Опыт работы на тему "Использование авторского художественного слова в работе с детьми раннего возраста"
материал (младшая группа) по теме

Смирнова Ольга Ивановна

Дети раннего возраста очень эмоциональны и, общаясь с ними, невольно замечаешь их тягу ко всему прекрасному, яркому, интересному. Это касается не только окружающих малыша игрушек, предметов, природы, музыки, но и образного художественного слова. Малыши лучше воспринимают яркую насыщенную художественным словом речь взрослого, чем «сухие» высказывания в их адрес. До наших времён дошло к нам замечательное устное народное творчество в виде потешек, пестушек, прибауток, которые бесспорно необходимо использовать в работе с малышами. В то же время, на практике зачастую приходится сталкиваться с тем, что довольно сложно найти стихотворный текст, который бы полностью отвечал возрастным особенностям воспитанников, и был бы уместен к использованию в той или иной жизненной ситуации. Внести в детскую жизнь свежую струю, наполнить позитивными эмоциями повседневные бытовые ситуации, режимные моменты, игровую деятельность мне позволяет художественное слово собственного сочинения. На протяжении ряда лет мною успешно реализуется система работы с детьми раннего возраста, основанная на повсеместном использовании авторского художественного слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskoe_khudozhestvennoe_slovo_dlya_malyshey.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему

«Использование авторского художественного слова

в работе с детьми раннего возраста»

        Автор: Смирнова Ольга Ивановна, старший воспитатель        

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада №31 городского округа Вичуга

       Дети раннего возраста очень эмоциональны и, работая с ними, невольно замечаешь их тягу ко всему прекрасному, яркому, интересному. Это касается не только окружающих малыша игрушек, предметов, природы, музыки, но и образного художественного слова. Малыши лучше воспринимают яркую насыщенную художественным словом речь взрослого, чем «сухие» высказывания в их адрес.      

       До наших времён дошло к нам замечательное устное народное творчество в виде потешек, пестушек, прибауток, которые бесспорно необходимо использовать в работе с малышами. В то же время, на практике зачастую приходится сталкиваться с тем, что довольно сложно найти стихотворный текст, который бы полностью отвечал возрастным особенностям воспитанников, и был бы уместен к использованию в той или иной жизненной ситуации.

       Внести в детскую жизнь свежую струю, наполнить позитивными эмоциями повседневные бытовые ситуации, режимные моменты, игровую деятельность позволяет художественное слово собственного сочинения.      

       Особенно важно использование художественного слова в период адаптации, когда эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, и он испытывает массу отрицательных эмоций. Поэтому основная цель моей работы – способствовать благоприятному прохождению детьми раннего возраста периода адаптации за счёт широкого использования авторского художественного слова.

       Достижению цели способствует реализация следующих задач:  

- установление доверительных отношений с детьми, снятие негативных переживаний и эмоционального напряжения;

- развитие игровой деятельности малышей;

- расширение содержательной и эмоциональной стороны режимных моментов.

       На протяжении ряда лет мною успешно реализуется система работы с детьми раннего возраста, основанная на повсеместном использовании авторского художественного слова.

       Данная работа начинается с момента поступления малыша в дошкольное учреждение. Снять негативные переживания по поводу разлуки с матерью, отвлечь, развеселить, привлечь внимание к  игрушке позволяют небольшие по объёму стихотворные тексты, сопровождающие малыша в течение дня. Зачастую они придумываются «на ходу» и носят ситуативный характер взаимодействия с малышом. Это побуждает ребёнка эмоционально откликаться на происходящее вокруг него, а педагогу установить доверительные отношения со своими воспитанниками.

       На следующем этапе взаимодействия, авторское художественное слово способствует развитию первых сюжетных игр малышей. Малыш подходит к заинтересовавшей его игрушке, рассматривает, манипулирует ею, и художественное слово в этот момент позволяет ненавязчиво усилить  его радость от общения с игрушкой.  В предметных действиях с игрушкой у малыша вначале можно наблюдать довольно ограниченный набор действий, большинство из них манипулятивные. Но стоит прочесть уместное в данном случае небольшое стихотворение, как бессмысленные действия малыша превращаются в игровые – погладить, покормить, покатать на машинке и т.д.   Включение авторского художественного слова в детскую игру, позволяет заметно повысить её эмоциональный уровень, делает её более интересной и продолжительной. Для реализации данной задачи в моём арсенале имеется много стихов об игрушках (см. приложение).  

       Зачастую педагогу, работающему с детьми раннего возраста, приходится сталкиваться с детскими капризами по поводу отказа от выполнения тех или иных важных режимных процедур – умывания, кормления, укладывания на сон. Избежать данных неприятностей мне позволяет включение образного слова собственного сочинения в режимные моменты (см. приложение).    

       Подобный подход позволяет добиваться высоких результатов в деле воспитания и развития детей раннего возраста, главным из которых является успешное прохождение малышами периода адаптации (ежегодно у 85-90% вновь поступивших детей отмечается лёгкая степень адаптации, на протяжении многих лет мы не наблюдаем тяжёлых случаев течения адаптационного процесса).    

       Ежедневная работа с детьми раннего возраста доказывает необходимость и широкую возможность использования художественного слова (в том числе и авторского), включения его как в повседневные бытовые ситуации, так и в непосредственно организованную образовательную деятельность.  Оно несёт большое воспитательное значение, помогает малышам ярче познавать окружающий мир, а авторский подход к использованию художественного слова позволяет внести элементы новизны и разнообразия, сделать любой режимный момент или игровую деятельность интереснее и динамичнее.

Приложение

Стихи об игрушках

Машина

Вот машина быстро мчит

И колёсами шуршит.

А шофёр в ней не простой,

Это Мишка – зверь лесной!

А у Мишки-то, у Мишки –

Полосатые штанишки.

Эй, шофёр, возьми и нас,

Покатаемся сейчас!

            Волчок

Чок-чок, чок-чок,

Ты крутись, вертись, волчок.

Ты быстрей, быстрей вертись,

Только на бок не ложись.

Если ляжешь на бочок –

Подниму тебя, волчок,

Подниму и закружу,

Хорошо с тобой дружу!

Кукла Маша

Кукле Маше бант завяжем,

Платье новое сошьём.

Вместе с нею мы попляшем,

Вместе песенку споём.

               Мяч

Если грустно, ты не плач,

А бери-ка в руки мяч.

Хлопнешь, бросишь – побежит

И тебя развеселит.

Мурка

Кошка Мурка голодна,

Просит Мурка молока.

Где тарелочка у нас? –

Молочка нальём сейчас!

         Мышка

Маленькая мышка -
Серенький хвостишко.

Живёт мышка в норке

И грызёт там корки.        

Жук

Над полянкой жук летит

Толстый и усатый.

Звонко-звонко он жужжит.

Слышите, ребята?

         Стрекоза

Стрекоза, стрекоза –

Большущие глаза.

Высоко ты летишь,

На меня ты глядишь.

Крыльями машешь,

В воздухе пляшешь.

Попляши-ка, попляши,

Пусть посмотрят малыши!

Кот Васька

Ходит Васька – хвост трубой,

Он пушистый и смешной.

Рядом с Оленькой (Катенькой) он сел,

Оле песенку запел – мур-мур-мур!

          Карусели

В карусели мы уселись,

Карусели завертелись.

С ветерком, как мы хотели,  

Карусели полетели.

Та-ра-ра, та-ра-ра –

Хороша у нас игра.

Карусель остановилась,

Детвора повеселилась.

Лиса

Вот красавица лесная,

На ней шубка дорогая.

У лисицы хвост трубой

И пушистый, и большой.

Остроумна и хитра.

Кур уносит со двора.

Зайчик страсть её боится,

Плачет: «Съест меня лисица,

Не хочу встречаться с ней,

Спрячусь где-нибудь скорей».

Мышка тоже в норке скрылась,

Потихонечку сидит.

Чтоб лиса к ней не явилась,

Мышь притихла, не пищит.

Стихи к режимным моментам



Нагулялась детвора,

На обед идти пора.

Ждёт вас супчик и салат,

Ждёт компотик всех ребят.

Разбирайте ложечки,

Ешьте понемножечку.

Хлебушка берите,

Сильными растите.

            

Варит повар деткам суп,

Вкусный суп из разных круп.

Овощей добавил он,

Чтоб вкуснее был бульон.

Вкусный супчик варится –

Деткам он понравится!



Ваня, ложечку держи,

Да смотри не урони.

В ручке ложечка блестит,

С Ваней ложка говорит:

«Ты держи меня, Ванюша,

Мною супчик вкусный кушай.

Если дружишь ты со мной –

Сытым будешь, мой родной!»

           

Мышка кашки наварила,

Всех ребяток угостила:

Вот – Серёже ложечку,

Машеньке немножечко.

И Павлуше черпачок положу на язычок.

Мышка кашку разделила –

Всех ребяток накормила!            



Спи, усни, моя малышка,

Спать легли на полку книжки,

Спать легли твои игрушки –

Зайка, Мишка,  все зверушки.

Все цветы спят на окошке,

Спит и Мурка – наша кошка.

Сладкий сон ко всем пришёл

И тебя не обошёл.

           

Детки в спаленку идут,

Там уж их кроватки ждут.

Всех укроет одеяло,

Чтоб теплей ребяткам стало.

Ну а мягкая подушка

Вам согреет щёчки, ушки.

Закрывайте глазки,

Расскажу вам сказку.  



Наша Катя (Маша) наигралась

И теперь проголодалась.

Ручки вымыла и вот –

Уж она за стол идёт.

Села Катенька на стульчик,

Вот тебе, Катюша, супчик.

Держи красиво ложечку,

Кушай понемножечку.

Супчик скушала? – вот каша,

Кушай, маленькая наша.

Быстро бегали чтоб ножки,

Кашку скушай всю до крошки.

Вот компотик Катеньке,

Вкусный он, да сладенький.

Крепко чашку ты держи,

Не облейся, не спеши.

             

Катя (Маша) целый день играла,

Пела, прыгала, плясала,

Надо Кате отдыхать,

Ей пора ложиться спать.

А кроватка уже ждёт,

Катю лечь она зовёт.

Хороша кроватка,

Спи, Катюша, сладко.



Наши детки одеваются,

На прогулку собираются.

Быстро на ножки надели сапожки.

Что же дальше надевать?

Нужно это деткам знать.

По порядку надеваем кофту, шапочку, пальто.

Ничего не забываем, чтобы было нам тепло.

Осталось шарфик завязать, и теперь пойдём гулять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подборка  пословиц, загадок, стихов в помощь родителям...

Роль художественною слова в развитии речи детей раннего возраста.

В раннем возрасте активно развивается нервная система, совершенствуется двигательный аппарат, крепнет весь организм. Ребенок может уже сдерживать свои желания, но на короткое время, быстро утомляется ...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Глава I. Теоретическая часть ……………………………………………………………...1.1.            Актуальность проблемы развития речи и ознакомления с окружающим у детей ра...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Глава I. Теоретическая часть ……………………………………………………………...1.1.            Актуальность проблемы развития речи и ознакомления с окружающим у детей ра...

Художественное слово на прогулках с детьми дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)

 Использование художественного слова необходимо воспитателю в педагогической деятельности. Использование стихов, загадок, потешек, скороговорок помогут воспитателю сделать прогулки с детьм...

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию ( аппликация ) с детьми раннего возраста. Тема: "Воздушные шары"

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию ( аппликация ) с детьми раннего возраста....

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребёнка осуществляется в его повседневном ...