке над головой.)

С колоска – зерна мешок,

С колоска – зерна мешок,

(опускаем руки перед грудью – «мешок»)

А зимою – пирожок!

(ладошки «лодочкой»)

Попляши, поскачи Лень –

Дадим тебе пить–есть!

Дувай-дувай-дувай-дай, дувай-дай!

(Поем, хлопая в ладоши. "Лень" пляшет под наш напев.)

Простейшая (для удобства восприятия) условная классификация игр может выглядеть так:

 Игры-«повторялки»

Их правила диктуют необходимость уметь действовать одновременно, одинаково и согласованно с другими участниками. Игры данного типа незаменимы для самых маленьких, так как:

– являются первым опытом подчинения общим правилам и простейшим задачам;

– способствуют развитию представлений через характерные, подражательные движения на основе опорных зрительных впечатлений (показ, картинка, слайд и т.п.);

– помогают приобретению опыта совместных действий, развитию доверия между детьми и взрослыми;

– обучают согласованности действий в группе;

– развивают чувство ритма, музыкальность, двигательные навыки и т.д.

В играх детей среднего и старшего дошкольного возраста «повторялки» в чистом виде встречаются редко; в «венке игр» они могут быть адекватны «смысловым связкам».

Игры на внимание

Правила таких игр могут быть связаны с умением в нужный момент точно, не сбившись, выполнить игровые действия.Такие правила способствуют развитию целенаправленного слухового восприятия (например, в игре «Дождик» по соответствующей песенке вовремя спрятаться под «крышу», в игре «Цыплятки и Коршун» – пищать после слов «Коршун летит!»), а также формированию умения четко выполнять простейшие игровые задачи.

Игры - «догонялки»

Игровое правило связано с необходимостью догнать кого-либо, суметь убежать от «водящего». Это любимые игры детей среднего и старшего дошкольного возраста. Они способствуют:

– формированию инициативности и решительности;

– развитию ловкости, ориентации в пространстве, умения подчиняться правилам;

– преодолению страхов (при встрече в игровых обстоятельствах со «страшным» персонажем: Волком, Коршуном, Медведем и пр.).

 Игры - «отгадки»

Правила таких игр связаны с различными задачами: верно определить место какого-либо спрятанного предмета, угадать его название; отгадать по характеру движений суть происходящего (например, профессию) и т.п.

С помощью игр на отгадывание развивается целенаправленное зрительное внимание, сообразительность и многие другие качества.

Игры - «соревновалки»

По их правилам необходимо выполнить игровое действие как можно быстрее. Игры с подобным замыслом развивают решительность, инициативность, сноровку, ловкость, ориентацию в пространстве, волю и т.д. Как правило, они предусматривают деление на команды и, следовательно, формируют «чувство локтя», коллективную ответственность.

ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ

"МЫ - ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА"

Мы сидели на скамейке,

Мы - веселые ребята,

Мы - веселые ребята,

Мы все вместе говорили:

- Правая рука, левая рука (показываем).

Затем повторяем все сначала и добавляем:

- Правая нога, левая нога (выставляем попеременно ноги). Снова повторяем слова и постепенно присоединяем:

- Правое плечо, левое плечо (показываем). Затем, после повтора слов, присоединяем слово голова с движениями. Потом повторяем все вместе.

Примечание: движения руками, ногами, плечами, головой совершаются на протяжении всего текста.

"НОС-УХО-НОС"

Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит:

"Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: "Нос". Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, "лоб", вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо!" (В это время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают то же самое).

Игра повторяется несколько раз. Важна внимательность, реакция.

"МЫ ОХОТИМСЯ ЗА ЛЬВОМ"

Ведущий говорит первую строчку, все хором повторяют:

- Мы охотимся за львом. (Изображают ходьбу на месте.)

- Не боимся мы его.

- Будем биться насмерть с ним.

- И, конечно, победим - чух!

- А что же это там? (Всматриваются, подставляя ладонь ребром ко лбу.)

- А, это топь (болото, лес, гора)!

- Ее не обойдешь. (Показывают рукой как бы обход болота, леса, горы.)

- По ней не проползешь. (Показывают рукой снизу вверх.)

- Надо напрямик! (Снова повторяют все слова.)

- А что же это там? (Всматриваются.)

- А, это же нора!

- А кто же в ней живет?

- Наверно, это лев! (Тихо повторяют все слова.)

- А что же это там?

- А, это хвост! (Громко.) (Убегают, снова преодолевая, уже в обратном порядке, гору, лес, болото, топь.)

"КУПИМ МЫ С БАБУШКОЙ"

Игра о покупках. А вы любите делать покупки? Вот и помогите.

Ведущий: Вы будете повторять за мной слова и делать те же движения, что и я:

- Купим мы с бабушкой себе курочку.

- Курочка по зернышку - кудах-тах-тах. (Бьем руками по коленям.)

- Купим мы с бабушкой себе уточку.

- Уточка - утя-тя-тя. (Руки перед собой крест-накрест, извиваются, будто уточка плывет.)

Повторяем все сначала и добавляем:

- Купим мы с бабушкой себе индюшонка.

- Индюшонок - фу ты, ну ты. (Размахиваем руками.)

Снова повторяем все сначала и добавляем:

- Купим мы с бабушкой себе поросенка.

- Поросенок - хрю-ки, хрю-ки. (Крутим кулачками перед носом, создается впечатление пятачка.)

Снова перечисляем всех, кого купили с бабушкой, и присоединяем,

- Купим мы с бабушкой себе коровенку.

Коровенка - му-ки, му-ки. (Бодаемся рогами.)

- Купим мы с бабушкой себе лошаденку.

- Лошаденка - ну-ки, ну-ки. (Руки вперед, натягиваем "вожжи" на себя.)

- Купим мы с бабушкой себе собачонку.

- Собачонка - ав-ав. (Руками загребаем "уши".)

- Купим мы с бабушкой себе кисоньку.

- Кисонька - мяу-мяу. (Движение руками перед носом, как бы кошка умывается.)

- Купим мы с бабушкой себе телевизор. (Показываем руками телевизор.)

- Телевизор - время - факты. (Время - поднятая рука, факты - опустить руку перед собой.)

- Дикторша - ля-ля, ля-ля. (Машем руками у рта.)

Нельзя забывать, что после того, как что-то купили, все предыдущие покупки повторяются сначала.

Библиографический список:

1. Боровик О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации. – М.: Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2000. – 55 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: «Союз», 1997. – 93 с.
3. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. – 1987. - № 1 С. 45 – 50.
4. Доронова Т.Н. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2004. – 125 с.
5. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. - № 2. – С. 54 – 60.
6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 235 с.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей детей 1 младшей группы на весь учебный год

Памятки на темы:"Адаптация ребенка к условиям ДОУ","Психологические  особенности детей раннего возраста""Игрушки для ребенка""Секреты хорошего аппетита""Как избежать травм во время занятий физиче...

ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ ВЕНОК

Сценарий праздника для детей старшей группы, посвящённый основным государственным праздникам весеннего сезона(8 марта, День космонавтики, Первомай,  День Победы). Может проводиться как завер...

Тема: "Венок дружбы"

Все мы знаем, что Россия – страна интернациональная, на ее территории проживает огромное число народностей. Но что знаем мы о них? Я думаю,  что совсем не много. Поэтому, мы познакомимся се...

Проект "Весь мир в семье от матери"

В старину говорили: «Без мужа, что без головы; без жены, что без ума», «утро вечера мудренее, жена мужа удалее» - что это как не отражение главенствующего положения женщины в семье, закрепленное...

Аналитическая справка на воспитателя о проверки документации на весь учебный год

В этом документе вы найдете полное описание, как нужно правильно вести проверку документации....

Аналитическая справка на воспитателя о проверки документации на весь учебный год

В этом документе вы найдете полное описание, как нужно правильно вести проверку документации....

конспект занятия "Венок Осени" подготовительная группа

Обобщить  представления детей  об основных приметах осени; развивать внимание, мышление, воображение, речь, мелкую  моторику рук....