"Здравствуй, это Я"
методическая разработка по теме

Представление опыта работы на зональном методическом объединении по теме "Игровые занятия со старшими дошкольниками с ОНР  в период адаптации к условиям новой группы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zmo_po_adaptatsii.docx49.38 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы

на зональном методическом объединении

педагога-психолога МДОУ ДСКВ №21 «Аист» гп. Запрудня

Липатовой Татьяны Александровны

по теме:

«Игровые занятия со старшими дошкольниками с ОНР

в период адаптации к условиям новой группы»

Московская обл., Дубна

2013г.

В числе приоритетных стратегий модернизации современного образования одной из ведущих является социализация дошкольников, что подтверждается  и в требованиях к результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: «К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень интегративных качеств ребенка:

  • Любознательный, активный. 

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

  • Эмоционально отзывчивый. 

Откликается на эмоции близких людей и друзей.

Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. 

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо".

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

Процесс социализации обычно рассматривают как «процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщения к системе социальных связей» (Андреева Г.М.). Однако социализация это, в первую очередь,  адаптация к культурным, психологическим и социальным факторам. 

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада изучена достаточно основательно: выявлены сроки адаптации, факторы ее успешности, разработаны рекомендации для родителей и т.д. И, тем не менее, внимания заслуживают вопросы адаптации детей старшего дошкольного возраста к условиям новой группы ДОУ. Это доказывает и опыт работы в детском саду комбинированного вида, специфика которого такова, что каждый год происходит набор в  логопедические группы. Тот период, когда дети начинают посещать старшую логопедическую группу, является для них адаптационным периодом – периодом знакомства с новыми помещениями и оборудованием, периодом выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми, участвующими в педагогическом процессе.

Неоднородность дефекта у дошкольников с общим недоразвитие речи распространяется не только на речевое нарушение, но и на особенности познавательной сферы и обусловливает ряд вторичных и третичных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений; недостатки памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания; снижение уровня обобщений; недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, которые сочетаются с недостаточным уровнем развития регуляторных функций. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали многие исследователи. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Отмечается снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации, неумение ориентироваться в ситуации общения (Г.В. Чиркина, Л.Г. Соловьева).

Актуальность проблемы обусловила необходимость поиска условий, обеспечивающих успешность адаптации старших дошкольников в новой группе детского сада, с учетом психологических особенностей детей с общим недоразвитием речи.

На основе изученной литературы и систематического включенного наблюдения были выделены следующие условия, необходимые для успешной адаптации:

  1. Формирование благоприятного психологического климата в группе, атмосферы доверия.
  2. Формирование у детей адекватной самооценки.
  3. Развитие умения различать индивидуальные особенности свои и других людей.
  4. Помощь в овладении языком эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния, формирование способности к эмоциональной саморегуляции.
  5. Развитие навыков социального поведения, чувства принадлежности к группе, социальной уверенности.
  6. Воспитание желания учитывать и уважать интересы других, умение сотрудничать и находить общие решения в конфликтных ситуациях.
  7. Использование  методик развития общей и мелкой моторики, кинезиологических комплексов, снятие психоэмоционального напряжения и зажимов.
  8. Формирование познавательной активности и развитие познавательных процессов.

В связи с вышеизложенным, была разработана программа игровых занятий «Здравствуй, это Я!» направленная на развитие социально-личностной и познавательной сферы детей дошкольного возраста 5 – 6 лет в период адаптации. При составлении программы были использованы следующие методические пособия и программы: «Я, Ты, Мы» (Князева О.Л., Стеркина Р.Б.), «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и хвастаюсь», «Я учусь владеть собой» (Крюкова С.В., Слободяник Н.П.), «Программа социально-личностного развития дошкольников «Познаю себя»» (Корепанова М.В.), «Вкус и запах радости» (Никифорова Л.А.), «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения» (К. Фопель), «Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет» (Семенака С.И.), «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия»  (Семенака С.И.),  «Развитие социальной уверенности у дошкольников» (Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н., Молостова Н.Ю.), «Учим общаться детей 6 – 10 лет» (Максимова А.А.), «Психогимнастика» (Чистякова).

Основные принципы организации программы: 

- Установление партнерских отношений с детьми.

- Интеграция, предполагающая взаимосвязь содержания социально-эмоционального развития с другими направлениями образовательной деятельности.

- Организация воспитательно-образовательного процесса с учетом актуального состояния развития ребенка.

- Системность подачи материала.

- Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного образовательного учреждения и в семье.

Структура программы:

I раздел – «Уникальное Я» 

Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя, способствовать становлению толерантности по отношению к другим.

II раздел – «Я и мои эмоции».

Темы данного раздела предполагают обучение детей выражению своих эмоций так, чтобы они были понятны окружающим, пониманию по внешним проявлениям чувств испытываемых другим человеком, анализу причин их возникновения.

III раздел – «Я и другие». Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Важно научить детей правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам. Для этого детям предлагаются проблемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками. Данный раздел призван обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстникам, нормам и правилам общения. При этом важно помочь детям понять, что делать совместную работу не только интересно, но и трудно: для этого нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к соседям по игре и уважать их мнение.

Учебный план

Раздел

Тема занятия

Количество

занятий

«Уникальное Я»

«Кто Я?»

1

«Какой Я?» (автопортрет)

1

«Я знаю, я умею, я могу»

1

«Моя семья»

1

«Такие разные и такие похожие»

1

«Мальчики и девочки»

1

«Я и мои эмоции»

«Мое настроение»

1

«Радость»

1

«Удивление»

1

«Страх»

1

«Гнев»

1

«Обида»

1

«Вина»

1

«Наши эмоции»

1

«Я и другие»

«Понимаю других – понимаю себя»

1

«Зачем нужны правила?»

1

«Как вести разговор»

1

«Играем вместе»

1

«Уметь дружить»

1

«Мир, в котором я хотел бы жить»

1

Итого:

20 занятий

Занятия проводятся с подгруппой детей один раз в неделю, их продолжительность составляет  25-30 минут.

Структура занятия:

  1. Вводная часть. Цель  - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. В этой части занятия проводятся игры-приветствия, игры с именами.
  2. Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной сферы, социальных навыков и познавательной сферы ребенка.
  3. Заключительная часть. Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение общей игры-забавы, обобщение знаний, полученных на занятии.

На занятиях используются:

Элементы саморегуляции. Для формирования эмоциональной стабильности  важно научить ребенка управлять своим телом. Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью во время занятия используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми, дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств. Упражнения позволяют детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Психогимнастика. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера. Психогимнастика включает в себя этюды и упражнения, направленные на развитие и коррекцию как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. На занятии также используются этюды на тренировку отдельных групп мышц, выражение основных эмоций.

Например:

«Тряпичная кукла и солдат»

Цели: Эта простая игра поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены.

Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Покажите детям эту позу.)

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными... Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.) Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом... (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой... Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...

«Дрожащее желе»

Цели: игра помогает пробудить новые жизненные силы после долгой сидячей работы, требующей сосредоточенности.

Инструкция: Подойдите все ко мне и встаньте напротив, плотно прижавшись друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе — это блюдо с желе. Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое? Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе. Я сейчас начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как вам надо раскачиваться, следите за моими руками... (В течение одной минуты взрослый показывает, как  держит в руках огромное блюдо и встряхивает его, сначала легко, а потом все сильнее и сильнее) Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставила ее на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться... Начинайте таять, опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны.

Ролевые и имитационные игры. Игра в жизни ребенка, особенно дошкольника, играет особую роль. В сюжетно-ролевых играх ребенок получает возможность как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, свои знания и умения. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. Цель ролевых и имитационных игр на занятии – показать «трудным» детям, что все остальные к ним доброжелательно относятся и готовы сказать им что-то приятное.

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности с элементами арт-терапевтических техник (авторская разработка цикла занятий для изостудии) Рисование несет множество развивающих функций: развивает конкретно-образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различного рода эмоций. На занятиях дети рисуют как индивидуально, так и  малых группах.

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений.

Особо значимой причиной нарушения социальной адаптации старших дошкольников в группе чаще всего является несформированность 3 групп коммуникативных умений: группа информационно-коммуникативных умений (умения вступать в процесс общения; ориентироваться в партнерах и ситуациях общения; соотносить средства вербального и невербального общения), группа регуляционно-коммуникативных умений (умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению; доверять, помогать и поддерживать тех с кем общаешься; применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач; оценивать результаты совместного общения) и группа аффективно-коммуникативных умений (умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга).

 Например:

Игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных умений:

«Разговор через стекло»

Цель: развить умение использовать мимику и жесты.

Детям предлагается представить ситуацию, когда у них нет возможности сообщить что-либо друг другу словами (например, прощание на вокзале, когда один находится в вагоне, а другой на перроне; их разделяет звуконепроницаемое стекло). Ребята должны лишь с помощью жестов  договориться о чем-то очень важном и срочном.

«Передай указание»

Цель: развить умение внимательно слушать собеседника.

Между детьми распределяются роли капитана, адъютанта, дежурного сержанта, капрала и двух солдат. Детям объясняется, что они должны внимательно слушать указания предыдущего игрока и как можно точнее передавать его следующему участнику игры. Затем все играющие выходят из помещения. В группе остается только капитан, взрослый сообщает ему указание, которое необходимо передать другим участникам игры. Последний участник сообщает указание всем незадействованным в игре детям, которые наблюдали и оценивали действия и высказывания играющих. После того как заслушаны все варианты сообщений, педагог вместе с детьми анализирует ошибки и неточности, которые были допущены играющими, выясняет причины искажения ими информации. В результате такого обсуждения ребята приходят к выводу, как важно владеть умением внимательно слушать собеседника и точно и корректно передавать сообщение.

«Подарки»

Цель: развить умение благодарить, определять мнение и отношение к себе товарищей по общению.

Детям предлагается разыграть ситуацию празднования дня рождения одного из своих товарищей. Поскольку на день рождения принято дарить подарки, взрослый говорит ребятам, что каждый из них должен подарить имениннику то, что могло бы его по-настоящему порадовать, и, так или иначе, охарактеризовать автора подарка. Выбирается «именинник», ему дается задание угадать автора подарка, поблагодарить его и ответить на вопрос: «Почему подарили именно этот подарок?» «Именинник» выходит за дверь. Остальные дети говорят педагогу о том, какой «подарок» каждый из них «подарит» имениннику на день рождения. Взрослый составляет список «подарков». Входит «именинник». Педагог называет ему  из списка подарок и спрашивает, кто его «подарил». После церемонии вручения подарков «именинник» благодарит ребят и называет подарок, автора которого ему легче всего было отгадать и почему именно.

Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений:   

«Детектив»

Цели: развить умение определять внутренний мир человека, учить внимательно относится к своим товарищам.

Педагог ставит перед детьми непростую задачу: найти по особым приметам потерявшегося товарища. Для этого ребята выбирают опытного «детектива», который должен только лишь при помощи «засекреченных» вопросов, задаваемых «свидетелям», найти пропавшего. «Детектив» выходит из помещения, а дети договариваются между собой, кого из всех участников игры, включая «детектива», они будут искать. «Детектив», вернувшись, должен отгадать, кого загадали дети, задавая вопросы типа: «Каким бы был этот человек, если бы он превратился в дерево, стал бы ветром, был бы животным, цветком и т.д.?» «Свидетель», которому задан вопрос, должен описать предмет или явление, используя ассоциации с характеристиками загаданного человека: его рост, цвет волос, особенности внешности и характера, темперамент и др. Напрямую описывать нельзя.

Если «детектив» находит «пропавшего», то следующим «детективом» становится тот участник, по описанию которого «детектив» догадался о правильном ответе. Победителем будет тот «детектив», кто определит загаданного, опросив как можно меньше «свидетелей».

«Клеевой ручеек»

Цели: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью, учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой педагог беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно многое сделать.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. Непременное условие: на протяжении всей игры дети не должны отцепляться друг от друга.

Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.

Упражнения для развития мышления:

-        выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать - толкование пословиц и метафор и т.д.; моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв; складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы; игра «Исключение лишнего»,  «Квартет», «Подскажи словечко».

Упражнения для развития внимания:

-        «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чём играют?», «Звук потерялся», «Угадай, что делают?», «Найди пару», «Где мой домик?», «Кто знает, пусть дальше считает», игра «IV лишний», «Узнай по описанию», «Телефон», «Отгадай сказку по отрывку», «Найди отличия», «Танграм»,  «Найди тень», «Строители».

Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания:

-        длительная сортировка и нанизывание бусинок; лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца); чтение алфавита, которое перемежается со счётом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д.; «Смешанный лес» - наложенные изображения; «Нарисуй круг и треугольник» (рисование одновременно двумя руками)

Развитие образной памяти:

-        рисунок-схема; пробы Хеда (определение схемы собственного тела); тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь) и т.д.

Развитие оперативной памяти:

-        «Воспроизведение геометрических фигур»; игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например, игра «Найди клад»; «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности); «Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение). Порядок построения детей изображён схемой. По команде цепочка рассыпается, задача ведущего (ребёнка) – собрать цепочку в прежней последовательности; «Что изменилось?»; отстукивание ритмов «Телеграфист»; рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток);  «Разведчики»

Развитие зрительного восприятия:

-        игра «Что изменилось?»; «Отгадай сказку по иллюстрации»; срисовывание фигур (учитывать пропорции); дорисовывание фигур с недостающими деталями; письмо букв и слов по шаблонам.

Задания  на развитие элементарных математических представлений, совершенствование пространственно–временных ориентировок, звукослогового анализа и синтеза (математические задачи, «Выполнение поручений», «Печатная машинка», «Живая цепочка» (без вспомогательной схемы), числовые ряды, «Заселение жильцов», «Какой по счету», «Какой по счету звук», «Телефон»).

Пальчиковая гимнастика или упражнение на развитие мелкой моторики.

Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».

Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов  по контуру и без него.

Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

Работа с пластилином (лепка).

Спичечный тренинг - выкладывание фигур из спичек (палочек).

Элементы групповой дискуссии. Проблемные ситуации позволяют ребенку самостоятельно найти решение, услышать многообразие мнений других детей по тому или иному поводу.

Беседы. Во время беседы у ребенка вырабатывается привычка слушать собеседника, делиться с ним своими мыслями, высказываться в коллективе. Беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально-нравственного воспитания. Для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определенного волевого усилия: преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других.

Работа с пособиями. Применение различных средств наглядности активизирует внимание детей, способствует более прочному усвоению материала. Наглядные пособия используются с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки знаний полученных детьми на предыдущих занятиях. На занятиях используется дидактический материал: карточки, картинки, схемы, пиктограммы.

Предполагаемые итоги реализации программы «Здравствуй, это Я!»: 

  • Стабилизация эмоционального фона, снижение тревожности;
  • повышение уверенности в своих силах;
  • осознание собственной индивидуальности и индивидуальности других;
  • адекватное использование вербальные и невербальные средства общения, овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • умение различать эмоции по схемам – «пиктограммам»; умение передавать заданное эмоциональное состояние;
  • установление и поддержание контактов, сотрудничество и решение конфликтных ситуаций адекватными способами;
  • оказание помощи другим детям в трудной ситуации;
  • повышение уровня познавательной активности;
  • развитие речи и познавательных процессов.

Список используемой литературы:

  1. Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду и начальной школе» - М.: ТЦ Сфера, 2003
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1999
  3. О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Я, Ты, Мы: Социально – эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.» – М.: «Просвещение», 2005.
  4. М.В. Корепанова «Программа социально-личностного развития дошкольников «Познаю себя»»
  5. С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие» – М.: «Генезис», 2006.
  6. А.А. Максимова «Учим общаться детей 6 – 10 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2005
  7. В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет» – СПб.: Речь, 2006
  8. Л.А. Никифорова «Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы» – М.: «Книголюб», 2005.
  9. М.А. Панфилова «Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей» – М.: «Гном и Д», 2001.
  10. Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова «Развитие социальной уверенности у дошкольников» - М.: «ВЛАДОС», 2003
  11. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
  12.  Семенака С.И.  «Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет» - АРКТИ, 2005 г.
  13.  Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия»
  14. А.Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  15. И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников»- М.: ЛРКТИ. — 2008.
  16.  К. Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения»
  17. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи.// Дефектология. – 1994, №2.
  18.  М.И. Чистякова. «Психогимнастика» – М.: «Просвещение», 1995

Примеры игр:

«Чьи вещи?»

Цель: закрепить имена работников детского сада (в случае наличия  вновь пришедших детей).

Заготовить атрибуты различных профессий (градусник-медсестра, врач; половник - повар, стиральный порошок - прачка, музыкальные инструменты -музыкальный руководитель и т.д.). Педагог говорит, что к ним в гости приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь; просит ребят разобраться, где чьё. Дети должны не просто назвать профессию, но и назвать хозяина этой вещи. Например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра».

«Чей голосок?»

Цель: знакомство детей друг с другом, узнавать друг друга по голосам.

Дети садятся полукругом, ведущий - впереди всех, спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал.

«Назови имя»

Цель: знакомство детей друг с другом.

Тот, кому бросают мяч, поймав его, называет своё имя.

Усложнение: поймав мяч, назови имя детей, стоящих слева и справа от тебя.

Вариант игры: Дети со взрослым стоят в кругу. Ведущий держит мяч. Названный ребёнок ловит мяч, называет своё имя и имя того, кому бросает мяч.

«Исследование лица».

Дети разбиваются на две шеренги, встают лицом  друг к другу. Дети одной шеренги закрывают глаза, в другой меняются местами и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют имя. (Условие: дотрагиваться до одежды нельзя).

«Рассказ по кругу»

Взрослый начинает рассказ (сказку). Каждый ребёнок по очереди продолжает рассказ (сказку), добавляя в него по 1-2 предложения. Участвуют все дети,  сидящие в кругу.

«Зеркало»

Учащиеся по парам стоят лицом друг к другу. Один из партнёров - «зеркало», другой - человек, стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять все движения человека, отражать выражение лица, настроение.

«Рисование с партнёром»

Дети делятся на пары, садятся за столы. На столе альбомный лист, разделённый на 2 части вертикальной линией. Каждый ребёнок начинает рисовать на стороне партнёра. (Тема  любая. Условия: соблюдать тишину, не тянуть время).

«Новоселье»

Цель: формирования чувства единения с группой.

Детям предлагается нарисовать свои портреты и поселить их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем все вместе раскрашиваем дом красками.

«Кто быстрее?»

На столе лист бумаги, на котором нарисованы «простые»  предметы (грибки, мячи, лодочки, домики и т.д.)- их надо раскрасить в 2-3 цвета, на столе одна коробка с карандашами. За столом двое детей. Они должны договориться о том, чтобы  один из них закрашивал одним цветом, а другой - другим.

«Рукавички»

Вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым орнаментом по помещению. Орнамент не раскрашен. Дети расходятся по комнате. Отыскивают свою «пару», отходят, и с помощью 3-х карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить одинаковые рукавички. Победителей поздравляют.

 «Рисование по заказу»

Дети, разбившись на пары, сидят напротив друг друга. В центре стола ширма. Один ребёнок говорит другому, что нужно нарисовать (цвет, форма, величина предмета). Другой ребёнок рисует за ширмой. Если ему что-то непонятно уточняет. Готовый рисунок дарится тому, кто его заказывал.

 «Двое с одним карандашом»

Условия игры: партнёры не должны разговаривать друг с другом, общение между ними может быть только невербальным.

Материалы: каждой паре нужны один большой лист бумаги и фломастер (карандаш).

Инструкция:  «Разбейтесь на пары и сядьте за стол своим партнёром. Положите на стол лист бумаги. Сейчас вы - одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одним и тем же карандашом. При этом строго следуйте правилу, запрещающему говорить друг с другом. Вы не должны договариваться заранее о том, что будете рисовать. Оба человека в паре должны постоянно держать карандаш  в руке, не выпуская ни на мгновение. Постарайтесь понимать друг друга без слов. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнёра, чтобы  увидеть, как он себя  при этом чувствует и понять, что вы хотите нарисовать. А вдруг он хочет нарисовать что-то совсем другое? У вас 3-4 минуты времени.

Анализ упражнения: Что ты нарисовал, работая в паре со своим партнёром? Сложно ли было вам рисовать молча? Пришёл ли ты со своим партнёром к одному мнению?

«Снежный ком»

Первый участник игры называет своё имя. Следующий - повторяет его, затем называет своё. Третий участник повторяет два имени и называет своё. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовёт по именам всю группу.

«Что изменилось?»

Каждый ребёнок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, причёске детей, можно пересесть в другое место ( но не больше 2-3 изменений), все изменения должны быть видимыми. Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй, здравствуй праздник мам!

Развлечение посвящённое мамам,  создавать у детей праздничное настроение, учить делать добрые дела и поступки,  воспитывать в детях любовь к родным и близким людям маме, бабушке, сестре...

Здравствуй, здравствуй, елочка! Здравствуй, Новый год!

Сценарий новогоднего утренника для старшей группы...

" Здравствуй, солнце! Здравствуй , лето!

Сценарий летнего праздника....

Новогодний праздник " Здравствуй,здравствуй Новый год!"

- Добрый день! Дамы и господа! - Здравствуйте, дорогие наши гости! -Мы с радостью приветствуем всех на новогоднем пред­ставлении.- Надеюсь вы узнали нас? - Да!- Ну, тогда угадайте, кто я? -  Прин...

"Здравствуй, здравствуй Новый год" 2 младшая группа

Он прямо с ёлки спрыгнул – прыг! Такой уж он, друзья, шутник! Петрушка  в гости поспешил, колпачок надеть решил. На нём бубенчики звенят, развеселить ребят хотят! Озорной Петрушка...

Проект "Здравствуй здравствуй Новый год. Здравствуй , здравствуй -Ёлка"

В данном проекте системаиизирован материал о традициях празднования Нового года....